Народный артист РСФСР Анатолий Борисович Кузнецов родился 31 декабря 1930 г. в Москве, в семье певца Бориса Кузнецова.
В детстве и юношестве учился в музыкальной школе, а затем выдержал экзамены в Музыкальное училище имени Ипполитова-Иванова на вокальный факультет. В училище Анатолий обратил на себя внимание педагога по актерскому мастерству, которая посоветовала Кузнецову поступить в театральное училище.
Следуя ее рекомендации, Кузнецов подал документы сразу в два вуза - в Щукинское училище и Школу-студию МХАТ, и был принят в оба, однако по совету двоюродного брата Михаила, известного артиста кино, он остановил свой выбор на Школе-студии МХАТ.

В 1955 г. Анатолий Борисович окончил Школу-студию имени В.И. Немировича-Данченко при МХАТ (мастерская Александра Карева и Николая Дорохина) и ему была предложена работа в театре имени Волкова в Ярославле и в московском театре «Современник», а также главные роли в фильмах «Гость с Кубани» и «За витриной универмага».
Кузнецов выбрал кино. К тому времени актер уже снимался в кино: в 1954 г., еще студентом, он дебютировал в фильме «Опасные тропы», в котором исполнил одну из центральных ролей.

С 1958 г. Анатолий Кузнецов - актер Театра-студии киноактера.

Анатолий Кузнецов прожил в кино около шестидесяти лет. Его первым фильмом стала приключенческая лента Георгия Мдивани «Опасные тропы» — с вражескими диверсантами и отважными советскими специалистами. Роль у Кузнецова была второго плана, но заметная, да и картина — хоть и не выдающаяся, но замеченная зрителями (9-е место в прокате 1955 года). И уже в следующем фильме актер получает главную роль — в музыкальной комедии «Гость с Кубани» Кузнецов сыграл молодого комбайнера, который к финалу стал ударником труда. Так и шло следующие десять лет — каждый год по фильму, роли или главные, или близкие к тому, а их уровень все выше. Кузнецов снимался в школьной драме «Друг мой, Колька!» Алексея Салтыкова и Александра Митты, «Дайте жалобную книгу» Эльдара Рязанова, «Весне на Одере», экранизации романа Эммануила Казакевича, и «Освобождении» — первой части эпопеи Юрия Озерова.

Прорывов, правда, не было. Кузнецов признавался в интервью, что отказался сниматься у Рязанова в «Карнавальной ночи» (ему была предложена роль Гриши Кольцова) и в «Берегись автомобиля» (где мог стать следователем Максимом Подберезовиковым) — и очень жалел об этих отказах, когда фильмы все же вышли на экраны.

Но получилось так, что прославила Кузнецова не работа с одним из мастеров советской комедии.

Конечно, «Белое солнце пустыни» — это целый ансамбль прекрасных актерских работ, которые удивительным образом свел вместе Владимир Мотыль. Павел Луспекаев, Николай Годовиков, Спартак Мишулин, Кахи Кавсадзе и все остальные были на своем месте. И на своем же месте был Анатолий Кузнецов — как в этом кино, безусловно и беззаветно любимом всеми кинозрителями бывшего СССР, так и в кино вообще.

Снимался Кузнецов много. Играл в «Горячем снеге», «В зоне особого внимания», «Турецком гамбите», в сериалах «На углу, у Патриарших» и «Мосгаз». Играл роли, характерные во всех смыслах этого слова, — генералов, адмиралов, полковников, людей волевых и к рефлексии не склонных.

Обычно «актеров одной роли» принято жалеть — за нереализованные амбиции, за невозможность повторения однажды случившегося успеха. Кузнецова унизить такой жалостью не получится — капитал известности, выданный ему «Белым солнцем пустыни», он вложил в свою карьеру — и превратил ее в путь актера, по которому его талант шел под руку с трудолюбием, не соблазняясь громкими ролями и быстрой славой. И сожалеть в его случае можно лишь об одном: что этот путь закончился, стал частью истории российского кино — примером для следующих за Кузнецовым актерских поколений.

Самое интересное о "Белом солнце пустыни".

1. Режиссером фильма могли стать Андрей Кончаловский, Юрий Чулюкин (постановщик комедии "Девчата") и даже Андрей Тарковский. Однако все по разным причинам отказались от работы, и в итоге постановкой "истерна" занялся Владимир Мотыль.

2. Сыграть роль красноармейца Федора Сухова мог Георгий Юматов, но из-за проблем с алкоголем лишился места в картине. В итоге Сухова сыграл Анатолий Кузнецов, эта роль стала для актера самой знаменитой. Свою звездную роль Юматов исполнил через два года в фильме "Офицеры".

3. История о съемках на Куршской косе - всего лишь миф. "Белое солнце пустыни" снимали в Туркменистане и Дагестане, большинство сцен снято на берегу Каспийского моря в окрестностях Махачкалы и Каспийска.

Тексты писем Сухова к супруге сочинил Марк Захаров.

4. Фильм мог не выйти на экраны. Во-первых, руководитель Экспериментальной творческой киностудии Григорий Чухрай оказался недоволен отснятым материалом и предложил закрыть картину. Во-вторых, директор "Мосфильма" Владимир Сурин не подписал акт о приемке фильма. Мотыль внес более 30 правок в сюжет, переснял несколько ключевых сцен, полностью изменил концовку… "Добро" фильму дал лично Леонид Ильич Брежнев - большой любитель вестернов и западных боевиков.

5. Младшую жену Абдулы играли две актрисы. В начальных сценах, в частности в эпизоде, где Сухову снится сон, роль Гюльчатай исполнила актриса Татьяна Денисова, но во время пересъемок картины девушку играла студентка Татьяна Федотова.

6. Павел Луспекаев, несмотря на ампутированные пальцы на обеих ногах, снимался без каскадеров. При этом известно, что таможенника Верещагина мог исполнить Ефим Копелян.

Кровь на лице Верещагина в эпизоде на баркасе настоящая - актеру рассекли бровь в потасовке с местными жителями в ближайшей пивной.

7. Многие из задействованных в картине не были профессиональными актерами. Так только три "жены Абдулы" были актрисами, других сыграли - баскетболистка, научный сотрудник и продавец. Роль жены Сухова Катерины Матвеевны исполнила редактор "Останкино" Галина Лучай.

8. Верещагин и Петруха встречались на одной съемочной площадке и раньше. Актеры Павел Луспекаев и Николай Годовиков играли вместе в фильме "Республика ШКИД".

9. Фильм "Белое солнце пустыни" стал, по мнению критиков, эталоном "истерна" и классикой жанра, наряду с такими картинами как "Неуловимые мстители", "Свой среди чужих, чужой среди своих", "Хлеб, золото, наган", "Шестой" и другими.

10. Актер Кахи Кавсадзе за все время съемок так и не научился ездить верхом. На всех кадрах он либо сидит неподвижно, а лошадь крепко держат под уздцы, либо его носит на плечах другой человек.

В некоторых эпизодах жен Абдулы играли переодетые солдаты, так как исполнительницам ролей приходилось уходить на работу.

11. Картина стала талисманом для космонавтов. Начиная с 1973 года, когда был запущен пилотируемый корабль "Союз-12", все космические экспедиции смотрят перед стартом "Белое солнце пустыни". Традиция началась после смерти экипажа "Союз-11", с тех пор ни один космонавт на Байконуре не погиб.

12. Музыку к фильму написали Исаак Шварц и Булат Окуджава. Владимир Мотыль не первый раз работал с этим творческим тандемом - для предыдущей постановки режиссера "Женя, Женечка и "катюша" композиторы сочинили песню "Капли датского короля". Кроме того Луспекаев, который исполнил песню "Ваше благородие", также не раз работал со Шварцем, писавшим музыку для спектаклей БДТ, где служил актер.

Иных уж боле нет...

 

Подпишитесь на наш
Блоги

Анатолий Кузнецов. До и после Сухова.

02:25, 14 марта 2014

Автор: Geilya

Комменты 8

Аватар

Любимый фильм моего замечательного отчима которого уже тоже нет на этом свете.

Аватар

Лицо такое хорошее. Жаль, светлая ему память...

Аватар

Какое у него доброе, открытое лицо! Вечная память!..

Аватар

Проводили в вечный путь еще одного из Великих актеров. Светлая ему память.

Аватар

Вот хочется немножко добавить личной лирики . Нашу контору когда то посетили актеры-Кузнецов,Крачковская и Никоненко-речь шла о выборах президента.Мне не хотелось видеть актеров в непривычных ролях,и я с подругой ожидала в коридоре-хотелось все же посмотреть живьем.Когда все закончилось(а там Кузнецов ,как оказалось,призвал к вниманию одного шумного мужчину на первом ряду и предложил выйти из зала- а это оказался наш замдиректора)и они пошли по коридору,я просто стояла и смотрела с улыбкой на них.И он не прошел мимо-остановился,сказал спасибо,что приняли-а я,что спасибо ему за все роли и вообще.Сразу говорю-я его ничем привлечь не могла кроме,видимо,глупого счастья на физиономии..Это его поведение - умного,внимательного,не заевшегося актера и человека.И всегда потом ,видя его на экране,вспоминала это с добрым чувством.И сейчас -тоже.В рассказе моем,конечно, нет ничего особенного,но человек ушел-и это просто желание по доброму проводить его.

Подождите...