Александр Васильев, знаменитый историк моды, уверен, чтоименно русские эмигрантки стали первыми моделями в истории. Для них прохаживаться перед искушенной публикой в новинках от самых знаменитых кутюрье мира было тем, чем они занимались на родине всё время. Убежав на Запад от революции, они стали заниматься этим за деньги. Само понятие "модель" было в среде русских синонимом понятия "образец вкуса и красоты" за долгие годы до того, как оно прочно вошло в словарь букеров на западе. Давайте взглянем и на тех, кто были популярными моделями на западе в 1920-х и на тех, кто олицетворяет красоту россиянок в наше время. Эти фото могли увидеть те, кто посетил выставку фотографий из личной коллекции Александра Васильева:

image

image

image

Около 130 фотографий (большая часть из которых — оригиналы), вошедших в книгу Александра Васильева «Красота в изгнании. Русские красавицы в Париже 1910–1960 годов», показывают нам красоту, которую мы потеряли. На снимках — манекенщицы, актрисы немого кино и танцовщицы, оказавшиеся за границей после революции. У многих перед фамилиями титулы — графини, баронессы, виконтессы... Многие представители аристократии были вынуждены покинуть страну после октябрьской революции. Большинство из них были готовы уехать куда угодно, лишь бы вырваться из большевистского ада, но самые удачливые получали визу в страну, где уклад жизни не сильно отличался от привычного - Франция с её виллами в Ницце и парижскими кафешантанами для многих была чуть ли не второй родиной. Но.. Вчерашние обладательницы целого каравана слуг и компаньонок за границей сами становились посудомойками и гувернантками... Нет ничего удивительного в том, что самые прекрасные из новоиспечёных "беженок" предпочли утомительному труду рекламирование парфюмов и туалетов от известнейших портных. Париж обожал славянок за светлую кожу, голубые глаза и чётко очерченные скулы. Тем не менее с энтузиазмом во Франции брали на работу и грузинок с их аристократической грацией. Главным определяющим фактором для признания девушки годной в модели был рост - не менее 160 см. Фигура была менее важна, но после войны и революции найти полного русского было проблемой. Девушки также должны были говорить на нескольких языках и помимо всего быть болтливыми - ведь тогда работа модели подразумевала и общение с потенциальной клиенткой.

image

существовало несколько "типов" модельной работы: -"домашняя модель" должна была долгие часы стараться стоять неподвижно пока портные и закройщики подгоняли платье по фигуре. - "модель для показа" обычно нанималась модными домами для показов. показы проходили почти каждый день в главной комнате Модного дома. Большие компании нанимали 6-8 девушек, маленькие ателье - 2-3. Дом Шанель, к примеру, обожал русских моделей (как их называли "настоящих русских принцесс") и каждый сезон нанимал 15-20 девушек из России для показов в каждый период своей истории.

image

Во времена СССР модели из Союза по определённым причинам не могли делать карьеру на Западе. Профессия не считалась престижной, так как зарплата манекенщиц была в среднем такой же, как у инженера или учителя, иногда и меньшей, а девушки, работавшие на подиуме никогда не могли снискать такого же уважения, как представители этих профессий.

image

image

image

image

Несмотря на то, что русские модели могли появляться на обложках глянцевых западных журналов, их выезды за границу носили разовый характер и строить карьеру за рубежом было невозможно. Первой русской девушкой, которой удалось прорваться через железный занавес и стать популярной за пределами СССР стала Мила Романовская, получившая в 70-х прозвища "Снегурочка" и "Берёзка". Её популярность у западных букеров была сродни бешеному успеху ведущих топ-моделей 90-х.

image

image

Режим стал мягче в конце 70-х, но модели, пытавшиеся пробиться на запад, по-прежнему подозревались во всем и вся. Дисциплина во время коротких командировок была строжайшая.

image

image

image

image

image

узнаёте девушку справа?))):

image

Да-да, без чёрного бантика она уже не столь узнаваема, но это Татьяна, будущая жена Никиты Михалкова. Даже попадая на западный рынок русские модели оставались в железных тисках Системы. В этом смысле очень показательна история Галины Миловской. В начале 1970-х она была одной из самых известных советских манекенщиц, работавших на Западе. Ее головокружительная карьера началась еще в СССР. В 1968 году она демонстрировала коллекции на Московском международном фестивале моды. Вслед за этим ее пригласили на съемки для журнала «Vogue». Тогда в Москву приезжал фотограф Арно де Роне (Arnaud de Rosnay). С собой он привез целую коллекцию одежды, которую и предполагалось снять на ком-нибудь из русских моделей на фоне московских достопримечательностей.

image

По уровню организации этот проект считается беспрецедентным до сих пор. Дело не в том, что было получено разрешение на съемку на Красной площади, хотя по советским временам одно это казалось совершенно невероятным. Проводить фотосессию разрешили даже в Оружейной палате Московского Кремля. А кроме того, для съемки разрешили использовать подлинные драгоценности, хранящиеся в музее. Галина позировала с жезлом Екатерины II и алмазом «Шах», который Россия получила в свое время от Ирана в качестве компенсации за смерть Грибоедова. По легенде, для этих съемок была выделена специальная охрана из 17 человек, а спецразрешение подписывали у самого Косыгина. Скандал разразился после того, как снимки опубликовали. На фотографиях, которые были сделаны на Красной площади, Галина Миловская сидела на брусчатке спиной к Мавзолею и портретам коммунистических лидеров, развешенным на Кремлевской стене по случаю праздника.

image

Такое поведение сочли «политически спланированной акцией» и запретили официальную съемку для иностранных изданий. А когда в одном из итальянских журналов появились фотографии Кайо Марио Гаррубба (Caio Mario Garrubba), на которых тело Гали было расписано цветами, ее и вовсе отстранили от работы. В итоге Галина Миловская уехала из Советского Союза. В ее судьбе активное участие принимала Эйлин Форд — основательница агентства «Ford». Говорят, чтобы сделать возможным появление Галины Миловской на западных подиумах, она подготовила множество писем, одно из которых было подписано даже президентом Никсоном. Во многом благодаря Эйлин профессиональная судьба Галины оказалась достаточно удачной: она снималась для английского «Vogue», участвовала в показах и модельных конкурсах. Но, несмотря на этот успех, она все равно осталась за пределами модельной системы, которая занималась тихим распределением манекенщиц по съемкам и показам. Помимо своей воли она стала общественной фигурой, и ее профессиональные достижения неизбежно приобретали политический подтекст. Это было очевидно и в Европе, где ее называли «Солженицыным моды». Примечательно, что впоследствии, отучившись в Сорбонне и Американском киноинституте, Галина Миловская стала знаменитой именно в области документального кино. Тем не менее в течение трех десятков лет она была одной из немногих русских моделей, продолживших свою карьеру за пределами России. В разгар советской перестройки в Европе возник особый интерес к русским манекенщицам. Первой стала Марина Агафонова, появившаяся на обложке французского Vogue. Позже Париж и Милан были покорены красотой Натальи Стефаненко, Людмилы Исаевой и Ольги Пантюшенковой. Но, увы, почти никто из них не стал топ-моделью в отличие от поколения, что последовало за ними. В итоге большинство девушек первой волны бесследно исчезли с модельного небосклона. Людмилу Исаеву снимали лучшие фотографы мира. Обложка книги знаменитого визажиста Кевина Окуа с ее портретом стала произведением искусства. Директор нью-йоркского отделения агентства Elite носила ее портфолио, прижимая к груди и говорила: «Это моя суперзвезда».

Но Людмила предпочла звездному модельному статусу любовь. Ее сердце покорил хоккеист Владимир Малахов, и она следом за ним переехала из Нью-Йорка в Монреаль и родила ему детей. Говорят, что у Джорджио Армани до сих пор при упоминании об этом портится настроение - он не мог понять, как такая красавица решила стать домохозяйкой. - Когда оканчивала институт, случайно выиграла в конкурсе модельного агентства Elite в Москве, - вспоминает начало своей модельной карьеры Наталья Cтефаненко. - Мне был 21 год, ну балдушка, одним словом. Джон Касабланкас (основатель Elite) мне сказал: нужно ехать в Нью-Йорк. Я тогда струхнула, сказала, что я здесь абсолютно случайно, и не поехала.

Наталья Стефаненко сегодня ведет программу «Снимите это немедленно!» на СТС. Фото справа: в начале 90-х она работала моделью в Италии. Позже Наталья все-таки рискнет отправиться в Милан. Уральская красавица стала там одной из самых популярных моделей. А сейчас входит в число самых популярных знаменитых телеведущих Италии. Сыграла несколько главных ролей в кино и телесериалах. Вышла замуж за итальянца. Как страстной болельщице «Интера» ей единственной из женщин доверяют комментировать в прямом эфире матчи этой команды. Наташа регулярно прилетает в Россию, чтобы вести программу о моде на СТС «Снимите это немедленно!». Сестры Ольга и Вера Аносовы были с 1987 по 1993 год ведущими манекенщицами в Доме Моды на Кузнецком мосту, который по праву считался кузницей модельных кадров в эпоху СССР и перестроечное время. Несколько лет их лица не сходили с обложек популярного тогда «Журнала мод».

На снимке справа: ведущие модели Дома Моды на Кузнецком мосту конца 80-х сестры Аносовы - Ольга (слева) и Вера. На фото слева: Ольга Аносова сегодня руководит рекламной компанией «ФильмСервис». В начале 90-х в эшелоне первых русских красавиц Ольга Аносова уехала на работу в Париж. Ее приглашали участвовать в показах Карл Лагерфельд, Ив Сен-Лоран, Джанфранко Ферре. Однако через несколько лет Ольга вернулась. В 90-х активно снималась в клипах Валерия Леонтьева, «Наутилус Помпилиус», Линды. От актера Дмитрия Марьянова родила сына Даниила, которому сейчас 12 лет. В настоящее время Ольга Аносова руководит рекламной компанией «Фильмсервис». Ее сестра Вера тоже давно ушла из моделей и работает кастинг-директором, в том числе и для Первого канала. - О-о, это было так давно, - улыбнулась Ольга Аносова после моего вопроса о ее модельном прошлом. - В Париже за кулисами я сталкивалась с Линдой, Синди... да почти со всеми супермоделями. Кастинги, показы - на ногах с шести утра и до поздней ночи. - Почему же вы вернулись? - Мы с сестрой не считали, что быть моделью - это основная профессия на всю жизнь. Вернувшись в Москву, я поступила во ВГИК на режиссуру, а сестра Вера - на искусствоведа в МГУ. Уже больше десяти лет я связана с производством рекламы. Помните эти слова: «Вы еще кипятите? Тогда мы идем к вам»? Наше произведение. - Оля, но на Западе модели долго не сходят со сцены. Почему у нас не так? - Я, как продюсер, могу сказать, что для рекламы часто возникает необходимость снимать женщин 35 - 40 лет. Нужны красивые интересные лица. Естественно, в первую очередь начинаешь искать бывших моделей, а их нет. Наши модельные агентства, к сожалению, не фокусируют на них внимание, потому что в первую очередь спрос на молодых. Но, как показывает практика, все, что есть хорошее на Западе, Россия перенимает рано или поздно. В 90-х на Западе удачно работают

image

Татьяна Завьялова,

Татьяна Сорокко,

Ольга Пантюшенкова,

Наталья Семанова,

Ирина Бондаренко,

image

Диана Ковальчук... 2000 год стал для русского фэшн-бизнеса знаменателен тем, что в мир моды пришли талантливые манекенщицы – Наталья Водянова, Евгения Володина и Анна Вялицина. Это время стали называть "Эпохой трёх V" Через два года Наталья стала самой востребованной моделью в Нью-Йорке. На первый взгляд, ее путь к известности был прост. Родилась в Нижнем Новгороде, местное модельное агентство дало ей направление в Москву, где проходил кастинг русских девушек для учебы и работы в Париже. И юная Водянова «вытянула» свой счастливый билет.

image

Судьба подарила Наталье не только красоту, но ум, усердие и решительность. Как в сказке про Золушку, она встретила своего принца. Вышла замуж за лорда Джастина Портмана. Сегодня занимается модельным бизнесом, благотворительностью и семьей, ведь у нее трое детей. Анна Вялицина в 15 лет стала финалисткой телевизионного конкурса моды, который проходил в Милане.

image

Она участвовала в многочисленных показах моды в разных странах мира, стала «лицом» нескольких рекламных кампаний. Живет в Нью-Йорке, занимаясь любимым делом. В отличие от Анны, Евгения Володина всерьез не думала о профессии модели. Вместе с подругой рискнула принять участие в родном городе в конкурсе «Мисс Реклама».

image

Фотографии победителей конкурса попали на страницы московской прессы, а затем Володина получила приглашение от агентства «Viva» в Париже. Сделать успешную карьеру в мире моды непросто. Знаток моды Александр Васильев говорит, что только в Париже около 20 тысяч манекенщиц, но постоянную работу имеют 2 тысячи. Тем не менее, начиная с 2004-2006 года в модельном бизнесе все чаще стали появляться наши соотечественницы. Спрос на русских девушек большой. Одной из самых ярких моделей нашего времени стала Саша Пивоварова. По данным журнала «Vogue» она занимает 5-е место среди моделей планеты. Это очень одаренный человек. Она не только красива, хорошо образованна, но еще и прекрасно рисует. Живописные работы Саши пользуются успехом у публики. Сейчас среди известных моделей – Влада Рослякова, Катя Кокорева, Татьяна Ковылина, Милана Боголепова. И этот список можно продолжать. Разумеется, что это совсем новое поколение моделей. Эти девушки росли в условиях, когда и модельный бизнес, и мода стали обсуждаемыми темами. Многие из них знали и особенности работы, и умели работать. Так, впервые вышла на мировой подиум Наталья Поли (Полевщикова) в 2004 году. Ее детское желание быть самой лучшей воплотилось в мечту стать моделью. Романтический облик Натальи покорил глав сразу нескольких модных Домов Европы. Она участвовала в показах мод самых известных дизайнеров и добилась успеха. Русские модели оказались популярны как яв­ление: к началу нового тысячелетия они стали несомненным трендом.

image

Сами того не ожидая, они были признаком новой эпохи в интернациональ­ной моде. Новая эра сделала модельный бизнес более открытым и в то же время более динамич­ным.

image

С одной стороны, появилось больше воз­можностей: с увеличением количества моделей увеличилось количество агентств, а внешность манекенщиц стала менее стандартной. Это за­метно расширило круг потенциальных претен­денток. Но при этом заметно выросла потреб­ность в новых лицах. Постоянный приток деву­шек «русской волны» сделал возможным эту постоянную ротацию. Но самое главное, благодаря «русской вол­не» Россия стала одной из «модельных дер­жав». Это не значит, что страна происхождения обеспечила русским девушкам приоритетную позицию в мировой моде. Она сделала русских моделей героинями, которые наравне с другими присутствуют в интернациональной модельной среде. Именно это и стало главным достижени­ем лучших моделей «русской волны».

Подпишитесь на наш
Блоги

Русские модели на Западе. С начала XX века и по сегодняшний день.

13:10, 12 января 2010

Автор: Kuz

Комменты 45

Аватар

Этого не может быть!!! У А.Васильева всегда все о-чень четко и предельно корректно, к тому же в его книге "Красота в изгнании" целая глава посвящена русскому дому моды "ИрФе"(название которого состоит из первых букв их имён - Ирина и Феликс Юсуповы)!! Еще ремарка;-))

Q

Очень интересно! Вы, наверное, и сами знаете, просто хочется дополнить. На второй и третьей фотографиях - княгиня Ирина Юсупова (по происхождению из Романовых). Она, конечно, не была манекенщицей. Она владела собственным модным домом и сфотографирована в своих моделях. Я прочитала о ней в жж. Вот этот пост: http:// honestlil.livejournal.com/ 93402.html#cutid1 (убрать пробелы). Даю ссылку на свой страх и риск, надеюсь, автор поста не против - он в открытом доступе.

Аватар

Да, и спасибо за интересную информацию о моделях 20-х годов, какие аристократичные лица...

Аватар

Татьяна Михалкова далеко не красавица и в молодости, хотя допускаю, что неплохая модель....Надя на неё похожа очень...

Аватар

Автору спасибо за информативный пост! Maryna_Bo, уж от вас не ожидала такой дешевизны в рассуждениях..

Подождите...