Вертинская родилась 19 декабря 1944 года в Москве, в семье известного артиста театра, эстрады и кино, поэта и композитора Александра Вертинского, который прославился еще до революции. После более чем двадцатилетней эмиграции он в 1943 году вернулся из Харбина на родину. Ее мать, Циргвава Лидия Владимировна, - художница, снималась в кино, сестра, Марианна, - также актриса.

Своим дочерям Вертинские стремились дать возможно лучшее образование, особое внимание, обращая на занятия музыкой и изучение иностранных языков. Анастасия Вертинская вспоминает о своем отце: "Он старался всесторонне нас развивать: учил любить литературу, искусство, музыку, считал, что вне зависимости от того, кем его дочери станут во взрослой жизни, они обязаны быть разносторонне образованными".

Как-то спохватившись и решив, что они воспитывают детей не так, "не по-советски", Вертинские снарядили Настю и Марианну в пионерский лагерь. Собрали два кожаных немецких чемодана, наложили туда теплой одежды и всяческих продуктов и отправили дочерей туда, где из них должны были сделать настоящих советских гражданок. "О, это был опыт, действительно! Ничего не помню об этом лагере, кроме дикого чувства голода", - вспоминает Анастасия. Когда они вернулись домой, у них был один фибровый чемодан на двоих, в котором лежала застиранная майка с вышитым "Коля К." и сатиновые трусы, с надписью "4 отряд". С диким матом на все буквы алфавита, расчесывая вшивые волосы до крови, сестры ввалились в квартиру. Не поздоровавшись с родителями, они рванули на кухню и стали руками есть котлеты, продолжая материться. Остолбенелый отец долго стоял в прихожей, а потом в растерянности ушел в свой кабинет. После напрасных стараний вывести вши, девочек обрили наголо, а затем отправили на курорт - отдыхать после лагеря.

В отличие от сотен девушек, грезящих об артистической карьере, Настя Вертинская, будучи школьницей, о ней не мечтала. Не то чтобы она, не поверив в свои силы, отказалась от этих мечтаний, просто профессия актрисы до поры до времени ее ничем особенным не привлекала. Насте Вертинской нравилось заниматься иностранными языками. Им она и думала посвятить свою взрослую жизнь.

Но все-таки попала в кино еще школьницей благодаря режиссеру Александру Птушко - именно он пригласил ее сняться в роли Ассоль в экранизации "Алых парусов", где также были заняты многие настоящие и будущие звезды советского кино, в том числе Василий Лановой, Иван Переверзев, Сергей Мартинсон, Олег Анофриев. Фильм, появившийся на экранах страны в 1961 году и снискавший громадный зрительский успех, сразу сделал молодую актрису знаменитостью. Но уже в следующем году - новая удачная роль, Гуттиэре, в фантастической ленте Геннадия Казанского и Владимира Чеботарева "Человек-амфибия", поставленной по книге Александра Беляева.

В 1962 году актрису приняли в труппу Московского театра имени Пушкина. Одной из лучших киноработ Анастасии Вертинской стала роль Офелии в "Гамлете" - известной экранизации шекспировской пьесы, созданной Григорием Козинцевымгде она снималась с такими корифеями отечественного кинематографа, как Иннокентий Смоктуновский, Михаил Названов, Юрий Толубеев и др. Трудно было ожидать от непрофессиональной и, естественно, неопытной артистки глубинного погружения в образ, но Вертинсякая справилась, проникнуть в образ во многом ей помогла гениальная музыка Шостаковича.

Через год после постановки "Гамлета" Козинцев во вступительной лекции "О режиссуре" напишет: "У нее были реальные восемнадцать лет, великолепные, очень подходящие для шекспировского образа внешние данные - хрупкость, чистота, облик, похожий на портреты раннего Возрождения. Но ее духовное содержание, мягко говоря, было не так уж велико. Может быть, она пострадает в жизни и ее духовное существо разовьется, но тогда, когда я начал работать с ней, оно было крохотным, и образ нужно было лепить. Все было хорошо: и руки, и шея, и походка, но сердце не билось. Сердце заставил биться Шостакович. Так бывает".

Сама Вертинская говорила тогда: "Такую роль, говорят, сыграть - и умереть. А если всего девятнадцать лет, и надо жить, надо работать и работой каждый день доказывать, что "чудо" не было чудом, что ты можешь стать актрисой?"

Офелия стала этапной ролью для Анастасии Вертинской. Она впервые поняла, что хочет стать актрисой.

После окончания в 1968 году Театрального училища имени Щепкина Анастасия Вертинская стала работать в театре "Современник", а с 1980 года - во МХАТе. Во время учебы в театральном училище она познакомилась с 20-летним актером Никитой Михалковым и в 1966 году вышла за него замуж. В этом браке на свет появился сын Степан. Однако вскоре после его рождения молодые расстались.

Анастасия Вертинская рассказывает: "Теперь уже, когда смотришь на наш брак с Никитой Михалковым сквозь призму времени, понимаешь, что мы не смогли вместе жить не по каким-то житейским или бытовым причинам. Это был период дикой жажды самоутверждения. Я исступленно, почти маниакально хотела стать актрисой. Ради этого, мне казалось, я должна пожертвовать всем. А Никита, конечно же, шел своим путем. Ему нужна была женщина, которая жила бы его жизнью, его интересами. Он мне всегда говорил, что назначение женщины - сидеть на даче и рожать детей. И он, конечно, прав:

С годами, по мере того как мы умнели и взрослели, наши отношения стали лучше. Не говоря уже о том, что нас объединял сын."

Актриса продолжала успешно играть в кино и на телевидении - стоит отметить ее роли в фильмах "Война и мир", "Анна Каренина", "Влюбленные", "Овод", "Случай с Полыниным", "Безымянная звезда".

В 1976 году актриса вышла замуж за популярного певца и композитора Александра Градского, но прожила с ним всего лишь два с половиной года (официально брак распался в 1980 году).

Вертинская вспоминает: "Что касается моей личной жизни, думаю, Господь вообще лишил меня этой радости - быть счастливой в браке. Кстати, я поняла это довольно рано, после второго мужа. Этот брак я вообще браком не считаю. Он продлился крайне недолго и не принес мне ни особых разочарований, ни особого обольщения. Я скорее склонна считать брак союз с человеком, с которым у меня был около двадцати лет роман(про Олега Ефремова).

На самом деле есть женщины, рожденные для брака. Они без этого не могут: шум, дети, она что-то рассказывает ему, он ей. А я бы с ума сошла, если бы здесь еще кто-то ходил. Я люблю тишину, уединение.

В конце 80-х годов Вертинская вместе с Александром Калягиным давала уроки театрального мастерства в Оксфорде, работала в "Комеди Франсэз", в европейской киношколе в Швейцарии, ныне она преподает во Франции, в Чеховской школе. На сцене парижского театра "Nanterre des Amandiers" вместе с учениками поставили спектакль "Чехов. Акт III", куда вошли третьи акты из "Дяди Вани", "Трех сестер" и "Вишневого сада".

В последние годы в кино Анастасия Вертинская снялась в "Жажде страсти" (1991) Андрея Харитонова и в "Мастере и Маргарите" (1994) Юрия Кары - но последний фильм на экраны так и не вышел... В 1999 снялась в фильме Александра Абдулова "Бременские музыканты".

Благотворительность

В последние годы увидеть Анастасию Вертинскую на сцене или на экране не просто. Актриса считает, что сейчас она востребована временем в ином качестве: не только как творец на сцене и экране, но и как творец в жизни - творец идеи. В 1991 году она создала и возглавляет Благотворительный фонд русских актеров (с 1996 года - Благотворительный фонд актеров). Эта идея родилась из осознания трагичности ситуации, в которой оказалось российское театральное искусство. Помимо оказания благотворительной помощи наиболее нуждающимся ветеранам театра и кино фонд призван поддерживать инициативные начинания и молодых актеров, режиссеров, драматургов, педагогов. Под руководством Анастасии Вертинской и при ее личном участии фонд оказывает поддержку дому-музею Бориса Пастернака в Переделкине, музею Чехова, Российской государственной библиотеке по искусству, храму Успения Богородицы в Путинках, театру слепых и слабовидящих детей и др. Благодаря усилиям Анастасии Вертинской были установлены памятники актерам О.Борисову и В.Капустиной, мемориальная доска на доме, где жил Марк Бернес. При ее непосредственном участии во Франции и в России были отреставрированы и выпущены компакт-диски с записями Александра Вертинского "Alezandre Vertinsky", "Песни любви", "Легенды века".

Телевидение

Анастасия Вертинская является автором телепрограмм "Золотое сечение" и "Другие берега" (по жанру: что-то вроде литературно-музыкально-философской композиции "о душе") выходивших на канале ОРТ.

Просто Настя

При всей своей популярности, Анастасия Вертинская всегда держалась как бы чуть отстраненно от общества. Она любит уют, комфорт. Обладает необычайными кулинарными талантами, особенно любит сибирскую, грузинскую и китайскую кухню. Вечерами пишет новеллы, сценарии, дневники.

В настоящее время Вертинская живет и работает в Москве. Она и сейчас выглядит на тридцать пять! У людей, подобных Вертинской, счетчик возраста после сорока начинает крутиться в обратную сторону. Она словно бы принимает мифическое "средство Макропулоса". Практически никто не называет Вертинскую Анастасией Александровной, для всех она по-прежнему просто Настя. Внуки зовут ее ласково Нана.

Отдав всю жизнь театру и кино, в семейной жизни она себя не нашла: "Я была одержима профессией. Ясно было, что мое призвание - это театр. И предлагать мне формулу "женщине главное быть женой..." было бессмысленно. Бессмысленно это и сейчас. Я совершенно от этого не страдаю, у меня нет никакого комплекса одинокой женщины. Более того, мне было бы ужасно тяжело жить в браке - это бесконечная привязанность к мужу, к обстоятельствам его жизни. Брак - это аскеза. И я не готова на нее пойти. У меня и так семья многодетная, мне хватает опек и забот, но меня никто ни к чему не принуждает. Сын самостоятелен, у внуков есть родители, няни, и я могу ехать куда и когда хочу. Другое дело, я их обожаю, я к ним рвусь и если в субботу - воскресенье их не тискаю, то очень скучаю".

Сын Анастасии Вертинской (от брака с актером и режиссером Никитой Михалковым), Степан Никитович Михалков (1966), работает в рекламном бизнесе, по профессии - режиссер, основатель и организатор фестиваля видеоклипов "Поколение". У него растет сын Василий, внук Анастасии Вертинской.

Отрывок из интервью.

- Недавно в одной передаче вы сказали, что ностальгия по прошлому - чувство вам незнакомое...

- Тут нужно конкретизировать. Меня часто спрашивают, не жалею ли я, что столько времени оставалась без театра, не страдала ли я, не пыталась ли перерезать вены или задохнуться в веревке. Нет, ничего этого не было. Я когда это говорю, мне даже немножко стыдно, потому что люди еще подумают, что я какая-то жестокая. На самом деле я была крайне занята, очень много преподавала во Франции, Америке, Англии, Швейцарии. И это оказалось безумно увлекательно. Когда началась перестройка, я катапультировалась из прошлого. Сначала меня позвали в Оксфорд, в Британо-американскую драматическую академию. Потом появились другие предложения по преподаванию. В общей сложности я 13 лет провела за границей по разным контрактам.

- Настя, а вы своим студентам показывали «Алые паруса» и «Человека-амфибию»?

- Нет! На самом деле я «Алые паруса» не выношу за то, что меня ими все время достают. Будь это картина, которую все забыли, может, я ее и любила бы. Но меня без конца ассоциируют с Ассоль, что совсем не так.

- Я вспомнила, что Козинцев, когда снял вас в роли Офелии, сказал, что образ пришлось лепить, так как духовного содержания на тот момент было недостаточно. «Вот если она в жизни пострадает, может, его и прибавится». Судя по вас нынешней, пострадать пришлось?

- Ну, конечно, жизнь ведь состоит из испытаний. И прекрасно, что это так, кто не страдает, тот не живет. Сейчас я нахожусь в том возрасте и в том качестве женщины, когда категорически ограждаю себя не только от страданий, но и от неприятностей, навязчивых персон и вообще тех, кто мог бы меня раздражать. Я вообще бегу от проблемных людей и ситуаций. Был, бесспорно, долгий период, когда я, переживая разрыв с, условно говоря, Петей, Васей или Колей, страшно радовалась и думала: «О! Хорошо сыграю сегодня Нину Заречную!» У актеров очень хитрое устройство, будто кто-то второй стоит рядом с тобой и говорит: «Как ты сейчас плачешь? Подожди, дай-ка я запишу». Иногда тебя это раздражает, думаешь, зачем этот контроль. Но он существует. Очень часто сама себя ловила на том, что когда стояла у гроба людей, которых безумно любила, плакала - искренне! - то все равно в какой-то момент появлялся этот гад-двойник и записывал мою искренность.

- У Чехова есть такое же наблюдение о писателе.

- И это Чехов очень правильно понял, потому что все идет в копилку. Все! Артист примеряет на себя очень многие обстоятельства. И примерка себя на драматические ситуации меня страшно укачала. Я просто смертельно устала! И не хочу больше играть ни Федру, ни Медею, потому что они меня сразу же ввергнут в состояние, когда мне обязательно нужно будет интуитивно так смоделировать свою жизнь, чтобы меня ничего не радовало. На мой взгляд, такая взаимосвязь существует. Я только не знаю, обратная она или прямая. Возможно, актер к себе такие роли притягивает. Поэтому я не буду больше никаких драм играть, ну их к черту! Я потому и хотела комедию, чтоб ничего мне не мнилось и ночью я не вскакивала от страшного видения.

- Видно, вам и в жизни драм хватило.

- Ну как вам сказать? Сейчас начался такой, как я говорю, мемуарный эксгибиционизм: все начали раздеваться перед публикой по поводу своей жизни. Но у человека взрослого должно хватать ума, чтобы быть снисходительным к тем страстям. Да, мы их испытывали, мы рыдали на плече у подружки, выкуривали по пачке и восклицали, как героини Островского: «Ах он подлец!» Но это ж не значит, что около нас были подлецы. Просто это называлось страсти молодости. Потом наступали затишья, порывы любви вспыхивали все реже и тем острее. И они тоже уходили. На все это надо смотреть глазами зрелого человека. Нельзя обвинять людей, с которыми происходили разрывы. Нельзя даже обвинять свою актерскую карьеру, мол, не давали играть. Это глупо и недальновидно. Не давали - значит, судьба в то время тебя так зажимала, чтоб, когда тебе наконец уже дали, ты бы все в нее вложила! Все приходит в свое время, если человек занят творчеством, а не дрязгами. У вас сейчас, наверное, создастся впечатление, что я Железный Феликс...

- Почему же? Мне это все как раз понятно.

- Знаете, зато я очень рано уяснила, что брак, к примеру, не для меня. Господь и так дал мне очень много - мою внешность, мою натуру, мою карьеру. Ну не может он мне дать еще и суперсчастье с любимым человеком. У меня другая планида. Я совсем не обделена любимыми людьми и увлечениями. Но, слава богу, рано поняла, что это не моя дорога.

- Анастасия, а вам не кажется, что красота затмевает все остальное? И надо в три раза больше усилий, чтоб увидели еще ум, талант. Ну что я вам рассказываю...

- Да, красота - это колоссальное испытание на самом деле. В нашей стране она часто вызывает алчные желания у мужчин: вот хочу я эту красоту употребить. Если есть мозги, ты вовремя понимаешь, что на тебя посягают и надо держать осаду. В этом отношении красота требует аскезы, ограждения себя от посягательств. Когда я только появилась на экране в «Алых парусах» и «Человеке-амфибии», началась какая-то психопатия. Честно говоря, я подобному не знаю сегодня эквивалента. Это была даже не популярность, а массовый психоз. Но моя бабушка вызвала меня и сказала, что ничего из моего каждодневного расписания не изменится. Я, как и раньше, должна была по очереди с моей сестрой Машей ходить в Елисеевский гастроном за хлебом и колбасой и выносить мусор. А это как раз то время, когда везде стояли очереди. И как я ни рядилась в платки и очки, все было бесполезно. Вот тогда началось самое страшное даже не испытание, а самый жуткий период в моей жизни. Я, выросшая в уединении и спокойствии, в семье, которая меня холила и лелеяла, практически два раза в день была растерзываема толпой. В очереди все отделы сбегались брать автографы, что для меня стало мукой, пыткой. Я плакала горючими слезами, кричала, что лучше не буду есть, только не посылайте меня туда на растерзание. В свой институт я добиралась на троллейбусе. В поезде я ездила в купейных вагонах... Знаете, если можно было бы, я б носила с собой нож. Меня все это просто убивало. Когда я снималась в фильме «Не горюй!» у Георгия Данелии, Никита взял у него расписку, что он приставит ко мне человека, только тогда отпустил меня сниматься.

- А почему сам не поехал жену охранять?

- Сам он не мог поехать. И потом, Михалков не относится к тем мужчинам, которые ездят за женщинами... И правильно делает.

- С вашими данными не грех и стервой быть. Но у меня такое впечатление, что вы не из них.

- Мне как-то один мужчина с сожалением сказал, что я ему очень нравлюсь, единственное, чего ему во мне не хватает, так это стервозности. На что ему ответила, что я хуже, чем стерва. Я роковая женщина. И спросила, что такое, по его понятиям, роковая женщина. Он стал мне описывать нечто черноволосое с выгнутой бровью, с диким блеском в глазах. Но я сказала, что, на мой взгляд, роковая женщина - это Манон Леско. Вот она идет - и кругом жертвы. Почему она оставляет этих мужчин - непонятно. Я не стерва, но этот элемент Манон Леско все равно во мне существует. Я очень быстро охладеваю...

- А случалось такое, что вы вели себя непредсказуемо даже для себя самой?

- У меня все-таки дедушка грузин, и у меня бывают моменты, когда перед глазами чернеет от гнева. Конечно, это экстремальные случаи, но в ту секунду я могу сделать все что угодно. Однажды мне, помню, сказали: «Скорей бегите вниз, там бьют вашего Степу». Я побежала сломя голову и увидела, что какой-то здоровый мужик лупцует моего маленького Степу за то, что он нечаянно попал мячом в стекло. Я тогда этого мужика чуть не убила, у меня с тех пор хрящик на одном пальце так и затвердел от удара. ( Показывает. ) Но такая реакция бывает только в отношении близких людей, если их кто-то тронет.

- А насколько вам удается отсекать людей, если для этого был серьезный повод?

- Я в этом отношении называю себя танком. Если я разворачиваюсь и иду в противоположную сторону, то уже не повернусь. Просто к прискорбию. Это ужасный факт. Но это так.

- То есть с отцом Степана вы не общаетесь?

- Нет, он не относится к этим персонажам, абсолютно! Я очень люблю Никиту, с нежностью к нему отношусь и поняла, зачем Бог послал мне встречу с ним: чтобы у меня родился такой замечательный сын. Степан долго был закулисным ребенком. В какой-то момент он стал трудным, взрослел непросто, как всякий мальчик, хулиганничал. Тогда я позвонила Никите и попросила его более конкретного мужского участия. Его влияние очень сильно сказалось на формировании сына. После этого сын пошел в армию и служил три года, что само по себе не слабый срок. Я, конечно, ездила к нему с пирогами. Степан говорит, что время, проведенное в армии, его по-настоящему сформировало. Наверное, он просто относится к такому типу людей, которые быстро делают выводы. Как я. Я очень довольна тем, как у сына сложилась жизнь. Поэтому я рада, что у Степана хватило ума уйти в такую профессию, где бы его не сравнивали с папой или мамой. И мне кажется, мой сын себя нашел.

- Вы сами ведь рано остались без отца...

- Смерть отца для меня стала очень сильной травмой, я потеряла его в 12 с половиной лет. Страшно плакала на похоронах, кричала, не понимала, почему он уходит, потому что совершенно безумно его любила. Он не так часто бывал дома, постоянно ездил на гастроли, поэтому не воспитывал нас, как это принято: покажи дневник, выучи урок. Отец был фантастически снисходителен к нам, милосерден, обожал нас. Когда он возвращался домой, нас старались в это время не пороть, потому что он не мог этого пережить, хватался за сердце. И мама нас щадила.

- А что Александр Николаевич привозил вам из поездок?

- Он непременно привозил всего поровну, потому что знал, что я обязательно побью Машу, если ей достанется больше. ( Смеется. ) Причем когда у Маши был день рождения, он обязательно точно такой же подарок покупал и мне. Представляете, как я всех довела? Причем я все равно умудрялась находить какие- то подвохи. Помню, он купил ей розовую куклу, а мне голубую. И я рыдала, потому что мне казалось, что только тому, кого безумно любишь, можно подарить розовую куклу, а кого ненавидишь - купить гадкую голубую. Дальше у Маши со скандалом отбиралась розовая, я что-то ломала у голубой...

- Вы когда-то обронили, что перестали ценить мелкие житейские удовольствия. До сих пор так и не цените или все же что-то есть?

- Я ценю покой и очень ценю свою семью. У меня сын, невестка, трое внуков и мама моей невестки. Это самый лучший релакс, которой можно придумать. Редко можно похвастаться, когда в семье никогда никто не кричит, не затевает никаких выяснений отношений. Шумят только дети.

- Что касается даже не удовольствий, а такой необходимости, как готовка, есть мнение, что вы хорошо с ней справляетесь.

- Это вообще моя страсть, я обожаю готовить. У меня в это время мозги отдыхают. Степан говорит, что я очень хитрая, никогда не расскажу рецепт. А я его действительно не знаю, потому что смешиваю и добавляю произвольно. Это тоже творческий процесс. Поэтому я все время меняю свою кухню. У меня есть, конечно, и хиты. Но в последнее время кое-что изменилось, когда к нам пришло понятие калорий. Я их не считаю, просто исключила из рациона еду слишком калорийную и жирную. Тем более что у меня сын теперь ресторатор: у него свой ресторан под названием «Ваниль».

- А как новый стиль отражается, например, на вашей квартире? Или вы антиквариат предпочитаете?

- Вообще современный дизайн очень интересный вид искусства. Например, я безумно люблю большие помещения - очень! Мне хотелось бы, когда думаю о каком-то доме, чтобы это была бесконечная анфилада комнат, по которой я бы долго-долго шла и кого-то искала. Чтоб можно было бы послать извозчика к Марианне Александровне зимой в ее усадьбу, попросить приехать, достать из погреба моченую бруснику, холодную телятину, посидеть, поговорить... Вот большой размах чрезвычайно для меня притягателен. Хотя живу я в нормальной двухкомнатной квартире. Каждый год собираюсь ее поменять, и все время меня что-то отвлекает.

- Это и понятно, вы же занятой человек. Но «Имаго» хоть как-то разожгло ваш актерский аппетит?

- Очень даже разожгло, настолько, что мы с Каплевичем сейчас заказали Курочкину еще один проект. Так что останавливаться я не собираюсь.

Семья

Была замужем за Никитой Михалковым, сын - Степан Михалков - женат, имеет троих детей.
Второй муж - Александр Градский.
Третий муж - Павел Слободкин.
Четвертый муж - Борис Эйфман.

Признание и награды

1981 Заслуженная артистка РСФСР
1988 Народная артистка РСФСР
2005 Орден Почета

Фильмография

1961 Человек амфибия
1961 Алые паруса
1964 Гамлет
1965 Война и мир
1967 Анна Каренина
1969 Не горюй!
1969 Влюбленные
1970 Случай с Полыниным
1971 Тень
1972 Преждевременный человек
1972 Человек на своем месте
1978 Двенадцатая ночь
1979 Безымянная звезда
1980 Овод
1982 Кража
1987 Дни и годы Николая Батыгина
1988 Житие Дон Кихота и Санчо
1988 Новые приключения янки при дворе короля Артура
1989 В городе Сочи темные ночи
1989 Тартюф
1991 Жажда страсти
1994 Мастер и Маргарита
2000 Бременские музыканты и Со

Озвучание

1978 Д'Артаньян и три мушкетера - Констанция Бонасье

Подпишитесь на наш
Блоги

Анастасия Вертинская

23:02, 14 ноября 2013

Автор: Jill_Morris

Комменты 22

Аватар

Роскошная женщина

Аватар

Спасибо за пост!Эта Вертинская,в том числе,почему я назвала дочку Настей

Аватар

красивая женщина, про любовь с Ефремовым интересно было бы почитать.. все таки 20летний роман! а с 3 и 4 мужьями она недолго ,видимо жила

Аватар

А нет фоток с Михалковым в молодости? Думаю пара была сногсшибательная! Что не говори, Михалков в молодости тоже тот еще красавец!))

Аватар

градский ефремов удивлена

Подождите...