Японский режиссер-аниматор Хаяо Маядзаки решил закончить карьеру. Об этом рассказал Коджи Хошино - президент созданной художником студии Ghibli. Подробнее о том, что послужило причиной такого решения, Миядзаки расскажет на пресс-конференции, посвященной его последней работе "Ветер крепчает", которая состоится через неделю в Токио.

http://viewout.ru/image7/21881_original.jpg

Карьера Миядзаки продолжается более 40 лет. Его лента "Ветер крепчает", как и несколько лет назад "Рыбка на утесе", была представлена на Венецианском кинофестивале. "В Японии картина уже вышла в прокат и имела огромный кассовый успех", - приводит РИА "Новости" слова Хошино.

http://viewout.ru/image7/pict_7a52271f42c144ba91717df9be3d1e3f.jpg

"Ветер крепчает" - мультипликационный фильм об авиаконструкторе Дзиро Хорикоси, создавшем истребитель, который участвовал в налете на Перл-Харбор. Некоторые детали сюжета были позаимствованы из одноименного романа писателя Тацуо Хори. Музыку к фильму писал один из самых известных японских композиторов Дзе Хисаиси. Заглавную песню "Хикоки гумо" (название переводится, как "инверсионный след самолета") написала и исполнила певица Юми Мацутоя.

http://viewout.ru/image7/179aa65e-8cc7-4c9c-ad15-2468245cc7a6.jpg

Как отметил Хошино, над своим последним фильмом Миядзаки работал на протяжении десяти лет. Он также подчеркнул, что сам фильм и его главный герой являются крайне важными для режиссера.

http://besttor.ru/uploads/posts/2011-09/1316085308_hodyachiy-zamok.jpg

Работы Миядзаки популярны во всем мире. Его фильм "Унесенные призраками" в 2002 г. получил "Оскар" в номинации "Лучший анимационный фильм". Другая его работа - "Ходячий замок" - также получила несколько престижных международных наград. В России кроме этих фильмов также широко известны "Небесный замок Лапута", "Принцесса Мононоке", "Мой сосед Тоторо" и другие.

http://viewout.ru/image7/13751.jpg

В этом году Венецианский фестиваль проходит с 28 августа и будет продолжаться до 7 сентября. В основном конкурсе участвуют 20 картин. Помимо мультфильма Хаяо Миядзаки "Ветер крепчает" на суд критиков представлены триллер Терри Гиллиама "Теорема Зеро", фильмы "Том на ферме" Ксавье Долана, "Филомена" Стивена Фрирза и "Побудь в моей шкуре" Джонатана Глейзера. Комиссию жюри возглавляет классик итальянского кинематографа Бернардо Бертолуччи.

Биография режиссера:

Родился мэтр в 1941 году 5 января. Сам Миядзаки много раз говорил о том, что военные и первые послевоенные годы не особо сказались на нем. С одной стороны это похоже на правду. После начала войны семья сразу же уехала из Токио подальше от военных сирен в более спокойный Уцуноми. Его отец был разработчиком самолетов, и от того его жизнь была более обеспеченной, чем у других. Кроме того, любовь к самолетам Миядзаки пронес через всю свою жизнь. Но вот с другой стороны, учитывая все работы режиссера, в них слишком часто мы можем наблюдать противостояние людей себе подобным и роли одного маленького, внешне ничем не защищенного, человека. Разве после этого, нельзя решить, что Миядзаки лукавит, говоря о роли войны в его жизни?

http://besttor.ru/uploads/posts/2012-05/1336963444_miyadzaki-hayao.jpg

 

Уже в юности, в 1958 году он впервые видит на экране японский полнометражный цветной мультфильм "Заклинательницу белого змея". Наверно после этого он загорается идеей начать и самому заниматься развитием индустрии. Перед тем, как он пойдет работать в студию «Тоей», Хаяо оканчивает престижный вуз. В его дипломе значатся профессии экономиста и политолога. Но он уходит в рисунок. Это как лишний урок, который показывает, как нужно отказываться от всего лишнего и идти тем путем, который нравится тебе.

http://besttor.ru/uploads/posts/2012-05/thumbs/1336963106_hayao-miyadzaki.jpg

Тогда, в начале своего пути, Миядзаки не был кем-то из особенных, а был одним из многих. Толика удачи и большие усилия позволили ему выделиться среди прочих равных. Уже тогда у будущего классика аниме созрело ощущение, каким он видит свои фильмы. Он понимал, что стоит уходить от детской аудитории (куда сейчас движется вновь вся индустрия), нужно быть актуальным для взрослых людей. Для этого необходимо создавать сложную и глубокую картину, способную заставить любого на некоторое время остановиться и задуматься.

http://besttor.ru/uploads/posts/2012-05/1336963546_hayao_miyazaki.jpg

В это же время он знакомится с человеком, который станет его единомышленником и другом - Исао Такахата. Они вдвоем создавали и возглавляли профсоюз молодых аниматоров студии «Тоей». В той организации Миядзаки был председателем, а Такахата – вице-председателем. Чуть позже к ним присоединился Ясуао Оцука.  

http://besttor.ru/uploads/posts/2012-05/1336963564_miyadzaki-hayaoi.jpg

Они втроем уговорили студию на революционный для того времени шаг: создать полнометражную картину, одобренную художниками, а не продюсерами. Несмотря на такое соглашение, отношения между руководством и аниматорами с каждым месяцем ухудшались. Тем не менее работы над фильмом «Великие приключения Хоруса, принца солнца» продолжались и были закончены в срок (1968 год). Критики были потрясены картиной, если не сказать большего, приняли ее очень тепло и отзывы оставались только благосклонные. Тем не менее, сама студия то ли из-за собственного неумения, то ли чтобы отомстить зарвавшимся художникам, проваливает пиар компанию. А еще, после уже 10 дней проката в кинотеатрах снимает фильм с показов и официально объявляет об убытках. После этого, всех троих создателей понижают в должностях и начинают выдавливать из организации.  

http://djoa.ru/imgs/animation/miyazaki.jpg

Уже через год Миядзаки уходит из компании, а еще через два основывает собственную студию « A Pro». Тогда друзей посещает мысль об экранизации сказки шведской писательницы Астрид Линдгренд «Пеппи – длинный чулок». Но она отказывает на тот момент малоизвестным японским художникам. Возможно, если бы она знала, кем станут эти люди, то она не отказала им и в копилки мэтра был бы еще один широкоформатный фильм. А так, студию пришлось на время прикрыть и уйти работать на другую компанию «TMS».

http://www.cinemasia.ru/images/documents/81/1/image.jpeg

Там Миядзаки и Такахата работают над сериалом «Люпен III». Но работают уже не рядовыми сотрудниками, а сидят в режиссерских креслах. Параллельно с этим, был создан первый по-настоящему популярный фильм от Миядзаки и Такахата – «Большая панда и маленькая панда». Его известности очень способствовал тот факт, что Япония тогда переживала настоящее помешательство на бело-черных мишках (хотя биологически они не такие уж и медведи). После этого Миядзаки успел поработать на «Ниппон Анимейшен», специализирующуюся на выпуске мультипликации для широкого зрителя в формате ТВ-показа. При всей своей успешности, сам японский художник с большой неохотой вспоминает тот период свой жизни.  

http://lichnosti.net/photos/1886/main.jpg

После пары лет работы на «Ниппон Анимейшен» он уходит и оттуда. Теперь он подписывает контракт с «Телеком Анимейшен Филм». Многие считают, что именно тогда он создаёт свой первый шедевр – «Забавные приключения господина Волшебная Птица». Насколько это правда, я судить не могу, к сожалению этой картины я не видел и своего мнения оставить не сумею.

http://on-mult.ru/anime/ljupen_3_zamok_kaliostro_on-mult.ru.jpg

Следующее аниме «Замок Калиостро» уже делает из Миядзаки всемирную знаменитость, приглашения работать приходят из Голливуда. Но японец отказывается, и как показало будущее, абсолютно не зря. Как знать, возможно если бы он уехал в Америку, там он и не сумел бы себя раскрыть. Зато здесь, в родных стенах, он мог творить и никто не гнал его со сроками сдачи проектов.

http://onlinemults.ru/_nw/5/75448413.jpg

В начале 80-х годов Миядзаке вспоминает свою давнюю мечту – стать мангакой. Он начинает выпуск своей манги «Навсикая из Долины Ветров». Для тех, кому интересно, манга выходила с 1982 по 1994 года. Через некоторое время компания «Tokuma Shoten» предлагает экранизировать «Навсикаю…», за что мэтр и берется. Уже в 1984 году картина выходит на экраны. Фильм радушно приняли во всем мире, он собирал призы с различных кинофестивалей, но только Франция довела его до массового зрителя, но при этом зачем-то сократила на 30 минут.  

http://s61.radikal.ru/i174/0905/d6/0187e9b2e79a.jpg

Не смотря на это, Миядзаки получает всемирную известность, не просто как хороший художник, а как один из лучших создателей фильмов и встает в один ряд с ведущими режиссерами, в том числе и более классических «живых» фильмов с актерами. Теперь уже с основанием студии не могло быть проблем.

http://s61.radikal.ru/i173/0905/98/5161d71ab0cf.jpg

И в 1985 году появляется, впоследствии знаменитая студия «Гибли». Жива она и в наши дни и Миядзаки все также неустанно трудится на ее благо. Можно рассказывать и более подробно, но это уже что называется «Другая история». Но именно с этого времени на экраны стали выходить настоящие шедевры классика: "Небесный замок Лапута", "Мой сосед Тоторо", "Ведьмина служба доставки", "Порко Россо". Режиссеры со всего мира, даже глава студии Дисней были вынуждены признать, что это самые лучшие фильмы, созданные путем рисунка. После создания в 1997 году картины «Принцесса Мононоке» (об этом аниме мы также уже рассказывали) Миядзаки заявляет о своем уходе из студии.  

Но как оказалось, то был и не уход, а скорее время для отдыха. Уже в 2001 году Миядзаки берет доселе невиданную высоту, которая больше никому из японцев не была более покорена. На экраны выходит «Унесенные призраками» и начинает свое триумфальное шествие по кинофестивалям. И завершается оно в США, где ему вручается золотая статуэтка от киноакадемии.  Как итог, «Унесенные призраками» - первое аниме, получивший «Оскар».

http://s55.radikal.ru/i148/0905/8a/6ef5e327b8d3.jpg

Еще до этого о Миядзаке думали, как о великом режиссере, но теперь стали сравнивать с другим творцом из Японии – Куросавой. Но деятельность художника не ограничивается только созданием новых картин. Он активный борец за окружающую среду, эколог и его голос имеет определенный вес во власти. Лично я сам начинал знакомство с аниме с картин Хаяо Миядзаки. Наверно и многие другие тоже. 

http://icdn.lenta.ru/images/0000/0004/000000042643/pic_1358265406.jpg

Лично я благодарен мастеру за то, что он показал, каким должен быть фильм. Благодарен за то, что ушел от общих стереотипов. Благодарен за создание в своих картинах очень личностных героев. А также за то, что никогда не сдавался, когда шел к своей мечте. 

Недавно я нашла «Правила жизни» Миядзаки, из которых становится немного понятней, что он за человек. Практически каждую строчку из них хочется цитировать... но я ограничусь несколькими:

Я не рассказчик. Я человек, который рисует картинки.

Я признаю: рисованная анимация умирает. Мастера рисованной анимации скоро станут не нужны, как когда-то стали не нужны создатели фресок. Но я счастлив, что мне довелось провести в этом умирающем ремесле больше сорока лет.

Несмотря на пессимизм (Прим.: да, как это ни странно, он пессимист), я не собираюсь делать фильмы, которые говорят: отчаивайся, беги и прячься. Все, что я хочу сказать — это: не бойся, когда-нибудь все встанет на свои места, и где-то тебя точно поджидает что-то хорошее.

Мы живем в эпоху, когда дешевле и выгоднее купить права на фильм, чем снять его.

Большинство современных фильмов построено на одной идее: вначале нужно изобразить зло, а потом — его уничтожить. Так делают все, но, на мой взгляд, от этой идеи пахнет мертвечиной. Как и от другой популярной идеи — о том, что у истока любого злодейства — в жизни, в политике, где угодно — стоит конкретный человек, которого всегда можно обвинить и которого всегда можно наказать. Это самая безнадежная мысль, которую я когда-либо слышал.

Никогда не позволяйте работе делать вас своим рабом.

Вдохновение можно найти даже в прогнозе погоды.

Вся красота мира легко может поместиться в голове одного человека.

Подпишитесь на наш
Блоги

Великий японский аниматор уходит на покой

00:51, 3 сентября 2013

Автор: schinat

Комменты 17

Аватар

Фильм "Унесенные призраками" перевернул мое отношение к мультипликации вцелом. Как гениально он сказал о том, что в современных фильмах сначала изображают зло, а потом его уничтожают. В его фильмах все по-другому, тот, кто поначалу казался источником зла, зачастую вызывает сочувствие и понимание.

Аватар

"Унесённые призраками" и "Ходячий замок" можно возвести в ранг Классики!

I

Обожаю его мультяшки! Спасибо за это волшебство, мистер Миядзаки!

Аватар

У этого человека в голове другой мир ) Хорошо, что он есть и творил.

A

Грустно, но судя по отзывам из Венеции он выдохся, зато какое богатое наследие оставил. Тоторо, Унесенные ветром из любимых.

Подождите...