Все эти мифы пришли из мирового романа *Призрак оперы* Гастона Леру

*- У Призрака есть ложа?!
[...]
- ... Это ложа первого яруса, номер пять. Вам отлично известно, она первая слева от авансцены.
[...] Это ложа Призрака... Уже больше месяца туда никто не заходил, кроме Призрака, естественно,
и администрация получила указание никогда не сдавать её...
Пер. с фр. Д. Мудролюбовой.

Знаменитая ложа № 5 Гранд Опера - ложа Призрака Оперы - за последние десятилетия обросла таким количеством самых разнообразных слухов и сплетен, что мы сочли своим долгом лично отправиться в Париж и проверить, какие из гуляющих вокруг неё историй являются правдой, а какие - вымыслом.

С этой целью, планируя свой французский вояж, мы заранее приобрели билеты в ложу № 5 (хотели послушать оперу, но билеты на неё были уже раскуплены, поэтому пришлось довольствоваться балетом) и в назначенный день пришли в театр. К нашему огромному удовольствию, знаменитая ложа Призрака Оперы на все полтора часа оказалась в полном и единоличном нашем распоряжении, благодаря чему мы сполна смогли удовлетворить своё любопытство и ответить на все поставленные вопросы.

Итак, теперь вспомним все мифы, связанные с этой ложей, и посмотрим, как обстоят дела на самом деле.
 

Миф № 1. Билеты в ложу № 5 не продаются.

Пожалуй, это один из самых распространенных в Интернете мифов. Многие до сих пор уверены, что администрация театра, боясь гнева Призрака, не продает билеты в ложу № 5 и никогда её не сдаёт. (Есть и другой, менее распространённый слух - о том, что билеты в эту ложу продаются только по особому распоряжению и втридорога из-за возможного риска).

На самом деле, как вы уже догадались, это неправда. Билеты в ложу действительно невозможно купить онлайн на сайте театра - потому что в онлайн-продажу выставляется только ограниченная партия билетов на места определенных категорий, и ложа № 5 в эти категории не попадает. Однако в кассе театра билеты в ложу Призрака продаются совершенно спокойно, по самой обычной цене, не отличающейся от соседних лож.

Правда, если вы захотите купить билет в ложу № 5, мы дадим вам несколько советов: во-первых, билеты надо покупать заранее, за несколько месяцев (постановки в Гранд Опера пользуются огромной популярностью, особенно оперы, и билеты на них раскупаются моментально). Во-вторых, не стоит уточнять у кассира, действительно ли это ложа Призрака Оперы, - вы получите в ответ скривившееся лицо, возведенные к потолку глаза и насмешку над глупыми фанатами Призрака: "Это всё выдумки!". Большинство сотрудников театра уже устали от шумихи вокруг Призрака, это действительно так.

Билеты в ложу № 5:

Миф № 2. Ложа № 5 расположена...

Вторая очень распространённая ошибка касается расположения ложи № 5. И вызвана она, как это ни парадоксально, экранизациями истории. Во всех фильмах, где вообще показывают ложу Призрака Оперы (за исключением самой первой экранизации 1925 года), эта ложа, если сидеть в зале и смотреть на сцену, располагается с правой стороны от зрителей:

1962 г.

1983

1989

1990

1998

2004

На самом же деле, если сидеть в зале лицом к сцене, ложа № 5 расположена с левой стороны, о чем прямо написано в тексте романа. Зато этот же текст допускает другую ошибку, которая затрудняет поиск ложи Призрака.

Хорошо, мы уточнили, что ложа № 5 находится слева. Но где именно? В тексте романа мы читаем, что она "первая слева от авансцены". И, снова вспомнив богато украшенные ложи из экранизаций романа, мы внимательно осматриваем ряды и... останавливаем свой взгляд на вот этой ложе - рядом с императорской, между двух колонн. Правда, она похожа на ложу Призрака из кино?

Но нет! Это не она! Признаемся честно, даже на нашем сайте долгое время расположение ложи было указано с ошибкой, которую мы обнаружили, только лично побывав в театре и посидев внутри ложи.

На самом же деле, ложа Призрака Оперы находится вот здесь:

Ложа № 5

Она открывает ряд одинаковых лож, от соседей она отделена полукруглой перегородкой (к слову, первые два ряда кресел соседи друг у друга видят прекрасно). И в ней находится лишь одна колонна - та самая, о которой упоминается в тексте романа. Но об этом чуть позже...

Миф № 3. С ложи № 5 открывается наилучший вид на сцену.

Почему же Призрак требовал себе именно пятую ложу? Задавая себе этот вопрос, большинство приходит к выводу, что эта ложа должна быть одной из лучших в театре, с неё должен открываться великолепный вид на сцену. Но так ли это на самом деле? Давайте посмотрим.

Ложа рассчитана на 6 мест - в ней три ряда по два кресла. На представленных ниже фотографиях - вид на сцену с первого ряда и с третьего.

(Интерьер ложи. За занавеской - три ряда кресел )

(Вид на сцену с первого ряда Чёрное - это оркестровая яма )

(Вид с третьего ряда Видна лишь оркестровая яма )

Итак, первый ряд кресел, непосредственно рядом с колонной. Видна бóльшая часть сцены, однако левая её сторона от взора скрыта. Чтобы увидеть происходящее на левой стороне сцены, надо очень сильно высовывать голову (и всё равно ничего не видно).

При этом - обратите внимание! - люди, сидящие в первом ряду ложи, находятся на полном обозрении всего зала. Их прекрасно видно из партера, а с соседями из ложи, расположенной рядом, ты просто сидишь как будто в одном ряду, перегородка доходит в этом месте лишь до уровня груди. Как думаете, стал бы Призрак занимать первый ряд ложи, оказываясь на виду у всего зала? Нам кажется, что нет. Тем более что бархатных шторок, которые так любят показывать в фильмах, здесь нет. Вернее, они есть - но лишь в глубине ложи, ЗА рядами кресел.

Если Призрак хотел скрыться от посторонних глаз (а как мы знаем из романа, именно так он и поступал - ибо никто его в ложе не видел), то должен был занимать либо третий ряд кресел, либо вообще ставить стульчик за занавеской, в глубине ложи. В этом случае всё, что он мог разглядеть, - это часть оркестровой ямы (на наших фотографиях она закрыта черным настилом, в этот день давали балет). Всё, что происходило непосредствено на сцене, в поле его зрения не попадало.

Собственно, это подтверждается и ценами на билеты. Все места в Гранд Опера делятся на 6 категорий. Первая - наиболее дорогие билеты, с этих мест открывается наилучший обзор. Шестая - сцены не видно вообще, можно только слушать оперу. Так вот, первый ряд ложи № 5 относится к третьей категории по цене, а второй и третий ряды - к этой самой шестой категории, откуда ничего не видно. По этой причине в те дни, когда дается балет, билеты шестой категории просто не продаются - и именно поэтому мы оказались в ложе в гордом одиночестве.

Отсюда следует довольно интересный вывод, о котором вряд ли кто из нас задумывался. Эрик, Призрак Оперы, никогда не смотрел оперы из своей ложи № 5! Он их только слушал!


Миф № 4. Колонна в ложе № 5 изнутри полая.


Наконец, с полным знанием дела я могу посоветовать читателю: "Пойдите в Оперу, попросите
позволения спокойно походить там, без назойливого чичероне, войдите в ложу № 5 и постучите по
огромной колонне, которая отделяет ложу от авансцены; постучите по ней тросточкой или просто
кулаком, до высоты человеческого роста послушайте звук, и вы убедитесь, что колонна полая!
А после стоит ли удивляться, что в ней мог находиться голос Призрака - там внутри хватит места
для двоих. Не удивляйтесь, что в связи со странными явлениями в ложе № 5 никто не обратил внимания
на эту колонну, не забудьте, что с виду она сделана из цельного куска мрамора и что голос,
шедший изнутри, казалось, раздавался с противоположной стороны (ведь голос призрака-чревовещателя
доносился оттуда, откуда хотел он сам). Колонна обработана и украшена скульптурой и орнаментом,
вышедшими из-под руки подлинного художника. Я не теряю надежды найти когда-нибудь элемент
скульптурного убранства, который можно было по желанию опускать и поднимать, что позволяло Призраку
Оперы передавать матушке Жири записки и мелкие подарки".
Пер. с фр. Д. Мудролюбовой.

Мы не случайно процитировали вам весь этот отрывок из романа. Самое забавное заключается в том, что четвертый миф запустил сам Гастон Леру, столь подробно описав устройство колонны в ложе № 5, что ему невозможно не поверить! Однако правда заключается в том, что Леру - вообще отличавшийся веселым характером и очень любивший розыгрыши - и на сей раз пошутил над своими читателями.

Колонна в ложе № 5, разумеется, вовсе не полая (да, мы постучали!). Это действительно цельная колонна из мрамора, никаких потайных проходов в ней нет и быть не может, чтобы в этом убедиться, достаточно просто прийти в театр и посмотреть на неё, и даже знание основ архитектуры вам не потребуется. А если вы имеете некоторое представление об архитектуре, тогда рассуждение о полой колонне вообще покажется вам смешным.

Более того, она вовсе не так широка, как описал Леру. Двое человек в ней не поместятся, и даже обладавший скелетоподобной фигурой Эрик бы там протиснулся с трудом. На фотографиях она, кстати, выглядит намного шире, чем в действительности.

А самое забавное заключается в том, что эта колонна находится на виду у всего зала, а люди, сидящие в соседних ложах - как справа, так и слева, - видят её во всей красе, со всех сторон. Она находится на полном обозрении окружающих, поэтому представить, что Призрак оттуда мог что-либо передавать, подкидывать в ложу или совершать другие подобные манипуляции, невозможно.

Мы попробовали представить эту картинку - вот из колонны появляется рука с коробкой конфет, тянется к стулу... У соседей из ложи № 6 (они сидят от колонны буквально в полутора метрах и всё видят) наверняка случился бы приступ истерического смеха, как и у нас.

Миф № 5. Призрак появлялся в ложе из потайного хода.

Так всё-таки занимал Призрак ложу № 5, чтобы слушать из неё оперы, или просто развлекался, разыгрывая окружающих чревовещанием и прочими фокусами? Как мы уже убедились, смотреть оперу из данной ложи было неудобно - Эрику гораздо проще было устроиться для этой цели где-нибудь на стропилах или за кулисами. В самой ложе его никто не видел - однако слышали его голос, там появлялись записки и подарки для матушки Жири...

Теперь взглянем на историю с загадочной ложей глазами самой мадам Жири. Дело в том, что в ложу нельзя войти без сопровождения смотрительницы: снаружи на двери отсутствует ручка, дверь открывается только при помощи специального ключа, который есть только у смотрительницы ложи. И вот представьте: мадам Жири проверила ложу (та пустая), закрыла её своим ключом, ушла. Через некоторое время пришла, открывает... а там коробка конфет и записка! Ба! Призрак просочился сквозь стены! А может быть, дело решалось с помощью обыкновенной отмычки, и никаких потайных ходов не существовало?

То же самое с голосом. Если Эрик, судя по тексту романа, обладал способностью к чревовещанию, он вполне мог устроиться прямо за дверью ложи и, подглядывая в круглое окошко на двери, вовсю развлекаться, пугая присутствующих в ложе. Так стоит ли искать более сложные объяснения?

Нет, скажете вы, так не интересно. У нашего Любителя Люков обязательно должен быть потайной ход! Хорошо, давайте попробуем его поискать (мы, к слову, поискали - у нас было на это полтора часа). Как уже было сказано, колонна отпадает: её прекрасно видно из соседних лож и даже из партера. Если бы посреди представления оттуда полез человек в черном, паника поднялась бы на весь зрительный зал.

Боковые стенки ложи № 5 очень тонкие, фактически это просто перегородки с соседними ложами. После окончания представления мы заглянули к соседям, чтобы в этом убедиться и сверить толщину стен. Увы, двойной стенки там быть не могло, это факт. Единственное место, где действительно мог располагаться потайной ход, - это вертикальная вентиляционная шахта возле двери. Она достаточно просторная, чтобы в ней мог спрятаться взрослый мужчина, и находится в глубине ложи. Оттуда на самом деле можно было появляться совершенно незаметно. Мы даже придирчиво изучили бархатную обивку стен в этом месте - представляете, на стыках вентиляционной шахты и стен располагаются швы, то есть стена могла отодвигаться! Чисто теоретически, конечно. А больше потайной ход прятать негде.

Так что, если вам нравится играть в загадки и потайные ходы, то знайте: Призрак Оперы появлялся в ложе из... вентиляционной шахты!

(Вентиляционная шахта справа, возле двери ложи)

(Смотрительница проверяет и закрывает ложи после спектакля.
Ложа № 5 - слева от неё, в самом углу. )

И - да, дорогие друзья, на двери ложи № 5 действительно красуется табличка "Ложа Призрака Оперы".
Это - не миф, это правда!

Подпишитесь на наш
Блоги

Ложа № 5: мифы и реальность

20:40, 9 августа 2013

Автор: ftatatita

Комменты 8

Аватар

спасибо, интересно очень!)

Аватар

Очень интересный пост, спасибо большое! Честно говоря, в опере никогда и не была, вроде бы и интересно, но как представлю 3 часа слушать не понимая слов, нормально вообще это все переносят? Я наверное лучше на балет пойду.)

Аватар

пост еще не прочла - жир сжигать пора. По теме, КАКОЙ БАТЛЕР БЫЛ СЕКСУАЛЬНЫЙ В РОЛИ ПРИЗРАКА, а вообще он мне не нра, только в этотм гриме под Элвиса

Аватар

Спасибо! Оч интересно! А кто знает,какие цены в гранд опера на спектакли на приличные места? И как лучше покупать билеты ( на месте или через интернет и за сколько)?

Аватар

хмммм значит пост с попкой удалили

Подождите...