Родилась в Багдаде в 1950 году в семье промышленника, одного из основателей Национальной Демократической партии Ирака, представителя ориентированной на Запад крупной буржуазии. Уже в 11 лет она решила, что хочет стать архитектором. В 1972 году, после окончания математического факультета Американского Университета в Бейруте, Хадид приехала в Лондон и поступила в архитектурную школу Архитектурной Ассоциации. Там ее преподавателями были Рем Колхас и Элиа Зенгелис. Сильное влияние на нее как архитектора оказал советский архитектурный авангард 1920-х годов, но ее творческий язык остается ярко оригинальным. Колхас назвал ее "планетой на своей собственной орбите". Зенгелис считает ее самым талантливым человеком, который когда-либо у него учился. Но, по его воспоминаниям, ей требовалась помощь при разработке второстепенных деталей - особенно с лестницами, которые в ее студенческих проектах всегда упирались в потолок. В 1977 она присоединилась к мастерской Колхаса ОМА, в 1980 - основала собственное бюро "Zaha Hadid Architects". Со своим оригинальным и бескомпромиссным подходом к творчеству Хадид не могла заниматься мелкими заказами для частных лиц, поэтому она осталась преподавать в Архитектурной Ассоциации, продолжая проектировать и участвовать в конкурсах. Ее "перевернутый небоскреб" для Лестера (1990) так и остался на бумаге, проект спортивного клуба "Пик" (1983) на холме над Гонконгом также остался нереализованным: он победил в международном конкурсе, но затем заказчик обанкротился. В 1994 Хадид получила широкую известность в Великобритании, выиграв конкурс на проект оперного театра в Кардиффе, но застройщик - под влиянием общественного мнения - после полутора лет конфликтов отказался от проекта, испугавшись оригинальности архитектурного решения. Первым реализованным проектом Хадид стала пожарная часть компании Vitra (1991-1993). Ситуация кардинально изменилась в 1999 году, когда началось строительство Центра современного искусства Розенталя в Цинциннати, США (открылся в 2003 году) - с этого момента Хадид стали приглашать для работы в разных странах мира, а в 2004 она стала первой женщиной в истории, получившей Притцкеровскую премию. Живопись и рисунки Захи Хадид многократно экспонировались во многих странах; первой большой выставкой была ретроспектива в АА в 1983. Также крупные выставки прошли в нью-йоркском Музее Гуггенхайма (1978), Галерее GA в Токио (1985), Музее современного искусства (МОМА) в Нью-Йорке (1988), в Гарвардском университете (1994) и даже зале ожидания Центрального вокзала в Нью-Йорке (1995). Работы Хадид входят во многие музейные собрания, в частности - МОМА и Немецкого Музея архитектуры во Франкфурте-на-Майне (DAM). Некоторые работы: Комплекс Beko, Белград Комплекс Galaxy SOHO, Пекин Комплекс Pierresvives, Монпелье Музей искусств Элая и Эдит Броуд, Лансинг Национальный стадион Японии, Токио Вилла Capital Hill, Россия Музей Риверсайд, Глазго

Обновлено 21/01/13 02:43: Магазин Roca London Gallery, Лондон

Оперный театр в Гуанчжоу, Китай

Офисный комплекс "Опус", Дубай

Зал камерной музыки, Манчестер

Магазин одежды Neil Barrett, Токио

Винодельня Лопес де Эредиа Тондониа, Испания

Остальные работы и эскизы размещены на официальном сайте Захи Хадид

Подпишитесь на наш
Блоги

Заха Хадид

05:17, 21 января 2013

Автор: desperate_hou5ewife

Комменты 28

Аватар

все же, классика мне ближе

Аватар

я была в ее зданиях. это мощно. фото не передают и 10 процентов.

Аватар

http://www.zaha-hadid.com/architecture/heydar-aliyev-cultural-centre/ это ее творение в Баку, действительно впечатляющее зрелище

Аватар

не соглашусь с вами за самого влиятельного архитектора. Заха талантлива, несомненно, но едва ли будущее за иконической архитектурой.

Аватар

Заха - гений. Я определенно за такую архитектуру, в небольших количествах, в городском пространстве она делает правильный акцент, идет в разрез со строгими линиями. Спроектировать это, ни разу не проще чем колонны и позолоту (по поводу деградации), лично я чувствую внутри подобных сооружений комфортно, в отличии от давящей отделки с лепниной и ко (кому то конечно традиционный тип ближе) P.S. Как и любое современное искусство (а оно существует не смотря на горы псевдоискусства) подобная архитектура требует от зрителя подготовленности.

Подождите...