1 сентября этого года великому актеру Витторио Гассману исполнилось бы 90 лет. К сожалению, в наше время о нем мало кто знает. И это печально, поскольку он не только блестящий актер, он еще невероятно красивый мужчина и один из родоначальников жанра "комедия по-итальянски". Понятно, что данный жанр ассоциируется в основном с Марчелло Мастроянни и Софи Лорен, но тем не менее. Кстати, Мастроянни и Гассман были большими друзьями.

image

image

А смотрели ли вы фильм "Запах женщины"? Аль Пачино в роли слепого полковника, знаменитое танго в кафе, все дела... Роль, за которую Аль получил свой единственный (пока) Оскар. Но знаете ли вы, что этот фильм - римейк одноименного итальянского фильма Profumo di donna? В котором главную роль исполнял именно Витторио Гассман. Оригинал невероятно тонкий, лиричный, пронзительный, красочный. Потрясающе виды Италии. И Гассман сыграл свою роль просто потрясающе. Я очень люблю Пачино. Мне он очень понравился в этой роли. И когда я случайно узнала, что существует оригинальный "Запах женщины", то ради интереса решила глянуть. Тогда я знать не знала о Гассмане. Просмотр - как обухом по голове. С моей точки зрения оригинал и римейк - просто несопоставимые величины. Всем, кто не смотрел, я горячо рекомендую этот фильм. Просто очень. Сейчас таких чувственных фильмов уже не снимают.

Наверняка вы знаете, что такое комедия по-итальянски. Гассман снялся во многих лучших образах этого жанра. Таких как "Обгон", "Чудовища", "Именем италянсого народа", "Злоумшленники, как всегда, остались неизвестны" и многих других. Посмотрите - это и правда роскошное кино. Знаете, я много смотрю кино и у меня масса любимцев среди актеров, а уж сколько я просто знаю... Одна только при виде Гассмана у меня просто перехватывает дыхание - само совершенство, черт возьми. Идеальные черты лица, великолепная фигура, рост под два метра, бешеный темперамент, невероятное обаяние и при всем этом он гениальный актер.

image

За свою долгую карьеру Витторио, помимо прочего, успел сыграть и женщину.

image

C Марчелло Мастроянни в SOLITI IGNOTI.

C Жаном Луи Трентиньяном на съемках "Обгон".

image

С Кэри Грантом и Софи Лорен.

image

Портрет.

image

Вечный «матадор» Витторио Гассман в начале своей творческой карьеры сражал сердца искушенных театралов. Позже его прозвали «Роковой мужчина итальянского кино». Однако таким амплуа актер не был доволен. Свое место в кино он определил уже в зрелом возрасте. Тогда на Апеннинах только появился особый национальный жанр – «комедия по-итальянски». Витторио Гассман родился 1 сентября 1921 года в Генуе. Он получил прекрасное образование. Но в уже в школе Витторио увлекся театром. Гассман поступил в римскую Академию драматического искусства, основанную известным критиком и театральным деятелем Сильвио Д'Амико. Именно здесь он сформировался как актер романтического стиля. В 1943 году Витторио начал играть на профессиональной сцене. Через пять лет театральные пути-дороги приведут его в труппу Лукино Висконти. Гассман с успехом играл главные роли в его спектаклях «Трамвай „Желание“», «Орест». Витторио помогал начинающему актеру Марчелло Мастроянни, с которым потом его будет связывать неразрывная дружба. В послевоенной Италии Гассман занял место первого трагика. Две роли знаменательно определили облик Гассмана как драматического актера — в пьесах «Кин, или Гений и беспутство» Александра Дюма-сына и «Гамлет» Шекспира. Со знаменитым английским трагиком Кином Витторио порой отождествлял себя, находя в жизни Кина и в своей творческой судьбе немало параллелей. В 1957 году Гассман экранизировал эту пьесу в обработке Жан-Поля Сартра и, разумеется, сам исполнил главную роль.

Гамлета Гассман сыграл в организованной им труппе с названием Национальный театр (с 1952 года — «Театр итальянского искусства»). Вторым организатором и режиссером театра был Луиджи Скварцина. Поставленный в 1950 году Гассманом и Скварциной «Гамлет» был долгое время наиболее посещаемым спектаклем. Как писали критики, «Гамлет» — «это настоящее „чудо“ эклектизма, где ясно прочитывались цитаты из Крэга и Станиславского, где фрейдистские мотивы перемешивались с мотивами социального протеста. Гассман исполнил главную роль в лучших традициях гастрольного спектакля — с тем холодным и эффектным жаром, который составляет главную примету его актерского стиля». Начиная с Гамлета слава актера стала приобретать размеры, свойственные обычно славе кинозвезды. Гассман был первым театральным актером, создавшим «имидж». Кого бы ни играл Гассман — Гамлета, Кина, Ромео, Отелло, Яго, Ореста — для зрителя он оставался Гассманом, холодным и скептическим красавцем. Актер не стеснялся рекламировать на телевидении мотороллеры и, появляясь в кадре в соответствующих доспехах, произносил фразу: «В театре я — в Гамлете, в жизни — на мотороллере».

image

Первую серьезную роль — вора и убийцы — Гассман получил у де Сантиса в «Горьком рисе» (1949). Фильм имел художественный и коммерческий успех, но про Гассмана критики писали, что он «не на месте». Ибо место его было, по общему мнению, там, где им можно было любоваться. Зрители увидели Гассмана-красавца в фильмах «Рапсодия» (1954), где он снимался в дуэте с Элизабет Тейлор, и «Война и мир» (1956), где актер играл Анатоля Курагина.

image

В роли Анатоля:

image

Итальянские поклонники прозвали Гассмана «матадор» — так называлась рубрика, которую он вел в конце 1950-х — начале 1960-х годов по телевидению. Витторио не только критиковал итальянские нравы, но и посмеивался над самим собой — баловнем успеха, любимцем публики. «Матадор» называлась и комедия, поставленная Дино Ризи, с которым потом на долгие годы будет связана судьба Гассмана-киноактера. Витторио создал образ, не только достойный его прежних театральных работ, но и открывший для него новые перспективы в кино и вообще в творчестве. Он показал «среднего» итальянца в неравной схватке с трудностями жизни. Фигура была комичная и патетическая.

В начале—середине 1960-х годов Виторрио Гассман нашел свое истинное место в кино. Это были годы расцвета «комедии по-итальянски», своеобразного жанра, где смешное и горестное так неразлучны и так взаимопроникаемы, что жанр этот следовало бы назвать трагикомедией. Вершиной творчества актера в 1960-е годы является роль Бруно в картине «Обгон» (1962), в которой партнером Гассмана (фильм построен на контрасте двух характеров) был молодой Жан-Луи Трентиньян. Бруно — типичный римский гуляка, нахальный и обаятельный, пылкий и вульгарный, для которого, казалось, нет ничего святого. Но обаяние Бруно — Гассмана тоже несомненно и во многом основано на таких чертах, которые являются оборотной стороной его недостатков, — на оптимизме, жизнеспособности, общительности. За эту роль Гассман был награжден премией «Серебряная лента».

После «Обгона» популярность актера возросла невероятно — и персонаж Гассмана «пошел в серию». Плодотворным было сотрудничество и с другим мастером комедии — Марио Моничелли, у которого Гассман вместе с Мастроянни снялся в очень смешной социальной комедии «Злоумышленники, как всегда, остались неизвестны» (1958) (еще одна премия «Серебряная лента»), в антивоенном фильме «Большая война» (1959), где он создал комедийный и в то же время героический образ солдата Джованни, в двух народно-исторических комедиях, с элементами антифашистской сатиры — «Войско Бранкалеоне» (1965) и «Бранкалеоне в крестовых походах» (1970) (премия за роль на МКФ в Сан-С:)стьяне), «Новые чудовища» (1978), «Гостиничный номер» (1980), «Плуты» (1987).

В 1974 году вышел очередной фильм Гассмана и Ризи. В драме «Запах женщины» Витторио создал замечательный образ человека, постепенно осознающего пустоту и бессмысленность прежней жизни. Его герой, капитан Фаусто, вот уже семь лет как слеп, но по-прежнему является «великим соблазнителем», любителем красивых женщин, чье очарование он определяет по запаху. И все же Фаусто отказывается от любви прекрасной женщины Сары. За эту роль Гассман получил премию на кинофестивале в Канне.

В Москве.

image

Гассман был весьма ироничен, даже по отношению к самому себе. Когда его просили описать себя, он отвечал немногословно: «Актер. В полном смысле этого слова. Вся моя жизнь связана с этой профессией. Если говорить о положительных качествах: работоспособен и, может быть, даже неплохой профессионал. Отрицательные качества: не то чтобы робок, но и не отважен».

В 1980-х годах он не только снимается в кино, но все чаще выступает как режиссер. Гассман был постановщиком и соавтором сценария фильма «От отца к сыну» (1983), вместе с К. Туцци снял «Другую загадку» («Развитие сюжета») (1986). Итальянского актера приглашают в свои фильмы великие режиссеры: Ален Рене («Жизнь — роман», 1983), Кщищтоф Занусси («Власть зла» («Парадигма»), 1985), Этторе Скола («Семья», 1986), Филип де Брока («Тысяча и одна ночь», 1990). Феллини как-то сказал о нем: «Немецкий князь с тоскливой улыбкой заключенного».

image

Витторио Гассман был страстным мужчиной не только на экране, но и в жизни. Он имел четырех детей от четырех женщин (на трех из них актер был женат). Список его любовных увлечений открывает Нора Риччи, за которой следуют Шелли Уинтерс, Анна Мария Ферреро, Аннетт Стройберг, Джульетта Мейниель, и завершает Дилетта Д'Андреа. Гассман оправдывался: «По-моему, я просто не очень постоянен. Но таковы по своей природе большинство мужчин. Не думаю, что страсть может пылать больше года. Перемена дома и жены — это средство омоложения. У тебя каждый раз возникает иллюзия, будто ты еще молод и все еще впереди. Мне нечего стыдиться. Я всегда был честен. Четверо женщин подарили мне детей, а все остальные дарили либо радость, либо скуку. В чем я твердо уверился, так это в том, что никогда не нужно затягивать роман, когда начинаешь тяготиться некогда любимой женщиной. Это большой грех». C женами и детьми.

image

image

image

image

Алессандро Гассман.

image

«Неправда, что он жесток и малоприятен в общении. В душе Витторио очень застенчив, и, чтобы скрыть эту застенчивость, он иногда бывает дерзким», — говорил его друг Мастроянни. Гассман весьма склонен к бурным излияниям чувств. Он сознается: «Я очень легко и часто плачу, причем получаю от этого удовольствие. Может быть, это и стыдно, но слезы как мыло — все смывают». Витторио был откровенен и беспощаден к себе. «Я способен на насилие и в то же время бессилен». Гассман любил выпить, любил веселые компании, он не знал цену деньгам. Во время загулов Гассман становился совершенно неуправляемым: 90 сигарет в день, 12 порций виски и вино рекой.

image

Весной 1999 года Гассман провел прощальный спектакль в римском театре «Систина», где объявил о своем решении оставить сцену. Свыше 300 ролей сыграл этот 77-летний актер в театре и кино. Для финального вечера он выбрал первый акт пьесы Пирандлелло «Человек с цветком в устах». Он также читал любимые стихи, монолог Гамлета и отрывок из написанной им сатирической пьесы «Кин, или Искренняя ложь». Гассман говорил о своей неосуществленной мечте: «Я никогда не играл Чехова и очень сожалею об этом… Память играет со мной сейчас странные штуки: я вспоминаю о последней сцене „Вишневого сада“ — этот далекий звук, напоминающий звук лопнувшей струны, звук которой, кажется, исходит с неба. И потом наступает тишина… В мои годы, столь плотно наполненные голосами и звуками, не хватает ударов топоров, вырубающих сад ударов, знаменующих конец жизни. Определенной жизни». Великий итальянский актер недолго прожил после своего последнего спектакля. Двухтысячный год стал для него последним… «Я никогда не соглашусь смотреть шекспировскую Офелию, образ которой будет представлен в сети Интернета, я не согласен с будущим, заполненным компьютерами, — говорил он незадолго до смерти. — Надеюсь, что театр вернется к своим истокам, что он вновь обретет смелость и безумство».

Текст: http://ana-lee.livejournal.com/73412.html

Подпишитесь на наш
Блоги

Витторио Гассман

11:40, 18 октября 2012

Автор: Chihiro

Комменты 12

B

Хорооооош:-)

Аватар

Жаль, но я о нем ничего не знала, спасибо за информацию.

X

Красавец!)))

Аватар

красавец! Запах Женщины - шедевр! а сынуля какой у него красавец.. мм ..

Аватар

Актер - прекрасный, но вот человеком он был плохим, поскольку человек, который способен на изнасилование, для меня хорошим быть не может.

Подождите...