Контент опубликован пользователем сайта

Про звезд

Интервью с Авдотьей Смирновой

32
Интервью с Авдотьей Смирновой

— Когда это напечатают, все уже, наверное, забудут, но говорим мы накануне вынесения приговора Pussy Riot. И гениальность их акции, понятная задним числом, в том, что, кроме прочего, она выявила тот абсолютно очаровательный факт, что женщин в России не особенно считают за людей. — Мне придется спорить по всем пунктам сразу. Точка консенсуса нашего в том, что сидеть они не должны. А дальше... Я как не видела гениальности этой акции, так и не вижу. Я абсолютно согласна с Шурой Тимофеевским: гениальность ей придали те, кто инициировал процесс. Говорят, что это патриарх — не знаю, как на самом деле. Если так — ему и надо вручить Премию Кандинского. А сама акция, на мой взгляд, совершенно не талантливая и не художественная. — Ну, а вот их последние слова? — Я читала все три. Правда сильное — последнее слово Алехиной. Культурологическая лекция Толоконниковой — если бы не обстоятельства ее произнесения — была бы просто смешна. Своей серьезностью в отношении, как у нас говорят, «собственного творчества». Единственное, что объединяет Pussy Riot и Ваенгу с Валерией, — они все всерьез полагают, что слово «творчество» можно ставить рядом со словом «мое». — Но вопрос был не об этом. — Что касается сексизма — приходилось ли мне с этим сталкиваться? Да сплошь и рядом. В той же газете «Коммерсантъ», куда я пришла в 1995-м — притом что там тогда работали не только самые умные и блестящие мужчины, но и самые умные и блестящие женщины, и вообще концентрация человеческой одаренности на квадратный метр там зашкаливала. У меня замечательный разговор был в свое время с Никитой Сергеевичем Михалковым — он пришел на премьеру «Связи», мы долго разговаривали, он мне что-то объяснял про финал — вполне уважительно. А потом говорит: «Ну, вообще место бабы — между кулаком и плитой». Я на него посмотрела и говорю: «Отлично. А теперь мне скажите, кто из режиссеров-мужчин замечательную актрису Аню Михалкову будет снимать в главных ролях?» Никите Сергеевичу пришлось тонко захихикать в усы. Ситуация — привычная. Татьяна Никитична Толстая, например, утверждает, что Россия всегла находится в одной и той же временной точке. Что время тут не происходит — мы находимся в XVI веке. Всегда. — А вам самой так кажется? — У меня есть любимый историк питерский — Евгений Викторович Анисимов, специалист по послепетровской Росcии и вообще большой исторический писатель уровня Ключевского. При этом — очаровательный человек. Просвещенный оптимист — редчайшее сочетание. У него, кроме прочего, есть монография «Дыба и кнут» — история Тайной канцелярии и телесных наказаний в России, вот такой толщины кирпич, очень страшная. И он мне как-то сказал: «Мне 62 года, а я прожил жизнь без войны, без голода, без настоящих полномасштабных репрессий. Я — представитель первого русского поколения, которое может так про себя сказать». И, конечно, он прав. Конечно, мы меняемся в лучшую сторону. С другой стороны, мне кажется, в сегодняшней России мужчины являются худшей частью общества. Бабы тоже бывают вполне себе кошмарные, но если взять заурядно умную женщину и заурядно умного мужчину, то заурядно умная женщина... — Мужчину порвет. — Абсолютно. Хотя бы потому, что ей пришлось преодолеть в 85 раз больше трудностей. Я так скажу: чем старше я становлюсь, тем я нежней и сочувственней отношусь к мужчинам. И тем меньше я их уважаю. Они мне очень нравятся, они ужасно симпатичные и милые. Но за свою уже не короткую и вполне себе бурную жизнь, я встретила, наверно... да, всего двух мужчин, которых безусловно уважаю. За сочетание ума, силы, чувства долга, решительности, последовательности — всего того, что мы базово ценим в людях. А женщин — таких, на которых я смотрю открыв рот, понимая, что мне никогда такой не стать, — много. — Вот вы хорошо сказали про «мое творчество», но согласитесь: у нас вообще люди искусства считают себя высшей расой, а остальных — низшей формой жизни. Вот вы — притом что вы сами начинали как критик... — Ну, я не была критиком, про это смешно говорить. Я была совершенно необразованная, наглая, самоуверенная идиотка. — Как и все мы. — Не все, нет. Я застала еще великих старух — и Шитову, и Майю Осиповну Туровскую. Серьезные девочки. Ну, и сейчас есть Любовь Юрьевна Аркус — тоже не последняя девица на деревне. Вообще, настоящая критика — это такое счастье. Я встречалась на днях с Гришей Константинопольским — старейшим моим товарищем... Вы читали «Возвращение в Брайдсхед»? — Да, как ни странно. — Там есть моя любимейшая сцена: когда Энтони Бланш в гей-клубе устраивает Чарльзу Райдеру разнос его выставки. Мол, ему сказали, что у Чарльза какие-то дикие возмутительные картины, он пошел, а там — все то же «сливочное английское обаяние, рядящееся в тигровую шкуру». Что-то в этом роде я получила и от Гриши. Он разнес «Кококо» в пух и прах, особенно третий акт. И ничего, кроме «спасибо большое, и какой ты умница, и какие мы дуры, что не показали тебе сценарий», я к нему не испытываю. — Но вопрос был немножко про другое. — Что люди искусства считают себя белой костью, а остальные — подите вон? Мне кажется, это оборотная сторона другой вещи — глубокого убеждения публики, вдолбленного ей большевиками, что искусство принадлежит народу. Ты приходишь на встречу со зрителями, которые убеждены, что ты — что-то среднее между официантом и проводником поезда. И хорошо, если он за уверенность заплатил 200 рублей, а не скачал на торренте. В итоге кривыми являются обе стороны. И автор, который кричит «мое творчество». И публика, которая априори не уважает автора, если он не заискивает перед ней. Не только в своей, скажем так, художественной продукции, но и лично: «Боже, спасибо, самое главное в моей жизни — это встреча с вами». Да в гробу я видала встречу с вами. — Расскажите, как вам было после «Двух дней», когда вы стали коллаборационисткой, реакционным автором и... — ...подстилкой путинского режима? — Да. — Было ли мне неприятно? Конечно. Было ли это неожиданностью? Нет. Я это сказала, еще когда мы с Анной Яковлевной Пармас писали сценарий: «Ну ты понимаешь, в чем нас обвинят?» Вообще, представление интеллигенции о том, что нами правят злонамеренные марсиане, представлялось мне дикостью. — А кто-то так правда считает? — Конечно. Что среди «них» нет людей. Что «они» не могут чувствовать, не могут влюбиться. А я вот прекрасно помню: в середине 90-х был такой деятель в правительстве — в Минфине или еще где-то. Фамилия его была Вавилов. Узнала я о нем вот как. В какой-то момент весь центр Москвы оказался завешан билбордами, на которых была фотография черноволосой женщины и надпись: «Прости, Марьяна!». Выяснилось, что это была его обожаемая жена, у них был какой-то сложный период и он так перед ней извинялся. Представляете? — Но чтоб госслужащему завесить Москву билбордами... — Да. Дальше можно рассуждать, что для этого наверняка нужны коррупционные деньги. Но какой накал отношений! Я понятия не имею, как выглядит этот Вавилов. Но эту историю помню до сих пор. И после этого вы будете мне рассказывать, что это — не люди. Собственно «Два дня» это как-раз про «Прости, Марьяна!». А насчет обслуживания режима... Еще говорили, что это снято на деньги администрации президента. Я вообще — или граблю налогоплательщиков — это при том, что в «Кококо», например, нет ни одного государственного рубля, — или снимаю на деньги богатого мужа. Что тут сказать? Существует на свете такая вещь, как имманентная справедливость. — Вы уверены? — А вы послушайте. Звонит мне моя подруга Ксения Александровна Раппопорт: «Слушай, я тут познакомилась с одним человеком — он ко мне бросился: “Как я рад, тут такое дело, “Два дня” — мой любимый фильм. Я его смотрел с женой три раза, потом без жены — дайте мне контакт Дуни Смирновой, хочу ее поблагодарить”». Я говорю: «Ну, дай ему мой телефон — я по крайне мере с ним кофе должна выпить». Проходит время, я про это забываю, звонок: «Здравствуйте, меня зовут Денис, я помощник Андрея Владимировича Скоча, “Два дня” — его любимый фильм.... сам я его, к сожалению, не видел... но он хотел бы... людей, которые его сделали... у меня для вас подарок». Я вежливо спрашиваю: «А можно узнать, что за подарок?» — «Конечно. Миллион долларов. Могу сейчас подъехать, только надо арендовать ячейку...» Я запаниковала, муж в отъезде, звоню советоваться — он говорит: «Нет, знаешь, безналичные — гораздо лучше». В итоге пришли эти деньги. Я написала письмо, где, помимо благодарности, был список людей из творческой группы, которые эти деньги получат: актеры, художники, операторы, звук, свет... Если вы думаете, что он мне ответил или напросился кофе пить — вы глубоко ошибаетесь. Я, как не знала, как он выглядит, так и не знаю. И эти 20 человек из съемочной группы, которые ему страшно благодарны, — тоже этого не знают. Притом что деньги всем страшно нужны. «Два дня» снимали все-таки не на деньги администрации президента, а на деньги ЦПШ и «Арт Пикчерс» — так что все очень были сильно «недоплачены». Не так катастрофически, как на «Кококо», — но все-таки. — То есть вы нашли по крайней мере одного зрителя. Все симпатичные русские режиссеры в этом плане более-менее сдались. Они не надеются, что их кто-то будет смотреть, и честно снимают для международных фестивалей. А вы как-то продолжаете упорно долбиться в мейнстрим. Почему? — Есть очень любимая моим отцом непристойная старинная французская пословица: «Самая красивая девушка не может дать больше того, что имеет». Мне, к сожалению, никогда не стать таким режиссером, каких я правда люблю. У меня есть любимый русский режиссер — это, конечно, Балабанов; он меня завораживает, вызывает трепет, желание молиться за него, целовать ему руки. И есть два западных — вроде бы противоположных: Альмодовар и Майк Ли. Я умираю от их фильмов. Но никогда не смогу так. Мне никогда не стать Фассбиндером. Или Шукшиным. Не дано. Но мне кажется, у меня есть способность к сторителлингу — к тому кино, которое... Ну вот «Король говорит!». Это такой уровень мастерства, это так построено — при этом так согрето, это не холодная ремеслуха. Сцена, в которой он смотрит речь Гитлера и дочка спрашивает: «Что говорит этот джентльмен?», а он отвечает: «Не знаю что, но говорит недурно». Тут же в одну точку собрано вообще все — включая отношения английской монархии с Гитлером. Или «Побег из Шоушенка». Вроде бы по всем высоколобым правилам — не ахти что. Но смотреть можно сколько угодно раз. Вот такое бы кино делать. Такое, где автор не манифестирует себя, растворен в истории. Которое, возможно, и не кажется чем-то большим, когда выходит, но потом застревает у человечества в зубах и остается. С каждым по отдельности. — Но у нас же странное отношение к живым историям. Вот в Америке про Pussy Riot сейчас уже был бы сериал на HBO, а Содерберг заканчивал бы полный метр. И про Навального. И про судью Сырову. А у нас все почему-то страшно боятся реальности — все хотят выдумывать сложное из головы. — Ну мы вот как раз с Пармас сейчас пишем... Я вам расскажу, только вы никому не рассказывайте (рассказывает)... — Ой, ну это очень круто. — При этом надо ли говорить, что зритель не пойдет, фестивали не возьмут, критика обосрет. — Конечно. — И вы тоже в этом будете участвовать.

Оставьте свой голос:

570
+

Комментарии 

Войдите, чтобы прокомментировать

qwerty00
qwerty00

"Я так скажу: чем старше я становлюсь, тем я нежней и сочувственней отношусь к мужчинам. И тем меньше я их уважаю", Авдотья женщина конечно не глупая, ноооо очень своеобразная.....

Elmander
Elmander

Вот есть же умные бабы! Уважаю Вас, Дуня Смирнова! Французская поговорка супер! Фраза про творчество и мое( ваенга, Валерия,пуськи) еще лучше. Цельный человек! Автор, вам спасибо за пост .

Pick_nick
Pick_nick

Elmander, дадада! "Единственное, что объединяет Pussy Riot и Ваенгу с Валерией, — они все всерьез полагают, что слово «творчество» можно ставить рядом со словом «мое» " - после этого я в очередной раз укрепилась в моем к ней глубоком уважении.

ksivalove
ksivalove

Elmander, согласна! Дуня очень умная, интересная, талантливая и адекватная женщина.

nur1965
nur1965

ksivalove, в неприменимости сочетания слов "творчество" и "мое" авдотья на моей памяти в "школе злословия" впервые приложила певца петра налича, но вполне себе деликатно.
обожаю её в "школе злословия" за псевдо-тупоумную манеру разводить собеседника на очевидные вещи, если визави - клинический идиот. и за серьёзный разговор с гостями, если они того стоят. некоторые передачи всерьёз заставили кое-что почитать.

morscaea
morscaea

Elmander, Я тоже благодарю . Ваши слова про Дуню - это мои слова. только грубость в последней фразе лишняя.

Goldenmandarinka
Goldenmandarinka

так и женщины в России не особенно и женщины.
как говорится в пословице-" "Я и лошадь, я и бык, я и баба, и мужик"

Goldenmandarinka
Goldenmandarinka

особенно Авдотья женственна с цыгаркой в зубах)))

NastyaS
NastyaS

Интересное интервью. В избранное заберу, чтоб вечером повнимательнее почитать.

Anitra
Anitra

мне Дуня нравится -человек не только умно разговаривает, но и хорошо делает. Оч нравится она в *Школе злословия* и сценарист она отменный!

AnnaSophia
AnnaSophia

Люблю Дуню. И Михалкова хорошо на место поставила. Про заурядно умного мужчину и заурядно умную женщину тоже с ней согласна.

JackyTheQueen
JackyTheQueen

спасибо!

Kote
Kote

Определенно вечером с удовольствием её почитаю. Ибо есть что.

minny
minny

Фраза "женщин в России не особенно считают за людей" - четырежды согласна! А учитывая то, что в России правит шовинистическое мужское меньшинство, которое считает себя намного лучше, умнее, и проч., чем женщины, положение, видимо, исправится еще не скоро...

moroshka
moroshka

minny, я написала здесь как-то недавно.что отношение к женщине как к "мясу"-чисто потребительское-так сколько было шума и гама.

morscaea
morscaea

moroshka, смотря, какая тема была, кто слетелся туда.

yari4ka
yari4ka

читала на одном дыхании. Браво, Дуня! Самокритика, юмор, ПРАВДА о жизни.

marinadavis
marinadavis

2 дня, конечно, шикарный фильм

potenzialnaya
potenzialnaya

Дуня как всегда на высоте. спасибо за пост. вечером ,как некоторые, вернусь к нему, чтобы вникнуть, так сказать.

eprst
eprst

лукавят они все..пишут и говорят одно, сами живут другими принципами, как им удобно.

Загрузить еще

Войдите, чтобы прокомментировать

Сейчас на главной

Анджелина Джоли призналась, что считает Брэда Питта прекрасным отцом
Мужской личный опыт на SPLETNIK.RU: кремы, тоники, пены для бритья и другие средства
Пэрис Джексон, Карли Клосс и модель в хиджабе Халима Аден в новом номере журнала Карин Ройтфельд
Кэти Перри представила новый клип на песню Chained to the Rhythm
Тест: угадайте звезду по платью с красной дорожки премии "Оскар"
Новые городские сервисы: как постирать онлайн
Новый вице-президент Азербайджана Мехрибан Алиева: что мы знаем о первой леди
"Оскар-2017": разбираем стиль Виолы Дэвис
Ким Кардашьян поделилась забавными фото и видео с дочерью Норт
Чем порадовать любимого мужчину на 23 февраля: набор для покера, любимый парфюм, стильный кошелек и не только
В сети появился отрывок из фильма "Красавица и чудовище" с Эммой Уотсон: песня Белль
Кендалл Дженнер, Белла Хадид и Джордан Данн на вечеринке Burberry
Хоккеист Павел Буре отказался от американского гражданства
Дженнифер Лопес рассказала об отношениях с молодыми мужчинами: "Возраст тут ни при чем!"
Неделя моды в Лондоне: Наоми Кэмпбелл, Пенелопа Крус, Елена Перминова и другие гости показа Burberry
Благотворительности ради: Лили-Роуз Депп и Ванесса Паради на страницах Our City of Angels
Битва платьев: Ханна Фергюсон против Мэрайи Кэри
Новый Instagram-аккаунт Эммы Уотсон стал модной сенсацией