Родился 28 января 1948 года в Советском Союзе – в Риге. Обучался в Рижском хореографическом училище, а затем в Ленинградском хореографическом училище. По окончании в 1967г. был принят в Театр оперы и балета им. С. М Кирова (ныне Мариинский театр). Артистизм и блестящая техника (вращений, прыжков и заносок) принесли Михаилу Барышникову успех на международных конкурсах балета в Варне (1966) и Москве (1969; золотые медали).

В театре Михаил Барышников исполнил ряд ролей в традиционном репертуаре: Базиля в «Дон Кихоте», Дезире в «Спящей красавице». Выступил первым исполнителем ролей Гамлета в одноименном балете К. М. Сергеева и Адама в балете «Сотворение мира» Н. Д. Касаткиной и В. Ю. Василева.

Однако, репертуар академического театра не удовлетворял жаждущего творческой свободы танцовщика. За рубежом Барышников впервые выступил в 1970, находясь в Лондоне на гастролях с труппой Театра им. Кирова. И в 1974 во время гастролей группы артистов в Канаде Михаил Барышников принял решение остаться на Западе, руководствуясь скорее артистическими, нежели политическими побуждениями. Там открывалась возможность работать с хореографами разных направлений, участвовать в новаторских начинаниях.

Михаил Барышников переезжает в США, где становится ведущим танцовщиком труппы «American Ballet Theater» и «New York City Ballet». Творческий репертуар Барышникова отмечен широтой диапазона — от старинной хореографии до новейших экспериментов в области американского танца «модерн» и «постмодерн»; многие балеты и номера создавались специально для него. Михаил Барышников танцевал в постановках Дж. Баланчина, Дж. Роббинса («Другие танцы») Ф. Аштона («Месяц в деревне»), Р. Пети («Пиковая дама), Дж. Ноймайера («Гамлет: сопутствующие»), А. Эйли («Па Дюка) и многих других.

Стремясь расширить свой репертуар, Михаил Барышников обращался к другим видам сценических искусств, выступал на телевидении, снимался в кино, выступал на Бродвее, проявил себя в арт-сфере. В 1977 году в Америке вышла драма «Поворотный пункт» (Turning Point,), в которой Барышников исполнил одну из ролей. Америка оценила таланты русского гения и номинировала его на приз за лучшую роль второго плана. "Оскар", как и "Золотой глобус", ему не дали, но кинокарьера сложилась - Барышников снялся в девяти картинах. В «Белых ночах» (White Nights) Барышников блеснул разнообразным мастерством, незаурядным драматическим талантом и акробатической техникой.

Выдающийся русский танцор, снялся в популярном американском телесериале "Секс в большом городе", где сыграл русского художника Александра Петровского, нового возлюбленного нью-йоркской журналистки Кэрри Брэдшоу. На мой взгляд, он там удивительно хорош))

Барышников давно увлекается фотографией и в прошлом году в Москву привозили фотовыставку «Merce My Way», посвященную хореографии Мерса Каннингема, знаменитейшего американского хореографа и реформатора балета. В этих фотографиях Михаил Барышников старается показать эффект движения, эмоции, он создает необычные разноцветные пятна и складывает их в экспрессивную форму. Поэтому все снимки – размыты, намеренно смазаны, некоторые фигуры уведены в тень, другие же – пересвечены и чрезмерно акцентированы.

Интересно, что в 1976г Иосиф Бродский посвятил Михаилу Барышникову стихотворение!!! Классический балет есть замок красоты... Классический балет есть замок красоты, чьи нежные жильцы от прозы дней суровой пиликающей ямой оркестровой отделены. И задраны мосты. В имперский мягкий плюш мы втискиваем зад, и, крылышкуя скорописью ляжек, красавица, с которою не ляжешь, одним прыжком выпархивает в сад. Мы видим силы зла в коричневом трико, и ангела добра в невыразимой пачке. И в силах пробудить от элизийской спячки овация Чайковского и Ко. Классический балет! Искусство лучших дней! Когда шипел ваш грог, и целовали в обе, и мчались лихачи, и пелось бобэоби, и ежели был враг, то он был -- маршал Ней. В зрачках городовых желтели купола. В каких рождались, в тех и умирали гнездах. И если что-нибудь взлетало в воздух, то был не мост, а Павлова была. Как славно ввечеру, вдали Всея Руси, Барышникова зреть. Талант его не стерся! Усилие ноги и судорога торса с вращением вкруг собственной оси рождают тот полет, которого душа как в девках заждалась, готовая озлиться! А что насчет того, где выйдет приземлиться, - земля везде тверда; рекомендую США. Энни Лейбовиц представила Михаила Барышникова в образе Питера Пена, а Венди Дарлинг стала Жизель Бундхен.

Выходя на сцену, Барышников просто гипнотизирует зрителя, завораживает. Все балеты с его участием смотрятся на одном дыхании. Его виртуозная техника, чистота исполнения и невероятное обаяния – вот составляющие его успеха.

Предлагаю посмотреть видео)… Вариация Базиля из балета «Дон Кихот».

"Я не стараюсь танцевать лучше всех остальных. Я стараюсь танцевать лучше себя самого"...

Подпишитесь на наш
Блоги

Михаил Барышников

17:13, 19 сентября 2009

Автор: marie

Комменты 1

Аватар

удалите пожалуйста этот пост!! я опубликовала его утром, а он опубликовался за 19 сентября!!!!!!....

Подождите...