Контент опубликован пользователем сайта

Про звезд

Выставка в Третьяковской Галерее

8
Выставка в Третьяковской Галерее

Третьяковская галерея представила свою версию выставки "Петр Кончаловский. К эволюции русского авангарда", проходившей недавно в Петербурге, в Русском музее. Московская экспозиция получилась заметно усеченной - в первую очередь за счет изъятия многих поздних произведений художника. Тот факт, что ретроспективу Петра Кончаловского устроили сначала в северной столице и уж потом показали в родной для него Москве, особого удивления вызывать не должен. В последние годы именно по данному маршруту чаще всего путешествуют крупные межмузейные проекты - так повелось. И каталоги для них обычно печатают в петербуржском издательстве Palace Edition, а Первопрестольная пользуется готовым продуктом. Нынешний случай вполне укладывается в традицию. А вот что действительно удивило, так это заметное "похудание" выставки по сравнению с весной. Недостача видна невооруженным глазом. Особенно зияющими оказались прорехи в советском периоде творчества Петра Петровича. Выразительный пример: здесь нет буквально ни одного изображения сирени, без чего поздний Кончаловский совершенно непредставим. image Первейшее этому оправдание напрашивается само собой: в Инженерном корпусе (если конкретнее, на третьем его этаже) меньше выставочного пространства, чем в питерском корпусе Бенуа. Вот и урезали экспозицию по необходимости. Но даже при таком раскладе сокращать можно было пропорционально, по чуть-чуть в каждом хронологическом разделе. Здесь же просматривается концептуальная установка. Формулируя огрубленно (устроители, конечно, запротестуют), выводим следующий кураторский принцип: "Ранний и зрелый Кончаловский преимущественно хорош, поздний - преимущественно плох". Или вял, или скучен, или идейно хромает - не суть. Главное, что периодом с 30-х по 50-е годы можно пожертвовать безболезненно. Честно говоря, здравое зерно в таком рассуждении имеется. Петр Кончаловский в эпоху соцреализма - совсем не тот, что в свой авангардный период. Разумеется, шедевры у него случались и в самые неблагоприятные времена. Вспомнить хотя бы знаменитый "Портрет Мейерхольда" 1938 года или не менее знаменитое полотно "А.Н. Толстой у меня в гостях" 1941-го (эти хиты, разумеется, на выставке остались). Но в целом преобладают эдакие лирические виньетки для украшения сталинского стиля - те же букеты, сельские пасторали и т.п. Собственно, так многие и считают. Однако стоит заметить, что Петр Петрович и при другом раскладе, не будь коммунистов у власти, вряд ли работал бы иначе. image Да, "бубнововалетский" период гораздо лучше позволяет осознать роль Кончаловского в русском искусстве. Изымать хоть что-нибудь из тогдашнего свода очень жалко и совсем не хочется. С точки зрения красоты экспозиции и прославления художника третьяковцы все сделали вроде бы правильно. Но само название выставки подразумевает исследование - и в этой части возникает проблема. Московская версия утеряла нить биографической объективности, которая присутствовала прежде. В ранних работах Кончаловского ощутим порыв поскорее научиться у французов новым художественным методам - тот же порыв, что и у всех его русских коллег-авангардистов. Но очень скоро они перестали подражать и принялись вырабатывать собственные версии модернизма. У Петра Кончаловского это выразилось в грубоватой, несколько даже брутальной пластике и основательности композиций. Достаточно увидеть большие групповые портреты семейства художника, где персонажи напоминают застывших идолов. А его французские и итальянские пейзажи скроены даже еще торжественнее и "материалистичнее", чем их прототипы у Сезанна или Дерена. Яркими и дерзкими выглядят испанские сюжеты с корридой и знойными красотками - в этих работах фовизм сопрягался с неопримитивизмом... Похоже, подобные произведения оказались пределом "революционности", на которую был способен Кончаловский. Задолго до всякого соцреализма и госзаказа он двинулся от модернизма не вперед, как конструктивисты или супрематисты, а, условно говоря, назад - к старым мастерам и традиционным изобразительным канонам. В этом движении чувствуется некоторое разочарование автора в живописной "левизне". Между прочим, и в Европе 1920-х годов царили подобные настроения, а Кончаловский был весьма чуток к европейским веяниям... Другое дело, что культурная политика партии в итоге загнала его в некую "лирическую резервацию". Тем не менее крайне важно, что весь его путь оказался таким, каким оказался. Стремление же превратить Петра Петровича в художника, более созвучного сегодняшним воззрениям на историю искусства, выглядит комплиментарным, но не аналитичным.

Оставьте свой голос:

215
+

Комментарии 

Войдите, чтобы прокомментировать

katiasamorodova
katiasamorodova

отличный пост! зарегистрировалась только ради того, чтобы оставить комментарий! Такой пост никогда не соберет много комментов, но будьте уверены, что его прочитают многие и многие мысленно скажут вам спасибо за то, что мы узнали кое - что более существенное, чем новый цвет туфель Вики

Emma13
Emma13

Спасибо большое) полностью согласна с Вашими словами

Serbia
Serbia

Простите, это тот самый Кончаловский, дедушка Андрея и Сергея Михалковых?

Jupiter
Jupiter

Да. Только небольшая поправка - это дедушка Андрея и Никиты и тесть Сергея.

johnny
johnny

Спасибо за пост,творчество Кончаловского нравилось всегда,"брутальный" период хорош.

cherrylips
cherrylips

я была у нас в спб на этой выставке,в русском музее...мне понравилось!
автор,возможно,надо было снабдить пост еще картинами?действительно красиво,я думаю не все имеют представление,а там еще столько всего было!

anica
anica

Как раз собираюсь посетить эту экспозицию, и, признаться, я несколько растроена узнав что она настолько усечена :-(( Также меня привлекло в этой выставке, естественно помимо работ самого ППК, что дизайн выставки вроде делали приглашенные западные специалисты, в последнее время при выборе выставки для меня это также играет решающую роль ;-) А каталог выставки Palace Edition, куплю непременно, они всегда отличные :-) Спасибо, автору, за анонс))

millyvanilly
millyvanilly

я была в питере на этой выставке....у нас она была проведена в смежных залах с выставкой Левитана! мне понравилось очень! всем советую!)

Сейчас на главной

Теперь Instagram сходит с ума от "русалочьих" ресниц
Мелани Гриффит рассказала об эпилепсии: "После развода с Антонио Бандерасом приступов стало меньше"
Селена Гомес снялась в рождественской рекламной кампании Coach после тяжелой операции
Комикс от блогера matilda_mo к 10-летию SPLETNIK.RU (круче Marvel и DC!)
48-летняя Кэтрин Зета-Джонс восхитила подписчиков в Instagram селфи без макияжа
Люпита Нионго написала письмо с рассказом о сексуальных домогательствах Харви Вайнштейна
Иван Ургант снял пародийный ролик на предвыборное обращение Ксении Собчак
Джастин Тимберлейк поздравил Джессику Бил с годовщиной свадьбы: "Благодаря тебе я узнал, что такое настоящая любовь"
Путешествие во времени со SPLETNIK.RU: вспоминаем, чем мы зачитывались и что обсуждали за эти 10 лет
Битва платьев: Ирина Шейк против Дженнифер Лопес
Обнародованы интимные письма Барака Обамы к его подруге из колледжа
Марго Робби предстала в образе скандальной фигуристки Тони Хардинг в первом тизере фильма "Я, Тоня"
Playboy впервые выбрал девушкой месяца модель-трансгендер
Сергей Лазарев показал в соцсети трогательное видео с трехлетним сыном Никитой
Белла Хадид приехала в Южную Корею и завела там неожиданные знакомства
Как устроен бьюти-бизнес семьи Кардашьян-Дженнер
Карла Бруни и Николя Саркози впервые за долгое время вместе вышли в свет
В сети обсуждают ягодицы Кендалл Дженнер: фотошоп или нет?