Года два назад она устроила «Историю одной сороконожки» — ярмарку личной обуви для нужд благотворительности. Было, как всегда, искрометно и, как всегда, самопародийно и, как всегда, супер. А мы, почтительные обыватели, замерли перед величием ресурса: 450 пар — это ж на три драгунских эскадрона. Вспомнилось отчего-то, как в 1948-м на даче у маршала Жукова, уже впавшего в монаршую немилость, произвели обыск и обнаружили помимо мехов и ковров в промышленных количествах четыре километра отрезов.

Гэбисты, поди, облизывались при описи: шелк, парча, панбархат. Сочувственники говорили: да, не устоял — но как не понять? деревенщина, батрачил с малолетства. Вот и адепты Собчак говорят: 450 пар? — так интеллигентка, выросла в нужде — и фоточку в доказательство, где маленькая она, с папочкой идет по улице, шапка цигейковая под горло, и мы прямо чувствуем эти мучительные завязки, капроновую удавку под горлом, привкус тонзиллита — до слез. После такого кто устоит? Да простится кощунственное сопоставление спасителя Отечества и «неутомимой светской львицы», но Ксения Собчак — тоже немножко маршал, генералиссимус нового столичного провинциализма. И ей ли не иметь права на свои километры плюша (простите, панбархата)?

Ни московский, ни петербуржский миф, ко всеобщему удовольствию, Ксении не пристали. Именно в эпицентре Москвы, на пике публичности она стала воплощением периферийной грезы, той самой шик-блеск-красоты, о которой мечтается на фоне низкорослых поселковых заборчиков или в железобетоне безнадежного брака. Ксения — локатор национального бессознательного — смогла реализовать самые простодушные, самые бульварные представления о жизненном успехе, роскоши, карьере, славе, высшем обществе и, что важнее всего, о разврате — ослепительном, как стразы Сваровски, и ровно в той же мере целомудренном.

image

Юная регистраторша в гостинице таежного городка (восемь часов от Перми), заполняя анкету, вздохнула: «А у меня, знаете, одноклассница пробовалась в «Дом-2» — не прошла по внешним данным». — «Зачем ей?» — «Думала на живую Собчак посмотреть… поучиться у нее чему-нибудь». Чему поучиться-то? — снова хотела спросить я, но прикусила язык. Это ханжи и лицемеры, они же завистники, пусть вопрошают: для того ли, мол, разночинцы рассохлые топтали сапоги, папа изображал европейского интеллектуала, а мама-депутат, нежная, в пергидрольном нимбе, требовала истребить тувинскую коноплю, — для того ли все оно, чтоб золотое дитя служило диспетчером хомячьих случек в том же «Доме-2»? За окном гостиницы стояла стена двухметровых сугробов, девушка улыбалась и зевала одновременно — ни зависти, ни умысла худого… Закажите ей роман, женскую success story — уверена, это будет сюжет Ксении Собчак: прямо с эфира героиню увезет в ночь жгучий шейх и, осыпав драгкамнями, засосет в диафрагму.

Провинциализм — понятие не сословное и не региональное. Он базируется на трех идеях: имитации страсти, имитации культуры и приоритете «житейского», прагматического. Подлинный гений блондинки в шоколаде проявился в соответствии всем трем критериям — а это мало кому удается. Она скорее грамотна, чем интеллектуальна, изъясняется сложноподчиненными фразами, но говорит о вещах совсем незатейливых, склочна холодной бухгалтерской склочностью, а в графе «отечество» написано: Демимондия. Матримониальный проект не случился, ему на смену пришел трудовой, «пахотный» (и тень честной пролетарской усталости не однажды ложилась на светлое чело), теперь — приобретательский. В голосе Ксюши звучит металл Скарлетт О’Хары: «Я больше никогда не буду бедной», — разворачивается панбархат — акции «Евросети» на миллион у.е., в ближайшие годы можно предполагать свечной заводик. Унесут декорации, и кто-то спросит с мороза: «Про что был шум?» — в ответ пожмут плечами: в самом деле — про что? Между небом и землей жаворонок вьется — глупым столицам опять ничего не обломится.

image

Евгения Долгинова "Станция Бологое"

Подпишитесь на наш
Блоги

Мечта провинциалки

18:41, 9 сентября 2010

Автор: svetlaya76

Комменты 68

Аватар

ну наконец-то кто-то сказал правду про собчак... она отвратительна, да!

Аватар

Представляю, как была взбешена К. Собчак, если читала эту статью. Помнится, в "Школе злословия" она так презрительно отзывалась о лохах и провинциалках.

Аватар

Отличный текст - и композиционно, и стилистически. Удивлена, что столько людей его "не поняли".

Аватар

Не знаю уж в чём "ужасность" слога и непонятность мысли в этой статье. Я считаю, что написано хорошо и метко. Я с автором особенно согласна после недавнего посещения знакомых в одном южном городе России. Там пообщалась с подругами 22-летней девочки, дочки знакомых, и была в шоке - Ксения Собчак для них - это "просто вообще, такая классная, такая вообще умная, я тоже бы хотела как она" (c). На вопрос "Что именно "как она"?" мне сказали "ну там, на тусовки ходить, на крутых машинах кататься, драгоценности чтоб дарили". Так что, то, что Собчак - это "бульварные представления о жизненном успехе" и "воплощение периферийной грезы, ...о которой мечтается на фоне низкорослых поселковых заборчиков", "локатор национального бессознательного" в этом я убедилась на собственном опыте. В Петербурге я не знаю никого, кто бы купился на её псевдо-интеллект или кого бы интересовали её "достижения". Собчак - это только повод для насмешек, но никак не для восхищения. По-моему, очень многое в статье хорошо подмечено.

Y

эту статью не читать надо как она есть, а видеть краем глаза, чувствовать.Тогда все становится понятным. И Божена даже рядом не стояла. Божена-вульгарность в высшей степени. Браво автору. очень тонко, очень изящно

Подождите...