Статья из Медузы. Я наученная горьким опытом, девочки, теперь и впредь для дискуссии со своими суматошными оппонентами использую только их любимые источники, заметили?

Вчера мне не поверили, хотя я взяла исключительно мнения живущих в Германии, что там отсутствует система моментальных банковских платежей. Некоторые, особо упоротые, даже обвинили во лжи. Сказали, что такая система есть. 

Позже я поняла, девочки. Они просто не имеют представления о такой услуге. Как и о многих, многих услугах ставших для нас обыденностью.  Они считают что система быстрых платежей - это один день. Я писала два-три дня, имея ввиду, что платежи между личными счётами могут идти до такого срока. Хотя у меня лично был случай, когда платёж между банком Германии и организацией в Германии шёл семь  дней.

Жители ФРГ не имеют представления о том, как можно перевести деньги по номеру телефона, например, таксиста, курьера,  и они появятся на его счете в приложении течение одной минуты.  Как можно заплатить за электроэнергию и сразу увидеть изменившейся остаток суммы на счете, написать в чат банка и мгновенно получить ответ. Что тебе могут начислять кэшбэк за покупки. 

Я очень много могла бы вам рассказать, девочки, что стало лично для меня «открытием чудным», но не буду, а лучше предоставлю вашему вниманию надёжный и приемлемый для беспокойных и подозрительных посетителей нашего некогда очень уютного Сплетника) источник. 

Начнем с банков, а там, возможно, и про посылки напишу.

Переводы по номеру телефона, кешбэк, проценты на остаток, круглосуточная служба поддержки в чате — все это есть у клиентов российских банков. И кажется, что так везде. На самом деле нет. Чтобы это доказать, «Медуза» поговорили  с россиянами, переехавшими в разные страны Европы, — и спросили их, что там с банками.

ОЛЬГА ЛУКИНСКАЯ, ЖУРНАЛИСТ

Барселона

Я переехала в Испанию почти восемь лет назад. На тот момент проблем с открытием счета не было: его мне завели даже без справки о резидентстве. Но сейчас, насколько я знаю, у иностранцев в Испании с этим очень большие сложности. Нужно, например, доказать, что вы получаете испанскую зарплату. Хотя это требование абсурдно: счет в испанском банке нужен прежде всего для того, чтобы оплачивать счета — коммуналку, мобильный телефон, интернет. Они списываются автоматически раз в месяц, оплатить их заранее наличными или онлайн нельзя, только с помощью счета. А зарплата в Испании есть не у всех резидентов: я, например, работаю на Россию, деньги приходят на мой счет в российском банке.

Раньше я пользовалась услугами каталонского банка, он входит в тройку самых крупных в Испании, его банкоматы стоят на каждом шагу. Но общение с их техподдержкой было чудовищным: приходилось проходить через сто автоответчиков, по любым вопросам отправляли в домашнее отделение. В итоге я сменила банк на нидерландский, тоже крупный.

Ни про кешбэк, ни про процент на остаток испанские банки даже не слышали. Открыть депозит онлайн, как в России, нельзя. Перевести деньги с карты на карту нельзя, только по полным реквизитам. Функции подтверждения транзакций по СМС тоже нет.

Банковский день в Европе короче, чем в России, а у банков есть каникулы. Например, в августе они могут работать с 9:00 до 13:00, три дня в неделю. Экстренные проблемы можно решить через приложение. Когда у меня украли кошелек, и европейскую, и российскую карту я заблокировала онлайн. Но разница все же была: на то, чтобы просто бросить новую испанскую карту в мой почтовый ящик, банку понадобилось пять дней. При этом российскую успели отправить по почте DHL за то же время, курьер принес ее в удобное время моему доверенному лицу и даже не потребовал никаких документов.

Когда я приношу деньги в российский банк, мне предлагают Priority Pass, страховку на всю семью, какие-то бонусы. В Европе же ты сталкиваешься либо с равнодушием, либо с бюрократией XIX века. Когда я продала квартиру в Москве и собиралась перевести деньги в испанский банк, то пришлось заранее позаботиться о том, чтобы у банка не возникло никаких подозрений насчет такой крупной транзакции и деньги в принципе появились на счету. Для этого мне пришлось перевести договор о продаже на испанский, заверить его и лично принести в домашнее отделение испанского банка. Но там ответили, что бумажку не примут, потому что потеряют (так и сказали: «Потеряем»), а деньги все равно «тормознут». Так и вышло: из банка мне позвонили и по буквам диктовали имейл, на который я отправила фото договора. Только после этого деньги пропустили.

ИЛЬЯ КРАСИЛЬЩИК

Рига

Вообще банки в Латвии от российских отстают очень сильно. Никакой тебе удобной поддержки, никаких быстрых открытий счета — ничего. Еще недавно служба поддержки закрывалась примерно в 17:00 — дальше жди следующего дня. СМС-подтверждения об операциях стоят 5 центов за штуку. Три года назад при просьбе сделать карточку с PayPass тебя спрашивали: «Вы, наверное, имели в виду Paypal?» Apple Pay и Android Pay тут нет. Кешбэка никогда не было и вряд ли когда-нибудь появится.

Я редко снимаю наличные, в Латвии почти везде можно заплатить картой. За коммуналку, детский сад и все остальное плачу через интернет-банк. В мобильном банке перевожу деньги друзьям. Раз в месяц отправляю переводы в Израиль, за каждую транзакцию снимают 50 евро.

В последние годы банковское обслуживание в Латвии стало лучше, но банки здесь старые и почти не борются за клиентов. Ставки по депозитам — максимум 0,5% годовых.

У меня по-прежнему несколько карт российских банков: они нужны для рублей, для любых переводов внутри страны. Для меня открыть приложение российского банка — это возможность посмотреть «как у людей». Я охотно обращаюсь в техподдержку российских банков через чаты, но с латвийской техподдержкой общаться не хочу — легче разобраться самому. Для меня удобство — это когда в обычной жизни ты вообще не думаешь о банке. А тут он периодически мешается.

АНТОН ИВАНОВ, ПРОГРАММИСТ

Берлин

Немецкая банковская система жутко консервативная и мало клиентоориентированная. Например, традиционные банки зачастую работают через бумажную почту, и живую очередь в отделениях. Поэтому я и пользуюсь виртуальным банком: у него нет физических отделений, все транзакции проводятся через приложение, счет я открывал посредством видеозвонка.

Виртуальный банк у меня уже два года, и сначала у него были технические проблемы. Так, из-за сбоя я целые выходные не мог снять со счета наличные.

В Берлине крупные компании и госучреждения используют карты платежной системы EC, называется Giropay. Она, как, например, «Мир» в России, очень ограничена территориально: ею пользуются в основном в Германии, еще кое-где в Австрии, Нидерландах. Крупные немецкие корпорации переводят зарплаты с помощью Giropay на карты банков-партнеров, но многие из них не позволяют даже оплачивать покупки в интернете. Можно завести Visa или Mastercard, но у них на территории Германии грабительская комиссия для продавцов.

Подавляющее большинство немцев очень консервативны, — например, они хранят дома папки с бумажными счетами и выписками — и привыкли к такой неповоротливой системе. Да и сменить банк в Германии немногим легче, чем, например, телефонную компанию, где об уходе нужно сообщить за несколько месяцев до истечения контракта.

ЕЛЕНА Т., СПЕЦИАЛИСТ ПО ОБРАБОТКЕ И АНАЛИЗУ ДАННЫХ

Париж

Если в России можно жить без счета в банке, то в Европе это просто невозможно, потому что за многие регулярные услуги оплата списывается автоматически и постфактум. У меня три банковских счета: один обычный, еще два — накопительные, на них капают проценты, но по сравнению с российской ставкой очень маленькие — 1–2%. Обслуживание одного счета стоит 3–4 евро в месяц.

У французских банков есть соглашение: снять наличные можно без комиссии в любом банкомате. Перевести деньги в любой французский банк на территории ЕС тоже можно бесплатно. Главное — помнить про правило «где карту получали, туда и идите», то есть обращаться нужно в домашнее отделение. За вами там закреплен сотрудник (консельер), который ведет ваш счет и на манер психолога периодически может спросить о планах на будущее, о том, не подумываете ли вы взять ипотеку или вложиться в ценные бумаги. В общем, аккуратно прощупывает клиента в попытке предложить ему услуги до того, как это сделает другой банк. При переезде отделение можно сменить, — правда, занимает это целых две недели.

Вообще меня немного раздражает зацикленность французских банков на безопасности. Например, чтобы сделать перевод в Германию, в личном кабинете на сайте нужно добавить ее в список разрешенных стран для клиента, а потом ждать одобрение банка. Оно приходит по обычной почте в бумажном конверте, в письме — код, который нужно ввести для того, чтобы сделать перевод. Ждать письмо 4–5 дней. Для срочного перевода нужно писать консельеру и объяснять ситуацию.

ПАВЕЛ Б., ЖУРНАЛИСТ

Лондон

Я живу в Лондоне около полугода и начал пользоваться услугами одного из самых крупных местных банков, потому что в нем с точки зрения бюрократических процедур проще всего открывать счет для только что приехавшего в страну иностранца.

Вообще банки Великобритании довольно консервативные, законы здесь строгие: в открытии дебетовой карты легко могут отказать даже легальному резиденту страны только потому, что он, к примеру, живет у друзей и официально не оформлен как квартиросъемщик. Для студентов это может стать проблемой.

На то, чтобы завести в Лондоне счет, требуется почти месяц: подаешь заявку (мой банк позволяет сделать это онлайн), через неделю зовут в отделение показать документы и через месяц по почте высылают сначала карту, затем отдельно ПИН-код и всякие сопроводительные документы.

В местных банках сложная и неочевидная система безопасности: приходится запоминать сразу несколько разных паролей и при входе в кабинет или совершении крупных покупок вводить их не целиком, а только отдельные буквы, — например, пятую, седьмую и десятую — а завтра уже какие-нибудь другие.

На моей карте нет ни кешбэка, ни процента на остаток. Я использую ее как простую платежную карту, привязанную к Apple Pay. 90% покупок делаю через телефон, почти никогда не беру карту с собой, если не еду по магазинам. Мне повезло, приложение моего банка очень удобное, поддерживает TouchID, переводы можно делать в один клик. Но, в отличие от приложений российских банков, возможности заплатить за телефон, например, нет. Но для британских банков это обычная история.

Подпишитесь на наш
Блоги

Как устроены банки в Европе? (Спойлер: так себе)

10:37, 27 сентября 2020

Автор: -Lite-

Комменты 284

E

Зато в Рашке будешь сидеть бояться, что у тебя снимут все деньги и банк не сделает ничего И то же, бесит, что в мобильный банк не зайдёшь без мобильного номера, а что если была в последний раз в России полгода К имейл они не привязывают

Аватар

Не знаю, что там в Европе, но в Канаде, например, банковское обслуживание ничуть не уступает российскому.

Аватар

Может здесь есть кто-нибудь из Италии? Расскажите пожалуйста, как там обстоят дела с банками? В ближайшем будущем мне предстоит переезд на север Италии (недалеко от Милана), потихоньку собираю информацию, хочу понимать, к чему мне готовиться.))) Немного наслышана уже и к сожалению пока ничего хорошего, в целом люди больше жалуются, чем хвалят итальянские банки.(( Поделитесь опытом. Заранее благодарю.

M

А ещё в банках Швейцарии на большие суммы не платятся проценты, наоборот вы будете платить банку за то, что он будет хранить ваши деньги. И ничего от желающих отбоя нет. Мыши плакали, кололись, но продолжали жрать кактус. Система момент. платежей по номеру телефона тут называется TWINT.

Аватар

Открыть счёт и карту онлайн- пожалуйста, кэшбэк, мгновенные переводы внутри одного банка, приорити пасс, ну и за отдельную плату смс оповещение))- все возможно))) страна Швейцария)

Подождите...