...Вот зачем помнить-то об этой войне? Вот я не понимаю. Вот зачем тебе помнить об этой войне? Что тебе это дает?

- Не знаю.

- Вот и я не знаю...

(Из беседы Никиты Михайловича Ефремова с коллегой по театру. "О войне и мире «Современника». Диалог шестой).

Сначала не хотела поднимать эту тему, настолько она оказалась лично для меня тяжёлой и омерзительной одновременно. Но прочитав пару дней назад комментарий на главной о том, что Никита Ефремов "прекрасный, утончённый, светлый и очень умный мальчик с бездонными глазами!" (с), решила поделиться своими наблюдениями относительно этого товарища. Про бездонные глаза писать ничего не буду, это дело вкуса. А вот про его глубину и утончённость молчать не получается.

Сразу скажу, что отношения с "Современником" последние года три у меня складывались всё хуже и хуже. Посмотрела "Осеннюю сонату" - Марина Неёлова хороша, но спектакль не тронул. Посмотрела "Крутой маршрут", "Пять вечеров", ну и разумеется, "С наступающим...". Причём уже второй раз и в изменённом (разбитом на две половины) составе. Последний спектакль, на который я ходила в первые дни Нового года назывался "Шагает солнце по бульварам" и там задействована так называемая молодая поросль актёров. Те, кому старое поколение актёров -  Ефремов, Кваша, блистательная Лилия Толмачева, Юрий Богатырёв и другие не менее замечательные актёры вроде бы должны были передать если и не любовь, то хотя бы уважение к публике. Но, посмотрев оригинальное интерактивное творение, я практически уверена, что мой новогодний поход в этот театр был последним.

Судя по комментариям на "Сплетнике" в связи с участившимся упоминанием в последнюю неделю имени Никиты Михайловича Ефремова я поняла, что мало кто слышал, что в период самоизоляции театр "Современник" решил присоединиться к одному из трендов пандемии и поставил онлайн-проект. "Московский театр «Современник» отметит 75-летие Великой Победы специальным онлайн-проектом "Диалоги Современника. Война и мир", старт которому будет дан 1 мая" - сообщили в пресс-службе театра.

- В преддверии празднования юбилея Победы мы запускаем онлайн-проект "Диалоги Современника. Война и мир", инициаторами и авторами которого стали молодые артисты театра, решившие попробовать смело и искренне поговорить о войне, о мире, о своих страхах, чувствах и памяти, - сказала сотрудница пресс-службы. По её словам, старт проекта был назначен на 4 часа утра не случайно, так как 22 июня 1941 года именно в это время без объявления войны германские вооруженные силы атаковали границы Советского Союза.

Скажу честно, я не настолько поклонница "Современника", чтобы быть подписанной на его новости в социальных сетях и следить за всем, что там происходит. Так что об этом творении узнала как и многие другие зрители из скандального заявления Гармаша. Решила посмотреть, что же так возмутило актёра, и...выпала в осадок, как выразились бы участники этих диалогов.

Хедлайнером данного мероприятия почему-то был назначен продолжатель династии известной театральной фамилии Никита Михайлович Ефремов. Из  8 диалогов господин Ефремов-самый-младший принял участие в 3. На всякий случай напомню, что этому юноше 32 годика. То есть мальчик если и не очень большой, то достаточно большой для того, чтобы отвечать за свои слова. Это я к тому, что сегодня одна из сплетниц мне написала в комментарии, что он просто не подумал, и вон Бузова тоже не подумала. Конечно, Никита не подумал. Или лично я "не так всё поняла, и это вообще другое".

Диалоги выглядят как посиделки на кухне. Такого рода представлений мы насмотрелись в пандемии более чем достаточно. Но одно дело, когда сидящие по ту сторону экрана трындят в духе "А он чё?" "А ты чё" "Ну и чё ваще?", обсуждая всякую ерунду. И другое дело, когда в духе "Ну и чё" обсуждают самый главный праздник нашего народа. Первый диалог  Ефремова и актрисы Лялиной прошёл под вопросом "С чем ты воюешь внутри себя?".

Так называемое молодое поколение и продолжатели дела великих актёров с первых слов показали, что когда они читают заученных текст, написанный другими людьми, то они ещё так сяк. А вот дали им слово, тут они, как выражался Савва Игнатьевич из фильма "Покровские ворота" и потекли...

Никита Ефремов, актер "Современника", человек, по мнению некоторых сплетниц, очень глубокий, умный и вообще "годный пацан".

Далее только его слова.

- Наверное, я поделюсь с тобой в начале тем, что мне почему-то в какой-то момент стало очень сложно быть честным в отношении этой темы. Потому что я чувствовал какую-то, ну, обязательность... Обязательно надо чувствовать какую-то либо гордость, либо там, я не знаю, у меня должны наворачиваться слезы, когда я там вижу ветеранов, причем не только от их состояния, в котором они находятся, а там – от их подвига... Или я должен это... Потом у меня резко появилось какое-то отвращение, когда я видел как детей наряжают в эти военные костюмы. И у меня в общем какая-то странная такая была вещь... Получилось такое отношение к этой дате - как к покойнику. Потому что о нём либо хорошо, либо ничего. И меня вот эта обязательность чувств - она очень как бы гнетёт. Ещё потому что я эти чувства... Если высказываю то, что типа "А у меня вот другое мнение", то мне сразу как бы будто становится где-то стыдно. Вот как у тебя с этой частью - обязательные чувства? Есть ли у тебя этот параметр – обязательных чувств? Или, может, у тебя был какой-то момент, когда всё у тебя было в противоречии относительно этого 9 мая? Меня здесь интересуют твои чувства на сегодняшний момент...

Татьяна Лялина, актриса. Вчитайтесь внимательно в эти глубокие рассуждения.  

- Ты знаешь, я с тобой абсолютна в этом смысле солидарна, потому что эволюция чувств, она, конечно, если отслеживать, моих личных, то просто тебе кажется – этот праздник воспринимают разные люди. То есть то, каким воспринимала 9 мая в десять лет, в двенадцать, то как воспринимается сейчас – восприятие совершенно разных людей.

Далее всё в таком же духе. Лялина вспоминает, как участвовала в празднике Дня победы.

- Выбираешь самое слезливое стихотворение...

А вот дальше начинается сеанс саморазоблачения, как у Михаила Афанасьевича, и война сравнивается с "выходом из зоны комфорта". Сразу замечу, что это выражение будет повторяться постоянно во время этих кухонных посиделок. Никита Михайлович признаётся, что не видит особой разницы между войной и временными ограничениями, связанными с ковидом, так как и там и там приходится жертвовать комфортом. И сам Никита говорит о том, что сам не знает, как бы себя повёл при встрече с "условными немцами"... Не уверен, что повел бы как герой.

Но война это не так страшно. Молодые и задорные актёры гораздо больше войны боятся митингов. Точнее последствий, которые к ним могут прилететь за участие в данных мероприятиях.

- Я знаю, что твой молодой человек ходит на митинги, на всякие эти вещи, где у него есть риск быть подверженным – там, не знаю – чему угодно...

Смелый и честный Никита Михайлович почему-то боится называть вещи своими именами и начинает говорить образно, намёками и полутонами...Он долго рассуждает о том, что на самом деле война не закончилась тогда...(когда он не уточняет, может быть боится ошибиться в точной дате окончания войны?)  

"Война продолжается" (какая?), "Я чувствую, что меня каждый день обманывают" (имя брат, имя!) Молодой актёр как-то начинает запутываться в своих же собственных глубоких мыслях. И тут ему на помощь приходит собеседница:

- Я, конечно, не нахожу себе места. В первую очередь я понимаю, что это правильно и так нужно. И это очень достойное поведение. Но я как друг, как товарищ, как близкий человек, конечно, очень переживаю. Мне страшно. Я не думаю, что кто-то может в таких понятиях, как война, митинги или что-то ещё в этом роде, чувствовать себя как рыба в воде. Наверное, это что-то тогда нездоровое. Все равно это всегда выход из зоны комфорта.

ЧОрт, опять выход из зоны комфорта. Действительно. Какая-то война, где кровь, мёртвые, замученные, сожжённые люди, где надо идти воевать за себя, за свою семью, за свою Родину и ты не знаешь, доживешь ли ты до завтра. Это ерунда.

Вот прогуляться по Сахарова или Болотной с айфончиком, делая на каждом шагу селфи, потом зайти в кафешку и не теряя времени выложить в инстаграмчик свой фотоотчёт о подвиге - вот это я понимаю. Это герои.

Ну Лялину тоже можно понять. Девушка с Украины, боится говорить про войну. Но в глубине души, где-то там очень глубоко, что-то скребёт, бедную. Поэтому она очень замысловато и туманно говорит про украинскую войну, про то, что никто из её окружения не воюет в АТО, но всё равно... Далее - глубокая пауза.

Далее идут воспоминания о бабушках. Вот тут они немного разные. Лялина вспоминает рассказ своего киевского педагога о немке, которая будучи малышкой, ждала, когда её  изнасилуют наши красноармейцы, а большой солдат с бородой протянет ей сахар. У Лялиной от воспоминаний сверкает слеза в уголку левого глаза. Никита вспоминает, как немцы подарили бабушке шоколад. Это так трогательно...".

Последний вопрос в этих глубоких диалогах обращён к Никите Михайловичу. Татьяна, ударившись в воспоминания о добрых немцах и насильниках красноармейцах забывает, что весь их разговор целиком и полностью посвящён войне и Победе. И её вопрос звучит так:

- Нужно ли отмечать праздник 9 мая?

- Я могу говорить только за себя. Для меня, наверное, это время какой-то скорби скорее и там ... молитвы. И то – я настолько отрицаю в себе эту чувствительность, что чаще всего я просто засмеиваю... Либо – да ну, это 9 мая. И я не хочу серьезно погружаться эмоциально как бы туда. Вот в трагедию эту. Но при этом я как бы осуждаю тех, кто празднует. И поэтому я такой - как бы типа и не праздную, но при этом и не ощущаю эту трагедию. Я вот где-то между...

 

- Война продолжается, по-моему. И она настолько бесконечна – я почему тебя спрашивал в начале про войну с собой – поэтому, наверное, отголоски войны – такие как, знаешь, послевкусие...

На этих словах Никиты Михайловича фоном идёт волнительная музыка.

- И до сих пор как-то оно даже, может, без моего ведома, ощущается в моих чувствах, в моей этой вот некой сентиментальности...

Это сентиментальность, оказывается, называется. Хорошо, будем знать.

- ... Может быть, излишней. А не действий. В моем страхе. (Пауза. Никита долго и пристально всматривается в то, чего он боится...) 

В кино...

и в онлайн-трансляции...

Это уже страх понятно чего (а, стало быть, и вам - это же спектакль).

 

- Вот страны, где... (ооооочень многозначительная намекающая на что-то пауза...)Понятно. Поэтому мне предстоит еще исследовать этот вопрос.

Откланялся. И пошел исследовать.

Диалог второй называется "Мама мне говорила:"Счастье свое надо выстрадать", - откуда это?". В нём принимают участие Марина Лебедева и Дарья Белоусова. Никиты тут нет, но диалог двух дев не менее интересен. К слову сказать (у нас же Сплетник), из квартиры Белоусовой, бывшей жены Шамиля Хаматова, увезли после ДТП со смертельным исходом, Михаила Олеговича Ефремова.

Марина задаёт вектор беседы с самого начала. Она часто думает про наше "страдание как смысл жизни". Почему-то у нас не может быть всё легко, красиво, быстро! (В других странах, безусловно, происходит именно так). Она не хочет никого обидеть, но ей кажется, что это идёт от нашей веры. И мама ей всегда говорила: "Счастье своё надо выстрадать".

Дарья признаётся, что поскольку "много пишет поэтического", то считает, что поэт не может быть без любви к Родине: "Я очень люблю ЭТУ страну (выделено мной). Очень верю и люблю русского человека". На слова коллеги о том, что счастье надо выстрадать, Дарья приходит в ужас.

- Ужас какой! – закрывает лицо пишущая много поэтического Белоусова. – Конечно, во многом климат влияет. Вечная серость, мразь в лицо какая-то, ты всё время ходишь под серым небом. То ли дело в Италии...

Девочки, такие девочки.

Диалог третий. "Парады на самом деле никому не нужны, кроме представителей власти". Я понимаю это так, что если мне и моей семье нужны и Парад и "Бессмертный полк", то наше мнение ничего не значит. Как часто кричат на митингах, на которые так любят ходить наши современные актёры и их вторые половины:"Мы тут власть!"

Третий диалог тоже прекрасен. Опишу самое его начало, и можно легко догадаться, что там было дальше. В беседе принимают участие Семён Шомин, Наталья Ушакова и Ульяна Лаптева.

Наталья, оказывается,  с детства не могла понять:

- Правительство говорит: "Вот – идём все воевать". Но люди же понимают, что их могут убить. Почему они не скажут: "А мы не пойдем"?

Наташа, детка 33-х годочков от роду, а вот интересно, твои деды также рассуждали? А если так, то как ты появилась на свет? И главное - зачем?

Сёма Шомин, смеясь до слёз, вспоминает, что это, кажется, называлось дезертирство. И говорит, что просто все не могли договориться и не пойти, потому что тогда не было зума.

Мать моя женщина. Все проблемы в том, что зума не было. Сёма, ты такая прелесть.

- "Священная война" вот говорят, - продолжает, еле-еле успокоившись от хохота Наташа Ушакова. - Мне, например, от этих слов становится странно. Что в ней священного? Чем она священная, святая? Убийства, смерть, разбитые семьи, концентрированное несчастье, слёзы, кровь... Победа эта как бы сомнительная, потому что столько людей погибло. И ни одну семью это не прошло бесследно, никто не отсиделся (?).

Конечно не могли отсидеться, Наташ. Сёма же сказал - зума не было.

Поскольку всем было плохо, сказать, что Победа - это праздник, актриса Ушакова не может. Шомин уточняет – она говорит про 9 мая, "про возвеличивание этого дня"? Да, отвечает она, "радостного в этом дне на самом деле мало". Она двух историков почитала (каких?), которые объяснили ей, почему фронтовики не дали праздновать Сталину этот праздник как праздник. И вообще – в нём слишком много политики...

Потрындев ещё немного, Семён дополняет тему. Он говорит о том, что тебя для нас "этот день превратился в еще один повод потусоваться" (с).

- Или выходные – о, ура, нет работы! Все уезжают на дачу, жарят шашлыки и бухают.

Больше 10 миллионов людей, выходящих на "Бессмертный полк" - мы не в счёт. Это же ряженые в пилотках. Забегая вперёд скажу, что никто из актёров ни в одном диалоге не скажет, что хоть раз попытался пройти в нём, чтоб хотя бы понять... прочувствовать... А зачем? Они и так всё знают. Семён среди тех, кто бухает: "Я себя не отделяю".

Сёму ещё очень сильно коробит от военных парадов.

- Меня очень сильно бесит от того, что эти парады на самом деле никому не нужны, кроме наших представителей власти, которые тратят огромные деньги на то, чтобы показывать эти орудия смерти, которые едут по Тверской. Четыре дня перед этим пробки...Пробки Сёму бесят отдельно и дополнительно.

Молодое поколение, милое и пушистое, любит комфорт и не хочет выходить из его зоны.

Диалог четвёртый. "Наши деды воевали за наше спокойствие - чего мы тогда такие неспокойные?" Тут снова на арене выступает Никита Михайлович. На этот раз его собеседником является брат другой великой актрисы "Современника" - Шамиль Хаматов.

Для начала Никита рассказал, как в детстве друг, у которого 9 мая был день рождения, не давал ему, падла, (с) в свои машинки поиграть. А вечером, когда был салют, "люто добивал" тем, что говорил: "Смотри, в мой день рождения даже салют".

Для Шамиля 9 мая это всегда прохладно, темно, вечером тоже салют, но праздничных воспоминаний не было. Дедушка, который воевал, умер, когда ему было четыре года, в школе ходили с гвоздичками ветеранов поздравлять, но это было как-то не атмосферно (с).

- Меня не приучили в детстве, но я и сам не тянулся. Не мой праздник в каком-то смысле, понимаешь? (Да кто ж тебя приучит, Шамиль. Твоя сестра?)

Шамиль скажет, что он накануне думал об этом разговоре, и одна мысль пришла ему в голову:

- О чём говорить-то? По сути говорить вообще не о чем.

Отлично, Шамиль. И не надо было так уж себя мучить этими разговорами. Хотя, я забыла. Ребята собрались чистА потрындеть за жизнь.

И они потрындели о том, какое это испытание сидеть на даче, когда хочется в Москву. Работать, гулять по парку Горького, ходить в рестораны. Это всё нужно, потому что "тяжело проживать чувство скуки", а те же рестораны и парк нужны, потому что "художник должен быть неуспокоенным".

С другой стороны, размышлял Никита, если деды воевали за их спокойствие, "чё мы такие неспокойные?". Вообще войнам внутри себя он уделил много внимания. 75 Победы не так важно, как внутренний мир Никиты. Тем более такой тонкий и глубокий. И почему не поговорить, раз камера включена?

Диалог шестой. Снова Никита. Теперь с Лебедевой. Тема: "Война - это всегда территория, где нет хорошего и плохого".

И снова будет говорить о том, что "эта история ко мне не имеет никакого отношения". Ну, кроме эпизода с добрым немцем, бабушкой в землянке и шоколадкой. Что касается причин, по которым случаются войны, то Никита даже на минуточку выйдет из зоны комфорта, приподнимет свой зад, чтобы взять книжку и процитировать философа и мага Гурджиева, точка зрения которого его просто потрясла. Он зачитал целиком то самое место:

"Разговор начался с моего вопроса: "Можно ли прекратить войну?" Гурджиев ответил: "Да, можно", хотя из предыдущих бесед я вынес уверенность, что он ответит: "Нет, нельзя".

- Но весь вопрос в том, как это сделать, - продолжал Никита. - Чтобы понять это, необходимо многое знать. Ведь что такое война? Это - результат влияний планет. Где-то далеко две или три планеты подошли слишком близко одна к другой, и в результате возникло напряжение. Вы обращали внимание, как весь напрягаетесь, когда какой-нибудь человек проходит близко от вас по узкому тротуару? То же самое происходит и с планетами. Для них это продолжается, возможно, одну-две секунды. А здесь, на земле, люди начинают убивать друг друга и могут заниматься этим в течение нескольких лет. В это время им кажется, что они ненавидят друг друга, или что они должны убивать друг друга ради какой-то возвышенной цели, кого-то или что-то защищать, что они ведут себя благородно или что-то в этом роде. Они не в состоянии понять, до какой степени они - лишь пешки в игре. Они думают, что они что-то значат, могут двигаться туда и сюда по своему желанию, решать те или иные проблемы. Но в действительности все их движения, все действия - это результат влияния планет. И сами по себе они буквально ничего не значат. Большую роль во всём этом играет Луна, но о ней мы поговорим позднее. Нужно только понять, что ни император Вильгельм, ни генералы, ни министры, ни парламенты ничего не значат и ничего не могут сделать. Всё, что происходит в большом масштабе, управляется извне или случайными сочетаниями влияний, или всеобщим космическим законом".

Короче говоря, все всё поняли. Фашисты, Гитлер...Планеты и Луна тому виной, что война началась. Люди просто пешки в играх вселенной.

В середине диалога они снова пугливо вспомнят про политику, про Путина. И в эфире от свежей поросли театра "Современник" прозвучит прекрасное:

- Я ссу.

- Я тоже ссу.

Ближе к концу диалога Никита спросит:

- Вот зачем помнить-то об этой войне? Вот я не понимаю. (Насупив брови. С выражением) Помни! Вот зачем тебе помнить об этой войне? Что тебе это дает?

- Не знаю.

- Вот и я не знаю.

Дальше немного бреда про свои рефлексии и безумие. И вопрос к Марине – что бы она сказала мальчику, который спросил бы у нее про 9 мая.

- Это когда Советский Союз победил фашизм.

Ее ответ вызвал у Никиты приступ смеха.

Я могла бы и продолжить, но буду закругляться. Я же хотела рассказать только о своём, исключительно личном отношении к Никите Михайловичу, мальчику из интеллигентной московской семьи, поэтому выбрала эти "диалоги". Хотя, на мой сугубо обывательский вкус, тут все участники друг друга стоят и все прЭкрасны.

Мне вот только одно интересно. Если бы была жива Галина Борисовна Волчек, появилось бы данное творение на свет? Вопрос, увы, останется теперь без ответа. Жаль, что на смену актёрам, чьи имена я перечислила в самом начале поста и кого не упомянула, приходят никиты, тани, сёмы, и прочие иваны родства не помнящие.

Хотя, для кого-то Никита Михайлович по прежнему останется "глубоким и тонким человеком" с "бездонными глазами".

Подпишитесь на наш
Блоги

Война - это выйти из зоны комфорта (Н.М.Ефремов)

16:49, 12 августа 2020

Автор: LevMargaritovich

Комменты 292

O

Инфантилизм в актёрской среде, это да. По опыту общения, могу сказать, что не самые приятны люди. Их порой сложно понять, то ли придуриваются, то ли реально вакуум внутри.

Аватар

Вы знаете, я может крамольную мысль напишу - вот все сравнивают этого утырка с его дедом (Олегом), как он мог, и т.д. а откуда мы знаем, каким был Олег Ефремов, может он и сам разделял идеи своего потомка - ну просто их не озвучивал вслух....

Аватар

Весь в отца.

Аватар

До чего же глупые и пустые люди.

F

Какое гадство. Прав оказался Гармаш

Подождите...