Опубликовано пользователем сайта

Про звезд

Золушка (1947 г)

115
Золушка (1947 г)

Итак, отвлечемся от мрачных мыслей и почитаем историю создания фильма "Золушка" 1947 г.

Фильм восстановлен в 1967 г. на киностудии «Мосфильм».
Цветная версия фильма создана в 2009 году (студия «Ленфильм-видео», фирма «Крупный план» и американская студия Legends Film)
В фильме снимались: Янина Жеймо, Алексей Консовский, Эраст Гарин, Фаина Раневская, Елена Юнгер,Варвара Мясникова, Тамара Сезеневская, Василий Меркурьев, Александр Румнев, Игорь Клименков, Сергей Филиппов
Режиссеры: Надежда Кошеверова, Михаил Шапиро
Оператор: Евгений Шапиро
Композитор: Антонио Спадавеккиа

Премьера фильма состоялась: 16 мая 1947
Фильм был лидером проката 1947 года, его посмотрели около 19 миллионов зрителей.

Мало кто знает, что идея снять фильм про Золушку принадлежала известному ленинградскому театральному режиссеру Николаю Павловичу Акимову. Он уговорил Евгения Шварца написать сценарий, уговорил свою бывшую жену Надежду Кошеверову поставить фильм. Акимов продумал все — вплоть до костюмов, декораций. И… актерского ансамбля.
Творческая судьба режиссера Надежды Кошеверовой сложилась вполне удачно. «Укротительница тигров» и «Медовый месяц» до сих пор любимы зрителем. И все-таки лишь «Золушка» стала подлинным шедевром.

О рождении замысла одной из лучших советских киносказок Надежда Кошеверова рассказывала: «В сорок четвертом году, возвращаясь из эвакуации, я встретила в Москве Жеймо. Она сидела в уголке — такая маленькая, растерянная… Я взглянула на нее и неожиданно предложила: «Яничка, вы должны сыграть Золушку…»

Она немного повеселела, и мы тут же отправились к Помещикову, который заведовал тогда Сценарным отделом в Комитете кинематографии. Возражений у него не было, он только спросил: «А кто напишет сценарий?» И я, не задумываясь, выпалила: «Шварц». Разумеется, никакой предварительной договоренности с Евгением Львовичем у меня не было, но, узнав о замысле, он тоже им загорелся. Сценарий писался специально для Жеймо».

Евгений Шварц сочинил сценарий в сжатые сроки. 15 мая 1946 года Кошеверова уже получила первый вариант «Золушки». Сказочные герои были изображены автором с известной долей иронии. Король то и дело по каждому пустяку отказывается от престола и тут же снова водворяет корону на свою голову. Лесничий до смерти боится своей жены; у нее такой же ядовитый характер, какой у ее родной сестры, проглотив которую людоед отравился и умер. А Золушка говорит, что очень вредно не ездить на бал, когда ты этого заслуживаешь, и мечтает о том, чтобы люди заметили, что она за существо.
 

29 мая сценарий был зачитан автором и обсужден на худсовете «Ленфильма». Высказывания совета были одобрительными. Отмечали, что «это произведение Шварца наиболее чудесное из всех его произведений» (Г. Васильев), что «увидеть эту сказку глазами советского художника — это задача чрезвычайно трудная. Каждая фраза написана здесь не случайно, а прочувствована всем сердцем, со всем знанием окружающего мира…» (А. Иванов).

Сценарий всем понравился, подобрались великолепные актеры. Художник Николай Акимов, замечательный мастер театра и кино, создал прекрасные эскизы. Летом 1946 года снимали натуру в Риге. Хотя часто шли дожди, экспедиция была успешной.

24 сентября на худсовете студии состоялся просмотр и обсуждение первого отснятого материала. Председательствующий, директор студии И. Глотов предложил вначале заслушать режиссеров (в процессе работы над картиной был назначен второй постановщик — Михаил Шапиро, а художественным руководителем стал Г. Козинцев), чтобы выяснить их позицию и возможность дальнейшей работы.

После жаркой дискуссии было решено прикрепить к молодым режиссерам трех мэтров для постоянного наблюдения за съемками: а от Шварца, который отсутствовал на худсовете, потребовать переделок сценария.
 

22 октября Евгений Львович зачитал текст поправок. Большинству членов худсовета они понравились. Но теперь уже драматург высказал свою неудовлетворенность работой коллектива. Опекунство режиссеров превратило съемки в митинги у камеры. Шварц считал, что ликвидация подобного положения гораздо «больше облегчит производственный процесс, чем всякие переделки».

Вскоре работа по картине вошла в нормальную колею, и съемки успешно продолжились в павильонах «Ленфильма».

В блестящем актерском ансамбле особое место занимала 37-летняя Янина Жеймо. Ее Золушка смотрит с экрана широко открытыми, доверчивыми и счастливыми глазами ребенка, искренне готового к чуду. И как характеристика именно такой Золушки звучат в фильме слова короля — Эраста Гарина, представляющего ее своим гостям на балу: «Господа! Позвольте мне представить вам девушку, которая еще ни разу не была здесь, сверхъестественно искреннюю и сказочно милую…»

После встречи Золушки с принцем, которого удивительно мягко играет Алексей Консовский, объявляются «королевские фанты», и прекрасной незнакомке выпадает честь спеть и станцевать на королевском балу. Напевая «Встаньте, дети, встаньте в круг», Золушка вовлекает в танец и короля, и принца, и старенького придворного, и всех кавалеров и дам. Эти взрослые дети танцуют и поют «Ты — мой друг, и я — твой друг».

Однако, удалось узнать имя исполнительницы партии Золушки. Это Любовь Михайловна Чернина. Информации о ней практически нет. Родилась в 1913 году в Баку, окончила Киевскую консерваторию. До Великой Отечественной войны какое-то время пела с джаз-оркестром Николая Минха, с 1944 года работала в Ленинградской государственной эстраде.

Вспоминает Эдита Пьеха:
«Когда я только начинала свой путь на сцене, Любовь Михайловна Чернина, опереточная певица, в день своего 60-летия пригласила меня на банкет, и я, восхищенная тем, как она выглядит, спросила: «Любовь Михайловна, а что надо делать, чтобы вот так хорошо выглядеть и чтобы публика Вас так воспринимала, Вы же столько лет выступаете?» — «Деточка, это труд, труд и еще раз труд! Надо любить публику, которая тебя слушает, которая на тебя пришла. Ты поняла?- Труд, труд, труд и любовь к публике!»

Песню Принца поёт Юрий Александрович Хочинский — отец известного актера Александра Хочинского. Неразгаданной осталась лишь одна загадка — оркестр. Исходя из того, что и Любовь Чернина, и Юрий Хочинский пели с джаз-оркестром Николая Минха, можно предположить, что в фильме музыка звучит в исполнении этого коллектива. Но, поскольку, на мой взгляд, в записи явственно слышно звучание большого симфонического оркестра, более вероятно, что музыку к фильму записывал Государственный симфонический оркестр Министерства кинематографии СССР под управлением Григория (Германа) Семеновича Гамбурга.

Янина Жеймо была на редкость грациозна, ведь прежде она была цирковой артисткой. Эраст Гарин говорил о ней: «Легкость и изящество, с которыми провела роль Жеймо, меня восхищают. Вспомните сцены на дворцовой лестнице, на балу, где непосредственность ее деловой и детской интонации так естественна и наивна!.. Жеймо великая труженица. Она все умеет. Надо танцевать — она добьется виртуозности в танце, надо петь — она будет петь, как наверняка пела Золушка: музыкально, легко».

Актрисе важно было наполнить сказку живым человеческим содержанием. И в этой связи интересен рассказ Янины Болеславовны о том, как снимался один из последних эпизодов фильма.


«В сценарии Евгения Шварца «Золушка» героиня просто надевала туфельку по приказанию мачехи. Моя Золушка, как я ее представляла, не могла просто из чувства страха или покорности мачехе исполнить приказание. Я долго просила Шварца дописать фразу, объясняющую согласие Золушки надеть туфельку. Но он считал, что для Золушки, которую любят дети всего мира, ничего не нужно объяснять.
Этот поступок ничуть ее не унизит. Вслед за драматургом и режиссеры считали, что нечего заниматься отсебятиной. И тогда я пошла на хитрость. На съемке эпизода с туфелькой Раневская-мачеха начинает льстиво уговаривать Золушку надеть туфельку. Я, Золушка, молчу. Раневская опять обращается ко мне. Я опять молчу. Фаина Георгиевна теряется от моего молчания и неожиданно для всех — и для самой себя тоже — заканчивает фразу: «А то я выброшу твоего отца из дома». То есть говорит то, что мне и нужно было. Моя Золушка соглашается, боясь за отца.

Присутствующий в павильоне Шварц принял бессознательную «подсказку» Раневской: «Только вы забыли, Фаина Георгиевна, конец фразы: „…и сгною его под забором“». Так родилась в фильме реплика Раневской, отсутствовавшая в первоначальном сценарии…»

«Хрустальные» туфельки для Золушки были изготовлены из оргстекла на заказ специально для Янины Жеймо, у которой был 31-й размер ноги. В них нельзя было ни танцевать, ни даже ходить. Пара прозрачных туфель использовалась только как реквизит, и только пару раз Жеймо вошла в них в кадр.


Все павильонные съемки проходили на «Ленфильме». Во время войны декорации киностудии были практически полностью разбомблены или сожжены. Платья для героинь, в том числе и главной, шили из занавесок и скатертей, а туфельки Золушки пришлось сначала шить и уж потом декорировать их под хрустальную обувь, потому что найти готовые туфли тридцать первого «золушкиного» размера не смогли.

«В павильонах не топили, и поверх платьев для королевского бала каждый обматывался платками и шалями. Но как только раздавалась команда «Мотор!», «гости бала» сбрасывали платки и валенки и вальяжно обмахивались веерами, как будто им жарко», – так Янина Жеймо описывала съемки в своем письме сестре.
Для массовки в феерической сцене королевского бала приготовили шикарные туалеты – три тысячи костюмов берлинского театра конфисковала Советская армия в 45-м. Тяжелая парча и нежный панбархат целый год до начала съемок пропылились на складе. Под Ригой, где проходили натурные уличные съемки, из одного разрушенного тевтонского замка привезли настоящее рыцарское оружие.


Фрагменты из книги Г.Скороходова «Разговоры с Раневской» о фильме «Золушка»:
«Золушка» относится к числу тех, о котором Ф.Г. говорила, что он принес ей настоящую радость.
В одной из своих реплик возмущенная Мачеха говорит о «сказочном свинстве». Его Раневская успешно воплотила в своей роли. В ее Мачехе зрители узнавали, несмотря на пышные «средневековые» одежды, сегодняшнюю соседку — склочницу, сослуживицу, просто знакомую, установившую в семье режим своей диктатуры. Это бытовой план роли, достаточно злой и выразительный.

Но в Мачехе есть и социальный подтекст. Сила ее, безнаказанность, самоуверенность кроются в огромных связях, в столь обширной сети «нужных людей», что ей «сам король позавидует».
Причем у Шварца король не завидует Мачехе, но боится ее (это король -то!) именно из-за этих связей.
— У нее такие связи — лучше ее не трогать, — говорит он.

Свои реплики Раневская произносила меланхолически — деловито, как бы повторяя слова дочерей для себя. Притом она с легкой небрежностью вела запись в блокноте — точно так, как это делают современные официанты. Закончив запись, Мачеха, не моргнув глазом, подытожила ее тоже не менее «современно»:
— Итак, пять и три — девять знаков внимания со стороны высочайших особ!

Реплика неизменно вызывала смех. Находка Раневской вскрывает немудреный подтекст роли. В пору, когда любая критика чуть «выше управдома» находилась под запретом, подобные намеки находили у зрителя радостное понимание.
Я поитересовался, как Евгений Львович относился к таким «вольностям» актрисы?
— О, он был очень доволен, — сказала Ф. Г., — хотя, как никто другой, бережно, даже болезненно бережно относился к каждой фразе, каждому слову в сценарии. Очевидно, потому, что работал над своими вещами необычайно тщательно. Меня Шварц любил и позволил несколько отсебятин — правда, согласованных с ним.

Там была еще такая сцена. Я готовлюсь к балу, примеряю разные перья — это я сама придумала: мне показалось очень характерным для Мачехи жаловаться на судьбу и тут же смотреть в зеркало, прикладывая к голове различные перья и любоваться собой. Но для действия мне не хватало текста. Евгений Львович посмотрел, что я насочиняла, хохотнул и поцеловал руку: «С Богом!».
Теперь эпизод стал таким.
Мачеха, всхлипывая, садится к зеркалу, а Золушка подает ей диковинные перья.

Глава государства в исполнении Эраста Гарина пришелся не по душе киночиновникам. Артист вспоминал, как его вызвал к себе директор киностудии «Ленфильм» и недовольно заявил: «Вы играете не настоящего короля! В жизни таких не бывает!»
«Но так как «Золушка» к тому времени была снята на восемьдесят процентов, усилия руководства, направленные на превращение ее в шишкинское «Утро в сосновом лесу», не дали результатов. Картина вышла на экран и даже доставила некоторую радость не только детям», – пишет в воспоминаниях Гарин.
Изменила цензура текст, который произносит в кадре мальчик-паж. В пьесе Шварца Паж говорит: «Я не волшебник, я только учусь! Но любовь помогает нам делать настоящие чудеса!» Цензоры попросили, чтобы слово «любовь» поменяли на слово «дружба».

Думал ли тогда одиннадцатилетний Игорь Клименков, что фраза про волшебника окажется пророческой. Что пройдут годы, и выросший мальчик-паж, словно выйдя из сказки про Золушку, станет самым настоящим волшебником. И что будет на протяжении многих-многих лет дарить людям радость. Но тогда он об этом даже и не догадывался.

— В 1945 году наша семья вернулась в Ленинград из Белоруссии. Я учился в школе и занимался во дворце пионеров в изостудии и в секции фехтования. А еще в этом дворце пионеров была потрясающая библиотека. В этом дворце мне так нравилось, что большего счастья и не желал.

«Я не волшебник — я только учусь»

Однажды я сижу в библиотеке и читаю «Человека-амфибию». Вдруг подходит какой-то человек и начинает мне что-то говорить. Я его не понимаю, потому что весь в книжке, в судьбах героев. Тогда он что-то пишет на листке бумаги и кладет мне записку в карман курточки. Я тут же про нее забываю. Спустя две недели матушка, собираясь стирать мою куртку, находит в кармане эту записку.


Человек, на которого мальчик не обратил внимания, оказался помощником режиссера Надежды Кошеверовой, а записка ничем иным, как приглашением на пробы на роль мальчика-пажа в фильме «Золушка».
— Отец буквально за шиворот притащил меня на студию, он прекрасно понимал, что кино — дело денежное. Я же понял, что мое счастье закончилось.
Пробы продолжались полгода. На роль мальчика-пажа пробовалось двадцать пять тысяч мальчишек.

— Через полгода моих мучений наконец-то сказали, что на роль мальчика-пажа утвержден Боря Архангельский. Я ликовал, наконец-то перестану заниматься ерундой и вернуть к изо и фехтованию. Отец же прореагировал совсем иначе: «Что ты радуешься, дурак?»
Но, видимо, от судьбы не уйдешь. Ровно через два месяца Игоря вновь нашел помощник режиссера и велел прийти на студию.

— Это были сказочные времена. Я буквально купался в огромном человеческом пространстве. Таких замечательных людей я больше никогда не встречал. Каждый из них был индивидуальностью. Все это были актеры с большой буквы. Я был маленький, очень застенчивый. Меня любили все. Раневская всегда приходила с очень решительным видом.



Золушка — Янина Жеймо — удивительная женщина! Она так здорово сыграла юную девушку, хотя ей тогда было 38 лет (!). Подружился я и с принцем, актером Алексеем Консовским. Мы потом еще с ним встречались. Он был великолепным чтецом. Играл в театре и работал на радио.
Золушка на самом деле была старше обеих «сестер» и даже «принца» – актера Алексея Консовского. Она могла сниматься только по вечерам, потому что утром лицо выглядело уже не таким юным.

– Ее руки на крупном плане выдавали истинный возраст, поэтому пришлось сшить для Жеймо высокие белые перчатки, – вспоминал Игорь Клименков (Паж). – Но в остальном Янина Болеславовна вела себя как обычная девчонка: в перерыве между съемками мы залезали с ней в карету-тыкву и болтали. Я лузгал семечки, Золушка курила «Беломор». С ней было легко и просто, я был очарован, по-детски влюблен…

В апреле 1947 года съемки были закончены, а уже в мае «Золушка» вышла на экраны страны. Фильм подкупал удивительной, по-детски доверительной интонацией, целомудрием и простотой.

Ах, какие ножки!
После выхода фильма на экраны в 47-м году к Янине Жеймо пришла необыкновенная популярность.
«В тот же год, в июне, я увидел Янину на улице в Ленинграде, – пишет в своих дневниках Евгений Шварц. – Пыльно, около шести вечера, Невский проспект полон прохожими. Янечка, маленькая, в большой соломенной шляпе, просвечивающей на солнце, в белом платье с кружевцами. Посреди нашего разговора начинает оглядываться растерянно. И я замечаю в священном ужасе, что нас окружила толпа. И какая – тихая, добрая. Даже благоговейная. Существо из иного, праздничного мира – Золушка вдруг оказалась тут, на улице. «Ножки, ножки какие!» – простонала десятиклассница с учебниками, а подруга ее кивнула головой как зачарованная… Фильм и героиню надолго и крепко полюбил зритель».

«Золушка» имела успех во многих странах Европы и Азии. Повсюду отмечалась своеобразная трактовка сюжета и талант исполнительницы главной роли. Одна из немецких газет писала: «Янина Жеймо так обаятельна и полна очарования, что мы охотно дали бы ей руку, чтобы она проводила нас в сказочную страну». Нежную и добрую Золушку сравнивали с волшебным эльфом. «Мы знали ее или считали, что знали, — писал о Жеймо болгарский журнал, — и все же мы открываем много нового в ней… Это именно она, Золушка из наших детских сновидений».

«Золушка» — тридцать пятый фильм замечательной актрисы. Янина Жеймо после «Золушки» сыграла лишь в одном фильме – «Два друга» – и в 54-м году ушла из кино. Ее занимали исключительно в «дубляже», то есть в русском озвучивании иностранных фильмов. Затем Жеймо, ставшая женой талантливого режиссера Леонида Жанно, переехала в Польшу. Умерла актриса в 1987 году в Москве
И еще немного фото кадров из этой чудесной сказки!

Оставьте свой голос:

843
+

Комментарии 

Войдите, чтобы прокомментировать

zucotuco
zucotuco

Зря покрасили, Золушка стала еще старее.
Вчера посмотрела "В джазе только девушки" в цвете и тоже заметила, что Монро там уставшая возрастная женщина. В черно белом это незаметно.

Valerie1995
Valerie1995

zucotuco, Монро там 32. Возрастная? Она там максимум в депрессии от непростой беременности и последующего выкидыша на большом сроке, плюс таблетки, плюс впринципе она не хотела сниматься в очередной роли тупой блондинки, но у них с Миллером не было денег и ей пришлось.

cherrysmile
cherrysmile
Показать комментарий
Valerie1995
Valerie1995

cherrysmile, так этого и не видно

Evie
Evie

zucotuco, Монро, к сожалению, умерла в 36 и просто не успела побыть возрастной женщиной

zucotuco
zucotuco

Evie, в Цвете видно носогубки, полные руки, мешки под глазами. А в черно белом она просто нимфа. Я против колорирования старых фильмов.

kmmm
kmmm

zucotuco, а есть цветная версия?
А так тоже не нравится наша Золушка в цветной версии

zucotuco
zucotuco
Показать комментарий
olanv
olanv

zucotuco, чб снимали совсем не поэтому. женский грим мужиков был очень плотный и зеленоватый. смотрелся очень неестественно. поэтому режиссер решил делать фильм чб

Misa
Misa

olanv, конечно, это известная информация. Но это настолько шикарный фильм, что пофигу в каком он цвете вообще. И наши зря красили - какая-то фигня получается в большинстве случаев.

kmmm
kmmm

zucotuco, спасибо, поняла))

Shiksa
Shiksa

zucotuco, да вы правы там такая Золушка была взрослая. Мне маленькой она вообще казалась бабулькой. Кто знает сколько лет актрисе было,когда снимали фильм?

Deniz100
Deniz100

Shiksa, по откликам в тексте, она прямо совершенная кандидатура на роль Золушки, а мне казалась старой в паре с принцем, который вообще не вписывался в эту роль, смотрелись как мать с сыном..
Раневская мне в этом фильме сильно запомнилась.. такой талант

Medovuha
Medovuha

Deniz100, я терпеть не могла наш фильм Золушку. Золушка какая-то тётя мотя, прынц тщедушный смарчок, ток Раневская шикарна как всегда.

Vavavoom
Vavavoom

Deniz100, для меня это фильм Раневской.
Про Жеймо даже говорить не хочется. В детстве это было странное ощущение, как будто взрослые за дураков держат детей, убеждая, что Золушка вот такая. Спасибо, был мультик Золушка и «Три орешка для Золушки».

Natalya_Smirnova
Natalya_Smirnova

Vavavoom, все дети разные. Меня вполне и Золушка и принц устраивали и не казались старыми

fifachka
fifachka

Shiksa,
Вы не читали пост? Автор указал возраст Жеймо, когда она снималась в Золушке

Magnifique22
Magnifique22

zucotuco, я так и не смогла посмотреть эту золушку даже в детстве. И тогда я удивлялась, почему Золушке 40 лет.

Amarant
Amarant

zucotuco, Знаете, раскрасить и снять на цветную пленку - две большие разницы. Монро в Ниагаре великолепна. А снято позже, чем "В джазе..." По мне черно-белое кино лучше не трогать. В раскрашенной Золушке пропало все волшебство, фоны стали плоскими, как и лица. Глаза - синие стеклянные шарики. Автору за пост спасибо)

Shuchu
Shuchu

Извиняюсь, конечно...но на Золушку так и охото сказать Тумбочка...зачем в 38 играть юных??? не было , можно подумать, молодых актрис с подходящей внешностью...

Загрузить еще

Войдите, чтобы прокомментировать

Сейчас на главной

Маховик времени: как Мария Кожевникова, Анастасия Кочеткова, Ксения Собчак гуляли на светских премиях
Wanted: солнцезащитные новинки от Bioderma
Ребека Брюзехофф: что мы знаем о 13-летней трансгендерной активистке, которая пытается изменить мир
Тест: насколько хорошо вы помните 90-е?
Интервью с самым популярным секс-тренером инстаграма Викси
Битва платьев: Рози Хантингтон-Уайтли против Роми Стрейд
Юлия Пересильд, Иван Ургант, Оксана Фандера, Рената Литвинова и другие посадили деревья для фестиваля "Черешневый лес"
"Песков сменил усы на бороду": в сети обсуждают новый имидж пресс-секретаря президента России
Елизавета Пескова высказалась о бодипозитиве: "Лишний вес — это не позитив"
Владимир Путин объявил 24 июня нерабочим днем
Forbes лишил Кайли Дженнер статуса миллиардера
Бьюти-дайджест: от гантелей Louis Vuitton до Наоми Кэмпбелл в рекламе
Меган Фокс хотела развестись с Брайаном Остином Грином, когда он был прикован к постели из-за болезни мозга
Фанаты уверены, что Леди Гага посвятила новую песню своему экс-бойфренду Кристиану Карино
Сара Фергюсон эмоционально поддержала свою дочь принцессу Беатрис в день ее несостоявшейся свадьбы
Рита Дакота планирует усыновить ребенка: "Всегда об этом мечтала"
Модный дайджест: от бренда Стефании Маликовой до масок от Ай Вэйвэя
Криштиану Роналду и Джорджина Родригес весело проводят время с детьми на карантине