Если попросить иностранца назвать десяток вещей, символизирующих Союз, то пробравшись через обязательные красный флаг, серп с молотом, ракеты, икру, парады и олимпийского мишку, многие вспомнят о плакатах.  

Для миллионов советских граждан агитационные плакаты долгие годы заменяли главный источник информации. Появившись в годы гражданской войны, когда из-за дефицита расходных материалов графики пользовались всего двумя-тремя цветами (обычно превалировали черный и красный), агитки быстро стали массовым видом искусства. Довольно быстро сформировались плакатные жанры, главным из которых оставалась политическая и патриотическая пропаганда. Моор, Тоидзе, Кукрыниксы призывали уничтожать врагов, записываться добровольцем и работать на благо советской родины. В «Окнах РОСТА» работал Владимир Маяковский, выдавая огромное количество лозунгов, реклам, социальных и политических двустиший.

 Одним из главных советских плакатистов был художник Алексей Кокорекин, дедушка известной телеведущей.

 Будущий график родился в начале ХХ века в городе Саракамыш (сейчас Турция), и после окончания художественной школы и техникума переехал в Москву. Молодой человек начинал с пейзажей и декораций к постановкам провинциальных театров, но познакомившись с творчеством «Общества станковистов», куда входили многие художники-плакатисты, решил попробовать себя в этом жанре. Первый агитационный плакат «От ударных бригад к ударным заводам, фабрикам» Кокорекин сдал в печать в 1930 году.

График любил изображать советских людей крупными, мужественными и сильными, похожими на спортсменов-тяжелоатлетов. 

В тот же период Алексей Кокорекин увлекся спортивной тематикой, которой занимался двадцать лет. Первыми плакатами графика, посвященными спорту, стали «Здоровый отдых», о катании на коньках, и «К труду и обороне будь готов».

военные годы художник стал автором десятков известных всей стране плакатов, от «Смерть фашистской гадине!» до «Бить, чтобы дух вон!». Помимо этого, Кокорекин в качестве одного из участников политпросвета выезжал в авиационные полки, дислоцировавшиеся в Смоленской области, где оформлял стенгазеты, рисовал портреты летчиков, читал лекции. 

Самые известные работы, посвященные спорту (их фрагменты и сегодня используют в качестве иллюстраций), Кокорекин создал уже после войны. Это «Выше класс советского футбола!», «К новым победам в труде и спорте!», «Занимайтесь велосипедным спортом!».

Эти работы, издававшиеся миллионными тиражами, украшали множество спортивных залов и клубов по всей огромной стране. 

Свой последний спортивный плакат, «Выше знамя советского спорта», Алексей Кокорекин закончил незадолго до смерти.

 ▪️

 Художник, которого всегда любили власти, жил по советским меркам роскошно: большая квартира в Москве, дача, машина, поездки заграницу в составе различных делегаций. Его работы выставлялись в Чикаго, Нью-Йорке, Мадриде, Париже, Венеции, Риме, Вене, Пекине.

Всё началось с того, что известному художнику-плакатисту, дважды лауреату Сталинской премии Алексею Кокорекину дали путёвку в Индию. Кто бы не обрадовался такой возможности набраться свежих впечатлений? Вот и художник был рад.

Алексей Кокорекин. Фото © ТАСС / Вайль Григорий

Чтобы выехать за рубеж, в СССР нужно было не только пройти полный медосмотр, но и сделать ряд прививок: большая часть инфекционных болезней была в СССР побеждена, но в мире люди по-прежнему умирали от чумы, оспы и жёлтой лихорадки.

Неизвестно, каким образом художнику удалось избежать необходимой прививки: договорился ли он с врачом прививочного кабинета или у него были противопоказания, выяснить так и не удалось. Штамп о прививке в медкарте Кокорекина появился, и его выпустили за границу.

В те годы интеллигенция сходила с ума по индийской культуре: факиры, йоги, яркая одежда — всё это привлекало советских людей. Поэтому в поездке Алексей Алексеевич не ограничился обычными экскурсиями и побывал на ритуальном сожжении тела умершего брамина — представителя высшей касты и священнослужителя индуистского храма — и даже поучаствовал в распродаже имущества покойного: Кокорекину достался ковёр мертвеца. Художнику и в голову не могло прийти, что он покупает собственную смерть.

Кроме ковра художник купил в Индии подарки для жены и любовницы, в объятия которой он бросился сразу по прибытии в Москву. А на следующий день, подгадав прилёт самолёта из Дели, он, как ни в чём не бывало, появился на пороге родного дома и вручил подарки ничего не подозревающей супруге.

Дорогая ошибка

Кадр из фильма "В город пришла беда"

Недомогание Кокорекин почувствовал уже вечером. У него поднялась температура, а позже на теле появилась сыпь. На следующий день вызвали участкового врача, который поставил диагноз "грипп". Через два дня Кокорекину стало так плохо, что его увезли на скорой в Боткина, но диагноз оставили прежним. Сыпь на теле списали на аллергию, в общем, ошиблись — оставалось всего несколько дней до Нового года, и, возможно, головы медиков были заняты приятными хлопотами.

Пациенту дожить до праздника не удалось — через сутки ему стало хуже и он скончался. Дело принимало скверный оборот: было неясно, от чего умер дважды сталинский лауреат, заслуженный деятель искусств РСФСР. Надежды, что диагноз поставит патологоанатом, не оправдались — штатный специалист лишь разводил руками.

Тем временем ситуация накалялась: заболел врач, лечивший Кокорекина, женщина-медик из приёмного отделения, которая оформляла Кокорекина в больницу, истопник, проходивший мимо его палаты, и даже подросток, лежавший на другом этаже, — его кровать стояла рядом с вентиляцией. Одна из медсестёр робко предположила, что это может быть оспа, но её слушать не стали — не та квалификация.

Чтобы прояснить ситуацию, вызвали завкафедрой патологоанатомии ЦИУВ академика Николая Краевского. Но и он помочь ничем не смог, но сообразил пригласить в морг своего старого знакомого из Ленинграда — пожилого врача-патологоанатома. Старичок, знакомый с болезнью не понаслышке, сразу определил причину смерти.

Николай Краевский

— Да это же, батенька, variola vera — чёрная оспа! — изрёк взглянувший на тело Кокорекина врач.

Вирус оспы. Фото © Wikipedia

Врачи схватились за головы. Чёрная оспа. В Москве! Во второй половине XX века! Как? Почему пропустили? Какое звено защиты не сработало? Скрепя сердце, медики доложили наверх, и маховик государственной машины закрутился.

Сработали быстро и качественно

Кадр из фильма "В город пришла беда"

А крутиться было чему: начиная с 1919 года советская медицина специализировалась на борьбе с чёрной оспой. Если в первые годы после революции в СССР каждый год заболевали до 186 тыс. человек, то уже к 1925-му это количество удалось снизить до 25 тыс., а в 1936 году чёрная оспа была полностью ликвидирована на территории страны. Добиться этого удалось благодаря прививкам.

В начале 1960 года для борьбы с невидимым врагом были задействованы все службы: Госсанэпиднадзор, сотрудники МВД, сотрудники КГБ и армейские подразделения. Больница имени Боткина оказалась в строгом карантине — из неё и мышь не могла выскочить. Работники милиции и КГБ приступили к выяснению контактов Кокорекина и были поражены, насколько далеко смогла проникнуть болезнь.

Кадр из фильма "В город пришла беда"

Сразу выяснилось, что на следующий же день после свидания с Кокорекиным его любовница побежала в комиссионный магазин и сдала его подарки, которые уже были распроданы. Милиция быстро выяснила адреса новых владельцев смертельных сувениров и препроводила их на карантин, сувениры были сожжены. Кроме этого, потребовалось выяснить все контакты любителей индийской экзотики.

Силовые органы выявили всех, с кем Кокорекин контактировал в самолёте и в аэропорту: пассажиров, таможенников, носильщиков. На карантин отправился водитель такси, который подвозил Кокорекина из аэропорта, и все его друзья и близкие.

К ужасу эпидемиологов, оказалось, что одна из знакомых Кокорекина — преподаватель, поэтому пришлось выяснять и отправлять на карантин всех студентов, преподавателей вуза, а также их родных и близких.

Кадр из фильма "В город пришла беда"

Круг возможных переносчиков чёрной оспы так быстро расширялся, что правительство решило полностью изолировать Москву. Было прекращено авиа- и железнодорожное сообщение с регионами, а дороги заблокированы армией. Чтобы предотвратить распространение болезни, над Францией развернули советский самолёт, который направлялся в Париж. Как оказалось, на его борту находился знакомый Кокорекина, который контактировал с ним.

Кадр из фильма "В город пришла беда"

Через неделю в строгой изоляции было 1500 человек из "близких" контактов, ещё 7842 человека были помещены "на самоизоляцию": 14 дней они находились дома под пристальным наблюдением врачей, которые два раза в день приезжали к ним.

Главное — вакцинация

Кадр из фильма "В город пришла беда"

Но и этого советские врачи посчитали недостаточным: было решено вакцинировать и ревакцинировать всё население Москвы и Подмосковья. Для этого из Томска было доставлено 10 000 000 доз вакцины, и в течение нескольких недель 26 963 врача в 3391 прививочном кабинете провели вакцинацию 5 559 670 жителей столицы и больше 4 000 000 жителей Подмосковья. Для вакцинации на производстве было создано 8522 бригады медиков. Кампания по вакцинации стала самой большой кампанией в мире и при этом самой короткой по срокам.

Кадр из фильма "В город пришла беда"

Всего, чтобы предотвратить вспышку чёрной оспы, московским врачам и специалистам из силовых ведомств понадобилось 19 дней, а чтобы полностью устранить угрозу — 44 дня. Из-за беспечности художника оспой заболело 45 человек, трое из них скончались. Прививка против оспы была обязательной в календаре школьных прививок вплоть до конца 1980-х годов.

С 22 декабря по 3 февраля оспой переболело 46 человек, пятеро из них скончались (по другим данным, трое). Среди случаев заражения опасной болезнью были и такие: вирус по вентиляции проник в палату над палатой Кокорекина, где лежал подросток с гриппом, регистраторша заразилась от телефона, по которому говорил лечащий врач художника, а еще одним заболевшим оказался истопник, несколько раз проходивший по коридору мимо палаты графика.

Тело Алексея Кокорекина со всеми необходимыми предосторожностями было кремировано, однако и здесь советское чинопочитание осталось несломленным: дважды лауреата Сталинской премии похоронили на Новодевичьем кладбище.

Последняя в истории СССР вспышка черной оспы была остановлена благодаря беспрецедентным мерам, принятым советским министерством здравоохранения и службами безопасности.

Подпишитесь на наш
Блоги

Чёрная оспа в Москве

09:51, 29 марта 2020

Автор: -Lite-

Комменты 301

Аватар

А что у художника не было прививки от оспы? Кто- то может подтвердить, что это имело место быть, что всех ревакцинировали от оспы?

Аватар

он из индии вернулся а ему - грипп знали ж что в индии за ситуация, иначе бы не зставляли прививки делать

Аватар

А ведь эпидемия черной оспы была еще в 1972 году в Югославии. Тоже интересная история.

Аватар

Мегакрутой пост. Спасибо, автор!

Аватар

Слышала про черную оспу в 60-е, только не знала что это из за одного старого мудака. Ну мудила !

Подождите...