Советское кино было богато на красивых, породистых артистов. Один из них -- Николай Еременко (младший). 
14 февраля 2020 года ему исполнился бы 71 год.



«В молодости, завоевывая свое жизненное пространство, свою творческую нишу, питаемый негативной энергией комплекса провинциала, я сделал очень много ошибок: был злым, заносчивым, высокомерным. Люди стали относиться ко мне настороженно. Многие просто уходили от контакта. Это стало серьезно мешать. В то время когда надо было приобретать друзей, я их терял. Но те, кто меня хорошо знал, относились ко мне все-таки по-другому…» Николай Еременко

Николай Еременко родился 14 февраля 1949 года в семье известных белорусских актеров - народного артиста СССР Николая Еременко и народной артистки Беларуси Галины  Орловой.

Николай Еременко рассказывал: «Воспитывали меня строго. Отец четыре года провел в концлагерях, это расшатало его нервы. Мне повезло, что родители часто были на гастролях. Кличка во дворе у меня была «Артист», из-за родителей. Меня оскорбляло это прозвище, ведь у других были более хулиганские…» Почти все свое детство Николай провел за кулисами театра. Творческая атмосфера театра, реквизит, спектакли и репетиции - все это вызывало у него неподдельный восторг. Однажды он так заигрался во время спектакля, что вышел на сцену, увешанный оружием, и обратился к маме, чтобы она помогла ему застегнуть брюки. Спектакль по пьесе Мольера был сорван, но эффектное появление Николая Еременко на сцене запомнилось зрителям. Мама Николая Галина Орлова вспоминала: «Мы не навязывали ему свою профессию. Но впечатления детства, конечно, повлияли на выбор сына - уже в трехмесячном возрасте он поехал с нами на гастроли..."

на фото: Николай Еременко (старший), Николай Еременко (младший), Галина Орлова

После окончания школы Николай приехал в Москву, чтобы поступить во ВГИК, но сделать это с первой попытки ему не удалось. Он опоздал на конкурс, к тому времени курс был практически набран, и приехавших поступить просматривали лишь для того, чтобы не обидеть. Но на следующий год в свою вгиковскую мастерскую набирал курс режиссер и педагог Сергей Герасимов, в фильме которого «Люди и звери» Еременко-старший сыграл свою первую большую роль в кино, и это помогло Еременко-младшему поступить. 

Из интервью с Николаем Еременко-мл.:

"-- Однако я помню, что на второй, третий, четвертый курсы тебя переводили исключительно "условно". Регулярно на доске у деканата появлялись выговоры будущему "плейбою" - за прогулы, "хвосты" и хулиганство. Восемь "сторогачей" за время обучения! Тем не менее ты ролями Сореля ("Красное и черное"), Августина Флоридора в водевиле про Нитуш и Алеши (фильм "У озера") защитился на "отлично". Коля, дело уже прошлое, ты во ВГИК попал по блату?

- Отрицать бесполезно - именно в фильме Герасимова "Люди и звери" отец (Еременко Николай Николаевич, который "старший", народный артист СССР) сыграл свою первую настоящую роль в кино. После школы я поехал поступать во ВГИК, но в тот год мастерскую набирал Бабочкин. К тому же я опоздал... О Белорусском театральном речи быть не могло! Я же намеревался Москву покорить. Без таких амбиций зачем артистом-то становиться? На следующий год показывать меня Герасимову повез отец.

"Что вы нам прочитаете?" - спрашивает меня Сергей Аполлинариевич. - "Заболоцкого". Он на меня "эдак" посмотрел: "Что именно?" - "Грозу". Он брови поднял: "Ты сам это любишь, мальчик? Ну прочти, прочти..." И я понял: попал! Отец меня заставил выучить стихотворение: "Содрогаясь от мук, пробежала над миром зарница..." Во время съемок "Людей и зверей" Герасимов столько раз эти строчки бубнил-декламировал.

Своими мальчишескими мозгами я тогда вряд ли понимал всю глубину стихотворения, но Герасимова, видимо, подкупил мой выбор. А Тамара Федоровна Макарова меня в мастерскую брать не хотела, в тот год нас, "детей", слишком много поступало: Наташа Бондарчук, Володя Тихонов... Позже мне рассказали, что Герасимов пообещал "из этого мальчика" артиста сделать. Обещание выполнил, не зря же он из почти двухсот своих учеников аж в шести картинах меня снял: "У озера", "Любить человека", "Красное и черное", "Юность Петра", "В начале славных дел", "Лев Толстой". Больше у него только Тамара Федоровна снималась."

На фото кадр из фильма "У озера" (дебютная роль в кино Н.Н. Еременко), помимо Белохвостиковой и Еременко-мл. в фильме снялись Василий Шукшин, Наталья Бондарчук, Наталья Аринбасарова, Вадим Спиридонов, Наталья Гвоздкова, Валентина Теличкина



Работу над фильмом "Красное и черное" Герасимов начал в 1969 году, когда Николай Еременко еще учился во ВГИКе, а окончил через семь лет. Еременко начинал сниматься 18-летним юношей, что вполне подходило под образ Жюльена Сореля, который по книге был «невысоким и щуплым юношей». Но всего за пару лет Еременко возмужал, раздался в плечах, и в итоге его герой вышел статным и красивым мужчиной, покорившим сердца миллионов зрительниц. Картина имела огромный успех не только в СССР, но и за рубежом. Ее увидели зрители в Европе, за исключением Франции, где в 1954 году во французской картине «Красное и черное» главную роль сыграл Жерар Филипп.  

Николай Еременко рассказывал: «…встречает меня в стенах вуза мой учитель, подзывает и говорит: «Коля, а ты читал Стендаля?» Очень внимательно на меня смотрит. Я стал выкручиваться: «Вы какой роман имеете в виду? Их же у него несколько...» «Видишь ли, Коля, артисту в принципе не вредно книжки читать, хотя бы иногда. А «Красное и черное» стоит прочесть не раз и не два, поверь мне. Так вот ты прочти, а потом объясню, зачем я тебе эту пытку устроил». Через неделю встречаемся, оказывается, Герасимов решил дать мне роль Жюльена Сореля. Я совершенно себя в ней не представлял, думал: «Что за мужик такой? Ни одна женщина столько не плачет, сколько он». На что Герасимов, как всегда, очень тонко, умно, главное вовремя, обращаясь через меня ко всем студентам, заметил: «Вы поймите одну простую вещь: сейчас вы счастливы не только потому, что молоды, что у вас все впереди (широкие проспекты жизни, как раньше говорили), но еще и оттого, что сейчас в моей мастерской вы можете играть все, что хотите. Вся мировая классика лежит у ваших ног. Играйте, кого угодно (Гамлета, Отелло, Дездемону), вешайте друг друга, стреляйте, травите - все, кроме контрреволюции и порнографии, вы здесь можете делать. Потому что, когда выйдете из стен института, вы будете играть не то, что хотите, а только то, что вам дадут: «Как говорят в Одессе, это две большие разницы». 

кадры из фильма "Красное и черное"

Роль Жюльена Сореля принесла Еременко не только настоящую популярность и любовь зрителей (после выхода этого фильма на экраны актер получил первые мешки писем от восторженных поклонниц), но и закрепила за актером амплуа героя-любовника. Сам Еременко позже не раз признавался, что «Красное и черное» - его любимый фильм, и в интервью рассказывал:

«Мы все тогда друг в друга перевлюблялись. Но скорее это был невинный юношеский флирт, который быстрее проходит, чем серьезные чувства. Хотя был момент, когда нам с Наташей Белохвостиковой показалось, что мы обречены друг на друга. Но только показалось... Когда я играл Жюльена Сореля в «Красном и черном», а Наташа Бондарчук – мадам де Реналь, было куда проще, поскольку студенческие влюбленности давно прошли, да и Наталья к тому времени вышла замуж за Колю Бурляева. Только вот тезка мой не сильно-то помогал своей супруге, захаживая на съемочную площадку во время интимных сцен – не каждая актриса такой контроль выдержит. Любовь, как известно, чувство трепетное и относиться к нему даже в кино нужно очень аккуратно. Иначе на экране все будет выглядеть крайне неестественно. К тому же женщина, даже если она суперпрофессиональная актриса, не всегда готова прилюдно обнажить свое тело, а вместе с ним и все свои женские секреты. Оттого часто бывает так, что режиссер снимает грудь одной, попку – другой, а голову – третьей... Но мне-то надо играть чувство, а значит – максимально раскрепостить партнершу. А поскольку на съемочной площадке мы не должны попадать во власть чувств, в первую очередь я стремлюсь стать для нее не любовником (личные отношения, кстати, крайне мешают работе), а другом. И, между прочим, многие партнерши рассказывали мне потом, что даже не замечали, как обнажались в нужном для работы месте... ».

К концу 70-х на счету Еременко было немало картин, среди которых были драма «Трактир на Пятницкой», мюзикл «31 июня» и «Мятежная баррикада». Но когда в 1979 году  на экраны кинотеатров в СССР вышел первый советский боевик «Пираты ХХ века» - эффект был подобен взрыву. При этом первоначально режиссер фильма не хотел утверждать Николая Еременко на роль, считая, что зрители  привыкли после «Красного и черного» видеть в нем героя-любовника, а не героя боевиков. Тогда Еременко снял рубашку, сделал сальто, и вид его рельефных бицепсов убедил режиссера. Позже Еременко рассказывал:

«Моя внешность – это инструмент, на котором я играю. Это самое дорогое, что у меня есть. Значит, должен серьезно следить за тем, как выгляжу. Мне было бы просто стыдно обнажать бесформенное тело. Мужик должен чувствовать свои мышцы – от этого зависит его психологическое состояние, внутренняя сбалансированность. Конечно, какие-то усилия прилагать приходится, по утрам я делаю силовую гимнастику, плаваю в бассейне, на ночь пью кефир, кстати, замечательный напиток, здорово сжигает лишние килограммы! Но я ненавижу режим, поэтому могу легко на все это задвинуть, если на горизонте промелькнет какое-нибудь приятное времяпровождение. Вообще, все, что у меня есть – от Бога, таким я уродился, таким и живу. Наше поколение спортивное. В молодости я занимался многими видами спорта, и дзюдо, и карате, но не долго и не серьезно. Я все как-то успевал совмещать: и съемки, и спорт, и друзей, и девочек, и бессонные ночи… Я же актер, мне надо все про моих героев знать, а для этого надо все испытать на своей шкуре…главное, вовремя остановиться».

кадры из фильма "Пираты XX века"

На съемках «Пиратов ХХ века» Еременко работал без дублеров. Он рассказывал: «Сейчас многие молодые актеры имеют хорошую спортивную подготовку, а в то время нам запрещали выполнять рискованные трюки. У меня же просто не было другого выхода, моя роль на 2/3 состояла из этих самых трюков, и если бы за меня это делал бы кто-то другой, тогда какой смысл мне было бы браться за роль. Съемки были на самом деле очень трудные: мне надо было нырять по семь часов в день, меня били, роняли. Один из трюков чуть не закончился для меня гибелью. Вы, наверное, помните сцену, где мой герой прыгает со скалы на борт корабля? Я прыгнул, естественно не на корабль, а в воду в полуметре от судна, пытаюсь вынырнуть и чувствую, что меня затягивает под лопасти винтов. Если бы в тот момент я растерялся, то на поверхность залива, где шли съемки, всплыла бы кучка фарша из актера Николая Еременко».

Фильм вызвал восторг у публики, раздражение критики и недовольство высокопоставленных деятелей комсомола и партии. Еременко рассказывал: «Наше государство довольно цинично себя вело - с одной стороны, зарабатывало на фильме бешеные деньги, а с другой считало своим долгом размазать его по стенке за «подражание Западу». Хотя Брежневу так нравилась эта картина, что ее за ним возили, когда он отправлялся отдыхать. Правда, он все время забывал, кто там наш, а кто не наш, и спрашивал: «Это наш того ё....?» Ему говорили: «Наш, наш, Леонид Ильич» - «Молодец...». После выхода фильма журнал «Советский экран» назвал Николая Еременко лучшим актером 1981 года, что очень удивило самого актера: «После грандиозного успеха «Пиратов» я был озадачен... с одной стороны было радостно, а с другой - как-то не по себе. Играешь Стендаля - тебя не называют лучшим артистом года, играешь моториста, который только дерется и плавает - называют. Да и для любителей «Красного и черного» это был шок. Я получал гневные письма: «Как вам не стыдно?! Как вы могли так низко пасть с высот искусства?». А с другой стороны, детские послания: сплошной восторг и просьбы выслать инструкции по каратэ».

Между "красным и черным" и "пиратами" Еременко снялся в прекрасном фильме, о котором, впрочем, в советское время предпочли забыть - "31 июня" (эта роль, кстати, моя самая любимая у Еременко-мл.)

Экранизировать «31 июня» взялся режиссёр Леонид Квинихидзе — большой поклонник балета, снявший музыкальные фильмы «Небесные ласточки» и «Соломенная шляпка». Он хотел сделать танцевальную историю, в которой будут играть не только киноактёры, но и балетные артисты. Эта идея принесла режиссёру много проблем — после того как сначала Рудольф Нуреев, а потом Михаил Барышников и жена самого Леонида Квинихидзе Наталья Макарова отказались возвращаться в СССР с западных гастролей, балетные считались людьми неблагонадёжными… Режиссёру пришлось отстаивать свою идею и каждого из кандидатов буквально с боем.

Николая Ерёменко-мл. долго уговаривали согласиться на роль художника Сэма, но тот боялся, что его заставят петь и отказывался наотрез. Танцевать он тоже не хотел, но мысль о вокале его просто приводила в панику. Ему пообещали, что Сэм петь не будет, максимум — слегка пританцовывать. На таких условиях актёр согласился.

"«Я с ужасом подумал, что меня там заставят петь. Мне казалось, что это будет не слишком эстетично. Я был «непоколебим» до конца и остался единственным, кто не поет. Все, что они смогли заставить меня сделать, – это пройти с партнершей по «Звездному мосту» – вариация танца». (Н. Еременко-мл.)

Несмотря на неодобрение руководства киностудии, на роли утвердили солистов Большого театра Александра Годунова и Людмилу Власову, а также артистку балета из труппы Музыкального театра имени Станиславского Наталию Трубникову. Ее вокальные партии должна была исполнить профессиональная певица. Выбор пал на солистку ВИА «Музыка» Татьяну Анциферову, которую отыскали в закарпатском Ужгороде.
Сложности возникли и с музыкой, автором которой был популярный советский композитор Александр Зацепин. В аранжировки ему пришлось внести более 30 поправок, так как руководство киностудии высказывало претензии: «Мне говорили, что моя музыка – это зады капитализма, что всех исполнителей надо заменить, а саму картину лучше запретить». Недовольство вызывали и слишком откровенные наряды танцоров. Фильм все-таки вышел на экраны, но почти сразу же попал в опалу. Опасения по поводу артистов балета у руководства были не напрасными – в августе 1979 г. Александр Годунов во время гастролей Большого театра в США решил не возвращаться в СССР и попросил политического убежища. Поэтому после премьеры в декабре 1978 г. фильм с его участием отправили «на полку» на долгие 7 лет.
Фильм не показывали и по той причине, что в начале 1980-х гг. из СССР во Францию уехал и композитор Александр Зацепин, после чего даже песни из мюзикла оказались под запретом. Самым абсурдным стал запрет исполнять на сцене песню «Мир без любимого» – эта фраза кому-то показалась намеком на эмиграцию режиссера Театра на Таганке Юрия Любимова, который после гастролей за границей в 1982 г. не вернулся в СССР. На худсовете вынесли вердикт: «Как мы можем пропустить эту песню? Ведь подумают, что мы сожалеем, что Любимов остался на Западе!» А в строчках песни «Звездный мост» увидели пропаганду американской программы космических вооружений, условно названной журналистами «Звездные войны».

Принцесса Мелисента негодует )


 

Вот такое кино... Но вернемся к истории Николая Николаевича.

В первой половине 90-х многие актеры мучительно переживали трудный период невостребованности после развала советского кинематографа. И Николай Еременко-младший решил сам заняться режиссурой. Он к юбилею своего отца он снял в 1996 году фильм «Сын за отца», в котором сыграл вместе с отцом - до этого вместе они не снимались. Николай Еременко-младший в интервью рассказывал:       "Но от судьбы не уйдешь. Кинодраматург Валентин Черных принес сценарий с ролями для меня и для «старшего»... Отцу вот-вот должно было исполниться семьдесят, хотя у меня всегда было ощущение, что по сравнению со мной он мальчишка, в тот момент отец показался каким-то... потухшим. Мне захотелось его встряхнуть. И я рискнул на режиссерский дебют. Сам факт моей режиссуры я сегодня расцениваю как испуг: я не привык сидеть без дела, а как раз на эти годы пришелся и мой «кризис среднего возраста», и начало падения кинематографа. А поскольку я считаю, что единственное, в чем человечество достигло совершенства, так это в искусстве самооправдания, то я придумал себе тьму самооправданий. Но главное, мне надо было вытащить отца из ощущения старости. Все, что не реализовано в жизни - реализовано в этом фильме. И народ выходил после него с хорошим настроением, как в советские времена. Это ностальгия по старому кино, старому времени и одновременно прощание с ним."

кадр из фильма "Сын за отца"

В 2001 году Еременко-мл. снялся в тандеме с Н. Андрейченко в фильме "Подари мне лунный свет" 

Наталья Андрейченко вспоминала о работе с Еременко: «Для меня «Лунный свет» – это, прежде всего, открытие личности Николая. Я знала Еременко всю свою жизнь, но как звезду, легенду, супергероя. И никогда не думала, что Коля - ТАКОЙ человек! То ли высокомерный образ, который он нес с экрана в фильме «Красное и черное», был в этом виноват, то ли разговоры о нем в прессе. Но, когда мы познакомились, я была приятно удивлена. Когда мы были на съемках, то каждый день вместе устраивали спортивные пробежки. Он был очень спортивным»

кадр из фильма "Подари мне лунный свет"

Последней работой в кино была роль Юрия Ростиславовича, отца Космоса в сериале "Бригада" (фильм вышел уже после смерти актера).

Что касается личной жизни, то тут, с одной стороны, Еременко-мл. предстает перед нами как примерный семьянин, который прожил с первой (и единственной) женой 27 лет, а с другой... С другой -- развод после 27 лет брака, три женщины, уверенные, в том, что каждая из них "его единственная любовь", внебрачная дочь. Об этом можно написать отдельный пост. 
Николай любил обеих дочерей, и буквально разрывался между семьями. Актер Владимир Носик рассказывал: «Николай был даже рад, когда его дочь отказалась продолжить династию. Вообще Коля был прекрасным отцом, а с Верой (прим. Вера Титова - жена актера) они очень удачно дополняли друг друга. И все же их брак распался. Коля сильно переживал разрыв, хотя и не распространялся о том, что давно не живет в семье». После развода с Титовой Николай купил квартиру в Москве и стал жить с Людмилой. О своей семейной жизни в интервью актер рассказывал: «Семья должна быть у каждого, это та пристань, где можно отдохнуть от подвигов, тихо и сонно подрейфовать. Я люблю свой дом, но по натуре я, скорее одиночка, меня угнетает любой коллектив, я рожден жить один. Такие мужчины, как я не созданы для семейной жизни».

Вера Титова и Николай Еременко

Еременко-мл. с "официальной" дочерью Ольгой

Татьяна Масленникова - тайная любовь Еременко-мл.

(Татьяна Юрьевна и сегодня уверена: он любил только её, а с женой продолжал жить из-за нежелания расстраивать родителей. Николай Ерёменко старший всегда говорил, что мужчины из их рода своих жен не бросают. Даже рождение дочери Тани не смогло заставить Николая уйти из семьи.)

Еременко-мл. с внебрачной дочерью Таней

Последняя любовь артиста, Людмила
(Удивительно, но эта девушка тоже утверждает: Николай Ерёменко любил только её, хотел дать ей свою фамилию и мечтал о рождении сына.)

Мама актёра, Галина Александровна, говорит что в один из приездов в Минск уже после развода, сын, уходя, сказал: «Зря я все это затеял…» Он словно сожалел о разводе, о разломанной жизни.

1 июля 2000 года скончался отец Николая - Николай Еременко-старший. А через год, едва перешагнув за 50, умер он сам. Оторвавшийся тромб остановил творческий путь актера, которого так любили зрители. Галина Орлова рассказывала: «Сын был вместе с Люсей, когда внезапно потерял сознание. Она тут же вызвала «скорую» и позвонила мне в Минск. Я села на поезд и утром приехала в Боткинскую больницу. Коля лежал без сознания. «Зашла в реанимацию, увидела Колю голого, прикрытого простыней, руки у него были связаны, дышал он через аппарат. Я спросила у медиков: Он меня слышит? Сказали, что нет. Тогда спросила: Он вообще придет в себя? Врач сказал: Нет! Ему осталось жить примерно часа три. Я сползла по стене и потеряла сознание. Меня откачали, и я все это время сидела рядом с сыном, говорила с ним обо всем»

Он скончался 27 мая 2001 года. В последний путь, помимо матери, его провожали все три его женщины, и каждая была уверена в его любви. 

Смерть полного сил и планов Николая Еременко шокировала всех. Но актер, имевший образ супермена и героя-любовника, на самом деле был человеком легкоранимым и чувствительным. Однокурсница Николая Нина Маслова рассказывала: «Маска героя приросла к нему, он ни на минуту не мог расслабиться даже в дружеской компании, переломить свою гордыню и признаться, что слаб, переживает и не все ему по плечу в этой жизни. Я думаю, его психика не выдержала этого напряжения».  

Когда умер Еременко-старший, Николай попросил: «Похороните меня рядом с отцом». Его воля была исполнена. Отец и сын похоронены в Минске на Восточном кладбище.

За текст спасибо namedni-60e-90e.livejournal.coком, kulturologia.ру и интернету
За фото спасибо kinopoisk.ру, kulturologia.ру и интернету

Подпишитесь на наш
Блоги

Звезда ушедшей эпохи: Николай Еременко (младший)

14:40, 14 февраля 2020

Автор: TatyanaN

Комменты 112

S

Люблю все его роли, талантливый Актер и красивый мужик!!! Самые любимые роли в фильмах "Красное и черное", "Я буду ждать", " 31 июня", "Исполнение желаний","Пираты ХХ века", "В поисках капитана Гранта", "Царская охота", "Я обьявляю вам войну", "Подари мне лунный свет"...царствия тебе небесного , дорогой Николай!!!!

Аватар

у меня с ним фотка есть

Аватар

Я одна что ли в Детях капитана Гранта влюбилась в Лембита Урсфалька?!

Аватар

Где то , как Дмитрий Нагиев был. Помню одно из последних интервью-он говорил-мое лицо мой инструмент,надо выглядеть хорошо,здоровый образ жизни . Красавчик! Мои роли его-Жюльен Сорель -конечно! И -Подари мне Лунный свет ,с Андрейченко. Помню ,смотрела и думала про них обоих -ну нельзя быть такими красивыми

Аватар

думала про личную жизнь сейчас будет написано, что он не по женщинам, а оказывается менял их как перчатки и дети даже были очень рано ушел

Подождите...