перепост

Рублево-Успенское шоссе, или просто Рублевка, — самое дорогое место для жизни в стране. Изучив тысячи выписок о собственности на рублевскую недвижимость, «Проект» пришел к важному выводу о российском обществе и экономике: огромная часть богатейших землевладельцев страны — это люди, тем или иным образом связанные с государством, работающие на него, получающие от него подряды, водящие дружбу и любовь с чиновниками. Смотрите карту расселения рублевских обитателей и читайте спецпроект, посвященный 100-летию Рублевки в ее нынешнем виде.

История Рублевки, какой мы ее знаем, началась с Иосифа Сталина — с его решения, принятого в 1919 году, когда победившие большевики отправились подыскивать себе дачи для летних резиденций. Выбор Сталина пал на имение, до революции принадлежавшее богатейшему московскому нефтепромышленнику и меценату Льву Зубалову, который, как и Джугашвили, происходил из Грузии . Лев Зубалов боялся покушения . От своих фобий промышленник отгородился нетипичными для дворянства глухими заборами, что пришлось кстати будущему вождю, который также опасался за свою жизнь. Этот забор сохранился на Рублевке до сих пор — теперь за ним живет глава Росгвардии Виктор Золотов.

Мощная кирпичная стена, стальные ворота, личная железная дорога сделали «Зубалово-4» образцом для некоторых будущих резиденций партийной элиты вдоль Рублевского шоссе — номенклатура, как и Сталин, селилась в домах бежавших, выселенных или казненных дворян и промышленников, недовольных новой властью. В других особняках Зубалова по соседству со Сталиным поселились Феликс Дзержинский, Анастас Микоян, Климент Ворошилов . Дома у Микояна все сохранилось в том виде, в каком его бросили бежавшие хозяева: вчерашний крестьянин и семинарист жил среди мраморных статуй, гобеленов, с личным парком, теннисным кортом и конюшней .
Неподалеку зарождается будущий центр Рублевки. Живописные места у реки Жуковки приглянулись НКВД. Дачу здесь строят Николаю Ежову. Сейчас на месте дома сталинского палача стоит ресторан «Подмосковные вечера», где рублевский бомонд гуляет каждый год, отмечая начало зимы.
Где вожди — там и челядь. После окончания гражданской войны по распоряжению властей Рублевское шоссе начинают застраивать «образцовыми санаториями», госдачами и совхозами для поставки продуктов: на Рублевке появляется первая закрытая инфраструктура для избранных.
Образцовым стал совхоз «Горки-2», созданный по инициативе Ленина. Земля под него была конфискована «именем народа», и даже в голодные послевоенные годы колхоз поставлял обитателям дач молоко, мясо и яйца .

По проекту модного тогда архитектора Бориса Иофана строят санатории «Барвиха» и «Сосны». В бывшей усадьбе князей Юсуповых в Архангельском обустраивают военный санаторий для комсостава Красной армии. Истинный расцвет Рублевки наступает в 30-х, с усилением Сталина, который, как и нынешние вожди, нередко проводил рабочие встречи на даче. К концу 30-х на Рублевке уже переплетены номенклатура, силовики и деятели культуры. На Николиной горе появляется дачный поселок работников науки и искусства (РАНИС). В 1935-м правительственную здравницу открыли и в замке баронессы Майендорф, которая с 2008 года получила статус официальной резиденции президента Дмитрия Медведева.

Дореволюционное слово «прислуга» скоро вытесняется советским термином «обслуга» , но суть остается прежней: с 30-х годов Рублевка делит Россию на простых и непростых людей. Тогда же спрос на рублевскую землю начинает впервые обгонять предложение — земля здесь стала предметом дефицита и «блата». Летние дачи выдавались в пользование, а построить собственный дом могли лишь люди, зарплата которых многократно превышала среднюю по стране: ученые, знаменитые артисты, министры и генералы. Существовал и запрет строить собственные дачи людям, которым уже дали госдачу. Провинившегося могли снять со всех постов и исключить из партии .


В нынешней России это правило уже не работает.

После кончины Сталина запрет на строительство собственных дач пал, и первыми ситуацией воспользовались силовики. Десять наиболее выдающихся маршалов получили участки в Архангельском. Развернулось строительство — за казенный счет и силами солдат. Возмутившись нескромным размахом строек, в 1957 году солдаты даже жаловались Хрущеву, который, впрочем, с генералами решил не ссориться и письмо строителей проигнорировал.

Гражданские начальники хитрили по-своему. В 1962 году выходит указ «О безвозмездном изъятии домов, дач и других строений, возведенных или приобретенных на нетрудовые доходы», в ответ номенклатура уже тогда начала оформлять дома на детей, фиктивно продавать и дарить их родственникам.

После смещения Хрущева Рублевке находится еще одно предназначение. Сюда на дачу в поселке с говорящим названием Петрово-Дальнее бывшего генсека отправили в добровольно-принудительную ссылку. За оградами, среди лесов, контролируемых кагэбэшниками, начали прятать людей — в том числе перебежчиков и раскрытых шпионов.
Один из самых известных шпионов Рублевки — перебежчик из США Эдвард Ли Ховард. В 1984 году он, уволенный из ЦРУ, вошел в посольство СССР в Вене и предложил за 150 тысяч долларов продать секреты США. В том же году он получил убежище в СССР. Ховарду выдали квартиру в Москве и дачу в Жуковке. На этой даче он и погиб в 2002 году, упав с лестницы и свернув шею.
Соседом Ховарда по Жуковке был еще один перебежчик из США Глен Майкл Соутер — бывший военный фотограф, уехавший в СССР в 1986 году. Спустя три года после переезда он покончил с собой — там же в Жуковке.
Практика прятать людей непростой судьбы в районе Рублевки сохранилась и в современной России. В Баковке на бывшей даче маршала Семена Буденного, которой сейчас владеет МВД, после событий 2014 года поселили сбежавшего в Россию экс-президента Украины Виктора Януковича. Рядом с Януковичем — дом патриарха Кирилла — их дома соединяет протоптанная дорожка . В Петрово-Дальнем был выдан в аренду участок и бежавшему из Украины в 2014 году бывшему премьер-министру страны Николаю Азарову.

В кооперативе «Весна», неподалеку от правительственных «Горок», «Проект» обнаружил участок, принадлежащий российскому дипломату Юрию Зайцеву . В 2013 году ФБР заподозрило Зайцева, возглавлявшего тогда культурный центр Россотрудничества в Вашингтоне, в шпионаже и вербовке американцев. Зайцев назвал подозрения «отголосками холодной войны», но после скандала его из США перебросили в Австрию. На Рублевке дипломат живет через дорогу от дочки главы МИД Сергея Лаврова и ректора МГУ Виктора Садовничего .

За почти 70 лет жизни при советах Рублевка превратилась в шоссе мертвых генсеков, генералов и министров. После смерти видных большевиков на их дачах продолжали жить родственники. Новых госдач не хватало. В 80-х пришлось строить в Раздорах новую резиденцию для единственного президента СССР Михаила Горбачева. Вместе с переездом нового руководства преобразилась и территория вокруг, у МКАД появилась эстакада и развязка, шоссе осветили. Ради резиденции даже изменили траекторию полетов самолетов, обычно делавших крюк над Барвихой перед посадкой во Внуково .
После отставки Горбачева в 1991 году ему с семьей дали сутки, чтобы освободить казенные квартиры и дачи.

Зеленые заборы, шлагбаумы, кооперативы деятелей культуры и науки, гектары силовиков, сотни домов для номенклатуры и пионерлагеря для детей — в таком виде Рублевка встретила развал породившей ее страны. Конец СССР стал для временных арендаторов шансом заполучить дома с участками в вечное владение.

Госдачи оформляли в собственность как минимум двумя способами: по балансовой стоимости продавали бывшим арендаторам или передавали в собственность наскоро созданным в министерствах и ведомствах дачным кооперативам. Обслуживание инфраструктуры дач при этом оставалось за государством.
Для борьбы с «незаконной приватизацией» при Верховном совете даже создали «комиссию по вопросам привилегий и льгот», секретарем которой работала нынешняя глава ЦИКа Элла Памфилова. Ее работа, впрочем, к существенным результатам не привела .
Одними из первых в схемах приватизации сориентировались военные. В 1993 году они выкупили 43 дачи в районе Архангельского — под предлогом «социальной защищенности военнослужащих и проявления заботы о них» . За 12 миллионов рублей военным достались участки общей стоимостью до 2-х миллиардов .
В 1993 года госземли Рублевки достались Управлению делами президента. Госдачами и санаториями теперь распоряжался завхоз Кремля Павел Бородин. В 90-е в Успенском селятся главный военный прокурор Юрий Демин, замы генпрокурора Юрий Чайка, Петр Вилков и Александр Розанов, министр юстиции Павел Крашенинников. В Ильинском дачи приобретают тогдашние глава президентского протокола Владимир Шевченко, глава Госархива Рудольф Пихоя, губернатор Подмосковья Анатолий Тяжлов, экс-премьер Николай Рыжков и другие. Дачи, как правило, покупали по балансовой стоимости. Например, руководивший в то время налоговой службой Александр Починок купил участок в Успенском за 443 млн «старых» рублей (около 77 тысяч долларов).

Пока дачи прошлых хозяев страны заселялись новой элитой, своей частью Рублевки стала распоряжаться и «обслуга». Еще в 1992 году с деловым предложением на бизнесмена Сергея Пугачева вышел глава бывшего совхоза НКВД — «Горки-2», переименованного после распада СССР в «Племптицезавод Горки-2» и приватизированного сотрудниками. «У нас ваучеры, я их у народа скуплю, и что-нибудь сделаем. Кур выращивать не хочется — мрут они», — описывал свой план глава колхоза . Земли скупили трое бизнесменов, со временем ставших главными рублевскими латифундистами — это основатели компании «Вимм-билль-данн» Давид Якобашвили, Гаврил Юшваев и примкнувший к ним позже Тимофей Клиновский. 

В 1998 году все 1100 сотрудников птицефабрики в Горках обменяли свои паи на 15 акций колхоза каждый , а в начале нулевых продали те Клиновскому и компании по 14 рублей за штуку , то есть примерно каждые два гектара самой дорогой загородной земли в стране обходились новым владельцам в 210 рублей .

К концу нулевых приватизированный совхоз НКВД «Горки-2» владел уже почти 20 тысячами гектаров земли на Рублевке. Непрозрачная история покупки не давала покоя бывшим собственникам: они регулярно выходили на акции с плакатами «Клиновский, верни земли!» Цена сотки земли на Рублевке тогда достигала уже $400 тыс.
У Якобашвили, Юшваева и Клиновского землю покупали многие представители российской элиты — миллиардеры, чиновники, силовики.
Якобашвили сказал «Проекту», что не хочет вспоминать тот период своей жизни и ассоциироваться с ним. По его словам, он не имеет ничего общего с Рублевкой с 2009 года. Но по данным списка аффилированных лиц на 2014 год Якобашвили продолжал оставаться акционером «Агрокомплекса Горки-2». А тот до сих пор владеет более чем 450 гектарами в Одинцовском районе . Бизнес на рублевской земле начали и дети Клиновского и Юшваева — их компания «Остров» владеет 25 гектарами земли в поселке Рублево.

Отказавшись от покупки колхоза, в 1993 году Пугачев все-таки вселился в бывшую дачу Егора Лигачева. Так на Рублевке начали появляться олигархи. Вскоре идея обустроить свой загородный дом в этих местах пришла в голову куда более могущественному тогда Борису Березовскому: в 1994 году он присмотрел себе госдачу в Александровке.
А в конце 90-х госдача в Барвихе, принадлежавшая ранее писателю Алексею Толстому (а до него — расстрелянному наркому земледелия Михаилу Чернову) была продана президенту «Альфа-банка» Петру Авену. Причем за бесценок — $200 тысяч, по цене годовой аренды. «Подарок» олигарху якобы сделал тогдашний глава Госкомимущества Альфред Кох, который поддержал прошение о продаже дачи Авену по цене «не ниже балансовой стоимости» .
Хватало и других, весьма хитрых способов стать рублевским лендлордом. Например, миллиардер Вячеслав Кантор, с чьих показаний началось «дело ЮКОСа», приобрел пакет акций Московского конезавода, расположенного на Рублево-Успенском шоссе. Заводу тогда принадлежало 2,3 тыс. гектаров земли. Писали, что сделка обошлась Кантору менее чем в $3 млн . А сами «юкосовцы» до атаки на компанию в 2003 году жили в получасе езды от Кантора, в соседней Жуковке — отстроились там всем менеджментом еще в середине 90-х.
Другие олигархи брали в аренду участки лесного фонда — якобы для рекреационных, культурно-оздоровительных или спортивных целей . Длительность такой аренды — несколько десятков лет. Именно на землях лесного фонда до сих пор стоят особняки миллиардеров Андрея Бокарева, Игоря Кесаева, супруги главы ВТБ Андрея Костина Натальи Гордеевой .
Но ставшие самыми элитными места Рублевки начали заселяться не в 90-х, а уже при Путине. Выросшие в нулевых роскошные поселки «Ландшафт» и «Сады Майендорф», где олигархи селятся вперемешку с чиновниками, «приютили» миллиардеров Вячеслава Доронина, Владимира Лисина, Дмитрия Мазепина, Андрея Молчанова, Александра Джапаридзе и Искандера Махмудова.

Где-то олигархические анклавы сформировались сами собой: у Абрамовича сейчас почти 60 гектаров в Сколкове. Он начал скупать земли там еще в 2002 году. Члены его команды селились рядом с боссом: это некогда самый богатый сенатор, бывший менеджер «Сибнефти» Ефим Малкин, Давид Давидович, который управляет активами Абрамовича, бывший глава «Сибнефти» Андрей Блох, экс-зам Абрамовича на посту губернатора Чукотки Андрей Городилов и другие.
Члены команды никелевого олигарха Владимира Потанина обосновалась неподалеку, в деревне Немчиново. Участок, где жила семья Потанина, сейчас формально принадлежит бизнесмену Павлу Муравьеву — впрочем, бывшая жена Потанина называет его старым другом бывшего супруга, на которого тот просто переписал имущество, чтобы не делить его по итогам развода.
Устроившие себе новый номенклатурный рай жители Рублевки демонстрировали стремление к максимальной закрытости. Путешествие вдоль Рублевки — нескончаемая череда заборов высотой не меньше трех метров. Новый феномен — аэрофотосъемка дворцов олигархов и чиновников — возник в 2013 году, когда один блогер впервые для публики снял с воздуха особняки министра обороны Сергея Шойгу и сенатора Юрия Воробьева. Сейчас обитатели Рублевки придумали защиту и от этого: во многих поселках элитного шоссе установлены «глушилки», затрудняющие полеты радиоуправляемых квадрокоптеров. 

дом С.Шойгу

Дворцы Аркадия и Бориса Ротенбергов

Участок Геннадия Тимченко

Бывшая дача Микояна, на которой живет глава Росгвардии Виктор Золотов

Участок замглавы администрации президента Сергея Кириенко

Дом председателя совета директоров «Национальной медиа группы» Алины Кабаевой

Источник: rublevka.proekt.медиа

Подпишитесь на наш
Блоги

Путеводитель по Рублевке (часть 1ая)

14:19, 6 февраля 2020

Автор: _salon_

Комменты 187

Комментарий был удален

Комментарий был удален

Комментарий был удален

Комментарий был удален

Комментарий был удален

Подождите...