Мода в Советском Союзе – тема, занимающая многих исследователей и историков костюма, и не меньший интерес вызывающая у обычных женщин, хранящих вырезки и выкройки из советских модных журналов. В послереволюционные 1910-е-1920-е годы люди в основном носили ту одежду, которую могли себе позволить. Однако, как это часто бывало, даже в тяжелые годы разрухи и безработицы женщины старались хорошо выглядеть, пуская в ход разные ухищрения.
Октябрьская социалистическая революция, ставшая переломным моментом в истории страны, не могла не отразиться и на моде, которая после 1917 года изменилась кардинально.
В советском государстве не было места роскошным нарядам, которые шили для себя представители дворянского класса и буржуазии царской России. В Стране Советов каждый гражданин был строителем нового общества, и думать о моде ему не пристало: главной задачей промышленной отрасли было объявлено создание удобного костюма для работников, желательно, подходящего и женщинам, и мужчинам.
После революции, Первой мировой и гражданской войн мужское население в стране сократилось, а женщины были вынуждены освоить традиционно мужские профессии – теперь они шли на флот, в милицию, в армию, а также занимались тяжелым физическим трудом. Все это повлияло и на фасоны одежды – девушки носили модели «унисекс» и заимствовали из мужского гардероба обувь, головные уборы, рубашки и брюки.
Кстати, Вы не задумывались, откуда в распоряжение большевиков попали вещи из кожи? Изначально кожаные плащи, куртки и галифе были обмундированием царской армии летчик (их тогда чаще называли авиаторами), механиков, мотоциклистов. По одной из версий революционеры нашли форму на военных складах и оценили ее удобство. Кожаной одежды, конечно, на всех не хватило, поэтому ее носили командиры, комиссары, а чуть позже и чекисты.
Так же интересно происхождение знаменитой буденовки. Остроконечная суконная шапка, больше всего напоминает богатырский шлем с картины Виктора Васнецова. И в этом нет ничего удивительно, потому что знамениты художник участвовал в создании головного убора.
Кепка. Говорим Ленин, подразумеваем кепка. После Владимира Ильича этот головной убор полюбила вся новоявленная советская элита. Началось все на Финляндском вокзале в Петрограде, куда вождь пролетариата прибыл в апреле 1917-го. Именно в кепи Ленин произносил свои знаменитые апрельские тезисы и в костюме-тройке. По одной из версий, сначала из «пломбированного вагона» он вышел в более уместной с пиджаком и галстуком шляпе. Правда, кто-то ее с головы революционера снял. Мол, слишком буржуазно, народ не признает своим. Так что Ленин оказался в кепке. Был и зимний вариант шапка-ушанка. Правда, все-таки щегольская каракулевая. И пальто, которое Ленин, похоже, привез из эмиграции. Но такая роскошь, скорее, исключение из правил.
Ленин и Сердлов (как раз в коже) на открытии временного памятника К. Марксу, ноябрь 1918.
Отличный книга, отличный фильм "Собачье сердце" Швондер и дама в коже
Не менее популярными стали подпоясанные ремнем гимнастерки. Мужчины надевали их с брюками, женщины - с прямыми юбками из сукна.
Модными были платья из холста, блузки из ситца и матерчатые куртки. С любой одеждой девушки повязывали красную косынку – еще один символ времени, — которая теперь завязывалась не под подбородком, а на затылке. Послереволюционная мода подчеркивала равноправие мужчин и женщин, в равной степени участвовавших в построении нового мира. Носили или карэ или косынки, а не длинные волосы или пышные укладки в стиля "дворянского гнезда"
Советская мода 1920-х годов формировалась в условиях жесткой нехватки ткани, поэтому одной из главных задач швейной промышленности стало создание единой для всех моды. Так же длина платьев немного уменьшилась, опять же из-за нехватки ткани. В ход шли шторы, скатерти и церковные рясы. Писательница Надежда Лохвицкая (псевд. Тэффи), в своих мемуарах пишет, что платья шили из аптечной марли для перевозок, а белье из чертежной кальки, которая после отмачивания становилась немного похожей на батист. Для нарядного платья использовался "богатый" материал. "На углу, в москательной, хозяйка продает кусок занавески. Только что содрала, совсем свежая, прямо с гвоздями. Выйдет чудесное вечернее платье".
«Взамен всех видов платья устанавливалась единообразная форма верхней русской рубашки и для мужчин и для женщин. С такой же точностью был установлен фасон женской юбки. Какие-либо отделки, складки, строчки и манжеты категорически воспрещались», — писал заведующий производственным отделом Москвошвея.
Власти послереволюционной России твердо решили избавиться от всякого наследия прошлого и от элементов России царской, в том числе всего, что касалось стиля одежды. Несмотря на это, над универсальным костюмом для советского гражданина работники швейных фабрик трудились не один год. Производителям одежды была поставлена задача: создать костюмы для пролетариата, которые должны быть не слишком узкими и приспособленными для работы.
Так как других ограничений у художников не было, при работе над новой профодеждой они пустили в ход фантазию и ушли в конструктивизм. Новые модели отличал геометричный крой и такие же рисунки на ткани. Сшитая в мастерских одежда была чем-то принципиально новым, однако привлекла внимание простых граждан, а не обеспеченных дам, по-прежнему предпочитавших одеваться согласно дореволюционной моде.
Отсюда и главный парадокс моды тех лет: работая над одеждой для рабочих, художники экспериментировали и пробовали новые ткани и рисунки, а обшивая партийную элиту, шили по старинке, исключая всякие нововведения.
В начале 1920-х годов отчетливо чувствовалось влияние западных фасонов на советскую моду. В частности, это было связано с повсеместной отменой корсета и нововведениями парижского кутюрье Поля Пуаре. Особенно прижилось в Советском Союзе платье-рубашка с низкой талией, не подчеркивающее фигуру, а, напротив, скрывающее линию талии, бедер и груди. Такой фасон был популярен все десятилетие, со временем менялась лишь длина юбки, постепенно поднимавшаяся выше колена.
Лилия Брик (надеюсь чувства сплетниц не задеты). Не знаю куда она в нем ходила, в шляпке:)
Женщина1920-30х
Лиля Брик
Короткие платья породили проблему чулок, которых раньше просто не было видно из-за длины. Как вспоминает Надежда Мандельштам, женщины бредили чулками, а достать их можно было только заграницей.
Девушки в носках
"Муза русского авангарда" Лиля Брик просила Маяковского привезти ей из Парижа вместе с духами и бусами , рейтузы и дорогие чулки. "Без серпа и молота не покажешься в свете! В чем буду фигурять сегодня на балу я в Реввоенсовете?!", в стихах поэт высмеивал мещанство, а в жизни покорно исполнял все просьбы любимой женщины и покупал ей в командировках упаковки с чулками.
В 1921 году, когда при НЭПе стал возможен частный бизнес, в страну попали не только заграничные журналы, но и привезенная с запада одежда. Столичные модницы сразу взяли на вооружение веяния мировой моды. В буржуазной среде женщины снова стали носить муфты, меховые воротники и шляпы-котелки.
Мужчины тоже следовали моде – популярными были фетровые шляпы и боты, костюмы из коверкота и фраки. Однако все это относилось лишь к узкому кругу обеспеченных людей, в то время как большинство граждан одевалось по-другому: прямые длинные юбки и туфли на ремешке для девушек, косоворотки, брезентовые штаны и парусиновые туфли для мужчин.
Поэт Владимир Маяковский и Лиля Брик
В период НЭПа (Новая экономическая политика) особенно сильно чувствовалось желание людей веселиться и «прожигать» жизнь – женщины пристально следили за всеми новинками и особенно за парижскими вечерними нарядами.
Популярный за границей образ женщины-вамп, укутанной мехами и украшенной бриллиантами, в Советском Союзе адаптировали актрисы, блиставшие с экранов ослепительными туалетами и драгоценностями, недоступными пролетариату.
Л. Орлова
Советские мастерицы пытались копировать одежду, привезенную из других стран, однако индивидуальные модели и одежда на заказ также была доступна очень ограниченной части населения.
Конструктивизм и парижские фасоны ушли в прошлое в конце 1920-х, а точнее, в 1928 году, когда политика НЭПа была свернута. Власти больше не намерены были терпеть проникновение западных мод на улицы советских городов, и сделали все возможное, чтобы граждане выглядели одинаково.
Фабрики отшивали грубые пальто и платья простого кроя, а последних художников-приверженцев конструктивизма подвергали жесткой критике. Александр Перелицын и Вера Муницына, возглавлявшие художественный совет организации «Союзхлопкосбыт», были одними из последних модельеров, пытавшихся в 1920-е годы привнести в фасоны и крой одежды что-то новое.
«Это очень «левые» ребята. Всякий рисунок — художественный, но простой, без выкрутас, они называют контрреволюционным… И все, что носим с вами… — все это сплошная контрреволюция. Кучка халтурщиков и пошляков, прикрываясь псевдореволюционной фразой, пачкала материю… Здесь была устроена своеобразная ситцевая трибуна, где получили возможность выступать чуждые нам люди, профанируя, вульгаризируя наше социалистическое строительство», — говорилось в одном из фельетонов в газете «Правда», окончательно определившем судьбу советского конструктивизма в моде.
Согласно сохранившимся справочникам, в 1923 году в столице работало 204 мастерские, специализировавшиеся на мужской одежде и только 32 женских ателье. Почти все известные мастерские в то время находились в центре: в Столешниковом переулке, на Петровке, Покровке, Тверской и Малой Бронной.
В это же время появились первые советские журналы мод. Издание «Ателье», созданное при первом советском «Ателье мод», согласно редакционному письму, ставило своей целью «деятельное и неутомимое стремление к выявлению всего, что творчески прекрасно, что заслуживает наибольшего внимания в области материальной культуры».
Материалы для журнала готовили самые известные художники и авторы того времени, а на страницах «Ателье», помимо эскизов и статей, можно было увидеть фотографии знаменитых актрис в дорогих нарядах, выполненных, несмотря на тяжелую экономическую ситуацию, из качественных тканей.
В журнале был напечатан эскиз популярного платья-бутона скульптора, художницы и модельера Веры Мухиной. Свое название наряд получил из-за драпированной юбки из белой ткани, напоминавшей лепестки цветка. Образ дополняла широкополая красная шляпа и трость.
Издание имело большой успех у читателей, а тираж его составил две тысячи экземпляров. Однако второй номер журнала уже не вышел. Содержание «Ателье» было раскритиковано журналистами другого издания — «Швейник», а в 1925 году большие изменения произошли и в самом «Ателье мод», работники которого после назначения нового руководства стали шить наряды для знаменитостей и жен чиновников.
Еще один журнал, издававшийся в 1920-х, — «Искусство одеваться», первый номер которого вышел в 1928 году и начинался со статьи Анатолия Луначарского «Своевременно ли подумать рабочему об искусстве одеваться?». Среди рубрик журнала — «Полезные советы», «Прошлое костюма», «Курьезы мод». Читателей призывали участвовать в дискуссиях о костюме для советского рабочего, в которых подчеркивалась необходимость создавать свои, а не парижские моды.
Модные девушки 20-ых
Одним из самых популярных художников по костюму, чьи эскизы публиковались в журналах, в первые годы советской власти была Надежда Ламанова, получившая признание еще в царской России.
Создававшая до революции наряды для царской семьи и бомонда и даже получившая звание «Поставщик Двора Ея Императорского Величества», после 1917 года Ламанова вынуждена была приспособиться к новым условиям – не только сменившемуся курсу в одежде, но и недостатку тканей.
Тяжелые обстоятельства модельер смогла обратить в свою пользу: именно с ее легкой руки творческая интеллигенция стала интересоваться кустарными тканями (в начале 1920-х Ламанова экспериментировала с холщовой тканью, полотенцами изо льна, одеялами, шторами).
Известная художница Варвара Каринская руководила школой художественной вышивки ARS. Как и Ламановой, ателье ей помог открыть нарком просвещения Луначарский. Позже она организовала салон для столичной элиты Haute Couture, клиентами которого стали представители обеспеченной верхушки и жены нэпманов. Также в этой среде был популярен антикварный салон Каринской – там богатые дамы покупали украшения.
Варвара Каринская создала новую технологию вышивки по ткани и аппликации, благодаря которым материал напоминал живописное полотно. В 1928 году художница эмигрировала из Советского Союза, остановившись сначала в Германии, а позже перебравшись в Нью-Йорк, где стала хозяйкой самого популярного ателье. Еще одно признание таланта Каринской – премия «Оскар» за лучшие костюмы к фильму «Жанна д’Арк» 1948 года с Ингрид Бергман в главной роли.
После короткой эпохи НЭПа, стремление выделяться стало немодным, а быть "не как все" могло оказаться даже опасным для жизни. Простота, гигиеничность и целесообразность , на долгие десятилетия заменят советским людям моду, а главными достоинствами внешнего вида будут считаться опрятность, серость и невыразительность. Однако, как показала история, желание женщин хорошо выглядеть так просто не задушишь - даже в эпоху дифицита они находили способ красиво одеваться!
"Пролетарский шик"
17:59, 11 мая 2019
Автор: Ancho
Комменты 72
Эх, а как бы жили, если б НЭП не прикрыли...
Очень интересно, спасибо за Ваш труд и за чудную подборку фотографий и иллюстраций. Эти уродующие фигуру фасоны платьев- я про " талию" на уровне ниже бедра- почему- то периодически всплывают в разные десятилетия и очень редко кому идут, не превращая фигуру в обрубок. Мне так нравятся головные уборы тех лет и оригинальных форм пальто, что исподволь ищу подобное.
Интересно))) Вспоминаю мамочку и отца молодых.Сейчас только и поняла,что мама модница была.И папа.Куча костюмов ,рубах и запонки.И туфли моднючие)))А жили то,в селе.И у папки,такая кепка из натурального каракуля была и на пальто воротник такой же()Маме уже 78,папке 72.)А ещё и нас четверо было.Умудрялись же как то.И нас 4-ро было.по тем годам"прилично"одетые)Но, родители и "впахивали" ,по три работы.И нас ещё умудрялись любить, и с нами заниматься, (не как сейчас, конечно с детьми сидят)Но шашки,шахматы(я тупая,до сих пор только и помню,что коень буквой "г"ходит).И много-много книг....
У бабушки был целый ящик с выкройками. Раньше каждая вторая умела шить/вязать. К хорошему портному очередь была огромная да и недешевое это было удовольствие, вот и пытались сами что-то мастерить)
Спасибо большое, это крайне интересно!!!