Францию потрясли массовые акции протеста, подобных которым здесь не было уже 50 лет. На улицы городов вышли сотни тысяч простых французов. Формально толчком к началу протестов стало введение дополнительного «экологического налога» на топливо, но в целом люди протестовали против роста цен и снижения уровня жизни. Журналисты поговорили с бывшей жительницей РФ о том, как это выглядело вблизи.

Кто такие «желтые жилеты»

Движение «желтых жилетов» (Giletes jeune) первоначально возникло как ответ на решение французского правительства ввести дополнительный «экологический налог» на топливо. Налог введен давно и привязан к размеру выбросов углекислоты, который производит автомобиль. Смысл его заключается в том, чтобы стимулировать автовладельцев переходить на транспорт с меньшим количеством выбросов. Однако повышение налога было только спусковым крючком, в принципе люди были возмущены падением реальной покупательной способности.

Движение «желтых жилетов» не было организовано ни одной из французских политических партий. Люди выходили на улицы, прочитав призывы протестовать в социальных сетях. Желтые жилеты были выбраны как способ самоидентификации, поскольку изначально такой жилет должен быть в каждом автомобиле.

Выступления были зафиксированы по всей Франции и в целом ряде европейских стран (Бельгии, Германии, даже Черногории). «Желтые жилеты» не ограничивались простыми манифестациями. Они перекрывали движение автомобилей на автотрассах, блокировали центральные улицы в городах. Повсеместно зафиксированы случаи разбоя и мародёрства, которым подверглись недостаточно защищённые магазины.

«Желтые жилеты» пытаются блокировать бульвар Периферик (кольцевая автодорога вокруг Парижа)

Корреспондент  НГС поговорил с Алиной Кузменкиной, которая переехала во Францию 3 года назад, и попросил рассказать, что происходит на улицах в дни акций «желтых жилетов» и как рядовые французы воспринимают происходящее. Мы публикуем ее рассказ с незначительными сокращениями:

«Выступления "желтых жилетов" идут уже месяц, но самые большие опасения были по поводу прошлых выходных. Ходили слухи, что они пойдут брать Елисейский дворец. К счастью, ничего такого особенного не произошло, больше боялись. Ну или полиция хорошо сработала. С самого утра начали винтить всех подряд.

И как-то морально уже были готовы, что ли. Это была уже четвертая акция "желтых жилетов" с середины ноября по субботам. "Революция у нас проходит по расписанию", — шутят знакомые.

В общем и целом я не слышала ни одного негативного отзыва о манифестациях "жилетов" ни от коллег-французов, ни от знакомых. Что касается цены на топливо, то это считают просто последней каплей. Все последние реформы как-то не вызывают вообще никакой радости. Цены растут. Я, например, за электричество буду платить с 1 января около 75 евро в месяц, перерасчет составил 28 евро. Налоговая реформа началась уже. В образовании тоже реформы. Для студентов из России Франция вообще скоро станет недоступна — с сентября год обучения на 1–3-м курсе государственного вуза будет стоить 2770 евро, в магистратуре — 3770 евро. И это не считая трат на жильё, проезд, еду и прочее. Да даже чтобы получить студенческую визу, нужно иметь на счету никак не меньше полмиллиона рублей. Мне три года назад год в магистратуре обошелся в 250 евро.

«Закрыты музеи и магазины, метро работает с перебоями»: как Париж бунтует против роста цен на бензин

Как конкретно все это сказалось на жизни города? Ну, скорее это сказалось на туристах — закрыты практически все музеи, архитектурные и исторические памятники и магазины в центральных частях правого и левого берега, даже Эйфелева башня.

Многие ветки метро были закрыты в течение дня, оставшиеся работали с перебоями. Чтобы добраться с левого берега на правый в субботу, 8 декабря (по сути, пересечь Париж), мне потребовался час вместо обычных 20–30 минут. В общем, "на всякий случай" люди предпочли не выходить из дома вообще и смотреть онлайн-трансляции с улиц в интернете и по телевизору. Параллельно по телевидению весь день шли всевозможные дебаты и обсуждения.

Из "позитивных" последствий манифестаций — мои друзья проехали через полстраны на машине бесплатно, так как "желтые жилеты" блокировали контроль на автобанах и пропускали весь транспорт бесплатно. А автобаны у нас стоят прилично.

В последние выходные на улицах Парижа появились броневики 

Многих шокировало то, что в прошлые выходные изуродовали Триумфальную арку. Но опять же, как сказал один мой знакомый: "Если это нужно, чтобы нас наконец услышали, пусть её (арку) хоть бы совсем разнесли".

И похоже, что он оказался прав — после событий 1 декабря правительство пошло на уступки относительно повышения цен на топливо. Собственно, "желтые жилеты" своего добились — в 2019 году цены пообещали не увеличивать.

Вообще удивительно, но "желтые жилеты" мало кого раздражают в отличие от забастовки на местной железной дороге и авиаперевозчиков весной. Вот тогда реально было чувство, что задолбали. А сейчас просто не идешь туда, куда не надо, но и это можно пережить один день. Без бутиков тоже можно один день пережить, и без музеев тоже. У меня такое ощущение, что есть какое-то общее понимание, что эти "лишения" не просто так, а для перемен к лучшему. Вообще интересное ощущение: сидишь дома, пьешь винишко и смотришь в онлайн, как по знакомым улицам едут бронемашины, горят тачки и строят баррикады.

Макрону все предрекают, что это был его первый и последний срок. От него ждали какого-то обращения к нации после погромов в Париже 1 декабря, но — тишина. Это вообще ему не добавило плюсов».

Эммануэля Макрона, который начал реформу французской экономики, многие называют «президентом богатых» за то, что он отменил некоторые льготы для безработных и малоимущих. Опросы 5 декабря показали, что 72% французов сочувствуют требованиям желтых жилетов, но 82% в то же время осуждают субботние акты насилия. «Пари Матч» опубликовал репрезентативный опрос 1004 граждан, по которому только 23% французов поддерживают Макрона – рекордно низкий процент. Жители Франции считают, что государство должно принять меры для повышения покупательной способности граждан – в частности, уменьшить налоговое бремя за счет отмены налога на жилье, и начать масштабную дискуссию о том, как стране выйти из социального кризиса.

Источник: nn.ру

Подпишитесь на наш
Блоги

Как Париж бунтует против роста цен на бензин

12:56, 11 декабря 2018

Автор: LucyHale

Комменты 182

K

Просто я после московских терактов 99 и начала нулевых автоматически реагирую на какие-то вещи, наверное. А толпа- это страшно всегда.

Аватар

Было бы это очень мило, если бы все эти манифестации не выливались в погромы и порчу частной собственности. Я вот не готова, чтоб мое авто сожгли чем-то недовольные сограждане. И про Триумфальную арку бред. Это памятник архитектуры, нельзхя же не видеть дальше своего кармана и кусочка багета с маслом. Завтра повысят налоги и пенсионный возраст, и так не маленькие во Франции, так по этой логике можно полотна Леонардо и Рафаэля жечь в Лувре о_О

Аватар

круто!!!

Аватар

Ну, интересное наблюдение. Читаю про эти акции уже давно. Так воооот... Как-то удивительно, но почему-то нет версии, что это "враги извне" организовали. Правительство ищет компромисс, мотивировки приводит. Но чтобы "это нам все англичанка/Трамп/Путин гадят" - этого нет.

Аватар

цены растут в связи со спросом населения. Это первый фактор.Пересаживайтесь на велосипеды и меньше надо платить. Но никто не хочет. Таким образом стимулируют людей.Пробки дикие, но все хотят ехать на машине, тогда что жаловаться. В Бельгии в Антверпене на машине ,которая ниже евро 3 дизель , помоему, не вьедешь. Получишь эклогический штраф.Либо более новая дизельная машина или бензин, либо общественный транспорт или электрокар.Об экологии, о порядке надо думать.В БРЮССЕЛЕ кучка побастовала и все, об экологии тоже надо думать.Да , все против повышения цен, налоги зашкаливают, но и потребление растет. Поэтому всеми силами пытаются сдерживать потребительские аппетиты человечества.

Подождите...