Опубликовано пользователем сайта

Про звезд

Франческа Виола - женщина, которая нарушила омерту на Сицилии

107
Франческа Виола - женщина, которая нарушила омерту на Сицилии

#феминизмотFiona, как говорится

На самом деле это короткая история.

Но она меня зацепила.

Как известно, на Сицилии и сейчас сильны традиции "омерты" - круговой поруки, в силу которой все проблемы сообщества должны решаться без привлечения официальных властей.

Именно на омерте держится власть мафии - конфликты должны решать "уважаемые люди", а не полиция и суды: если твой сосед украл у тебя козу - иди к какому-нибудь дону Чичо, он рассудит (и возьмет с тебя чуточек).

Именно на омерте держался один из самых позорных обычаев - похищения невесты: девушка, которую увозил мужчина - должна была выйти за него замуж. В противном случае она будет считаться обесчещенной: достаточно того, чтобы она провела не под родительским кровом всего 1 ночь или несколько часов, чтобы сообщество считало, что между ней и похитителем была интимная близость, а значит незамужняя женщина обесчещена. И не важно - была ли близость или не была, по согласию ли или насильно... главное - девушка считалась "падшей". И единственным выходом из положения для нее было замужество за похитителем.

Уголовный кодекс Итальянской Республики содержал понятие "реабилитирующий брак": если похититель и насильник женился на своей жертве - это не считалось преступлением.

Похищение невесты считалось совершенно обыденной практикой. Часто оно совершалось с согласия девушки - чтобы родители дали согласие на брак с неугодным ей женихом. Часто о похищении договаривались даже с родителями - в этом случае за невестой не давалось приданое, положенное по обычаю: т.о. бедные семьи спасались от неподъемных для них расходов.

И, конечно, это был способ преодолеть несогласие невесты на брак: после похищения она не должна была быть "придирчивой и гордой", а лишь молиться, чтобы "жених" не передумал.

Все изменилось в 1965 году, когда 18-летняя Франческа Виола отказалась выходить замуж за Филиппо Мелодиа.

Франческа родилась на Сицилии в городке Алькамо в семье небогатого фермера в 1947 году.

Алькамо, Сицилия...

Когда ей было 15 - на нее "положил глаз" живший неподалеку Филиппо Мелодиа, сын крупного землевладельца и племянник местного "дона".

К отцу Франчески заслали сватов, он согласился. Понятно, что иных вариантов у него не было - хотя Франческа не любила жениха (да она его попросту не знала), оскорбить отказом влиятельное семейство семья Виола не могла.

Однако вскоре у Филиппо возникли проблемы с законом, и он уехал в Германию больше чем на год. Точно так же как Майкл Корлеоне сбежал на Сицилию, когда наследил в США.

Было не ясно - вернется ли он или нет (хотя весь клан денно и нощно работал над его возвращением). Пользуясь этим - отец Франчески под влиянием ее уговоров сообщил семейству Мелодиа, что разрывает помолвку, коль скоро жених в непонятно когда вернется.

Это была нормальная практика, на семью Виола даже не обиделись: действительно, Филиппо нет и заставлять девушку годами ждать жениха - неправильно.

Филиппо Мелодиа (справа) - симпатичный внешне парень (к сожалению, а точнее - к счастью, не смогла найти его фотографию без наручников).

Однако Филиппо вернулся, отбыл символический срок за кражу и, освободившись, снова предъявил права на Франческу.

Но тут уже Франческа упала в ноги отца с мольбами не возобновлять обещание.

Отец колебался. В 1960-е годы на Сицилии шел один из наиболее оживленных этапов борьбы с мафиозными кланами, семья Мелодиа теряла позиции, была куда менее опасна, чем за несколько лет до этого... но все-таки по-прежнему влиятельна. И Филиппо, который к неудовольствию синьора Виола явно встал на путь уголовщины - был парнем решительным.

Тем не менее Бернардо Виола решил отказать Филиппо.

Вот тут клан Мелодиа рассердился - отказ в руке дочери рассматривался как неуважение к жениху и его семье. У семейства Виола сожгли виноградник, на их ферму совершили несколько нападений с целью испортить имущество.

Но папаша Виола держался.

Клан Мелодиа и лично Филиппо становились смешны в глазах местного населения - нет ничего более комичного для сицилийцев, чем слабость.

Поэтому Филиппо, страдавший уже не только от отвергнутой страсти, но и от уязвленного самолюбия, решил одни ударом покончить со строптивыми Виола.

На 2-й день Рождества (26 декабря) 1965 года Франческа Виола была похищена из родительского дома своим бывшим женихом Филиппо Мелодиа и его товарищами. По разным оценкам в похищении принималось участие от 8 до 12 человек: вооруженные огнестрельным молодчики прикатили на 3 машинах на ферму семьи Виола в отсутствие главы семейства и других взрослых мужчин - и увезли с собой Франческу и ее 8-летнего брата Мариано. При похищении мать Франчески пыталась защитить дочь, но получила несколько сильных ударов и даже упала на землю.

Мариано очень быстро отпустили с тем, чтобы он передал отцу и другим родственникам, что Франческе не причинят зла и скоро семья увидит ее уже замужней синьорой.

Филиппо привез Франческу в отдаленный дом, где вскоре принудил к сексу - попросту изнасиловал. Франческа говорила впоследствии, что несмотря на то, что в общественном понимании ей уже некуда было деваться и Филиппо мог подождать до свадьбы - он сделал это в наказание за ее упрямство.

После этого Филиппо отправил к Бернардо Виола своих представителей, чтобы отец даровал так называемое "прощение" похитителю дочери, который готов - как честный человек! - жениться на ней. Прощение должно было быть сопряжено с отзывом заявления из полиции.

Синьор Виола заявил, что он "прощает". Этот момент не ясен до конца - одни считают, что он сделал это под влиянием полиции, другие - по доброй воле: все-таки дочь уже считалась обесчещенной и надо было спасать реноме семьи Виола.

Так же есть мнение, что Виола не спорила со своей судьбой и ждала ответа семьи, казалась покорившейся Филиппо.

В ночь на 2 января 1966 года в дом сестры Мелодиа приехали кабинеры по заявлению Бернардо Виола и освободили Франческу.

Филиппо Мелодиа и его семья не особо переживали по этому поводу - вопрос о свадьбе считался решенным, а после венчания Филиппо уже ничего не грозило. Так было написано в Уголовном кодексе Итальянской республики, и - более того - так полагалось поступать по неписанным вековым правилам опозоренной женщине - упасть к ногам насильника, чтобы спасти свою "честь".

Однако, оказавшись на свободе, Франческа написала заявление на Филиппо и его друзей.

Но и тут Филиппо не особо переживал - чего не сделаешь под влиянием эмоций. Тем более, что и местный комиссар не особо усердствовал по делу. Все думали, что Франческой руководят временные эмоции, она скоро передумает, заберет заявление и выйдет замуж - так чего же зря суетиться. Семья Мелодиа по-прежнему готовилась к свадьбе.

Однако время шло - а Франческа не передумывала. Более того, она и ее отец начали обивать пороги полиции как родном Алькамо, так и в столице Сицилии - Палермо.

В итоге о решительной девушке узнал сотрудник агенства Associated Press, который сделал заметку о Франческе Виола, бросившей вызов традиции омерты и не желавшей поступать так, как поступали сотни тысяч женщин много веков.

Облетевшая весь мир новость - заставила власти на Сицилии открыть расследование. Семья Виола попала под защиту государства. Филиппо Мелодиа был арестован, вскоре к нему присоединились его сообщники.

Франческа на одном из допросов...

Франческа, получив поддержку властей и прессы - дала несколько интервью, где открыта сказала, что была изнасилована и считается "падшей", но выходить замуж за подонка, чтобы не остаться старой девой - не собирается.

Семья поддерживала девушку.

Бернардо Виола, отец, на допросе...

Вскоре ее принял папа Павел VI... О поддержке Франчески заявили литераторы, музыканты и актеры (в том числе Франко Дзефирелли).

Франческа на приеме у папы.

На открывшемся судебном процессе адвокаты Филиппо пытались опорочить жертву, доказывая, что она не была девственницей (что должно было смягчить в глазах общества проступок синьора Мелодиа: ведь гораздо хуже женщине быть "гулящей", чем мужчине насильником), а кроме того добровольно поехала с Филиппо, т.к. договорилась с ним о побеге сама.

Так же в итальянском обществе развилась бурная дискуссия относительно произошедшего. Как вы можете догадаться - огромное количество людей открыто заявило, что Филиппо наказывают "слишком сурово", что Франческа виновата сама (распаляла парня своей холодностью - всем же известно: если женщина говорит "нет", то это означает "да, но будь понастойчивей") и вообще - зря она довела дело до суда.

Толпы мужчин на общественных дебатах по поводу судебного разбирательства

Тем не менее в 1967-м году Филиппо Мелодиа был осужден на 9 лет (точнее на 11, но потом 2 года ему скостили в апелляции) за изнасилование и похищение. Его подельники так же получили немаленькие сроки за соучастие.

...какой "типично итальянский" жест...

С коллегами по опасному бизнесу...

В 1968-м году Франческа Виола вышла замуж за знавшего ее с детства Джузеппе Ризи. Молодая пара сначала уехала из Алькамо, но затем вернулась. В браке у них родилось 2 детей.

Филиппо Мелодиа отбывал срок в Модене (это регион Эмилия-Романья), вышел в 1976-м году с обязательным условием прожить еще 2 года недалеко от места освобождения, чтобы находиться под надзором полиции.

Судя по всем, Филиппо криминальных занятий своих не бросил - и в 1978-м году был застрелен неизвестным все в той же Модене.

Франческа же стала в 1960-е годы символом борьбы итальянских женщин за свои права. Ее называли Franca Viola - "Свободная Виола".

Она по-прежнему живет в Алькамо. В 2011-м году ей был вручен Орден за заслуги перед Итальянской республикой.

Теперь она Офицер 

"Я должен поблагодарить моего отца, который поддерживал меня, и моего мужа, который женился на мне, хотя я знал, что это поставит под угрозу его жизнь" - вот что сказала Франческа в своей речи на церемонии.

Параграф 544, декриминализирующий похищение и изнасилование в случае, если преступник женится на своей жертве, был исключен из Уголовного кодекса Итальянской республики лишь в 1981-м году.

**********

И еще.

В 1970-м году по мотивам истории Франчески был снят фильм "Самая красивая жена".

В главной роли снялась 15-летняя Орнелла Мутти.

Фильм снял известный режиссер Домиано Домиани, для Мутти он был дебютным.

А так же в нем в роли отца героини снялся известный нам по роли в "Необыкновенных приключениях итальянцев в России" - Тано Чимарозо.

Фильм сильно драматизировал историю - по сюжету главная героиня Франческа любила Вито (в фильме его решили переименовать), но порвала с ним из-за его участия в преступном сообществе и жестокости. В итоге вышел фильм о любви и ненависти, которые шли рука об руку. И о человеческом достоинстве - потому что киношная Франческа понимала, что все действия красивого и даже приятного ей Вито проистекают из отсутствия в нем уважения к другим людям, их гордости и их свободному выбору.

Тано Чимарозо сыграл блестяще - его отец вышел очень достоверным, колеблющимся, разрывающимся между любовью к своему ребенку и страхом потерять и так небольшое хозяйство. Когда в конце он, все переоценив, говорит "Я не подлец" и таки идет писать заявление (по сюжету героине 15 лет и без заявления отца дело бесперспективно) - он воистину прекрасен.

На съемках у Орнеллы завязался роман с исполнителем роли негодяя Вито (прообразом которого был Филиппо Мелодиа) Алессио Орнано - в 1975-м году они поженились (а в 1983-м - развелись).

*********

И в качестве резюме замечу. Да, все "не так просто". Очевидно, что тогда "сошлись звезды" - и клан Мелодиа был не так силен, как прежде (иначе бы Франческу и ее родных просто уконтропупили без разговоров), и родители Франчески были готовы сражаться за свою дочь, а не за "честь" в тогдашнем ее понимании, и очередной виток борьбы с мафиозными кланами был на подъеме, сам Филиппо имел неснятую судимость и не мог рассматриваться в качестве мальчика из воскресной школы, и - конечно - вряд ли дело так прогремело, если бы не журналисты, сделавшие эту историю достоянием общественности.

Однако факт остается фактом - 18-летняя девушка, выросшая в традициях омерты, доминирования мужчин, виновности женщины во всяком "ущербе чести", проявила настоящие мужество и принципиальность, и по-честному стала символом борьбы за права женщин в Италии.

Да, можно сказать, что она действовала столь упорно во много потому что через громкий процесс она сумела "очиститься" - а в противном случае либо вышла бы замуж за противного ей Филиппо, либо жила бы с клеймом... Но вряд ли стоит подозревать такой мощный стратегический замысел в голове юной Виолы. Это только сейчас, когда все, как говорится, "уже завоевано" - ее поступок кажется естественным. На деле же она была "Дианой Шурыгиной" на Сицилии в 1966-м году и несколько лет после. Многие искренне считали, что она "сломала жизнь" хорошим парням.

После дела "Свободной Виолы" - отношение к "похищениям невесты" в обществе кардинально изменилось. Это произошло не за 1 день, но ситуация, когда жертва должна была молиться, чтобы наутро насильник оказался "честным человеком", а насильник знал, что закон прикроет его в случае женитьбы - ушла в прошлое.

Изнасилование перестало рассматриваться преимущественно как "ущерб чести", оно стало полноценным видом насилия над личностью.

Пострадавшие семьи поняли, что нет никакого "позора" в том, что подонок совершил преступления над их дочерью, и они не обязаны понуждать девушку "скрыть стыд" через замужество.

"Я не вещь и никому не принадлежу. Никто не может заставить меня полюбить человека, которого я не уважаю, который совершает бесчестные поступки и заставляет других страдать." - это подлинные слова Франчески Виола на суде.

 

Оставьте свой голос:

5613
+

Комментарии 

Войдите, чтобы прокомментировать

Lizbeth
Lizbeth

Какая молодец. И счастье, что ее так поддержала семья. Вторая половина 20 века, а к женщине отношение как вещи продолжало сохраняться, это просто ужасно.
И я прям порадовалась пассажу о том, что насильника в итоге застрелили. А то жила бы ее семья все время в ожидании отложенной мести, от отморозка всего ожидать можно.

Barmaglot
Barmaglot

Lizbeth, я в статье боялась прочесть, что это Франческо сделает, как выберется из тюрьмы. В нашей действительности не раз и не два преступник обещает устроить жертве веселенькую жизнь и иногда у него это получается(((хорошо, что здесь хэппи энд

gusi-lebedi
gusi-lebedi

Lizbeth, а где-то ведь еще эта ужасная традиция:(((

Lizbeth
Lizbeth

gusi-lebedi, подозреваю, что в большей части земного шара ((

Pick_nick
Pick_nick

Lizbeth, самое ужасное, что и в нашей стране тоже..

cat_cat
cat_cat
Показать комментарий
ksu_sa
ksu_sa

cat_cat, такой нормы нет, вы ошибаетесь.

4marser
4marser

cat_cat, примечание к п. 6 ст. 134 УК РФ

4marser
4marser

cat_cat, "Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное частью первой настоящей статьи, освобождается судом от наказания, если будет установлено, что это лицо и совершенное им преступление перестали быть общественно опасными в связи со вступлением в брак с потерпевшей (потерпевшим)".

queenmargo
queenmargo

Вот такие люди и меняют мир, не то что девочки Харви:"он приставал, я не дала, но продолжила с ним тискаться на фестивалях"

meyli
meyli

queenmargo, согласна)) по настоящему сильная женщина, а не псевдофеминистка.

SilvanaDrago
SilvanaDrago

queenmargo, эти девочки Харви волки в овечьей шкуре. Не все конечно, но многие.

cat_cat
cat_cat

queenmargo, и те, и другие меняют мир
совсем не обязательно обесценивать одних людей, чтобы похвалить других

soleil_levant
soleil_levant

queenmargo, среди девочек Харви есть, несомненно, такие, кто пострадал реально. В основном это могут быть рядовые сотрудницы его компании. И они получили шанс на торжество справедливости (до которого ещё далеко) благодаря Эшли Джадд и Роуз Макгоун. У этих двух актрис карьеры тоже практически сошли на нет. Поэтому именно этих двух женщин я уважаю и верю им. Но не разным "я была ещё ребенком" и "не все в Голливуде знали"

somali
somali

Класс! Спасибо!!!

veduga
veduga

Такие женщины вызывают огромное уважение!

love-sirius-black
love-sirius-black

Сильная личность!
Извините что не по теме, а наполеоновская сага не будет продолжена?

Fiona
Fiona

love-sirius-black, будет. У меня очень плохо со временем с июля. Но 2 поста готова. Финалочка про сами-знаете-кого и про Жозефину наконец-то.

love-sirius-black
love-sirius-black

Fiona, обрадовали, очень! Буду ждать и Нея и Жозефину

Fiona
Fiona

love-sirius-black, и вообще у меня в черновиках полно задумок. Просто я сегодня ехала из командировки и случайно начала смотреть "Итальянцев в России", потом читать про актеров, а потом вспомнила про Виолу - и решила быстро накропать.

Загрузить еще

Войдите, чтобы прокомментировать

Сейчас на главной

Умер певец Евгений Осин
Алексис Оганян поздравил Серену Уильямс с первой годовщиной свадьбы: "Моя королева"
Ирина Шейк и Стелла Максвелл стали героинями cover story французского глянца: фото
Уличный стиль знаменитости: Ким Кардашьян в легинсах, топе и куртке цвета металлик
Wanted: обновленная коллекция макияжа Shiseido
Джесси Джей "разочарована и смущена" из-за сравнений с экс-супругой своего бойфренда Ченнинга Татума Дженной
Видео дня: кто был главным звездным сердцеедом в год твоего рождения
КиноМода: как молодая и задорная Софи Марсо стала эталоном молодежной моды 80-х
Модная битва: Анита Гиговская против Евгении Линович
Посыпала голову пеплом: Кайли Дженнер предложила оценить ее новый оттенок волос
Фанаты уличили Хейли Болдуин в слежке за Селеной Гомес
С холста импрессионистов: Наталья Водянова сфотографировалась в Париже в необычном образе
Ксения Собчак рассказала в интервью о второй беременности, сыне Платоне и отношениях с мужем
Вдохновляющая история Полумны из "Гарри Поттера": как Джоан Роулинг спасла актрису от анорексии
Полина Киценко, Инна Маликова, Галина Юдашкина и другие на модном показе
Светлана Ходченкова в элегантном вечернем платье посетила открытие ювелирного бутика в Баку
Чулки, кружева, шпильки: Эзра Миллер снялся в очень красивой фотосессии для Playboy
Бьюти-дайджест: от кисти за 25 000 долларов до архитектурного маникюра