10 июня 1982 г. ушла из жизни женщина, чье имя вошло в историю искусств благодаря Сальвадору Дали, чьей женой и музой она была на протяжении многих лет. Ей удалось стать для него одновременно матерью, любовницей и другом, абсолютно незаменимой и обожаемой. Но Дали был далеко не единственным мужчиной для нее. Гала никогда не отказывала себе в своих желаниях и заставила художника потакать всем ее прихотям.

Елена Дьяконова (именно так ее звали на самом деле) уехала из России в 1912 г. Она заболела чахоткой, и ее отправили на лечение в швейцарский санаторий, где она встретила французского поэта Эжена Гренделя. Он потерял от нее голову и принял решение жениться, вопреки воле родителей, считавших этот брак мезальянсом. Он посвящал ей стихи и издавал по ее совету под звучным псевдонимом Поль Элюар. Он же называл ее Гала – «праздник». 


Гала уже тогда имела четкие представления о том, каким хочет видеть свое будущее во Франции. «Я буду как кокотка сиять, пахнуть духами и всегда иметь ухоженные руки с наманикюренными ногтями». И хотя, по свидетельству современников, она даже в молодости не была красива, в обществе умела производить фурор. Это происходило благодаря непоколебимой уверенности в себе и своих чарах, а также умению интриговать публику. 

Не устоял перед ее чарами и немецкий художник и скульптор Макс Эрнст. Гала не только не скрывала роман от мужа, но и убедила его в необходимости жить втроем. Она всегда проповедовала идеи свободной любви, а ревность считала глупым предрассудком. 

На момент знакомства с молодым художником Сальвадором Дали ей исполнилось 36 лет. Он был на 11 лет моложе, никогда не вступал в интимные отношения с женщинами и панически их боялся. Гала пробудила в нем чувства, которых раньше он не испытывал. 

Элюар, Дали и Макс Эрнст


Гала не только дарила мощный заряд вдохновения художнику, но и была его менеджером, создателем «бренда» Дали. Она убеждала его: «Скоро вы будете таким, каким я хочу вас видеть, мой мальчик».

Гала никогда не отказывала себе в удовольствиях, на что ее муж реагировал спокойно: «Я разрешаю Гала иметь столько любовников, сколько ей хочется. Я даже поощряю ее, потому что меня это возбуждает». А она заявляла: «Жаль, что моя анатомия не позволяет мне заниматься любовью сразу с пятью мужчинами». И чем старше она становилась, тем моложе были ее любовники, и тем большим было их количество. 

Говорили, что «ее мальчики стоят целое состояние» – она осыпала их деньгами и подарками, покупала им дома и машины. Однажды один из них, Эрик Сэмон, ужинал с ней в ресторане, а в это время его сообщники пытались угнать ее машину. А вот 22-летний Уильям Ротлейн, которому Гала помогала избавиться от наркотической зависимости, действительно был в нее влюблен. Но после того, как он не прошел актерские пробы у Феллини, ее страсть тут же угасла. А Уильям вскоре умер от передозировки наркотиков. Певец Джефф Фенхольт, исполнивший главную роль в рок-опере «Иисус Христос – суперзвезда», получил в подарок от любовницы дом за 1,25 млн долларов и картины Дали, а после открещивался от связи с ней...

Как известно, в этом браке детей не было, Сальвадор Дали не оставил наследников. Свое искреннее и неизменное на протяжении всей жизни нежелание иметь детей он объяснял очень просто: великие люди всегда производят на свет посредственных детей.

Иными словами, на детях гениев природа отдыхает. Но это "гениев" - а Сальвадор Дали, как мы знаем, был не каким-то там рядовым "гением" - он был "божественным", и следуя логике художника, на его детях природа отдохнула бы с особым цинизмом, сомневаться не приходиться. 

Но иное дело - Гала, которая от брака  с Полем Элюаром, имела своего единственного ребенка,  дочь по имени Сесиль.  

Сесиль Элюар родилась в 1918 году и умерла сравнительно недавно, 10 августа 2016 г. в Париже. 

"Дитя сюрреализма" - прозвище, данное ей, как нельзя более точно отражает обстановку, окружавшую Сесиль с самых ранних лет. Да, от самого рождения ее окружали выдающие художники и поэты, что, впрочем, крошка вряд ли могла оценить по достоинству. 

"Отец повсюду брал меня с собою и обожал показывать своим друзьям - что мне не очень-то нравилось. Все они казались мне слишком старыми, утомительными и скучными. Все, за исключением Пикассо. Тот брал меня с собою на боксерские матчи, и кроме того, я была единственной, кому разрешилось приходить к нему в мастерскую на улице Грандс Августинс в Париже без приглашения и когда мне вздумается". 

"Скучные" друзья Поля Элюара - Луис Буньюэль, Ман Рэй, Макс Эрнст, Марсель Дюшан, Луи Арагон, Рене Магритт, то есть люди, которые во-многом определили развитие всего современного искусства - крошку Сесиль действительно обожали: она была первым ребенком, родившимся в этом славном сюрреалистическом братстве. 

Ман Рэй без конца фотографировал ее, Макс Эрнст и Пикассо с тем же увлечением рисовали Сесиль - более "звездное" детство трудно себе и представить. Впрочем, сама Сесиль относилась к этому совершенно спокойно - так уж получилось, да и выбора ей, в конце концов, никто не представил.

"Звездной" болезнью ни тогда, ни после, она кстати, совершенно не страдала. "Моя жизнь? Моя жизнь была самой что ни есть обычной" - любила уже в преклонные годы повторять она.  

Гораздо больше Сесиль уже в ранние годы беспокоило то, чему впоследствии суждено было превратиться в главную трагедию ее жизни - полное отсутствие материнской любви. 

Элюар и Гала познакомились в санатории в швейцарском местечке Клавадель, близ Давоса, где проходили курс лечения от туберкулеза. Обоим было по 18, и оба влюбились друг в друга без памяти. Чувства эти сохранились и после того, когда курс лечения завершился, и влюбленным пришлось раастаться: Поль Элюар вернулся в Париж, Гала - в Москву. 

Расстояние не охладило накал чувств, а разразившаяся вскоре Первая Мировая Война только, кажется, ускорила решение к которому неизбежно шли оба: в этой жизни им суждено быть вместе. 

Так Гала, проехав на поездах половину континента, оказалась в Париже - призванный на военную службу Элюар не смог даже встретить ее, да и семья его поначалу приняла "эту непонятную россиянку" холодно.

В феврале 1917-го они поженились, и беременная к тому времени Гала отправилась в Нормандию, где у родителей Элюара имелся дом - подальше от подвергавшегося регулярным бомбардировкам Парижа. 

Именно там, 10 мая 1918-го г., и появилась на свет крошка Сесиль Элюар. Часть, в которой служил ее отец, была расквартирована тогда в Леоне, и горячо ждавший рождения своего ребенка Поль не смог, к своему величайшему сожалению, присутствовать при ее рождении. 

Однако, узнав, что роды прошли успешно, он был на седьмом небе от счастья - он страстно хотел этого ребенка, и впоследствии отца и дочь связывали самые сильные чувства. 

Чего, кстати, совершенно не скажешь о маме - Гала. Очевидно, роль матери не совсем входила в ее планы - вот почему на немногочисленных фотографиях той поры Гала выглядит скорее озадаченной, удивленной и недовольной, чем счастливой. 

Вскоре выяснилось, что материнский инстинкт вовсе не фигурирует в числе достоинств Гала, которая проявляла к Сесиль удивительное равнодушие. Похоже, она видела в дочери прямую угрозу тому свободному и богемному образу жизни, который был принят в творческой среде, и к которому она быстро и охотно привыкла. 

Как вспоминала Сесиль, одно время они жили в небольшой деревушке Обонь, неподалеку от Парижа, и каждый раз, когда Поль Элюар уезжал на очередное собрание кружка сюрреалистов в столицу, Гала, вынужденная оставаться с дочерью дома, почти ненавидела ее за это.

"Поди погуляй в сад" - эту фразу в таких случаях Сесиль приходилось слышать от матери чаще всего. Это "сад", где ей приходилось проводить долгие одинокие часы, Сесиль, в конце концов, просто возненавидела.

Именно в этом уютном домике в Обоне в течение года с четой Элюар и их дочерью проживал немецкий художник-сюрреалист Макс Эрнст, с которым у Гала закрутился бурный роман - с которым Полю, дадаисту и сюрреалисту, активному стороннику свободной любви, оставалось только смириться.

"Шведская семья", "хозяйство на троих" - назвать такого рода отношения можно как угодно, но их сомнительной сути это не меняет. 

Художник-гость, к которому Гала испытывала все большую страсть, расписал в доме фресками все стены и, в конце концов, выжил оттуда хозяина-поэта. В отчаянии, наевшийся сверх меры пресловутой "свободной любви" Поль пытался сбежать от жены и друга, с которым приходилось делить жену, в Азию - однако из бегства этого ничего не вышло.

К тому времени Гала сделалась его абсолютным наваждением, от которого он так и не смог избавиться до конца своих дней. 

Впрочем, худшее еще ждало девочку впереди. В 1929-ом Гала и Дали впервые увидели друг друга - и после первой встречи уже не расставались.

До того у Сесиль все-таки была какая-никакая, пусть и не особенно любившая ее, мать. В новой жизни Гала места для Сесиль попросту не нашлось.

Конечно же, нужно принять во внимание крайне сложные финансовые обстоятельства, сопровождавшие начало совместной жизни Дали и Гала (был период, когда у них было ни копейки денег, равно как и крыши над головой), однако это не отменяет непреложного и жестокого факта: Гала, уйдя к новому спутнику жизни, решительно и даже, создается впечатление, с видимым облегчением навсегда вычеркнула родную дочь из жизни. 

Что до Поля Элюара - впавший в пожизненную зависимость от Гала, он страдал безмерно, не в силах поверить, что в этот раз Гала ушла от него навсегда. Он бесконечно писал ей полные тоски и эротики письма, тщетно надеясь, что наваждение в лице Дали не продлится долго. 

Хватаясь за всякий шанс вернуть Гала, он пытался взывать к ее материнмским чувствам: "Пиши почаще Сесиль, которая очень по тебе скучает. Я так сильно люблю ее, ведь у нее твои брови, твои глаза, потому что она твоя - и моя - дочь." 

Однако Гала не из тех, кого можно пронять сентиментальными вздохами. Страдающий и одинокий, Элюар подобрал на панели Нуш - бывшую танцовщицу, которая зарабатывала на жизнь проституцией. Такая же ранимая и хрупкая, как и сам Поль, Нуш стала ему любовницей, а затем и женой, хотя прекасно осознавала, что в сердце Элюара на первом месте всегда будет Гала. 

По словам самой Сесиль, они с Нуш прекрасно ладили, хотя мать ей новая избранница отца заменить так и не смогла. Да это и невозможно в принципе, ведь мать, по словам той же Сесиль, бывает только одна. Именно в этот период отношения между Сесиль и Пикассо были особенно теплыми и дружескими - даже в отпуска они выбирались одной компанией.

 

В 1938-ом, в возрасте 20 лет, Сесиль вышла замуж в первый раз - за поэта Люка Декана, брак с которым не продлился долго.

В 1946-ом она снова сочеталась узами брака: на этот раз с художником Жераром Вуллени, а после бывала замужем еще дважды. 

В 1948-м умерла Нуш, вторая супруга Элюара, что стало для него тяжелейшим ударом - и Сесиль, беременная в то время дочерью Клер постоянно была в то время рядом с отцом. 

Поль Элюар, успевший еще раз жениться на Доминик Лемор, умер четырьмя годами позже, а вот Гала - мать, которой у Сесиль никогда не было - пережила первого мужа на целых 30 лет и умерла 10 июня 1982-го.  

Со смертью Гала связан и еще один печальный для Сесиль эпизод. Как мы уже сказали, никаких отношений с дочерью Гала не поддерживала, и о том, что мать ее  находится при смерти, Сесиль узнала из газет. 

Бросив все, она помчалась в возлюбленный и воспетый Дали Порт-Льигат, на самый что ни на есть средиземноморский край света, однако увидеть мать ей так и не довелось. Дверь открыла прислуга, заявившая, что Гала не желает видеться с дочерью.

Исходило ли это указание в тот момент от самой Гала, которая в последние недели находилась в практически бессознательном состоянии, либо таковы были инструкции, полученные служанкой загодя - неизвестно, но Сесиль, готовая простить свою сбежавшую однажды и навсегда мать, простить и примириться с ней, была лишена даже этой возможности. 

Кроме того, Гала ни словом, ни полсловом не упомянула Сесиль в своем завещании. Через два дня после смерти была обнародована последняя воля умершей, согласно которой знаменитая коллекция Гала переходила супругу, Сальвадору Дали, а после его смерти - театру-музею Дали в Фигерасе. 

Стоит отметить, что коллекция эта, которую Гала собирала на протяжении всей жизни и которая на момент смерти владелицы хранилась в Женеве, вовсе не пустячок: она включала в себя 75 замечательных работ Сальвадора Дали, среди которых стоит упомянуть такие известные вещи, как "Великий мастурбатор" и "Загадка Гитлера”!

Возмущенная до глубины души этим финальным проявлением материнского равнодушия, Сесиль, по совету своего адвоката, заявила свои права на часть наследства матери - что по сути, более, чем справедливо.

Однако спор между Сесиль и Испанским правительством, представялвшим интересу Сальвадора Дали, удалось, в конце концов удалось уладить без судебных тяжб.

Между сторонами было достигнуто мировое соглашение, в соответствии с которым Сесиль получила две работы Де Кирико, одну гуашь Пабло Пикассо, и две картины Саальвадора Дали, одна из которых - знаменитый "Портрет Поля Элюара" (впоследствии Сесиль продала его за 22 с половиной миллиона долларов), над которым Дали работал как-раз в то для кого-то роковое, а для кого-то счастливое лето 1929-го, в Кадакесе, одновременно воруя у Элюара жену, а у Сесиль - мать.  Кроме того, ей достались 2,3 миллиона долларов и 50 миллионов песет. 

Но снова, заметьте, снова мы говорим о чем угодно, но только не о самой Сесиль! Вот он, парадокс "дочери сюрреализма", возраставшей в окружении звезд необыйно ярких - но прожившей жизнь самую тихую и незаметную.

Жизнь, по своему определению сторонящуюся вского шума, вспышек софитов и суеты. Почему? Да потому что главной страстью Сесиль были книги. Увлечение старинными и редкими книгами в конце концов переросло в профессиональную деятельность, которой, вплоть до самого удаления от дел, она занималась в Канне. 

Что оставила после себя эта женщина, всю жизнь ощущавшая на себе холодный и подавляющий свет ее великой и недоступной матери? Троих детей, семерых внуков, трех правнуков...  Как сказано на официальной странице "Ассоциации друзей Поля Элюара", почетным президентом которого являлась Сесиль, "всю жизнь она честно и преданно служила своему любимому делу; любовь и щедрость были ее главными качествами, и свою страсть к искуcству и литературе она передала своим детям…"

Сесиль умерла 10 августа 2016-го г., а тремя днями позже была похоронена на кладбище Пер-Лашез, рядом с отцом и его второй женой, Нуш. 

Подпишитесь на наш
Блоги

Всех мужей жена Гала и дочь её Сесиль...

19:19, 5 августа 2018

Автор: laura

Комменты 141

Аватар

А мы ездили на экскурсию в музей Ралли,экскурсовод сказала,что у Дали и Галы вообще никогда не было близких отношений,а все остальное брехня. Читала недавно книжку про Лилю Брик,там Шкловский был тот ещё-статьи против Маяковского писал в свете рекомендаций партии. Это я к посту про ещё одних муз-сестёр Суок. Все какие то несчастные,больные психически ,но гении .

Аватар

Эх, Дали, какая ошибка. Не хотел детей, чтоб не плодить посредственность. Если следовать законам генетики, интеллект наследуется внуку через дочь. Вот и все. Странная отговорка, короче. Сказал бы просто не хочу детей, потому что не люблю их. Они с Гала прям нашли друг друга в этом.

Аватар

Каким же красавчиком был Дали в молодости, нравится мне такой типаж )

Аватар

- Перепились, **********... - а кто был-то? - я и пятачок!

Аватар

Спасибо за историю, было очень интересно, + замечательные фото! Гала, конечно, во многом "сделала" Дали звездой мирового уровня, была его музой и надежной соратницей. Но....то, что она была такой дрянной матерью, непростительно. У нее была чудесная, добрая дочь, а она ее выбросила из жизни, как ненужную, надоевшую вещь. ( Мерзкая женщина-кукушка. Такая черствость непростительна. Бедная Сесиль, страдала всю жизнь, жила с этой раной... Хорошо, что она сама не унаследовала эту холодность и равнодушие к близким и сама для своих детей впоследствии стала чудесной и доброй матерью.

Подождите...