Вечером 25 мая посетитель Государственной Третьяковской галереи (ГТГ) повредил картину Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (также известна как «Иван Грозный убивает своего сына»). Как сообщили в МВД РФ, мужчина разбил стекло картины с помощью металлического столбика ограждения, после чего несколько раз ударил им холст. В сообщении МВД не указывалось название картины, однако вскоре стало известно, что речь именно о знаменитом полотне Репина.

В результате нападения картина получила серьезные повреждения. 26 мая в пресс-службе ГТГ заявили, что холст в центральной части работы прорван в трех местах; кроме того, от падения стекла сильно пострадала авторская рама. По словам представителей галереи, нападавший сосредоточил удары в районе фигуры царевича. Изображения лиц и рук царя и его сына не пострадали, а именно они, как объяснили представители Третьяковки, представляют наибольшую ценность. В материалах дела ущерб, нанесенный картине, оценивается более чем в 500 тысяч рублей.

Нападавший был задержан полицией. На допросе он объяснил, что повредил картину «из-за недостоверности изображенных на полотне исторических фактов», пишет ТАСС. На опубликованном МВД видео мужчина говорит, что осознает тяжесть совершенного поступка и признает, что был пьян. «Приехал посмотреть на нее [картину], в восемь вечера зашел, уже хотел было уходить, в буфет, выпил 100 грамм водки. Водку не пью, вот и накрыло», — объясняет подозреваемый. По его словам, он специально приехал в Третьяковскую галерею, чтобы увидеть эту картину.

Подозреваемый в повреждении картины Репина «Иван Грозный и сын его Иван…»

Подозреваемого зовут Игорь Подпорин. Ему 37 лет, он родился в Дагестане, а в Москву приехал из Воронежа. «Интерфакс» пишет, что он ранее не был судим и не состоит на психиатрическом учете. Источник агентства говорил, что он бездомный, однако из слов самого Подпорина на суде можно сделать вывод, что это не так: он рассказал, что последние несколько месяцев ухаживает за родителями.

Против Подпорина возбуждено уголовное дело об уничтожении или повреждении объектов культурного наследия (ч. 1 ст. 243 УК). Эта статья предусматривает наказание в виде штрафа до трех миллионов рублей, обязательных работ или лишения свободы на срок до трех лет. Вечером 26 мая Замоскворецкий суд продлил срок задержания Подпорина на 72 часа.

Сотрудники Третьяковской галереи уже провели срочные реставрационные работы. Как заявили в ГТГ, картину изъяли из экспозиции и перенесли в реставрационную мастерскую сразу же по окончании первичных следственных действий. Сотрудники музея сняли с полотна раму и извлекли осколки стекла. Программу восстановления картины разработает расширенный реставрационный совет, на который обещали пригласить ведущих специалистов страны. Замглавы научно-реставрационного центра имени Грабаря Ольга Темерина заявила, что картина, по ее мнению, «безусловно подлежит восстановлению».

Как оказалось, на стекле картины не было антивандального покрытия. Об этом со ссылкой на источник в правоохранительных органах сообщил «Интерфакс».

Хотя, по данным собеседника агентства, в служебных документах музея было указано, что стекло было защищено покрытием.

Кроме того, полиции пока не удалось получить доступ к записям камер наблюдения: по словам источника, в ГТГ заявили, что записи не сохранились.

Шедевры мирового искусства, выставленные в Третьяковской галерее, оказывается, никак не защищены от вандалов и агрессивных душевнобольных людей.

Судя по информации, сопровождавшей очередную закупку Третьяковкой стекла для картины, музей заботится в основном о том, чтобы стекло было долговечным и не бликовало.

Вот требования, предъявленные к стеклу для картины Репина "Перед исповедью": стекло прочное и стойкое к внешним воздействиям, с 2-сторонним антибликовым покрытием (степень бликования 1,1 %), с антистатическим покрытием. УФ-защита 380 мм 99 %. Стекло прозрачное (световая трансмиссия 99 %), толщиной 4,5 мм с защитой от царапин, потертостей и  ультрафиолета.

"Для защиты объекта от несанкционированного воздействия характерна высокая прочность и вязкость материала. Оптическое покрытие делает остекление практически невидимым, передает естественные цвета объекта, способствует повышению яркости и контрастности при осмотре предметов искусства даже в условиях недостаточной освещенности", — сказано в комментарии к закупки.

Также среди требований - устойчивость к уборке.

"На покрытии не должно возникать следов повреждений после >500 протирок сухой тканью при нагрузке не менее 1 кг".

То есть антивандальная защита руководством галереи  почему-то практически не предусмотрена.

Стекло, конечно, спасает от жидкостей и красок, но не поможет, если в полотно бросят любой тяжелый предмет.

А таких случаев в истории немало.

Так, в Лувре картины, которые привлекают повышенное внимание, защищены бронированными стеклами.

В коллекцию музея входит известнейшая "Мона Лиза".

На картину с 1956 года нападали 4 раза. Один из неадекватных посетителей облил "Джоконду" кислотой. Другой в том же году бросил в нее камень.

Тогда руководство музея приняло решение защитить портрет пуленепробиваемым стеклом.

В 1974 году в Токио женщина, расстроенная политикой музея в отношении инвалидов, попыталась распылить из баллончика красную краску.

А в 2009 году россиянка, не получившая французского гражданства, запустила в стекло глиняной чашкой.

Но оба последних нападения не причинили вреда картине. Бронированное стекло бережет "Джоконду" не хуже сейфа.

А это уже не первое нападение на картину. 

Работу, которая была написана в 1880-е годы, в 1913 году повредил ножом иконописец-старообрядец Абрам Балашов. В восстановлении картины участвовал сам Репин. 

Я беру годовой отчет Государственной Третьяковской галереи и читаю там:

2017 год для Третьяковской галереи прошел под знаком Даров, это была основная тема года.

По результатам программы «Меценаты и дарители — Третьяковской галерее»
в 2017 году было приобретено и получено в дар более 2000 произведений искусства. Это почти в 3 раза превышает показатели
2016 года. Общая посещаемость музея за 2017 год —2 024 000 человек. 
За счет повышения уровня различных сервисов и активной работы по привлечению средств собственный доход музея вырос до 58,9%.

Запуск музейного кино-театра (4 июля 2017) принес меньше чем за полгода более 3 млн. рублей и привлек более 20 000 новых посетителей.

Новая программа лояльности «Друзья Третьяковской галереи» принесла галерее за тот же период общий доход в 11,5 млн рублей. На 2018 год запланировано активное развитие новых проектов и привлечение новых партнеров.

Все мы знаем, насколько тяжелые сейчас условия сейчас для страны и для бюджета. Читаем интервью Зельфиры Трегуловой:

— Как на Третьяковской галерее отразилась оптимизация бюджета?

— Я бы покривила душой, если бы сказала, что экономическая ситуация никак не повлияла. С другой стороны, жаловаться грешно. Музей получает субсидии от государства через Министерство культуры.  Действительно, в министерстве к нам относятся как к особому объекту, каким мы и являемся.

Я не могу сейчас сказать точно, сколько из государственного бюджета тратится именно на Третьяковку.

Я могу только сказать, что в общем на содержание культуры и кинематографа на 2018 год запланирована сумма в размере 94 миллиарда рублей.

Есть Попечительский совет, есть Фонд поддержки, есть Друзья Музея, где суммы проходят отнюдь не мизерные.

И вот, на вопрос почему так произошло, почему Объект культурного наследия нашей страны оказался абсолютно без защиты, нам отвечают:

- Не хватило денег. Нужно еще. Нужны колоссальные средства, а нам не хватает.

Я не выдумываю, именно такой ответ представителя музея я прочитала сегодня в газете, которую к сожалению нельзя цитировать без предварительного одобрения редакции данного СМИ.

Сколько еще нужно денег Земфире Трегуловой?

Почему вообще возможно такое халатное отношение к сохранению мировых шедевров и достоянию России?

И вообще, только ли деньгами решается данная проблемы?

Вопросы, вопросы...

А будет ли ответ?

Источник: tretyakovgallery.ру, рен.тв, meduza

Подпишитесь на наш
Блоги

"Иван Грозный убивает своего сына", а мы теряем свои шедевры. Почему?

09:31, 27 мая 2018

Автор: elena_dokuchaewa

Комменты 105

Аватар

Такие проблемы решаются реальными уголовными сроками и конфискацией. А безнаказанность только усугубляет проблему.

Аватар

трегулова мерзейшая просто, а уж то что сотрудники Третьяковки давали липовые экспертизы о подлинности картин так про то весь мир знает.

Аватар

вообще историки не уважают репина за эту картину,так как она сформировала неправильное впечатление что он убил сына и закоренило его в наших умах.

Аватар

Чтобы понять кубизм с авангардом))

Аватар

Ленинка, вход только штрих код читательской карточки, залы оборудовали компьютерами и тд. А на деле - система пожаротушения простите шлак.

Подождите...