25 апреля 1928 года-день рождения одного из самых любимых и востребованных советских артистов. Юрий Яковлев, на мой взгляд, входит в число самых талантливых актёров. Он был лицедеем с большой буквы, и в разных ролях был по-настоящему разным! И фактура, и масштаб дарования позволяли Яковлеву играть и комедию, и трагедию, и "хозяина жизни", и "маленького человека", и героя-любовника, и раздавленного ревнивца. Перечислю особенно яркие...
"Идиот"(князь Мышкин).
Эта роль стала первой большой удачей актёра, и, по мнению многих, является лучшей работой Яковлева в кино. Мышкина он сыграл на пределе-актёрском и человеческом.
"Гусарская баллада"(поручик Ржевский).
Яковлев очень хорош и органичен в роли удалого и щеголеватого гусара. Это абсолютно уверенный в себе и радующийся каждому мгновению жизни человек, полный сил; мужчина в самом расцвете лет.
"Анна Каренина"(Стива Облонский).
По признанию самого артиста, этот персонаж наиболее похож на него самого в жизни. «Мне близок Стива. Для меня это идеальное воплощение русского характера, стопроцентно русский человек. Мне его было даже мало в картине. Я влюблен в этот образ, такой живой, полнокровный, такой настоящий», - говорил актер.
"Иван Васильевич меняет профессию" (Иван Грозный/управдом Бунша)
Эта роль-визитная карточка Яковлева. Не только потому, что фильм-один из любимых в народе, но ещё и потому, что здесь он предстаёт сразу в двух образах, играет противоположные характеры. Он одновременно властный, могучий, величественный монарх и суетящийся, перестраховывающийся, находящийся под каблуком у жены управдом.
"Ирония судьбы, или с лёгким паром!"(Ипполит)
Ещё одна культовая роль- ревнивец Ипполит, ругающий заливную рыбу. Яковлева раздражало, когда его узнавали именно по этому образу: «Ох уж этот Ипполит! - ворчал Юрий Васильевич. - У меня же много других ролей!» Но Ипполит преследовал Яковлева всю жизнь. Доходило до того, что, когда актёра узнавали на улице, подходили, здоровались: «Здравствуйте, Ипполит!», «Как поживаете, Ипполит?» А кто-нибудь возьмёт да и крикнет: «Ипполит, в своём пальто мылся?"
"Мы, нижеподписавшиеся" (Девятов)
Очень талантливый и интересный фильм великой Лиозновой с умопомрачительным актёрским составом, однако известен он далеко не всем. Яковлев в роли председателя комиссии, принципиального и честного аппаратчика. Сначала кажется, что персонаж колюч, жёсток, абсолютно непробиваем и всё человеческое ему чуждо, но по ходу развития сюжета Девятов проявляет себя с неожиданной стороны.
"Карнавал"(Соломатин)
Возможно, в этой роли Яковлев не удивляет, но как всегда на 100% убедительно создаёт очень яркий образ отца главной героини Нины. Внешне это импозантный, одухотворённый, галантный человек, представитель творческой интеллигенции, но на деле оказывается мелочным, трусоватым и лживым.
Яковлеву блестяще удавались роли аристократов("Идеальный муж"), королей ("Король-олень"); его голос нередко можно услышать за кадром в разных фильмах.
Теперь уже трудно представить, что одного из самых блистательных вахтанговцев в свое время не хотели принимать в Театральное училище имени Щукина: дескать, не видно в этом долговязом, несуразном юноше особых способностей. В отчаянии Яковлев брякнул, что его отца хвалил сам Станиславский, и услышал в ответ смех, но тут подхватилась с места загадочная и эксцентричная Цецилия Мансурова: «Ну как его можно не взять? Посмотрите, какие у него глаза!».
За 60 с лишним лет Юрий Яковлев сыграл на сцене Театра имени Вахтангова около 70 ролей, снялся в таком же количестве фильмов (среди которых добрый десяток советских кинохитов) и при этом не знал ни одного провала. Профессионализм, считал актёр, как раз и состоит в том, чтобы, перевоплощаясь, не цепляться мертвой хваткой за находки, принесшие раньше успех, не бояться тратить себя в искусстве.
Не скупясь, Юрий Васильевич тратил себя и в жизни — близкие вспоминают, как, забыв о престиже и имени, озорничал он и хулиганил в любимом Доме творчества в Щелыкове: последний, как его называли, барин российской сцены, был неистощим на шутки и розыгрыши, дурачился в «детском хоре» ветеранов , а порой и вовсе надевал резиновые сапоги, ватник, брал палку, ведро и шел в лес по грибы!
Разумеется, без подпитки любовью его романтичная натура чахла и засыхала, поэтому женщинами Яковлев увлекался часто, безоглядно и не просчитывая последствий. Он признавался со смехом: «В молодости я влюблялся и тут же женился, влюблялся — женился... С годами понял, что жениться не всегда обязательно, хотя, чего уж греха таить, перед красивыми девушками до сих пор устоять не могу».
Яковлев любил Чехова, и вслед за ним повторял: "Можно лгать в любви, в политике, в медицине, но в искусстве обмануть нельзя». И свято этому правилу следовал.
90 лет со дня рождения Юрия Яковлева
19:32, 25 апреля 2018
Автор: evatalva
Комменты 20
А Кин-Дза-Дза?
А Кин-Дза-Дза?
Все роли были яркими. Внешность аристократическая . Такие актёры остаются, увы, только в нашей памяти...
Я все детство не понимала - как Надя могла променять красавца Ипполита на мятого Лукашина? Ну как????
А 'Любовь земная' и 'Судьба'! Как они мне там нравятся с Заклунной. И эта песня в исполнении Герман и Лещенко. Аж мурашки. Пойду посмотрю этот клип шикарный.