Как научное выражение формулировка «врожденная грамотность» некорректна. На самом деле, о какой врожденности может идти речь, если ребенок при рождении имеет не более чем способность к развитию речи? Он не только не говорит, но может и не овладеть речью вообще, если не будет воспитываться в определенной социальной среде (вспомним настоящих Маугли – детей, воспитанных животными).

Грамотность – приобретается. А выражение «врожденная грамотность» отражает удивление и восхищение перед людьми, которые, не прилагая никаких видимых усилий, пишут грамотно. У них есть нечто вроде интуиции, которая подсказывает, что вот так – правильно. Спроси такого человека, почему это правильно, он не сможет объяснить рационально. Скажет только: «я так чувствую», «это красиво», «это звучит лучше».

Поэтому врожденную грамотность правильнее называть «чувством языка».

От чего зависит врожденная грамотность?

Психологи и педагоги сходятся в том, что чувство языка не зависит от каких-то особых врожденных качеств, хотя некоторые свойства памяти и анализа информации могут дать преимущества.

Ребенок познает язык сначала подражанием, затем части складываются в систему, он начинает пользоваться языком, со временем все более совершенно.

первое влияние на чувство языка оказывает та языковая среда, в которой растет ребенок. Чем грамотнее, правильнее, богаче речь родителей, чем больше ребенку читают хорошей детской литературы, тем больше «языковой» информации обрабатывает его мозг. Обрабатывает, значит, устанавливает связи и закономерности.

Рано или поздно ребенок начинает читать. В процессе чтения появляется и закрепляется так называемый «образ слова» — ребенок связывает уже знакомый ему звукокомплекс с графическим написанием слова. Если ребенок наделен хорошей зрительной памятью, орфография слов волей-неволей отложится в памяти. При этом важное условие – качественные, грамотно выстроенные, высокохудожественные тексты, и, конечно, они должны быть без опечаток.

Фонетический канал чтения – основной, но не единственный. Довольно большая часть правил языка основана на морфологическом и других принципах. Часто повторяясь, они невольно осознаются ребенком как некие закономерности. Так языковые модели могут быть освоены интуитивно.

И закрепляется чувство языка письмом. Не случайно в младшей школе так распространены задания по простому списыванию текста. К зрительному образу через письмо добавляется кинетический (двигательный). Именно через кинетический образ человек оценивает соответствие написанного слова некоему эталону, закрепившемуся в сознании.

Вот так и получается, что человек знает не правила, а логику правописания, и ощущает эту логику как «чувство языка». Точное научное определение этого понятия будет таким:

Чувство языка — феномен интуитивного владения языком, проявляющийся в понимании и использовании идиоматических, лексических, стилистических и прочих конструкций еще до целенаправленного овладения языком в обучении. Представляет собой обобщение на уровне первичной генерализации без предварительного сознательного вычленения элементов, входящих в это обобщение. Формируется в результате стихийного овладения речью и базовыми когнитивными операциями. Обеспечивает контроль и оценку правильности и привычности языковых конструкций.

Цит. по: Гохлернер М. М.,

Подпишитесь на наш
Блоги

Грамотность

10:13, 21 апреля 2018

Автор: iLITE

Комменты 47

Аватар

мне это доставляло некоторые неудобства. например, уроки русского языка. сделано всё правильно, всё хорошо, а почему? кто его знает. правила-то я не запоминала. просто много книг читала.

Аватар

Для меня нет оправданий для носителей языка, которые пренебрегают элементарными базовыми правилами грамматики и орфографии. "Ой, да я же просто тороплюсь, четакова? Это же интернет/смс!" (Сколько сэкономленного времени, ага). Для меня это равносильно не мыть руки после общественного туалета. Учитывая, сколько времени нынешнее поколение проводит в интернете и за перепиской, то эта безграмотность разносится в геометрической прогрессии. Людям стало действительно наплевать на собственную речь и образование. Все упрощается донельзя, и сегодня стало проще ответить "смайлом", нежели сформулировать свой ответ в буквах. У меня кровь из глаз идет, когда пишут "в крации", "через чур", "малышь", "вообщем" и т. п. Про окончания и мягкий знак в словах даже говорить не хочется.

Z

Со мной в классе учился мальчик - слабый троечник, книг не читал, но писал грамотно. Наш учитель русского языка объяснял этот феномен врожденной грамотностью.

Аватар

Если вижу ошибки в деловой переписке, то мое мнение о человеке, написавшем так, меняется в худшую сторону. Может, это и зря я так, но ничего поделать с собой не могу, считаю, что ошибки в деловом письме - прямое неуважение ко мне. Пишу грамотно, СМС без сокращений и с обязательными запятыми, что порой бесит ужасно, но ничего не могу поделать, палец сам тыкает в нужную кнопочку. А бесит больше всего применение мягкого знака в глаголах. Выросло целое поколение, да и следующее на подходе, которое пишет делаетЬся. Ужас какой!

Аватар

Меня еще удивляют люди, которые живут в мире своих диалектизмов. Неважно, в каком городе ты родился, если тебе доступны не только книги, но и интернет. Это просто элементарная лень: проверить себя на грамоте.ру, например, уточнить, убедиться, зачем, да? Для меня подобное поведение ассоциируется с отсутствием норм гигиены, ноги на стол и тп

Подождите...