Опубликовано пользователем сайта

Про звезд

Зачем нужна Татьяне кровать: отзыв на спектакль "Евгений Онегин"

53
Зачем нужна Татьяне кровать: отзыв на спектакль  "Евгений Онегин"

Велик соблазн начать данный отзыв усвоенными со школьной скамьи строками из «Евгения Онегина», но от такого сентиментального порыва меня удерживает робкий гнев в адрес тех, кто замахнулся не на Пушкина, а на Римаса Туминаса и его постановку в театре им. Вахтангова.

Следуя христианским заветам, я попробую сменить гнев на милость и облечь её в слова благодарности писателю Полякову за то, что привлёк моё внимание к спектаклю «Евгений Онегин» и, сам того не желая, обрёк меня на… 3 часа волшебства.

Несмотря на то, что «энциклопедию русской жизни» я перечитывала пару раз и во взрослом возрасте, у меня она, тем не менее, стойко ассоциируется со школьными уроками литературы. Поэтому предвкушение усиливали воспоминания о той незатейливой поре, с одной стороны. С другой — мной руководило любопытство, особенно обостряющееся у меня в случаях, когда некоторые «знатоки» начинают подозрительно ерепениться и разбрасываться псевдо-патриотическими обвинениями в адрес режиссёров и театральных деятелей. Когда звучат лозунги, что, дескать, да как он смеет, будучи не-русским, прикасаться к русской классике и глумиться над русской культурой, для меня это прямое руководство к действию — идти и смотреть. К тому же, более 10 лет назад на сцене театра «Современник» я смотрела «Горе от Ума» в постановке Туминаса, и мне с трудом верилось, что этот человек, так тонко чувствующий оригинальный текст и наделяющий свои постановки незабываемой пластичностью, мог ранить своим творчеством некоторые русские души.

Для меня уже давно формула «театр начинается с вешалки» преобразовалась в формулу «театр начинается с программки». Грамотно составленная и оригинально оформленная брошюра таит в себе подсказку о том, каким будет предстоящий спектакль. В обмен на 150 рублей в моих руках — конверт, на нём рукописным шрифтом выведено имя и фамилия пушкинского героя, а в правом углу — оттиск черновика поэта, много зачёркиваний, из чего сразу становится понятно — чтобы Онегинские строфы стали летящими, пришлось поскрипеть пером и извести немало чернил. Внутри конверта — карточки из глянцевого картона, на них герои романа и исполнители ролей. Каждая карточка украшена профилем актёра, стилизованным под графические наброски Пушкина, которыми он любил украшать свои черновики. Среди множества карточек вдруг обнаруживается сложенный лист, испещрённый тонким красивым почерком. Да, все мы понимаем, с каких слов начнётся и какими закончится это письмо, но всё равно разворачиваешь его, бегло пробегаешь глазами, любуешься живым изгибом букв и виньетками.

Такая программка — уважение не только к зрителю, но и к самому Пушкину. Известно, что поэт отличался педантичностью в оформлении своих произведений и был требователен к иллюстраторам.

Я держала в своих руках достаточно программок, чтобы научиться определять до поднятия занавеса — будет ли постановка осовремененной и переложенной на реалии наших дней или нет. Здесь безошибочно понимаешь, что режиссёр работал именно со стариной и предпочёл в ней и остаться. Ну, всё! Отзвенел третий звонок:

Театр уж полон; ложи блещут;

Партер и кресла — все кипит;

В райке нетерпеливо плещут,

И, взвившись, занавес шумит.

Ещё до того, как глаза начинают различать фигуры на тёмной сцене, в зрительские уши вторгается музыка. Несколько секунд размеренной фортепианной мелодии прерываются громким стуком, влекущим за собой каскад ударных инструментов, а следом за ними вся удаль и бедовость русского аккордеона. Эта музыкальная тема будет обострять и усиливать эмоциональный заряд всех главных сцен постановки.

(Короткий ролик для желающих послушать музыку и уловить всю прелесть спектакля)

Но кто же там на сцене? Нет, «дяди самых честных правил», хворающего, а потом обретшего вечный покой, вы конечно не увидите.

Римас Туминас не случайно добавил важный комментарий к названию спектакля — сцены из романа. Здесь сторонникам буквальных, построчных переложений оригинальных текстов на сценический язык, я предложу либо забросить чтение моего отзыва, либо выйти за рамки окостенелостей и попробовать оценить находки режиссёра.

Первая сцена, открывающаяся вашему взору, нарисует на переднем плане уткнувшегося носом в ворот сюртука, дремлющего в кресле Онегина (Сергея Маковецкого), а на заднем — оттачивающую за балетным станком свои па молодую балерину. Вдруг по диагонали сцену пересечёт чудным шагом странное создание — согнувшаяся практически пополам женщина с растрепавшимися спутанными волосами, с домрой наперевес.

Подобно ласковой кошке или бесцеремонному домовому она примостится у ног Онегина, заунывно побрякивая струнами. Да, вот так, буквально в первую минуту спектакля на сцене появляются три странности:

– Почему Онегин сразу такой немолодой?

– Не перепутал ли режиссёр сцену Вахтангова со сценой Большого?

– И, наконец, в какой строфе Пушкин говорил о какой-то непонятной страннице с домрой?

Успокаиваю тех, кого волнует возрастной герой в исполнении Маковецкого. На сцене будут действовать два Онегина: холёный, молодой Онегин формата Дон Жуана и уставший, заиндевевший Онегин, смахивающий на Мефистофеля. Эта двойственность очень быстро перестаёт удивлять зрителя и кажется естественной.

Если вы вглядитесь в языковые особенности оригинала, вы заметите, что Пушкин крайне редко использовал диалоги. Живая разговорная речь хоть и звучит, но приглушённо, ведь чаще говорит сам Пушкин — описывает своих героев и выносит очень мудрые суждения, прочно осевшие в нашем речевом обиходе. Во многом именно из-за этого «Евгений Онегин» считается каверзным для театральных интерпретаций. Но Туминас находит оригинальное решение — он дуплицирует и Онегина, и Ленского. Зрелые герои адаптируют авторский голос рассказчика и говорят за молодых, которые, в свою очередь, играют больше декоративную роль. Вот на сцене, синхронизируя шаг, появляются два Ленских. Зрелый рассказывает, что из себя представляет молодой, даёт о нём как бы биографическую справку. Молодой время зря не теряет, он, подобно павлину, красуется своими выдающимися внешними данными и языком жестов выдаёт свою поэтическую натуру.

Зрительницы оживляются, наводят на него свои лорнеты. Актёр Василий Симонов был словно создан для этих строк:

С душою прямо геттингенской

Красавец, в полном цвете лет,

Поклонник Канта и поэт.

Собственно, одним красавчиком на сцене дело не ограничится — Евгений Онегин в исполнении Евгения Пилюгина придётся по вкусу дамам, предпочитающим брюнетов с демонической внешностью. И нам не составит труда понять Татьяну, которая «в руки модного тирана уж отдала судьбу свою».

Но привлекательная наружность ­этих актёров — лишь обёртка, художественный портрет героев, рисуемый нашим воображением при чтении романа. Не согласитесь ли вы, что на первый взгляд Пушкина можно упрекнуть в легкомыслии — уж слишком играючи он описал драму Татьяны и слишком беспечно говорил о пороках и бессердечности Евгения. Мне кажется, что именно в пику такому мнению Римас Туминас стремился уйти от легковесной поэтичности романа и раскрыть его трагическую прозаичность. Отсюда и сложный персонаж Сергея Маковецкого. С одной стороны, он ­– зрелый Онегин, но с другой — он говорит сентенциями Пушкина. «Кто жил и мыслил, тот не может в душе не презирать людей», «чем меньше женщину мы любим» звучат из его уст жёстко и безапелляционно, как приговор.

Я не помню, чтобы после прочтения романа я сопереживала Татьяне так, как я сопереживала ей во время просмотра спектакля. Одно дело — читать складные строки, описывающие ямбом её характер, привычки, порывы, чувства, а другое дело — видеть их воплощёнными на сцене.

В том, как исполнила свою роль Ольга Лерман, не хотелось ничего изменить, к её манере не хотелось ничего добавить. Так я подхожу к излюбленной теме для критики в данном спектакле — зачем Татьяна таскает за собой кровать по сцене? Отвечать я буду для тех, кто не смотрел постановку Туминаса, ибо те, кто видели спектакль, но всё равно не поняли, в принципе должны сжалиться над собой и не ходить в театр. К знаковой сцене в спектакле зрителя готовят строки:

Давно сердечное томленье

Теснило ей младую грудь;

Душа ждала… кого-нибудь,

И дождалась… Открылись очи;

Она сказала: это он!

Татьяна появляется в ночной рубашке, тащит за собой кованую кровать, устраивает её в центре сцены, ложится… Скажите, дамы (господ в расчёт не беру, так как у них механизм работает иначе), когда вас одолевало чувство цунами-подобной влюблённости, легко ли вы проваливались в сон? Скажу за себя — в тот день, точнее, в ночь, когда и на меня обрушивалось «это он!», сердце заходилось в такой тахикардии, словно я выпила 5 чашек эспрессо. Казалось, что кровать слишком мала, чтобы вместить меня, раздутую от такого калорийного лакомства как влюблённость. Подушку хотелось превратить в подружку, чтобы нашептать все секреты, излить всю душу, а одеяло почему-то превращалось в одну большую грелку, которую хотелось поскорее с себя сбросить. Поэтому метания Татьяны, её приступ бессонницы более чем понятны мне. Она дубасит, мнёт подушку, то вскакивает, то снова пытается улечься. В ней много нерастраченной энергии молодости, ей хочется выплеснуть всю силу подкатывающей любви к Онегину. Входит няня (Людмила Максакова). Вот! Наконец-то можно озвучить хотя бы самую малость происходящего внутри. И у Татьяны рождается план — писать письмо. В смятении, в радости от такой задумки она поднимает край кровати, на которой в полуобморочном состоянии сидит няня, и тащит её (кровать) по полу. Я допускаю, что вариаций для передачи эмоционального состояния Татьяны может быть масса, но выбор Римаса Туминаса обыграть терзания героини, её возбуждённое состояние при помощи кровати мне кажется закономерным и созвучным всей постановке, которая буквально подчинена быстрому движению. Любопытное дело — именно постановка Туминаса заставила меня впервые задуматься над темпом оригинального «Евгения Онегина». Ключ к стремительному движению романа дан уже в эпиграфе — «И жить торопится, и чувствовать спешит». А внутри романа можно насчитать несметное количество глаголов быстрого движения: помчался, взлетел, летят во весь опор и т.д. Спектакль подчинён этой лихой скорости. Герои постоянно оказываются втянутыми в вихрь движения. Сама Татьяна лёгкой поступью практически порхает над сценой.

Вообще, пластика и музыка — это два элемента, без которых не было бы того «Евгения Онегина», который собирал полные аншлаги на Бродвее в Нью-Йорке, в Барбикане в Лондоне, на главных сценах Парижа, Берлина и Тель-Авива.

Уже после спектакля я узнала, что музыка, написанная литовским композитором Фаустосом Латенасом, является вариацией на «Старинную Французскую Песенку» П.И. Чайковского. Такое открытие заставило меня восторгаться чуткостью Латенаса ещё больше. Он как бы музыкально доработал одну из главных идей Туминаса в этой постановке — соединение русской культуры и французского влияния. Как там у Пушкина? С одной стороны, Татьяна — «русская душою», а с другой — «она по-русски плохо знала» и «выражалася с трудом на языке своем родном», «писала по-французски».

Римас Туминас решает обыграть «живость французского» очень интересным способом. Он превращает её в пластику движения и танца. В одной из самых первых сцен мы становимся свидетелями балетного урока под руководством дамы-танцмейстера (Людмилы Максаковой), которая муштрует своих подопечных молодых учениц на французском. Как наклонить голову, как взмахнуть рукой. Балерины, выстроившись в глубине сцены у станка, покорно следуют инструкциям. Эти пластичные красивые девушки с толстыми длинными косами за спиной на протяжении спектакля трансформируются то в соседей Лариных, то в гостей на именинах Татьяны, то в спутниц героини по пути в Москву на ярмарку невест, а иногда они своей пластикой акцентируют накал страстей и эмоций. Балетные экзерсисы, кроме всего прочего, — способ привнести в постановку атмосферу балов и повторить движение дамских ножек, которые так вдохновенно воспевал Пушкин в своём романе.

Ну что? Пришла пора.. перечислить пару-тройку любимых идей и зарисовок из постановки Туминаса.

Помните, в самом начале я сказала о страннице с домрой. Так вот музыкальный инструмент в спектакле становится продолжением души некоторых героев. Конечно, у Пушкина не было никакой странницы, но в постановках режиссёр волен добавлять героев, особенно если они дополняют действия главных действующих лиц. Чудаковатую лохматую юродивую, бренчащую на домре, я расшифровала как абстрактную душу, сочувствующую всем тем, кто нуждается в сочувствии. Ей жалко Онегина, своим взглядом она предостерегает его от необдуманных шагов, а убитого Ленского она пытается оживить известными мелодиями — от заунывных аккордов саундтрека из к/ф «Крёстный отец» она переходит к задорной испанской «Canción de Mariachi» из к/ф «Отчаянный».

В свою очередь, сестра Татьяны, Ольга на протяжении всей постановки носит на груди аккордеон. При помощи этого инструмента передаются сентиментально-поэтические отношения между ней и Ленским. Главной темой становится проникновенный романс «В лунном сиянии», куплеты из которого удивительным образом соотносятся с историей их отношений. Особенно умилительно наблюдать за начальной стадией ухаживания и кокетства, когда припев «Динь-динь, динь-динь, колокольчик звенит» поочередно исполняется двумя героями как перекличка двух влюблённых сердец. Этот же аккордеон позволяет передать Ольгину реакцию на смерть Ленского, она широко разводит руки, и разъехавшаяся гармонь заглушает её крик. Когда же, вскоре после дуэли, она выходит замуж за нового возлюбленного, с неё силой сдирают и уносят прочь этот аккордеон — вырывают Ленского из сердца.

Сильным моментом, бесспорно, можно назвать и то, как озвучивает Татьяна своё письмо Онегину. Но чтобы сэкономить время, я остановлюсь только на блистательной находке режиссёра — на том, как Онегин его читает.

Зрителям преподносится разница мужского и женского восприятия. Многие помнят это хрестоматийное письмо. Онегин (Маковецкий) читает его следующим образом:

Я пишу вам, и этим всё сказано. Вы вольны презирать меня теперь. Доля моя несчастна. Если Вам хоть немного жаль меня, Вы меня не оставите.

Таня

Подобная вольность привносит в драму элементы комичности, но, с другой стороны, есть в этом и зерно правды. Мужчины способны резюмировать женские излияния чувств с хирургической холодностью.

Я была бы рада рассказать ещё о множестве талантливых находок Римаса Туминаса, об удалом гусаре в отставке и о милейшем зайке, который пытался соблазнить охотника, но я должна сделать усилие над собой, чтобы не лишить новизны впечатлений тех, кто ещё не видел этот спектакль.

Кто б ни был ты, о мой читатель,

Друг, недруг, я хочу с тобой

Расстаться нынче как приятель.

P.S. Некоторые роли играют посменно разные актёры. Вместо Маковецкого может быть Алексей Гуськов, вместо Евгения Пилюгина – Виктор Добронравов. Никогда не предугадаешь, какой состав тебя ждёт. Мне очень понравился гусар в отставке в исполнении Артура Иванова, но его также играет Владимир Симонов (а в первые годы постановки в этой роли был занят Владимир Вдовиченков). 

Оставьте свой голос:

1355
+

Комментарии 

Войдите, чтобы прокомментировать

Pfifff
Pfifff

Ждала ждала эту рецензию )
Пошла читать!

mar_adentro
mar_adentro

Pfifff, спасибо!

Sakura
Sakura

Маковецкий неподражаем !
Спектакль однозначно сильный и запоминающийся !

Lou-Lou
Lou-Lou

Спасибо! Вряд ли мне доведется посмотреть эту постановку, но чисто внешне все очень подходят под свои роли

Lizbeth
Lizbeth

Lou-Lou, ее запись есть в интернете, по Культуре показывали. Конечно, это не то же самое, что смотреть в театре, но уж точно можно составить собственное мнение.

garycina
garycina

Lizbeth, я пыталась смотреть как раз в интернете, состав Добронравов и Маковецкий. Вот честно - я была против такой трактовки. Не поняла я идей и цели. А фюрер-Максакова с кнутом над девами, которые "барскую ягоду не ели" ? Скорее всего это мои личные тараканы, которые до сих пор не могут принять ту действительность, что нынче на сцене может творится что угодно, обличая это в формат "аллегории " и "художественные акценты"

Lou-Lou
Lou-Lou

Lizbeth, О! Спасибо! Очень рада, что именно ВЫ мне ответили. I'll treasure it! Примите меня в клуб почитателей Джейн Остин))

LUKA
LUKA

О! У меня сын-подросток ходил. Очень понравилось, но он вообще за эксперименты.

mar_adentro
mar_adentro

LUKA,меня приятно удивило большое количество молодёжи и школьников на спектакле! Как быльзам на душу пришлись слова одной девочки, которая говорила своей подруге после спектакля (я случайно услышала в очереди в гардероб): "Мне кажется, что после такого я буду очень часто посещать театр". Навязывается следующий вывод: Проблема не в том, что молодёжь потеряла интерес к театру как одной из форм досуга, а в том, что большинство и не знает, что спектакль может вообще-то быть увлекательнее и “живее” фильма или компьютерной игры.

angelika
angelika

mar_adentro, цель искусства не развлекать!

mar_adentro
mar_adentro

angelika, вы мне пытаетесь оппонировать?

Lizbeth
Lizbeth

LUKA, мне кажется прелесть этого спектакля в том, что при всех его придумках и отступлениях от авторского текста, он невероятно аутентичен. Такой качественный большой театральный продукт, не эксперементальная движуха.

Mrs_N
Mrs_N

Есть на эту тему современного театра анекдот.
Идет пьеса Чехова "Две сестры" в постановке Серебренникова. На сцене героиня смачно делает минет одному персонажу. Зал смотрит молча. Через несколько минут в партере встает старая театралка и возмущенно на весь зал кричит: -" Что вы милочка ЧАВКАЕТЕ!!!!! Это же Чехов!!!"

selezenka
selezenka

Mrs_N, ну это не про театр Вахтангова)

Malenik
Malenik

Mrs_N, ахаххаха, надо запомнить))))

angelika
angelika

Mrs_N, вы уверены, что это анекдот? :)) у Серебренникова все всегда через ж.пу или м.нет.

selezenka
selezenka

Несколько лет назад смотрела этот спектакль. Понравилась внимательность к деталям - программка например, блестящее музыкальное сопровождение (после этого спектакля скачала некоторые вещи Фаустаса Латенаса), визуальный ряд.
Вообще не люблю постановки с "переделанной" классикой, но Римасу удалось сделать это очень филигранно и без ущерба для восприятия произведения Пушкина.
Спектакль оправдал ожидания, всем рекомендовала и рекомендую

valerianne
valerianne

Спасибо, очень вкусно все расписали.
Очень люблю этот роман, этих героев, особенно Татьяну, мою любимую героиню в русской классике.

mar_adentro
mar_adentro

valerianne,меня как-то знакомые попросили составить список из 5 любимых произведений. Я сразу написала "Евгений Онегин" и "Горе от Ума", потом сижу и думаю, КАК уместить всё другое в оставшиеся 3?!

valerianne
valerianne

mar_adentro,
я бы чеховскую "драму на охоте" еще выделила. В целом люблю Чехова, но если надо выделить что-то одно, то сразу вспоминается "Драма...", в своем роде предвосхитившая "Убийство Роджера Экройда")))
Татьяна... прелестная девушка. Она довольно пустая в начале романа - этакая начитавшаяся всякой романтической лабуды провинциальная девица... перемечтавшая и выбравшаяся себе в возлюбленные - первого встречного. Конечно, она не Евгения любила, а свои представления о нем... и конечно, деревенские ухажеры, знакомые с детства ее не влекли, так как в них не было необходимой романтическому герою загадочности... и в общем-то, Евгений - с его столичной напыщенностью, то же пустой, как кимвал звенящий, на 146% удовлетворял этого девичьему запросу...

Загрузить еще

Войдите, чтобы прокомментировать

Сейчас на главной

Миранда Керр в мини-юбке прогулялась по Нью-Йорку через пять месяцев после родов
Неделя моды в Милане: Кендалл Дженнер, сестры Хадид, Кайя Гербер и другие на показе Moschino
Сара Мишель Геллар примерила свой любимый наряд для "Эмми-1999" спустя 19 лет
Неделя моды в Милане: Кайя Гербер в необычном образе на показе Prada
Меган Маркл впервые выступила на публике с речью в статусе члена королевской семьи (принц Гарри восхищенно наблюдал)
Алисия Сильверстоун хочет попросить бывшего мужа помочь ей забеременеть
Яна Рудковская и Евгений Плющенко, Алла Пугачева и Максим Галкин и другие пары, которые обвенчались
Джейн Фонда: "Я выгляжу молодо благодаря пластическим операциям"
Меган Маркл устроила благотворительный обед в честь выхода своей кулинарной книги
Неделя моды в Милане: Кендалл Дженнер, Белла Хадид и другие на показе Fendi
Ким Кардашьян посмеялась над бровями-ниточками, которые носила в старшей школе
"В эти дни я держусь от любимой подальше": что мужчины думают о месячных
Ксения Собчак, Алла Пугачева, Светлана Лобода и другие на премьере фильма "Кислота" в Москве
А где же Кейт? В сети обсуждают, почему Меган Маркл появилась в трейлере фильма о королеве, а супруга принца Уильяма — нет
Неделя моды в Милане: Ирина Шейк, Джиджи Хадид и другие на показе Max Mara
Звезда сериала "Мелроуз Плэйс" Хизер Локлир рассказала о борьбе с наркозависимостью
Стильные и влюбленные: Рози Хантингтон-Уайтли и Джейсон Стэтхем на свидании в Лондоне
Виктория Бекхэм поделилась главным секретом воспитания детей: "Важно соблюдать баланс"