Эммануил Виторган и Алла Балтер считались красивейшей актерской парой нашей страны. Их называли советскими Аленом Делоном и Роми Шнайдер

Алла Балтер родилась 23 августа 1939 года в Киеве в еврейской семье.

В 1961 году окончила Драматическую студию при Киевском театре имени Ивана Франко, курс М.М. Крушельницкого.

Далее она оказалась в Ленинграде, где играла на сцене Театра имени Ленинского комсомола.

Алла Балтер в юности

Маг от театра и по совместительству главный режиссер знаменитого БДТ, Георгий Александрович Товстоногов, придя на разовую постановку в Ленинградский театр имени Ленинского комсомола, назначил их на роли влюбленных в мюзикле "Вестсайдская история" - предводителя банды пуэрториканцев Бернардо и красавицы Аниты. Репетировали настолько увлеченно, что не заметили, как полюбили. Всерьез, безрассудно.. 

Позже Виторган вспоминал:

«Однажды я увидел  очень эффектную девушку. «Кто это?» — спросил у друзей. «Алла Балтер, актриса», — ответили мне. Она служила в ленинградском «Ленкоме», я там часто бывал, но почему-то ни разу не видел её в спектаклях. Аллочка была необычайно красива, пластична, хорошо сложена. Прекрасно пела, замечательно двигалась. Она была очень активной, вокруг неё всегда вился рой мужчин.».

В спектакле «Вестсайдская история» Виторган играл предводителя банды Бернандо, а Алла Балтер – его возлюбленную Аниту.

Актерам приходилось много петь, танцевать и задерживаться на репетициях до глубокой ночи. Если репетиционный процесс затягивался, артисты, собирались в веселую компанию, и за рассказами и анекдотами коротали время чуть ли не до утра.

Позже Эммануил Виторган рассказывал: «Однажды, после такой вот затянувшейся и веселой репетиции мы вышли из театра. Тихо падал снег. Мы пошли по парку, продолжая шутить и дурачиться, и вдруг оба рухнули в сугроб. Я сказал: «А слабо прокатиться через весь парк?», - она ответила: «Да почему же слабо?». И мы покатились. Тогда мы впервые поцеловались.

..Мы крутили бутылочку и целовались. Мы валялись в снегу в парке у Театра имени Ленинского Комсомола в Ленинграде и участвовали в капустниках. Мы встречались и расставались. А потом я позвонил в коммунальную квартиру на углу Невского и Литейного, где одну из комнат занимала Аллочка, и сказал: «Прошёл слух, что у вас есть одно свободное место...» Так началась наша совместная жизнь.

Эммануил Виторган: — Наверное, Аллочка могла бы обругать незваного гостя за наглый визит или ещё хуже: прогнать. Но в тот момент я даже не задумывался над этим. Промокнув под дождём, я стоял перед её дверью такой одинокий и такой жалкий, что она смилостивилась и впустила меня к себе. Мы были молоды, счастливы и страстно любили друг друга. Хотя официально я ещё был женат, росла дочь Ксюшка, и первая моя супруга Тамара, конечно, не хотела мириться с моим уходом. Но, вы знаете... Мне кажется, когда один супруг уходит от другого, виноват не тот, кто уходит, а тот, кто остаётся. Это не значит, что Тамара была такой плохой, а я — таким хорошим. Скорее — наоборот: я, плохой, ушёл, чтобы не портить хорошее"

Виторган оказался перед нелегким выбором – у него подрастала маленькая дочь, и супруга ему сказала: «Если уйдешь, дочь не увидишь». Но актер так сильно влюбился в Аллу Балтер, что принял решение уйти из семьи.

Эммануил Виторган с первой женой Тамарой Румянцевой

Она была замужем, он - женат. Муж Аллы Давыдовны был футбольным вратарем, он очень ее любил и не хотел развода. Но когда у Аллы разгорелся новый роман, она, с присущей женщинам в таких случаях решительностью, развелась. Что удивительно, так это то, что первого мужа Аллы Балтер тоже звали Эммануилом, вроде бы и редкое имя, но вот случается же такое.

Эммануил Виторган ушел из семьи, для маленькой четырехлетней дочки Ксении это стало ужасной трагедией, у нее в волосах даже появилась первая седая прядь, ведь Эммануил Виторган был заботливым, любящим отцом, лишиться его в один миг было тяжелым испытанием для его дочери.

Тамара Румянцева не разрешила своему бывшему мужу видеть их совместную дочь, быть может это была временная мера, но Виторган принял все буквально и своими визитами терзать бывшую семью не стал, тем более, что новая жена – Алла Балтер – все-таки была против этого общения

Спустя много лет Алла Давыдовна признавалась: «Я очень страдала и хотела сбежать от этой ситуации куда угодно, прекратить отношения, просто исчезнуть. Меньше всего мне хотелось быть разлучницей. Я знаю, что за это мне еще придется расплачиваться».



В 1971 году Балтер и Виторган переехали в Москву, где им пришлось начинать свою актерскую карьеру заново в Московском драматическом театре имени Станиславского, и устраивать свою семейную жизнь в общежитии театра.

И это при том, что в театре они были на первых ролях, практически не выходили на сцену во втором составе. Уже после смерти жены Эммануил Гедеонович со слезами на глазах вспоминал, что долгое время у его Аллочки не было даже собственной комнаты, где она могла бы расставить столь милые женскому сердцу флаконы с духами и баночки с кремами и наводить красоту.

Эммануил Виторган рассказывал:

«Половину жизни мы прожили в общежитиях и коммуналках. Я очень страдал, что у Аллочки нет своей комнаты. Мы – мужики, обязаны обеспечить женщину всем! А я не мог, и всегда этим мучился. Мы жили не богато, хоть я и снимался очень много, но никому и в голову не приходило, что мы можем в чем-то нуждаться. У нас даже деньги занимали, и мы никому не отказывали, хотя частенько для этого приходилось перезанять на стороне. Аллочка всегда умела хорошо одеваться, комбинировать старые вещи в новые, элегантные комплекты, и даже я порой удивлялся: «Откуда у тебя этот чудесный костюм, когда ты его успела купить? Она смеялась и отвечала: «Да ведь ему сто лет, я просто повязала новый шарфик».

Отдельную квартиру Алла и Эммануил получили лишь к 40-летию Виторгана, через 8 лет после появления совместного ребенка.


В 1972 году у Аллы и Эммануила случилось событие особого рода – у них родился сын, которого они назвали Максимом.

Алле временно пришлось прекратить работу в театре, но ее выручила одна из поклонниц.

Рассказывает Эммануил Виторган:

"Рождение сына мало что изменило в нашей безумной жизни: Аллочка почти сразу вышла на работу. «Позволив» себе забеременеть, она чувствовала себя немножко виноватой перед дирекцией театра, перед коллегами. .

Как только Алла родила, в общежитии, где мы обитали, раздался междугородный звонок, и молодая женщина Эля, странноватая поклонница из Ленинграда, сказала:

«Я знаю, как важен для Аллочки театр, не дай бог она останется без работы. Поэтому я приеду к вам и три года буду сидеть с Максимом». Эта женщина приехала, как обещала, и до тех пор, пока мы не отдали сына в детский сад, нянчилась с ним. Эля обожала Аллочку. В те годы она получала какие-то копейки на своей нищенской работе, но на спектакли всегда приходила с цветами. Мы поселили её на Полежаевской, в комнатке, на которую обменяли питерскую коммуналку Аллы, а сами остались в общежитии Театра им. Станиславского на Смоленской площади".

Девушка помогала Алле три года, пока Максим не пошел в детский сад.

Тем временем семья актеров продолжала жить в общежитии, где в небольшой комнате, часть которой отгородили шкафами, теперь стояла кровать маленького сына.

Поженились Алла и Эммануил лишь после рождения Максима.

По документам получилось, что Виторган, фактически – усыновил собственного ребенка.


Актриса практически сразу после рождения Максима вернулась в театр. 



В 1984 году Алла Балтер перешла в труппу Московского театра имени Маяковского, где сразу была введена на роли Мэг и Марии в спектакли «Кошка на раскаленной крыше» и «Да здравствует королева, виват!»

В театре Маяковского сослуживцы ее чаще звали Аллочкой, и очень редко - Аллой Давыдовной.

Именно Алла уговорила режиссера Андрея Гончарова взять в театр и ее мужа. На всех кинопремьерах, фестивалях и тусовках Балтер и Виторган появлялись вместе, были всегда поглощены друг другом и никогда не делили домашние обязанности. Алла Давыдовна говорила: «Знаете, борщ у Эммы получается даже лучше, чем у меня!»

А Виторган признавался: «Я всегда старался, чтобы Аллочка поменьше возилась по хозяйству. И самое главное — берегла руки. С ее внешностью надо было играть королев и герцогинь, а не крестьянок с мозолистыми, натруженными ладонями».

Принято считать, что из двух любящих один действительно любит, а другой - позволяет себя любить. Взаимная страстная любовь, скорее, исключение из общего правила. Но здесь она, похоже, была. Хотя Алла Давыдовна прекрасно понимала и другое: семья - это не любовь. Вернее, не только любовь. Семья - это тяжелый труд и ежедневное жертвоприношение, где вместо традиционного жертвенного барашка - ты сам. Если же не хочешь или не умеешь этого делать, лучше живи один. И она научилась уступать.

Знала, что уступает не тот, кто мудрее (даже намеком она не могла оскорбить мужа!), а тот, кто может быстрее увидеть и оценить перспективу развития отношений. В самом деле, стоит ли ставить под угрозу семейное благополучие из-за ерунды, о которой завтра ты уже и не вспомнишь? Она не любила упрямства. Считала, что его можно проявлять только по отношению к себе. Самое интересное, что, будучи уступчивой и покладистой, все-таки она руководила мужем, а не он ею. Когда кто-то из подруг говорил ей об этом, только улыбалась. Уж она-то знала: если мужчина в семье - голова, то женщина - шея. Кто кем вертит? Вот только у женщины должно хватать ума не показывать свою власть. 

Как-то в минуту отчаяния никому тогда не известный актер Виторган горько сказал жене: "Наверное, популярности у меня уже никогда не будет!". И она убежденно ответила: "Будет, дорогой! Вот увидишь!".

Успокаивала, поддерживала она его и тогда, когда актер долгое время сидел практически без работы: после эпизодической роли в детективе "Два билета на дневной сеанс" его 10 лет не приглашали сниматься в кино.

И Аллочка как могла подпитывала его творческое и мужское самолюбие, уверяла: "У тебя все впереди!". Можно только представить себе, сколько душевных сил было на это потрачено.

По сути дела, поддерживая в муже пошатнувшуюся уверенность в себе, она буквально вливала в него собственную, столь необходимую для жизни энергию.

Несмотря на свой прекрасные внешние данные, и яркий актерский талант,  именно в кино Алла Балтер снималась редко.

В 1984 году она сыграла главную роль в политическом детективе «Последний визит», а в 1986 вместе со своим мужем Эммануилом Виторганом она снялась в фильме «Шпион».

Вместе с Виторганом она так же снялась в небольшой роли в детективе «Ларец Марии Медичи», музыкальном фильме «Когда святые маршируют» и политическом детективе «Черный квадрат».

Когда в 80-х у Эммануила Виторгана заподозрили рак легкого, она не просто отвоевала, а вырвала его из лап смерти.

«У отца удалили часть легкого, пораженного злокачественной опухолью, – рассказывал Максим Виторган. – Для врачей Онкологического центра на Каширке, где лежал отец, он стал настоящей гордостью. Но если бы не мама, не знаю, как папа справился бы с этой болезнью. Театр, дом, больница... Мама металась между мной и отцом. Конечно, мне ничего не сказали о его болезни. За все это время я видел только один раз, как мама плакала. Мы были с ней у папы, возвращались домой. Вышли из автобуса, как вдруг ее начали душить слезы. Я не мог ничего понять – она только что шутила, смеялась. Но мама быстро взяла себя в руки».

Алла Балтер была не просто ослепительно красивой женщиной. Про таких, как она, говорят: порода.

Даже в Театре имени Маяковского, где играла актриса, не многие поверили, узнав, что в 99-м году ей исполнилось 60. К ней редко обращались по имени-отчеству. Обычно – просто Аллочка.

Никто не подозревал, что в последние годы жизни эту никогда не унывающую женщину терзали страшные боли – врачи диагностировали у нее рак позвоночника. Смертельный недуг, который когда-то едва не разлучил Балтер и Виторгана, снова встал между ними.

«В течение трех лет мы боролись с этой болезнью. Она отступала, но каждый раз возвращалась», – рассказывал Эммануил Виторган.

О том, что Аллочка серьезно больна, в театре не знали.

Свои операции актриса планировала на время отпуска, чтобы успеть восстановиться к началу театрального сезона.

А на все вопросы по поводу корсета, в котором ей приходилось ходить, неизменно отвечала: «Не волнуйтесь, всё в порядке». Она продолжала играть на сцене, незадолго до смерти снялась в сериале «Каменская» (фильм «Смерть и немного любви»). Последний раз Алла Балтер вышла к зрителям в марте 2000 года.

В день празднования шестидесятилетнего юбилея Виторгана в театре актриса Татьяна Орлова рассказывала:

«Аллочка говорила в тот день слова, которые уходили в вечность, они были абсолютно искренними и небанальными... Сейчас о том юбилее вспоминают, как о дне прощания Аллочки с театром. Был один эпизод, который запомнили все. В подарок на юбилей Виторгану Евгения Симонова преподнесла отрывок из его собственного спектакля «Взрослая дочь молодого человека», там у Виторгана был свой коронный танец, визитная карточка актера. Симонова завела Виторгана так, что он вдруг начал отплясывать «чучу». Тут же в круг выскочила Аллочка и своим зажигательным танцем поддержала мужа. Все просто онемели: Аллочка, после долгой болезни, серьезной операции, в корсете и так великолепно танцует!»

Однажды во время исполнения роли в спектакле «Цветок смеющийся» у Аллы Балтер попал в щель на сцене каблук, и она крайне неудачно подвернула ногу.

На следующий день ей предстояло играть в спектакле «Чума на оба ваши дома», но боль в ноге усилилась, и она с огромным трудом вышла на сцену. Боль в ноге была невыносимой, и актрисе вызвали «скорую». Спектакль хотели отменить, но Алла Давыдовна все-таки вышла на сцену, и продолжила играть роль. Все мизансцены спектакля были перестроены так, чтобы зрители не заподозрили ничего странного в том, что герцогиня в основном сидит, а если и поднимается, то слуги не отходят от нее ни на шаг. После спектакля зал, как обычно, приветствовал актеров стоя, но на поклон Алла Балтер уже не вышла.

Актриса Татьяна Орлова рассказывала:

«Дело не в зрителях и не в Аллочкином героизме, поймите. Сильный характер, воля - все это ерунда. В тот день Аллочка боролась за жизнь, она изо всех сил отвоевывала себя у смерти. А больная нога - это так, недоразумение. Многие в театре даже не догадывались, насколько все серьезно, и не предполагали, что это последний Аллочкин спектакль...»

Интересно, что даже после этого они продолжали поддерживать имидж счастливой семьи: кроме самых близких друзей, почти никто не знал, чем на самом деле больна Балтер.

Все говорили: "Что-то со спиной". А может, повернись все иначе, успели бы собрать необходимые на лечение деньги и она осталась бы жива? Кто знает?..

Через несколько дней после спектакля ее положили в больницу, из которой она уже не вышла. Именно тогда для коллег и поклонников актрисы громом среди ясного неба прогремело: у их Аллочки – онкология.

По злой иронии судьбы Аллу Балтер положили в тот же самый Онкологический центр на Каширском шоссе. Она отчаянно сражалась с болезнью – врачи говорили, что никогда не видели ничего подобного. А медсестры, которые, казалось бы, должны были привыкнуть к человеческим трагедиям, украдкой плакали, глядя, как Алла Балтер подтягивалась за металлический треугольник, висящий над ее кроватью. Ее часто навещали коллеги из театра. В такие моменты она мобилизовывала все свои силы, шутила. Все восхищались ее стойкостью, хотя с каждым днем ей становилось все тяжелее и тяжелее.

«Аллочка скрывала боль, чтобы не расстраивать близких, – рассказывал Эммануил Виторган. – Я уходил в ванную комнату в клинике, где Аллочка лежала, и бился головой о стену от беспомощности».

Когда ей потребовалась срочная операция за границей, у семьи уже не хватало средств.

Отчаявшись, в июне 2000 года Эммануил Виторган обратился за помощью к поклонникам своим и своей супруги.

Люди откликнулись на беду актерской семьи сразу, начали переводить деньги, но счет уже шел на дни.

Алла Балтер спасла мужа от смерти, а сама спастись не смогла.

Она умерла на его руках в ночь на 14 июля 2000 года.

Ее последними словами было: «Все будет хорошо, Эмма».

Она похоронена на Ваганьковском кладбище. На ее памятнике выбита только дата смерти. Она осталась для всех вечно молодой и жизнерадостной Аллочкой.


По словам Виторгана, Аллочка до сих пор ему помогает. Особенно в его жуткой актерской профессии. Когда в кадре или на сцене надо добиться сильного эмоционального всплеска, он вспоминает жену - и слезы льются сами собой!

А вот снится она ему почему-то очень редко.
 

Подпишитесь на наш
Блоги

История любви: Я не могу без тебя дышать

10:19, 14 января 2018

Автор: elena_dokuchaewa

Комменты 190

B

Ее друзья и коллеги больше скорбят по ней, чем бывший муж. А передача , я так поняла, снята через 2 года после ее смерти.

Аватар

Типаж а-ля Дроздова

Аватар

А где про то , что последние годы у него была другая?

Аватар

NemoeKino, вы не представляете, как в этом возрасте дети маниакально ценят вот эту связку: мама-папа...даже представить не можете, как чувствуют уход одного из родителей, даже, если врать и делать все правильно...дети это чувствуют просто нереально...это для них гораздо большая трагедия, чем для взрослых

Аватар

Ален Делон и Роми Шнайдер - это конечно сильное сравнение.

Подождите...