Опубликовано пользователем сайта

Про звезд

Виктор - это значит победитель? (ч.2)

49
Виктор - это значит победитель?  (ч.2)

 

 

 

 

Вчера я делала пост.

Он у меня безбожно срезался, а очень трудно собрать всего шалтая -балтая обратно в корзину.  Интервью,  отрывки, фото..Все, что помогает понять такое явление, как Виктор Цой, лучше.

Я как всегда увлеклась, и пост получился совершенно в другом контексте.

Но самое главное- атмосферность- я думаю сохранилось?

«Я не был знаком лично с Георгием, не успел, – рассказал составитель сборника «Георгий Гурьянов. Я и есть искусство» Метсур Вольде, сам художник и электронный музыкант. – Как и все, слушал «Кино». И однажды обратил внимание, что до 1984-го это такое «лохматое» «Кино».

1979 год.

А после, с приходом Георгия – стильное, яркое, эффектное. 

«Это очень важно — сыграться. Это такое наслаждение, когда четыре музыканта сливаются и превращаются в одно целое. Это больше чем секс. Это круто. Тем более если это получается». Г.Гурьянов

Про Виктора Цоя (отрывки из интервью):

– Каким Виктор Цой остался в вашей памяти?

– Сложный вопрос. Проблема в том, что, каким он остался для меня, я никому не расскажу. Это единственное, что у меня осталось. Всё остальное отняли.

О последнем концерте группы «Кино» в Лужниках

– Это было ужасно. Мне до сих стыдно, что он зафиксирован. Полгода гастролей, вымотанные, уставшие все, Виктор тоже играть ничего уже не может. Всё очень пафосно. К тому же, там медленно сыграно. На концертах было всё гораздо импульсивнее, а тут похоронные марши какие-то. Мне не нравится этот концерт. Мне как-то неловко за него, и я его никогда не слушаю и не смотрю. В тот момент на параллельном стадионе где-то рядом, в шаговой доступности, проходит концерт «Ласкового мая». А нам нравилась группа «Ласковый май» как конкурирующая компания. И я, как самый любопытный, побежал на концерт посмотреть. Я посмотрел, «Белые розы» услышал и побежал обратно на свой стадион. Была усталость, абсолютная изношенность, никаких ощущений. Восторг зала никак не компенсировал всё это.

На вечеринке костюмерша ленинградского цирка  написала на лице Цоя губной помадой свой телефон.  Молодому художнику и начинающему музыканту Цою это могло понравиться. Так с боди-арта начиналось знакомство Цоя и его будущей жены, Марьяны... Не случайно ли, что их сын - Саша Цой - став взрослым, свое тело распишет татуировками?  

Сын

 

Алексей Филин: «Мы организовали концерт «Аквариума». После перерыва группа на сцену не вышла, Боря Гребенщиков подошел к микрофону: «А теперь я хочу представить вам очень интересных ребят из Питера», и на сцену поднялись Цой и Рыбин. Это был полный сюрприз и для зрителей, и для организаторов. Это было первое выступление Цоя в Москве, никто еще не слышал о нем, в зале поднялся недовольный гвалт: народ пришел на «Аквариум». Однако ропот прекратился после первых же аккордов. Цой заиграл «Электричку». Это был второй сюрприз для меня: ни до, ни после я не видел, чтобы неизвестный исполнитель неизвестной песней с пол-оборота завел зал. Короче говоря, вторая половина концерта прошла более удачно, чем первая».

Владимир Пыхонин: Мой приятель Юрий Камышников как-то в 1984 году пригласил меня на концерт в Петергоф. Мы тогда слушали «Duran Duran», выглядели соответствующим образом. В Петергофе таких, как мы, оказалось много. Юра сказал что будет концерт – «КИНО», «Нокаут» и «Странные игры». Я не знал, что представляют из себя эти группы, и тем более кто такой Цой. Хотя, как потом выяснилось, мы с ним учились в одном училище.

Было лето. Мы присели на травку возле памятника напротив клуба. Решили закурить, но не нашли зажигалку. Видим, рядом с нами курит какой-то казах. Мы попросили у него прикурить, и заодно уточнили что за концерт в клубе. Он так и сказал – группа «КИНО» и остальные. Ну, а дальше был шок! Первым играли «Нокаут», металл-жесткач, мы уже собрались уходить, вдруг видим, кто-то другой на сцену выходит. И главное, казах наш, тот самый. Ну а дальше был настоящий шок! «КИНО»! Это было так круто!!! Такая мощная энергетика! «Мама, я узнал свое утро!» Короче, следующим утром я проснулся новым человеком! Счастливым! «КИНО» – это великая группа!

 

После фестиваля Цой, ободренный успехом, уволился с работы, и без сожаления расставшись с детской деревянной скульптурой, отправился вместе с Марьяной и друзьями сначала в Москву, на мини-фестиваль к Александру Липницкому, а затем на море – «зайцами», с помощью знакомого Сергея Фирсова, работавшего тогда проводником поезда Ленинград-Симферополь. По возвращению из Крыма отдохнувший Цой стал подыскивать новую работу, в идеале – кочегаром в котельную.

В 1984-м Цой с Марьяной отправились в Крым «зайцами» с помощью знакомого, работавшего проводником поезда «Ленинград — Симферополь». Поскольку денег катастрофически не хватало, эта поездка, по словам Марьяны, была по своему безрассудству особенно выдающейся. Приходилось убегать от хозяев, требующих плату за жилье, собирать бутылки на пляже, питаться мидиями, красть тефтели в столовой и многое другое.

Андрей Яхимович: «Тогда мы вытаскивали из Питера в Ригу всех, кого могли. И вот решили вытащить Цоя. Честно говоря, на рижан они не произвели впечатления, потому что их больше знали по акустике. И так немножко странно восприняли то, что ребята были одеты, как Depeche Mode, а пели про какие-то там «Перемены». В зале кто-то сказал даже: «А что это за Мао Цзэдун приехал?» Вышел такой парень в черном, в браслетах и вдруг как запел какими-то лозунгами. Через год Цой снялся в фильме «АССА» и сразу стал нетитулованным народным артистом СССР. Конечно, по линии Рижского рок-клуба его уже было не достать».

Антон Галин: Гурьянов всегда себя позиционировал как нашего с Цоем общего знакомого. Кто спрашивал, говорил: да, Антон нас познакомил. А как там все было на самом деле, я не в курсе, я как раз в тот момент в армию отвалил.

Гурьянов еще в «АУ» играл. Там же какая была история? Все играли сессионно в «АУ». Это был лишний повод, на самом деле выпить. Говорилось: сегодня будем играть то-то. А на деле все просто нажирались винища и все. Иногда что-нибудь там потом играли.

А вот как Цой решил взять себе Гурьянова в барабанщики, и на каком этапе там «Рыба» отвалил, я не знаю. Каспарян там тоже почти в это же время появился. Один общий друг их познакомил. Как уж они все там сошлись, как вообще решили все это все вместе играть, для меня вообще загадка.

Слева: Евгений Козлов (Е-Е). Конверт пластинки «Начальник Камчатки», КИНО. 1984. Бумага, коллаж. Собрание Евгения Козлова и Ханнелоре Фобо, Берлин. Справа: Справа: Виктор Цой. Портрет Георгия. 1985. Бумага, коллаж. Принадлежал Георгию Гурьянову. Источник: Екатерина Андреева, Нелли Подгорская. Новые художники. М., 2013

Слева: Евгений Козлов (Е-Е). Конверт пластинки «Начальник Камчатки», КИНО. 1984. Бумага, коллаж. Собрание Евгения Козлова и Ханнелоре Фобо, Берлин. Справа: Справа: Виктор Цой. Портрет Георгия. 1985. Бумага, коллаж. Принадлежал Георгию Гурьянову. Источник: Екатерина Андреева, Нелли Подгорская. Новые художники. М., 2013

Как вспоминал сам Георгий Гурьянов, он знал Цоя давно, оба многократно пересекались на всевозможных тусовках, но к сотрудничеству с «КИНО» его сподвигло ярчайшее впечатление от выступления группы в Москве, в 30-й спецшколе. Кореец в черном, исполнявший «Транквилизатор» на фоне монументальных портретов Ленина и Маркса, оставил в сердце Гурьянова незабываемые ощущения. Такие, что по возвращении в Питер, он сам предложил Цою играть в «КИНО».

 

Георгий Гурьянов: Я встретил Витю на станции метро «Купчино», набрался смелости, подошел к нему и сделал предложение. Конкретное предложение. Он меня выслушал молча, а потом позвонил через несколько дней. Так мы стали работать вместе…

В мае 1984 года в Ленинграде был объявлен 2-й фестиваль рок-клуба. И «КИНО» уже в полном составе, который, как вспоминала Марьяна, «два года Вите снился», рвануло на предфестивальное прослушивание. Но из-за хронической нехватки времени и слабой подготовки группа не удостоилась внимания отборочной комиссии фестиваля, и в выступлении «КИНО» было отказано.

Казалось бы, все было потеряно. По словам Марьяны Цой – Виктор, и так молчаливый, на два дня вообще потерял дар речи. Однако благодаря усилиям некоторых подвижников, которые, кстати, не входили в отборочное жюри, но оказались дальновиднее, ценой участия БГ и звонка Троицкого из Москвы «КИНО» на фестиваль все-таки попало.

В итоге – песня Цоя «Безъядерная зона» была признана лучшей антивоенной песней фестиваля.

Борис Гребенщиков: «КИНО»!!!! Я был после концерта просто в трансе! Если переходить к теории, то вот обычно, когда люди сидят в зале и смотрят на сцену, они видят там некое действо, праздник, колдовство. И появляется мысль, что те, кто на сцене, вот так все время и живут. Но на самом деле так в свое время жили «Beatles», а у нас это невозможно. В свое время так жил «Аквариум». Сходя со сцены, мы оставались такими же, какими были на ней. Это потом появилось электричество, одежды, грим, кимоно, синтезаторы и т. д. Сейчас, кстати, я снова буду пытаться вернуться к этому. Так вот Цой живет пока не так, но чувствует себя именно так. Мне кажется, что на сцене он больше Цой, чем в жизни, и, в общем, каждый, кто его в той или иной степени знает, – в той или иной степени это понимает. Когда я видел «КИНО», – я видел героев, я видел живую легенду

Гребенщиков прав. Питерская рок-публика была потрясена. Именно с этого фестиваля начался звездный путь группы «КИНО».

 

Еще в марте 1984 года в Ленинград приехала американка Джоанна Стингрей – молодая певица, которая впоследствии сыграла огромную роль в деле популяризации русского рока на Западе.

Джоанна Стингрей: Впервые я приехала в Советский Союз в марте 1984 года, на одну неделю, но с Виктором и «КИНО» повстречалась уже во время следующего приезда в 1984 году. Борис Гребенщиков пригласил меня на фестиваль в рок-клуб. Попросил меня только не говорить по-английски, и тогда он познакомит меня со своими друзьями. Я помню, как «КИНО» вышли на сцену: высокие, стильные – взгляд не оторвать. Мне нравилось то, как группа выглядела, очень понравилась подача, Виктор двигался во время исполнения песен, и хотя я почти не понимала слов, подпевала. Песни и слова были очень запоминающиеся. Цой двигался на сцене так, что не смотреть на него было невозможно: такой мужественный, сильный и сексуальный


 

Константин Поздняков — о концерте на стадионе в Иркутске в мае 1990-го: «Полный стадион! Одна, вторая, третья песня, а народ на «зеленку» не пускают, тут девчонки побежали по полю с ручками и блокнотиками за автографами. А за ними — милиционеры с дубинками. Цой четвертую песню оборвал: «Эй, полегче, серые!» И сыграл незапланированную «Когда твоя девушка больна».

«Я всегда был асоциален. Никогда не работал»

Интервью искусствоведу Екатерине Андреевой, июль—октябрь 2003 года.
(Из книги «Тимур. Врать только правду!», «Амфора», 2007 год.)

Георгий Гурьянов на фоне картины Тимура Новикова «Строгий юноша». 1987. Источник: Новая Академия. Санкт-Петербург. Каталог выставки в Фонде культуры «ЕКАТЕРИНА», Москва. М., 2011. С. 24

Георгий Гурьянов на фоне картины Тимура Новикова «Строгий юноша». 1987. Источник: Новая Академия. Санкт-Петербург. Каталог выставки в Фонде культуры «ЕКАТЕРИНА», Москва. М., 2011. С. 24


Мы с Цоем подружились не сразу. Он меня абсолютно очаровал песней «Транквилизатор» — впечатлениями от дурдома, где Цой успешно косил от армии. Самая идея молодого человека, который готов пойти в дурдом ради того, чтобы не попасть в армию, уже мне кажется выражением крайнего романтизма. 
Потом я встретил Виктора в метро. Подошел к нему со своими предложениями, пожеланиями сделать группу, играть. Он меня выслушал молча. И потом позвонил мне через несколько дней. И мы уже серьезно стали работать. Тогда я познакомился с Каспаряном, которого нашел Цой. Он великолепный музыкант: замечательно играет на гитаре, на пианино может сыграть, компьютер запрограммировать. Все что угодно может. У нас не было бас-гитариста, мы пользовались «аквариумским». А когда группа «Кино» стала заметно конкурировать с «Аквариумом», Гребенщиков забрал своего бас-гитариста обратно. 

— Вы как-то формулировали для себя, в чем отличие «Кино» от «Аквариума»? 
— Да, конечно. Это отличие в десятилетней разнице между поколениями. Ничего не хочу плохого говорить о Гребенщикове, но группа «Кино» мне гораздо больше нравится. 





— Меня в группе «Кино» всегда привлекала доблесть. Не только в музыке, но и в стихах. Например: «Я не хочу никому ставить ногу на грудь» — в сущности, античный, величественный образ. Это не похоже на перестроечные песни для молодежи с окраин в стиле «легко ли быть молодым». 
— Да, в этом много возвышенного безвременья. Мы чуждались социального жлобства. Но были и привязки к простым повседневным формам. Мы так жили и пробили каменную стену. Мне всегда казалось, что это мы все придумали, сделали. Когда была написана песня «Перемен!», еще только начинался 1985 год, не было ни перестройки, ни ускорения, она никакого политического смысла не имела, а только философский. Она была, если выражаться простым народным языком, о беспокойстве, неудовлетворении. «Чай на столе, сигареты в руках» — там все так затрапезно, а дальше начинается фантазия индивидуума, и слушающий может додумать песню по-своему. Поэтому в каждой песне группы «Кино» была свобода, и поэтому они работают на большую аудиторию. Говоря о переменах, следует вспомнить о великой «Книге перемен». Потом уже эту песню сделали  чуть ли не лозунгом или гимном. 



— Нельзя сказать, что песни «Кино» были смешными, но в них было заметно ироническое отношение к миру и к себе. Например, история пафосно начинается с рассказа о судьбе подростка, убежавшего из дома или выросшего в коммуналке за шкафом, а продолжается чем-то вроде чтения вслух газеты объявлений об обмене жилплощади, которое снижает романтический пафос. 
— Виктор в этой песне («Бошетунмай») про всех вспомнил. «Тот, кто в пятнадцать лет убежал из дома» — это Бугаев-Африка. Бошетунмай — это Новиков (художник Тимур Новиков), безусловно. «Все говорят, что мы вместе, но немногие знают, в каком» — это ясно кто? Кинчев со своей хит-песней «Мы вместе-е!». Дальше модная на то время группа «Центр» с бесконечным речитативом, лирикой, берущейся с потолка: «Первый и последний не предлагать». Это их стилистика. И у Виктора это все литературно схвачено очень точно, остроумно и весело. Цой все эти кирпичики сложил так легко. 
Да мы всегда очень веселились.

Могли говорить и обсуждать все часами, когда Цой жил в Москве, а я в Петербурге. И до этого в Петербурге Виктор часто жил у меня в квартире на Васильевском, часто приходил, когда я еще спал, и начинал тихонько играть на гитаре какую-нибудь новую мелодию, и я просыпался в абсолютной эйфории. 

 



— Какие годы группы «Кино» вы считаете самыми счастливыми? 
— Все. И успех был с самого начала. С первого концерта в рок-клубе. 

 

Оставьте свой голос:

674
+

Комментарии 

Войдите, чтобы прокомментировать

Nais
Nais

Я люблю Цоя, хотя никогда не слушала всех его песен, почему то больно слушать его. Он был очень похож на моего отца, который также умер молодым. Я их ассоциирую наверное. В любом случае, Цой-это феномен, спустя почти 30 лет после его гибели, его все равно помнят, любят, и молодёжь его знает.

carakurt
carakurt

Nais, не только знает,есть фан клубы,песни перепевают, его"Кукушка" вообще супер хит!А я с первой услышанной песни ,влюбилась в его творчество и люблю до сих пор..Это мега талант ,по настоящему творческий человек с этой его не от мира сегошностью.. Мой отец тоже умер молодым совсем, мне всего пять было...

rtpip15
rtpip15

Спасибо за продолжение, очень интересно.

zellee
zellee

rtpip15, а можете ссылку кинуть на начало?

rtpip15
rtpip15

zellee, к сожаление не знаю как это сделать, полистайте вниз блоги, там не очень далеко есть начало.

10-la
10-la

Когда я первый раз увидела Марьяну она показалась мне огромной и воинственной, этакая Валькирия.))) Была зима, на ней была смешная короткая шуба из цветных клочков неизвестного происхождения, что усугубило связь с скандинавской мифологией))) Я уже не помню где это было, но Кино должны были выступать, меня провели в пустой еще зал. Цой болел и дремал в кресле. В то время была цензура, точно не помню в чем был конфликт, то ли часть песен была не литована, то ли не в том месте где надо, но чиновники хотели отменить концерт. Марьяна виртуозно хамила, громко ругалась и размахивала руками, выступление все таки состоялось)

CLMH
CLMH

Помню, как в школе с одноклассницей спорила, что Кино - это музыка на века, это сильная музыка, а она: "Фууу, это Кино, да кто их вообще слушает? Вот Кар-Мен - это да, это сила!". У кого-то просто вкуса нет в жизни да и вообще ума. Та потом в старших классах ушла из дома и гуляла с мужиками, отца свела в могилу раньше времени. Так что, лучше слушайте Кино.

saharova
saharova

Белый снег, серый лед,
На растрескавшейся земле.
Одеялом лоскутным на ней -
Город в дорожной петле.
А над городом плывут облака,
Закрывая небесный свет.
А над городом - желтый дым,
Городу две тысячи лет,
Прожитых под светом Звезды
По имени Солнце...

Fuxia
Fuxia

saharova, мой мч был похож на Цоя очень(тоже корни). Мой 6-и летний братик, когда узнали что он(мч) погиб, начал петь эту песню. В машине. На горных перевалах. В полной тишине. Спасибо Цою за наше «навсегда».

saharova
saharova

Fuxia, примите мои соболезнования.. У меня тоже с этой песней связаны очень грустные переживания.

Sonaca
Sonaca

Люблю все песни, но почему-то самая любимая - Апрель

carakurt
carakurt

Sonaca, а у меня "Пачка сигарет"

Fergiesky
Fergiesky

carakurt, а я люблю давольно малоизвестную песню "Игра", но и все остальные хороши.

izolda_laf
izolda_laf

Я хотел бы остаться с тобой, просто остаться с тобой. Но, высокая в небе звезда
зовёт меня в путь...
Какой же молодой он был, когда погиб. Песен ещё ненаписанных сколько, cкажи, кукушка, пропой...

tff2013
tff2013

Цой это наша душа. Много слушать не могу, плачу. Слова в песнях под любое настроение.

Ju-Ju
Ju-Ju

Сколько нами было спето и выпито...мама дорогая)
Нам с девчонками больше нравился Кинчев,его дьявольская притягательность,его дерзость...а парням-романтик Цой.
Когда муж или я в отъезде,в вайбере пишем сообщения:"доброе утро,последний герой","а тем,кто ложится спать,спокойного сна","я хотел бы остаться с тобой,просто остаться с тобой,но высокая в небе звезда зовёт меня в путь"…
Для нас это такой словесный код,за которым "люблю.скучаю.жду.всегда с тобой".Спасибо Цою)

Lyubistok
Lyubistok

«Чай на столе, сигареты в руках» — такая атмосфера царит у моей старшей подруги, её детство и юность были пропитаны творчеством Цоя. Читаю и погружаюсь. За столом год от года меняются и не меняются люди, после приветствий со старыми друзьями и новых знакомств начинается многочасовая фантазия всех, говорящих и слушающих, это непередаваемо.

ReginaFalangi
ReginaFalangi

Я с удовольствием почитала оба поста!
Счастливчике те люди которые знали Виктора, человек с огромным внутреннем стержнем, с безумной харизмой бьющей даже через элементарное фото.
Вот да как сказал Гурьянов, они были настоящая богема, в богеме в квадрате в кубе, супер богема, таким наверно не становятся, а рождаются.
Я была совсем мелкая, но вот эти атмосферные фото, эти гнетущие песни, очень повлияли на меня.

menskgirl
menskgirl

Елена, поздравляю с вхождением в элитный клуб миллионерш)))

elena_dokuchaewa
elena_dokuchaewa

menskgirl,
...разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились...


вот, сижу, ощупываю себя руками..
вдруг что изменилось)))

Загрузить еще

Войдите, чтобы прокомментировать

Сейчас на главной

Инсайдеры: Лили Джеймс была "в ужасе" после появления в СМИ ее романтичных фото с женатым Домиником Уэстом
Папа римский Франциск призвал узаконить однополые браки
Хэллоуин близко: 55 вариантов макияжа под маску
Лето на "Сплетнике": Лобода, Валерия, дочь Веры Брежневой и другие позируют в бикини
Паулина Андреева, Александр Петров, Константин Хабенский в трейлере второго сезона сериала "Метод"
Джаник Файзиев рассказал о самоизоляции с женой Светланой Ивановой и детьми: "Я не знал, как живет мой дом"
"(Не)случайные истории": Что осталось за кадром
Тори Спеллинг рассказала о травле на съемках "Беверли-Хиллз 90210": "Называли лягушкой и пучеглазой"
Флоренс Пью и Гарри Стайлса застали за обедом в Лос-Анджелесе: фото
Яна Рудковская показала, как их с Евгением Плющенко сын Саша нянчится с младшим братом
Принц Уильям был недоволен, что его брат Гарри и Меган Маркл несколько часов скрывали от СМИ рождение первенца
Майли Сайрус рассказала о встрече с НЛО
В сети снова осудили Дэвида Бекхэма за поцелуй в губы с дочкой Харпер
С бывшего министра Михаила Абызова взыскали 32,5 миллиарда рублей. Это рекордная сумма иска
Влюбленный взгляд и разговоры о сыне: Меган Маркл и принц Гарри приняли участие в онлайн-встрече журнала Time
Умер протоиерей Димитрий Смирнов
Битва платьев: Хейли Бибер против Ким Кардашьян
Феномен переухоженности кожи: что думают дерматологи