Увидела сегодня в фейсбук пост о том, какой видели Москву будущего (ориентировочно 22-23 века) в далеком 1914 году. Показалось очень интересным, поискала по Сплетнику, вроде не было. Текст взят с сайта "Москва глазами инженера", частично из поста группы Open Culture на фейсбук и из статьи в Википедии "Москва в XXIII веке".  

Сто лет назад, в 1914 году, накануне Первой Мировой войны, кондитерская фабрика "Эйнем" (ныне "Красный октябрь") выпустила серию открыток "Москва будущего". Неизвестный художник представил, как будет выглядеть Москва в 22-м и 23-м веках. Эти открытки наполнены каким-то зимним предновогодним настроением. В те времена был популярен ретрофутуризм, и будущее представлялось очень похожим на настоящее, разве что с огромным количеством летающих машин, монорельсов, видеотелефонов. Курсивом приведен текст, который был помещен на обратной стороне открытки.

Красивая зима 2259-го года. Уголок "старой" веселящейся Москвы, древний "Яр" по-прежнему служит местом широкого веселья москвичей, как и было при нас 300 с лишним лет тому назад. Для удобства и приятности сообщения Санкт-Петербургское шоссе целиком превращено в кристально-ледяное зеркало, по которому летят, скользя, изящные аэросани. Тут же, на маленьких аэросалазках шмыгают традиционные сбитенщики и продавцы горячих аэросаек (сайка — булочное изделие, традиционно изготавливаемое в России и на Украине. Прим. автора). И в XXIII веке Москва верна своим обычаям. 

Мы переносимся мысленно в Петровский парк (большая часть территории парка была отведена под строительство стадиона Динамо в 1928 году. Прим. автора). Аллеи расширены до неузнаваемости. Древний Петровский дворец реставрирован, и в нем сосредоточен Музей Петровской эпохи. Повсюду бьют, сверкая, дивные фонтаны. Лишенный микробов и пыли, совершенно чистый воздух прорезывают дирижабли и аэропланы. Толпы людей в ярких костюмах XXIII века наслаждаются дивной природой на том же месте, где, бывало, гуляли мы, их пра-пра-прадеды. 

Кремль также украшает древнюю Белокаменную и с золотыми куполами представляет феерическое зрелище. Тут же у Москворецкого моста мы видим новые огромные здания торговых предприятий, трестов, обществ, синдикатов и т.д. На фоне неба стройно скользят вагоны подвесной воздушной дороги...

Оживленные, шумные берега большой судоходной Москвы-реки. По прозрачным широким волнам широкого торгового порта несутся огромные транспортные и торговые крейсеры и многоэтажные пассажирские пароходы. Весь флот мира - исключительно торговый. Военный упразднен после мирного договора в Гааге. В шумной гавани видны разнохарактерные костюмы всех народов земного шара, ибо Москва-река сделалась мировым торговым портом.

Ясный вечер. Лубянская площадь. Синеву неба чертят четкие линии светящихся аэропланов, дирижаблей и вагонов воздушной дороги. Из под мостовой площади вылетают длинные вагоны Московского метрополитена, о котором при нас в 1914-м году только говорили. По мосту над Метрополитеном мы видим стройный отряд доблестного русского войска, сохранившего форму еще с наших времен. В синем воздухе мы замечаем товарный дирижабль Эйнем, летающий в Тулу с запасом шоколада для розничных магазинов. 

Театральная площадь. Темп жизни усилился в сто крат. Всюду молниеносное движение колесных, крылатых, пропеллерных и прочих аппаратов. Существовавший еще в 1846-м году Торговый дом Мюр и Мерлиз в настоящее время разросся до баснословных размеров, причем главные отделы его соединены с воздушными железными дорогами. Из-под мостовой вылетают многочисленные моторы. Где-то вдали пожар. Мы видим автомобильную пожарную команду, которая через мгновение прекратит бедствие. На пожар же спешат бипланы, монопланы и множество воздушных пролеток.

Зима такая же, как и при нас 200 лет назад. Снег такой же белый и холодный. Центральный Вокзал Земных и Воздушных Путей Сообщения. Десятки тысяч приезжих и уезжающих, все идет чрезвычайно быстро, планомерно и удобно. К  услугам пассажиров - земля и воздух. Желающие могут двигаться с быстротой телеграмм. 

Красная площадь. Шум крыльев, звон трамваев, рожки велосипедистов, сирены автомобилей, треск моторов, крики публики. Минин и Пожарский. Тени дирижаблей. В центре - полицейский с саблей. Робкие пешеходы спасаются на лобном месте. Так будет лет через 200. 

Сбывшиеся предсказания

Здание "Детского мира", построенное в 1957 году, выглядит почти также и находится там же, где и изображено на карточке. Очертания Лубянской площади соответствуют современности. Метро "Лубянка" расположено там же, где его построили намного позднее в 1935 году. "Воздушная дорога" на открытке - монорельс, появившийся в Москве в начале 21 века, правда не подвесной схемы, а опорной, и проходит не на Лубянке, а на ВДНХ и Останкино. Упоминание дирижабля Эйнем, летевшего в Тулу, является примером продакт-плейсмент, неявной коммерческой рекламы фирмы-производителя. Мост через Москву-реку похож на ныне существующий Крымский мост, построенный в 1936-38 гг. В перспективе Красной площади слева от Исторического музея предугадано будущее здание гостиницы Интурист (1969-2002).

Подпишитесь на наш
Блоги

Москва будущего

16:29, 15 июня 2017

Автор: maxxxima

Комменты 8

Аватар

Интересно и даже близко к реальности. Особенно парковки и монорельсовая дорога. Вертолеты тоже летают ( тут аэропланы).

Аватар

Хм... любопытно! ) Классные картины... есть и были всегда люди, которые умеют/умели заглядывать в далекое будущее.

Аватар

22-23 века ещё не наступили. Может быть будет чистейший воздух без пыли и исключительно торговый флот. Пока миром во всем мире и экологическим раем даже не пахнет.

Аватар

Интересно)

Подождите...