Опубликовано пользователем сайта

Про звезд

Мой отзыв: премьерный спектакль «Иванов» с Мироновым и Хаматовой

64
Мой отзыв: премьерный спектакль «Иванов» с Мироновым и Хаматовой

Весь спектакль я была в капкане щемящей грусти, которая под конец уступила место раздражению. Объясню по порядку.

Худрук Театра Наций, народный артист РФ Евгений Миронов ничуть не сумасбродничал, когда решил взяться за эту не самую растиражированную пьесу Антон Палыча. Фокус в том, что призрак «Ивáнова» парил в пространстве театра давно, ведь именно в этом месте эта драматичная комедия впервые увидела свет рампы 19 ноября 1887. Правда тогда это был не Театр Наций, а Театр Корша. 

Москва встретила эту пьесу без аншлаговых рукоплесканий. Однако она пришлась по вкусу режиссёрам провинциальных театров.

И вот спустя более 100 лет самая спорная пьеса Чехова ставится на родной сцене. За дело берётся молодой режиссёр Тимофей Кулябин (ради буквы я в его фамилии пришлось бодаться с автокорректором, норовившим вставить и), чей «Тангейзер» оскорбил чувства верующих и взбаламутил всероссийские театральные воды. 

Для краткого описания пьесы воспользуюсь отрывком из книги Доналда Рейфилда  «Жизнь Антона Чехова»:

Иванов, яркий интеллектуал (такова его рекомендация), все четыре акта пьесы пребывает в депрессии. Еврейская девушка, на которой он женился вопреки воле её родителей, неизлечимо больна чахоткой. Иванов увлекается дочерью своих кредиторов. В финале, в припадке ненависти к самому себе, он стреляется. 

А теперь окажемся на современной постановке: болезнь 19 века заменена на болезнь 20-го - героиня Анна Петровна (в девичестве - Сарра) в исполнении Хаматовой носит шапку, под которой нет волос. Она нетвёрдо стоит на ногах и находится на грани обморока.Кредиторы Лебедевы представлены как дельцы из мелкого бизнеса, обитающие на даче. Их дом выполнен в лучшем стиле дачного мещанства версии 2.0.

Богатая вдова Бабакина одета в гипюровое платье-футляр а-ля Dolce&Gabbana, а на её сумке кокетливо болтается меховой брелок а-ля Fendi (см. Zara). Контора самого Иванова имеет вид заурядного офиса с кожаным крутящимся стулом, кулером, электрическим чайником и чаем в пакетиках. Через перегородку от него - курилка, в которую герои удаляются чтобы на вдохе затянуться, а на выдохе выплеснуть самые тёмные эмоции и чувства.

В целом декорации очень лубочные. Бутафория предельно чётко повторяет быт и устройство среднестатистической русской семьи. Но избежать ощущения китча практически невозможно. Внешняя атрибутика нарочито наталкивает на мысль, что одна из причин апатии Иванова - это среда, которая, подобно киту, заглатывает главного героя. Но на деле всё сложнее. Современная версия Иванова олицетворяет кризис возраста и кризис жанра. Ему жутко некомфортно в своей коже, ему противно смотреть на свою одежду, на свои руки, на свои шаги. Он мучает себя и окружающих.

В пьесе важную роль играет молодой врач. Его основная, лежащая на поверхности, функция - следить за здоровьем угасающей Сарры. Его глубинная функция - призывать Иванова к совести. Учитывая медицинский background самого Чехова, догадываешься, что голос врача - голос автора.

Вообще, медицина подарила нам замечательных писателей. Знали бы мы «Толковый словарь живого великорусского языка», если бы Даль не был доктором медицины?! Взлетела ли бы «Чайка» над русской сценой, не будь Чехов врачом?! Погрузились ли бы мы в вечный мир «Мастера и Маргариты», если бы Булгаков не принёс клятву Гиппократа?!

Как врачу интересны болезни пациента, так и Чехову были интересны изъяны человеческой природы. Лев Шестов очень точно подметил специфику Чеховского вдохновения: «Пока человек пристроен к какому-нибудь делу, пока человек имеет хоть что-нибудь впереди себя - Чехов к нему совершенно равнодушен».

Удалось ли режиссёру Кулибину реанимировать «Иванова»? На мой вкус - НЕТ. Я не могла избавиться от чувства, что смотрю какой-то субпродукт, какой-то полуфабрикат, с разморозкой которого опоздали лет так на 5-6. Пьяные шатания на сцене, огурчики-помидорчики, дрыганья под песни из Голубого Огонька  - всё это уже было. 

Сцена застолья и заключительное действие в ЗАГСе дыхнули на меня кино-перегаром 90-х, и в этом дурмане мне привиделись «Всё будет хорошо», «Ширли-Мырли» и «Свадьба».

Моё слуховое восприятие тоже испытало déjà vu - раскатистые мотивы «Парней так много холостых» перенесли меня в эпоху «Старых песен о главном». А дальше моим ушам был предложен тест на терпимость. «О боже, какой мужчина»  в спектакле Чехова - это не просто плевок в сторону классика, это отрыжка неумелой постановки. Задумка осовременить мещанство и представить его быдлом посредством песни Натали настолько примитивна, что ощущаешь себя сидящей на вечере школьной самодеятельности.

Анализируя просмотренные спектакли, неминуемо приходишь к выводу о том, как важен текст и его адаптация. В данном случае реплики не пронзали сердце, они были какими-то глухими и пресными. Жена главного героя в исполнении Хаматовой, казалось бы, должна была вызвать комок в моем зрительском горле, но этого не произошло. Возможно, дело было не в тексте, а в её голосе (кто слышал её вживую, тот поймёт). Сарра у неё получилась елейной. Более того, когда я смотрела на неё в этом спектакле, в моей памяти эхом отдавалась её героиня из «Скрытой перспективы» в Современнике. По любопытному стечению обстоятельств тоже по имени Сара, тоже с хрупким здоровьем и бритой головой. В сложном, эмоционально изматывающем спектакле по пьесе Дональда Маргулиса “Time stands still” Чулпан Хаматова исполнила роль военного фотокорреспондента, подорвавшейся на бомбе в Багдаде и вернувшейся полуживой в Нью-Йорк. Мне запомнилась наэлектризованная игра Хаматовой, но несправедливо было бы выделять её одну, все 4 актёра (включая Александра Филиппенко) играют с колоссальной самоотдачей. Но это всё так, к слову о Чулпан. Вернёмся же в ту реальность, которая разыгрывается на сцене Театра Наций и которая к Чехову имеет очень опосредованное отношение.

Героиня Елизаветы Боярской гремит на сцене своим фирменным басом. Её раскатистое обращение к главному герою «Ко-о-л-я-я», сопоставимое со звуком Иерихонской трубы, было таким неожиданным, что мне казалось, будто её озвучивает мужчина-суфлёр. Ну а так, вполне себе ничего играет.

Самое удручающее разочарование - сам Евгений Миронов. Не убедил меня совершенно. Играет эту роль очень вычурно и искусственно. Несколько лет назад я видела его в «Рассказах Шукшина», и это была настоящая феерия. 

Там был надрыв и задор, смех сквозь слёзы и захлёстывание зрителя происходящим на сцене. Его дуэт с Чулпан в зарисовках из рассказов ещё долго присутствовал в моей памяти и оживал в моих пересказах знакомым.

Однако было и приятное открытие в «Ивáнове». Мне очень понравился Виктор Вержбицкий, исполнивший дядю главного героя. У него получилось очень добротное раскрытие образа, и его реплики, пожалуй, были самыми яркими и запоминающимися. В нём было что-то от Жириновского.

Есть в спектакле и технические стороны, которым сложно найти оправдание. Например, в постановке много сцен, когда герои уходят в ваккум повседневности, где нет реплик, но много пауз. Хождения из комнаты в комнату в квартире Иванова, приготовление ужина, неслышные зрителю разговоры гостей во время застолья - в этой пантомиме время куда-то утекает и динамика становится обрывистой. Другой занозой является неприкрытая работа реквизиторов, которые приходят на смену актёрам и меняют декорации на глазах у зрителя: двигают стены, переставляют мебель, подметают окурки. Я видела много приёмов современной постановки, которые могут удивлять, шокировать, но при этом не нарушать целостности действия. Конкретно в данном спектакле это выглядело неуклюже.  

Классика на то и классика, что она проходит испытание не только огнём и медными трубами времени, но и амбициозными интерпретациями современных драматургов и режиссёров-постановщиков. Однако желание модернизировать оригинал тоже имеет срок годности. В данном случае Театр Наций не успел запрыгнуть даже в последний вагон. Поезд, управляемый Богомоловым и Серебренниковым, умчался далеко вперёд. Кто-то становится пассажиром в вагоне «МХТ», кто-то в «Гоголь-центре». Это дело вкуса и кармана. Кто любит классику в костюмах с рюшами и зонтиками, в принципе не садится в этот поезд, для них есть другие составы. 

Уважаемые модераторы, вы удалили половину фотографий из моего поста, не уведомив меня о причинах. Это очень неприятно!

Оставьте свой голос:

1272
+

Комментарии 

Войдите, чтобы прокомментировать

elena_dokuchaewa
elena_dokuchaewa

Так!
Вакансия театрального критика в наш идеальный журнал тоже закрыта!
Вы приняты!
))

Irissska2807
Irissska2807

Как они надоели. Что Чулпан (всегда везде одинаковая, всегда, что в Стране глухих, что в бумажном солдате, что в Докторе Живаго), что бездарная Боярская с ее переоперированным до смеха носом и противным голосом, что Миронов вечно рыхлый и слюнявый. Каждый год все эти вгики, щуки, щепки выпускают сотни людей, ГДЕ ОНИ?

mar_adentro
mar_adentro

Irissska2807, Хаматова одинакова в драматичных ролях, ей театральная комедия даётся значительно лучше, как мне показалось.

Marfa-posadnitsa
Marfa-posadnitsa

Irissska2807, Боярская вовсе не плоха, зря вы так. И уж точно не чета Чиповской, Андреевой, Ивановой, Снегирь и прочем. Очень приятно поразила в Братьях и Сестрах. Конечно не гениальна, но уж точно не бездарна.

X-tina
X-tina

Marfa-posadnitsa, согласна. Боярскую давно принято ругать. Я к ней равнодушна в принципе, но играет она сегодня достоино. Она заметно спрогрессировала с годами. Видна работа. За это я ее точно уважаю.

teamo
teamo

Irissska2807, во мне просыпается спорщик, когда читаю безальтернативное мнение, даже если в целом с ним согласна. Ну не могуууу я не встать на защиту). На днях досмотрела "идиота". Ну как можно про Миронова так? Он ведь гений! Ну может был)) новых ролей не помню, но даже за был, уже в неприкасаемые нужно. Боярскую не жалую, но про бездарность не стала бы утверждать. Не мордюкова конечно, но в костюмных проектах вполне себе. Голос нормальный у неё, низкий, да, но противный ли? Вот в друзьях у подружки Чендлера -противный, а у боярской спец-фический)) с Чулпан пожалуй соглашусь, однообразная

Bijou
Bijou

teamo, захотелось вступиться за Дженис ))))

teamo
teamo

Bijou, ахахаха

irinas
irinas

teamo, мне, например, очень нравится голос Боярской.
дело вкуса.
есть действительно неприятные голоса, которые режут слух.
у нее просто низкий тембр.. это необычно, но не противно.

Bijou
Bijou

irinas, мне, кстати, тоже нравится ее голос. Непривычный, но интересный.

VseHorosho
VseHorosho

teamo, "идиот" потрясающий! Иванов рядом не стоит. Прям согласна с автором(

angelika
angelika

Irissska2807, Если молодые и талантливые прорвутся, то куда потом пристраивать всех этих детей, жен, внуков, зятей и любовников всех этих табаковых-боярских-бандурчаков-мироновых???

Stella-66
Stella-66

Рассказы Шукшина - один из лучших спектаклей, что я видела. И мне категорически не нравятся последние работы Чулпан, что в театре, что в кино. Ее загнали в образ вечно больной сердобольной женщины. Скрытую перспективу видела в Современнике, хотелось сбежать от этой фальши. Беспомощность режиссуры проявляется в том, как часто герой на сцене пьёт или курит, так вот в этом спектакле это было беспрестанной. Видимо, иначе никак нельзя передать депрессию.

mar_adentro
mar_adentro

Stella-66, Скрытая Перспектива мне показалась очень вымученной пьесой, весь текст был огромным грузом, от которых сгибались спины актёров. Я выходила в жутко депрессивном состоянии. А Рассказы Шукшина - это жемчужина этого театра, хотя говорят, что сейчас Сказки Пушкина тоже бьют рекорды по положительным отзывам.

Stella-66
Stella-66

mar_adentro, я была на Сказках Пушкина, режиссура Уилсона, видимо, не мое совсем. Для меня это был капустник для взрослых в плохом смысле. А очень многим он нравится, типа такой лёгкий спектакль, чтоб расслабиться. Но я вот не хожу в театр за развлечением. Мне всегда интересен диалог, когда есть над чем задуматься. Ну и плюс всегда люблю поражаться в хорошем смысле режиссерским придумкам.

mar_adentro
mar_adentro

Stella-66, в каком-то смысле вы меня успокоили. Учитывая, что я согласна с вашим предыдущим комментарием, мне тоже могут не понравиться Сказки. Тогда вычёркиваю из списка.

Stella-66
Stella-66

mar_adentro, было бы интересно узнать ваше мнение о Бунтарях в МХТ. Там тоже своеобразный капустник, но мне он по душе пришёлся. Я даже два раза сходила, что со мной не часто бывает))

Stella-66
Stella-66

mar_adentro, про Сказки, я ходила на этот спектакль с подругой актрисой, так вот мало того, что он мне не понравился, ей тоже вообще "не зашло". Для нас это было издевательство над Пушкиным))) и мы уже не высидели и ушли. Нам потом говорят: "а что вы ушли, там же один акт всего". Но для нас это световое представление уже было не по силам.

nemodnaj
nemodnaj

mar_adentro, абсолютно согласна насчёт " Скрытой перспективы", спектакль не оставил ожидаемого впечатления.
Хочу сходить на " рассказы Шукшина", не смотрела, но все в восторге. А вот о " Сказках" противоположные отзывы.
И при всём при этом все же считаю Театр Наций одним из лучших театров. Не ходок я на богомоловские и серебренниковские потуги.

anya24
anya24

nemodnaj, да, очень хороший театр, согласна.

Загрузить еще

Войдите, чтобы прокомментировать

Сейчас на главной

Битва платьев: Диана Крюгер против Рози Хантингтон-Уайтли
Кендалл Дженнер стала самой высокооплачиваемой моделью 2018 года по версии Forbes
СМИ: Джон Майер флиртует с Кортни Кардашьян и готов закрутить роман
Лили-Роуз Депп и Летиция Каста снялись для обложки французского глянца
В сети едко отреагировали на новый цвет волос Мелании Трамп
Кейт Миддлтон за рулем автомобиля удивила туристов у ворот Букингемского дворца
Итоги года — 2018: звезды и их проблемы
"Мисс США" Сару Роуз Саммерс обвиняют в издевательствах над соперницами из Азии
Кира Найтли с мужем и родителями посетила Букингемский дворец и получила орден
Вера Брежнева и Николай Басков стали героями комиксов Marvel
15 знаменитостей до и после реставрации зубов
Сати Казанова, Виктория Дайнеко, Стефания Маликова и другие на презентации новой линии косметики в Москве
Аврил Лавин анонсировала первый после пятилетнего перерыва альбом и представила новый видеоклип
Николь Кидман и Эмбер Херд стали главными звездами на премьере "Аквамена"
Эмили Блант, Мерил Стрип, Колин Ферт и другие на премьере фильма "Мэри Поппинс возвращается" в Лондоне
Сандра Баллок рассказала о воспитании детей: "Я могу назвать себя невротичкой"
Пышное розовое платье и еще четыре образа: Дженнифер Лопес продолжает модные эксперименты
Джонни Депп заинтриговал фанатов поцелуем с таинственной блондинкой