Контент опубликован пользователем сайта

Про звезд

Мастер для Маргариты. Маргарита для Мастера. "Мастер и Маргарита".

58
Мастер для Маргариты. Маргарита для Мастера. "Мастер и Маргарита".

 "Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина..."

Кто не знает этих строк? Кто не читал их в первый раз в юности из любопытства, не зная, как затянет, зачарует тебя эта книга? 

Начинаешь читать, а в ушах постепенно начинают звучать тревожные барабаны, бум-бум-бум, что-то произойдет! А зной и жара усиливаются, абрикосовая из киоска не спасает.. И вот..

"Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях. Серый берет он лихо заломил на ухо, под мышкой нес трость с черным набалдашником в виде головы пуделя. По виду – лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз черный, левый почему-то зеленый. Брови черные, но одна выше другой. Словом – иностранец".

Но тревога не отпускает, на протяжении всего романа, разудалое действие захватит вас, понесет над Москвой!

Что можно сказать о гениальной книге? Только одно - она гениальна! Она может нравится, может не нравится, но против гения автора не пойдешь. Можно только восхищаться и разбирать отдельные интереснейшие моменты. А уж моментов этих с момента издания книги (1967 г. в Париже и 1973 г. в СССР) накопилось немало! Булгаковеды (а это, заметьте, отрасль литературы) спорят по ключевым моментам до сих пор. М. Чудакова, В.Лосев, Л. Яновская, А. Кураев - их исследования творчества М.А. Булгакова очень интересны, но и ругают они в своих книгах друга друга будь здоров!

На мой взгляд, нет ничего хуже для великой книги, как отыскание ее скелета, подноготной - выяснение композиции, подоплеки написания. Все-таки искусство должно воспринимать человеком первично - если прекрасное не находит сразу отклика в человеке, то лучше оставить его. Не изучая предмет, доказывая себе его ценность, а отдалиться, надеясь, что рано или поздно произведение тебе "откроется.

Если вывернуть книгу наизнанку...она теряет свое очарование, свое волшебство. Этим мы заниматься сегодня не будем! Никакого выворачивания наизнанку, только восхищение, разбавленное фактами и мнениями исследователей.

Изначально М.А. Булгаков задумывал Этот Роман как роман о дьяволе - о мастере и Маргарите нет ни слова, главная линия (как и название романа - "Копыто Инженера" и т.д.) отдана провокатору и искусителю. В итоговой версии (той, которую в итоге увидели мы - сам роман, как известно, не закончен), М.А. Булгаков тонко намекает на действующую силу произведения эпиграфом - "Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо". Хотя совершил ли Воланд благо в романе - очень большой вопрос.

Все в этом романе прекрасно. Язык, наполненный разбойничьими оборотами и нежными признаниями, юмор Бегемота (ох, эта бездна обаяния), атмосфера Москвы 30-х годов, персонажи, сюжетные линии. Причем интересная вещь - при каждом новом чтении обращаешь внимание то больше на образ Воланда, то концентрируешься на любви Мастера и Маргариты, то переосмысливаешь Ершалаимские главы. 

Протодиакон А. Кураев, который написал увлекательную книгу о том, против или за Христа "Мастер и Маргарита", четко говорит: Воланд - зло. Он не приносит счастья или блага, он обманщик и плут, и максимум, что он может дать - покой. Воланд - самый настоящий "старый софист", который апеллирует Левию Матвею тем, что зло нужно затем, чтобы добро могло существовать; тень для вещей, которая делает возможным их существование. Но, как правильно (на мой взгляд), говорит А. Кураев - добро и зло не стоят рядом, одно не перетекает в другое, между ними пропасть! Не делая добро, ты не становишься претендентом в ад. И добру не нужно зло, потому что оно бесконечно, нет предела в стремлении к Богу. И Иешуа в романе - не Иисус, это образ, придуманный Мастер и оживший по воле Воланда, он бродяжный философ. Левий Матвей -хмурый и грязный - также плод воображения, нельзя ими восхищаться. Точка зрения, безусловно, достойная уважения.

Но в свое время именно книга Булгакова помогла мне найти душевный покой.

И даже образ Иешуа, который конечно не является Иисусом в Евангельском понимании - но он все равно близок! Пусть даже философ, пусть бродяга, но этот образ подкупает. Своим наивным обаянием, добротой, всепрощением - эти качества для меня не заслоняются его "глупостью" (по мнению некоторых) или отсутствием каноничности. Самое верное - не проводить параллели с сыном Божьим, потому что сходство персонажа с ним очень поверхностно. Биограф Булгакова М. Чудакова полагает, что дополнительным прототипом как Иешуа, так и Мастера был беззлобный и бесхитростный князь Мышкин — герой романа Достоевского «Идиот».

"Первоначально он отнёсся ко мне неприязненно и даже оскорблял меня, то есть думал, что оскорбляет, называя меня собакой, – тут арестант усмехнулся, – я лично не вижу ничего дурного в этом звере, чтобы обижаться на это слово…

– Имя?
– Мое? – торопливо отозвался арестованный, всем существом выражая готовность отвечать толково, не вызывать более гнева.
Прокуратор сказал негромко:
– Мое – мне известно. Не притворяйся более глупым, чем ты есть.

— «Добрые люди»? Ты всех, что ли, так называешь?
— Всех, злых людей нет на свете".

Дмитрий Быков: «Я не люблю эту книгу, хотя высоко ценю ее. Такое бывает... Когда в одной книге сводятся Христос и коммунальные кальсоны, всегда есть шанс, что метафизическая, высокая проблематика перетянет коммунальную в иной регистр, но чаще случается наоборот: кальсоны компрометируют тему Христа, утаскивают ее в быт, в социальную сатиру, в анекдот... Место этой книги в одном ряду с двумя другими бесспорными шедеврами, а именно с дилогией об О. Бендере. Этот обаятельный злодей гораздо ближе к Воланду, чем реальный Сатана: проделки Воланда в Москве – именно бендеровские, мелкие, и аналогии тут самые прямые... Мастер и Маргарита – очень точная книга, этого не отнять отпечаток того времени – чудовищного и неотразимо обаятельного – на ней есть. И, как это время, она так же обаятельна и так же чудовищна... Пошлость – в допущении самой мысли о том, что некто великий и могучий, творящий зло, доброжелательно следит за нами и намеревается сделать нам добро...»

Воланд - игрок, который, рассуждая о мире и москвичах, отрезает Берлиозу голову, дабы со своей свитой занять его квартиру. Факт, голый факт против всех его сладких речей! Как же гениален Булгаков, он прямо творит в книге руками Воланда, бесчинства, смуту, но читатели все равно очаровываются его обаянием и готовы в конце уже восклицать вместе с Маргаритой: "Всесильный Воланд!"

Но как же велико обаяние этого персонажа! Насколько же отравляюща эта книга..

"Я, откровенно говоря, не люблю последних новостей по радио. Сообщают о них всегда какие-то девушки невнятно произносящие названия мест. Кроме того, каждая третья из них косноязычна, как будто таких нарочно подбирают.

Мы говорим с тобой на разных языках, как всегда, – отозвался Воланд, – но вещи, о которых мы говорим, от этого не меняются.

Вы всегда были горячим проповедником той теории, что по отрезании головы жизнь в человеке прекращается, он превращается в золу и уходит в небытие. Мне приятно сообщить вам о том, что ваша теория и солидна и остроумна. Впрочем, ведь все теории стоят одна другой. Есть среди них и такая, согласно которой каждому будет дано по его вере. Да сбудется же это. Вы уходите в небытие, а мне радостно будет из чаши, в которую вы превращаетесь, выпить за бытие.

Я о милосердии говорю... Иногда совершенно неожиданно и коварно оно пролезает в самые узенькие щелки".

О чем "Мастер и Маргарита"? Дмитрий Быков, уже упомянутый выше критик и литературовед, считает, что это роман для одного читателя. Для Сталина, с которым М.А. Булгаков находился в странных отношениях. Роман- послание: "Ты, Воланд, ты зло, но ты необходим, береги нас - Мастеров, обеспечь нам покой.." Трактовка шокирующая, но многим она кажется единственно верной.

А. Кураев считает, что эта книга, а точнее Ершалаимский роман - Евангелие от сатаны. Так ли это?

Для меня всегда этот роман останется романом о любви. Причем любви именно Маргариты к Мастеру. Мастер - персонаж размытый, нечеткий, плывущий по течению.

«Она несла в руках отвратительные, тревожные, желтые цветы. Черт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве. И эти цветы очень отчетливо выделялись на черном ее весеннем пальто. Она несла желтые цветы! Нехороший цвет!» . «Повинуясь этому желтому знаку, я тоже свернул в переулок и пошел по ее следам» . Ну, потом вы помните, что она заговорила первой, спросила, нравятся ли ему цветы, он сказал, что нет, и она бросила их в канаву. . Он их поднял, протянул, она оттолкнула, усмехнувшись, вынула из его рук и вновь бросила их на мостовую, «затем продела свою руку в черной перчатке с раструбом в мою, и мы пошли рядом» . А он «неожиданно понял, что всю жизнь любил именно эту женщину!. . Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!» 

Маргарита первая заговаривает с Мастером, Маргарита продает свою душу Воланду, осознанно жертвуя собой ради любви. А Мастер? Он устал и соглашается со всем.

" — А ты действительно стала похожей на ведьму. 

— А я этого и не отрицаю, — ответила Маргарита, — я ведьма и очень этим довольна! 

— Ну, хорошо, — ответил мастер, — ведьма так ведьма. Очень славно и роскошно! Меня, стало быть, похитили из лечебницы! Тоже очень мило. Вернули сюда, допустим и это… Предположим даже, что нас не хватятся, но скажи ты мне ради всего святого, чем и как мы будем жить? Говоря это, я забочусь о тебе, поверь мне".

Такую сильную, волевую натуру, как Маргарита, я скорее могу представить спутницей Воланда, нежели Мастера..

"Мастер, притянул к себе Маргариту, обнял ее за плечи и прибавил: - Она образумится, уйдет от меня... - Не думаю, - сквозь зубы сказал Воланд»

Маргарита пожервтвовала своей душой ради любви, но она не идеал. Она не высоконравственна, она такая, какая есть.

«Воланд, обратившись к Маргарите, спросил: - Вы, судя по всему, человек исключительной доброты? Высокоморальный человек? - Нет, - с силой ответила Маргарита, - я знаю, что с вами можно разговаривать только откровенно, и откровенно вам скажу: я легкомысленный человек. Я попросила вас за Фриду только потому, что имела неосторожность подать ей твердую надежду. Она ждет, мессир, она верит в мою мощь. И если она останется обманутой, я попаду в ужасное положение. Я не буду иметь покоя всю жизнь. Ничего не поделаешь! Так уж вышло. - А, - сказал Воланд, - это понятно»

Вот описание мертвой Маргариты: «ведьмино косоглазие и жестокость и буйность черт». Вот Маргарита ожившая: «Голая Маргарита скалила зубы» . Так что не стоит удивляться, видя, что животные – даже мистические – боятся Маргариту. "Коровьев галантно подлетел к Маргарите, подхватил ее и водрузил на широкую спину лошади. Та шарахнулась, но Маргарита вцепилась в гриву и, оскалив зубы, засмеялась", - говорилось в ранних рукописях .

Они с Воландом - одного поля ягоды.

Но в итоге Мастер и Маргарита ушли в покой..

Но концовка все равно немного смазана. Роман не завершен. Дмитрий Быков полагает такую кульминацию событий: Мастер и Маргарита приходят, а вместо дома пепелище и головешки..потому что они имеют дело с сатаной! И даже если он дает, все равно брать не нужно!

Но в печатной версии беглецы из земного мира обосновались в своем скромном доме с цветными окнами.. Посиделки Маргариты, Воланда, Коровьева, Азазелло и несравненного Бегемота в московской квартире казались мне такими уютными, что я с приятным чувством могу представить, как они ходят в небытие друг к другу в гости. Хотя этому не бывать:

"..и вообще не бывает так, чтобы всё стало, как было".

И напоследок - цитаты Бегемота:

"— Со мной едва истерика не сделалась, — добавил кот, облизывая ложку с икрой.

— Вы не Достоевский, — сказала гражданка, сбиваемая с толку Коровьевым.
— Ну, почем знать, почем знать, — ответил тот.
— Достоевский умер, — сказала гражданка, но как-то не очень уверенно.
— Протестую, — горячо воскликнул Бегемот. — Достоевский бессмертен!

— Положение серьёзное, но отнюдь не безнадежное, — отозвался Бегемот, — больше того: я вполне уверен в конечной победе. Стоит хорошенько проанализировать положение.

— Я напудрил усы, вот и все! Другой разговор был бы, если б я побрился! Бритый кот — это действительно уж безобразие, тысячу раз согласен признать это.
... И кот от обиды так раздулся, что казалось, еще секунда, и он лопнет.

Все кончено, − слабым голосом сказал кот и томно раскинулся в кровавой луже, − отойдите от меня на секунду, дайте мне попрощаться с землей. О мой друг Азазелло! − простонал кот, истекая кровью, − где ты? − кот завел угасающие глаза по направлению к двери в столовую, − ты не пришел ко мне на помощь в момент неравного боя. Ты покинул бедного Бегемота, променяв его на стакан − правда, очень хорошего − коньяку! Ну что же, пусть моя смерть ляжет на твою совесть, а я завещаю тебе мой браунинг…

Ах, мессир, моя жена, если б только она у меня была, двадцать раз рисковала остаться вдовой! Но, по счастью, мессир, я не женат, и скажу вам прямо — счастлив, что не женат. Ах, мессир, можно ли променять холостую свободу на тягостное ярмо!

Я сяду, — ответил кот, садясь, — но возражу относительно последнего. Речи мои представляют отнюдь не пачкотню, как вы изволите выражаться в присутствии дамы, а вереницу прочно увязанных силлогизмов, которые оценили бы по достоинству такие знатоки, как Секст Эмпирик, Марциан Капелла, а то, чего доброго, и сам Аристотель."

Антракт, негодяи!

 

 

 

 

Оставьте свой голос:

588
+

Комментарии 

Войдите, чтобы прокомментировать

ivanova-petrova
ivanova-petrova

В мастере и маргарите обожаю описание москвы и москвичей, сочный язык диалогов, всякие этакие словечки. Второстепенные персонажи такие мммм, живые, настоящие. Мастер самый занудный персонаж. Как и Маргарита впрочем. Мой кумир это никанор иваныч, однозначно.

PeterPan
PeterPan

ivanova-petrova, не совсем честный управдом? Почему?

ivanova-petrova
ivanova-petrova

PeterPan, ну уж не знаю, просто нравится, так он выписан отлично, лиходеев тоже хорош, даж не знаю кто лучше
Надо перечитать, короче

PeterPan
PeterPan

ivanova-petrova, разве Маргарита занудна? Она несчастлива и дика, распутна, но точно не скучна

ivanova-petrova
ivanova-petrova

PeterPan, ну не распутна совсем по сути, что она там начудила ей по статусу было положено опосля моральной перековки . Так, обычная дамочка скучающая от безделья. Мне кажутся все главные герои занудными.

valerianne
valerianne

ivanova-petrova,
мастер - автобиографичен для Булгакова, имхо. Бугаков сам и есть этот Мастер, посвятивший всю жизнь своему творению. Только в отличии от Мастера книжного - реальный Мастер от своего детища не отказался...)))
Маргарита... такая русская женщина, которая за любовью - и в огонь, и в воду.

ivanova-petrova
ivanova-petrova

valerianne, ну и ладно

irinas
irinas

ivanova-petrova, согласна, что Мастер скучен.
мне всегда было сложно понять, чего собственно Маргарита в нем нашла, чтобы прям до такой степени хотеть быть с ним.
Любви особой имхо он ей не дал, позволял себя любить и ныл.

Otrava
Otrava

Самое гениальное этой фантасмагории дата написания в тяжелые времена 1928-40гг.

XeniaG
XeniaG

отличный пост! автор, спасибо!
обожаю эту книгу

will-o-the-wisp
will-o-the-wisp

Не раз уже писала, что не люблю МиМ.
Все это конечно очень жизненно. Она любит одного, но ради комфорта спит с другим. Он ее вроде бы любит, но бросает, после двух негативных рецензий. Она его вроде бы любит, но не может принять, что его всё устраивает в больничной жизни.
Понимаю почему советская власть не любила книгу - советские люди описаны в ней мелочными, серыми, ничтожными. Что не работник, то, простите, чудак.
Иудейские сцены хороши. Но это не Христос. Воланд харизматичен, и в юности кажется очень обаятельным персонажем, но когда вырастаешь то понимаешь, что видимо зло и должно быть таким - фальшиво привлекательным.

will-o-the-wisp
will-o-the-wisp

но вот слабость людских характеров выписана великолепно.

PeterPan
PeterPan

will-o-the-wisp, образ Маргариты так выписан, что в ее любовь веришь, даже не взирая на мужа. Про Мастера этого не скажешь. Ну а обаятельное зло - всегда зло

will-o-the-wisp
will-o-the-wisp

PeterPan, не знаю, странная какая то любовь, очень эгоистичная, не зрелая
это конечно довольно обычное дело, но ни уважения ни восхищения не вызывает.

ira_ekb
ira_ekb

will-o-the-wisp, Вот что Булгаков, словами Воланда про советских людей сказал:" Люди, как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их… "

valerianne
valerianne

Спасибо за интересную тему, автор! Вы как всегда)))
к самому роману отношение весьма неоднозначное... с одной стороны, бесподобный литературный сюжет, а с другой стороны - остается какое-то очень грустное чувство, что под счастливый хеппи-енд замаскирован весьма печальный для главных героев - финал.

PeterPan
PeterPan

valerianne, спасибо большое!)
Может, допиши роман Булгаков, конец был бы иным?
Но для героев нет иного выхода - счастья они не заслужили, за сотрудничество с сатаной-то

valerianne
valerianne

PeterPan, я вам сейчас поделюсь, еще одна трактовка сюжета МиМ -
Михаил Булгаков – пророк, патриот, коммунист и истинный христианин.
«Мастер и Маргарита» – пророческое произведение. Берлиоз – любимый герой Михаила Булгакова.
Погибнув под травмаем, Берлиоз не смог дать на заседании верное толкование Библии, как пророческой книги о будушем, а не о прошлом.
Мне трудно поверить в то, что читающие Библию и произведения Михаила Булгакова не догадываются о том, что буржуазная идеология извращённо толкует их. Ведь и Христос, и Михаил Булгаков – на стороне большевиков, а в Библии нет и не может быть телеологии – учения о целесообразности всего происходящего. Болезни, войны, смерть и страдания нецелесообразны, раз Христос придёт упразднить их раз и навсегда. Если бы Христос существовал, то уничтожил бы болезни, войны, смерть и страдания прямо сейчас. Как только Христос появится на определённом этапе эволюции – так немедленно упразднит всякое зло.
Вот почему в произведении Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» именно Михаил Александрович Берлиоз, утверждающий, что Иисуса Христа, как личности, никогда на свете не существовало, является тем выдающимся, благороднейшим и умнейшим человеком, смерть которого явилась чудовищной трагедией и невосполнимой утратой для всего советского народа и предрешила победу контрреволюции. Нет никаких сомнений, что Булгаков всей душой на стороне погибшего под трамваем Берлиоза и не может не испытывать ненависти к его убийцам: сатане Воланду, регенту Коровьему и чёрному коту.
– Михаил Александрович, – негромко обратился Воланд к голове, и тогда веки убитого приподнялись, и на мёртвом лице Маргарита, содрогнувшись, увидела полные мысли и страдания глаза. – Всё сбылось, не правда ли? Голова отрезана женщиной, заседание не состоялось, и живу я в вашей квартире. Это факт. А факт – самая упрямая вещь в мире.
Так пишет Булгаков о Берлиозе в главе «Великий бал у сатаны»: «Живые, полные мысли и страдания глаза». ...)))

rovena
rovena

Люблю эту книгу, но не понимаю любовной истории, неполноценная она какая-то, хотя долго была для меня идеалом.

Kinari
Kinari

Любимое произведение Булгакова. Фильм, вернее сериал, люблю 2005г. с Басилашвили, Абдуловым ...

P.s: Видимо Волочкова оттуда почерпнула "Добрые люди":)))

Загрузить еще

Войдите, чтобы прокомментировать

Сейчас на главной

Итоги года от Instagram: Селена Гомес и Криштиану Роналду — авторы самых популярных фотографий

Итоги года от Instagram: Селена Гомес и Криштиану Роналду — авторы самых популярных фотографий

Новости 10648 22
Кристина Орбакайте, Виктория Лопырева и другие отметили начало зимы на вечеринке

Кристина Орбакайте, Виктория Лопырева и другие отметили начало зимы на вечеринке

Светская жизнь 11258 18
Дочь Ренаты Литвиновой и Константин Хабенский в фильме для благотворительного проекта Светланы Бондарчук: видео

Дочь Ренаты Литвиновой и Константин Хабенский в фильме для благотворительного проекта Светланы Бондарчук: видео

Наше кино 6207 20
Кристен Стюарт снялась в клипе The Rolling Stones на песню Ride 'Em On Down: встреча с зеброй и сексуальные танцы

Кристен Стюарт снялась в клипе The Rolling Stones на песню Ride 'Em On Down: встреча с зеброй и сексуальные танцы

Шоу-бизнес 10331 42
Серое ей к лицу: беременная Натали Портман на премьере фильма "Джеки" в Вашингтоне

Серое ей к лицу: беременная Натали Портман на премьере фильма "Джеки" в Вашингтоне

Звездный стиль 8708 28
Степан и Елизавета Михалковы, семья Новиковых и другие на открытии гастрономического фестиваля

Степан и Елизавета Михалковы, семья Новиковых и другие на открытии гастрономического фестиваля

Светская жизнь 15527 69
Анастасия Стоцкая, Яна Рудковская, Юлия Барановская на дне рождения дочери Филиппа Киркорова: новые фото

Анастасия Стоцкая, Яна Рудковская, Юлия Барановская на дне рождения дочери Филиппа Киркорова: новые фото

Звездные дети 22046 18
Рождественские коллекции макияжа: часть I
Мадонна сделала предложение Шону Пенну, оделась в костюм клоуна и раскритиковала Дональда Трампа
Второй этап конкурса "Самые стильные в России-2017" по версии HELLO!: самая стильная пара
Иван Ургант, Влад Лисовец, Татьяна Геворкян и другие на открытии бутика
Новый сериал: Евгений Цыганов, Мария Андреева и другие в сериале "София"
Дмитрий Хворостовский отменяет выступления из-за ухудшения здоровья
СМИ: Канье Уэст живет отдельно от Ким Кардашьян и детей
Драка за коляску: Ксения Собчак с Максимом Виторганом и мамой Людмилой Нарусовой на прогулке с сыном
Мода в моменте: Виктория Бекхэм присоединилась к флешмобу Mannequin Challenge
Шнур, Филипп Киркоров, Елка на церемонии вручения премий "Высшая лига"
Мила Кунис и Эштон Катчер сообщили имя новорожденного сына
Битва платьев: Светлана Бондарчук против Екатерины Мухиной
Регина Тодоренко выпустила сольный альбом Fire и клип на одноименную песню
Барак Обама и Ева Лонгория спели на ежегодной церемонии зажжения огней на рождественской елке
Минутка ретро: короткая любовь Фрэнка Синатры и Миа Фэрроу, или Почему актриса лишилась своих длинных волос
Риз Уизерспун и Николь Кидман в трейлере сериала "Большая маленькая ложь"
58-летняя Шэрон Стоун отдыхает с новым бойфрендом Лонни Купером на острове Сен-Барт
Косметичка бьюти-редактора Cosmopolitan Beauty: что выбирает Алиса Дробот