Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты
Театр – не мастерская таксидермистов, это живущий организм, который ищет новые формы и уникальные интерпретации, которые зачастую выходят за берега оригинального замысла автора. И за эту живость я очень ценю театр.
Богомолова не люблю за скоморошество и китчевый балаган на сцене. Он так видит современный театр. Мне же ближе подход Серебренникова, который тоже играет с реалиями наших дней, но в форме, дающей пищу для размышлений и переживаний. С ним не всегда соглашаюсь, но многое мне импонирует в его подходе.
Что я полностью исключаю в театре, это аттракцион. Именно поэтому не пойду на Чёрного Русского. Я хочу сохранить для себя святость границы между актёром и зрительным залом. Втягивание в действо – удел тамады на свадьбе.

Театр Фоменко для меня – это эталонное сожительство классического и модернового на сцене. В общей сложности пока что я посмотрела там 7 спектаклей (8-й увижу в декабре и обязательно расскажу, так как это будет премьерная вещь), и только однажды мне не очень понравилось. То был спектакль Как жаль по Маркесу, в главной роли играла Людмила Максакова. Её актёрские стрелы попали абсолютно мимо меня.
Если бы меня заставили составить рейтинг того, что я там уже посмотрела, то это определённо была бы дилемма. Я конечно могу сказать, что я в восторге от Сна в Летнюю Ночь, но потом я вспоминаю Самое важное и понимаю, что вряд ли с ним может что-то сравниться. Ах, нет, подождите, а Одна Абсолютно Счастливая Деревня?! Не это ли главный шедевр?!



Всё же совершенно не годится рейтинг. Учеников Петра Наумовича часто называют его поздними детьми, подчёркивая тем самым их особенность и отмеченность. Так что давайте обойдёмся без рейтингов для «детей», которые дышат на сцене и живут заветами своего «отца».
Для меня классическое в этом театре как раз то, что создал Фоменко. Но не нафталиново- классическое, а классическое как константа нашей жизни, где прошлое, настоящее и будущее не имеют границ.

Я посмотрела вчера Волки и Овцы, получила несказанное удовольствие и поняла, что это удовольствие очень схоже с тем, что было у меня после Семейного Счастия. Я вообще не понимаю, как Фоменко, человеку очень сложного характера по рассказам его современников и учеников, удавалось делать спектакли, после которых легко и хорошо на душе. Волки и Овцы имеют очень большую ценность для театра в целом, так как это был первый дипломный спектакль школы Фоменко. Один достопочтенный критик, посмотревший спектакль, воскликнул: «Какая прелесть эта гадость!» Ну, как можно догадаться, прелестью была манера постановки и игра актёров, а гадостью – нравы, описанные Островским.

Хотя этот спектакль посмотрела я только сейчас, быть может, я бы взяла на себя наглость посоветовать подсаживаться на «фоменок» именно с Волков. Почему? Из-за галереи актёров. Здесь и Тюнина, и Кутепова, и Бадалов, и Джабраилова. Они вас очаруют либо вместе, либо по отдельности.
В Волках и Овцах зритель также сможет оценить то, какое место Фоменко отводил хореографии. Я не про танец, а про то, как движение дополняет слова и делает роль полной.

Полина Кутепова ассоциируется у меня с прекрасной и непоседливой птичкой. Она очень забавно передвигается по сцене - порхает и прыгает. Всё вместе это смотрится мило и подкупающе. У неё, как и у Галины Тюниной, есть своя фишка в интонации – очень распевчатая декламация. Но если Тюнина слегка «гундосит» (я это воспринимаю как часть её образа), то Кутепова жонглирует интонациями – нотки равнодушия она лихо меняет на нотки почти детского кокетства. В качестве совета также добавлю, что не стоит идти сразу на несколько спектаклей с Полиной. Эта её манера при очень частом наблюдении может утратить свой шарм. Поэтому лучше чередовать.

Галина Тюнина и Карэн Бадалов – это два небожителя мастерской. Их дуэт в Сне в летнюю ночь получился очень знаковым. Повелителей эльфов Титанию и Оберона они играют так, словно сцена – это действительно сказочный лес, а зрители – безмолвно наблюдающие деревья. Эта постановка безусловно отличается от традиционных фоменковских. Иван Поповски уделил особое значение декорациям и пластике/хореографии актёров, от этого комедия Шекспира стряхнула с себя всю театральную пыль и заиграла новыми красками. Спектакль принёс мне и новое открытие в лице Амбарцума Кабаняна.

Именно его, выносящегося из боковой двери зрительного зала и взносящегося на сцену, первым видит зритель. Он весь одет в белое, он необычайно хорош своей южной красотой, пластика его движений гипнотизирует. Он – Цискаридзе театра.


И ещё мне повезло увидеть Ирину Горбачёву в роли Елены в период её доинстаграмной жизни. Тогда я подумала, что как же должно быть тяжело Гермии (Серафиме Огарёвой) играть свою роль, так как Горбачёва полностью перетягивает зал на себя. Не со зла и не из соперничества (которое есть, тем не менее, по задумке автора), а просто в силу абсолютной артистичности и комедийного дара. Да, и отдельного восхищения заслуживает сценический текст, адаптация перевода Сна в Летнюю Ночь к этому волшебному действу.
Самое Важное по роману М. Шишкина Венерин Волос – спектакль, охарактеризовать который сложнее всего. И вообще можно ли назвать это спектаклем в простом понимании. Это очень кинематографичная постановка, созданная Евгением Каменьковичем. После Самого Важного выходишь из зала как пришибленный. 3 часа 50 минут (правда, с антрактом) погружают тебя в масштабное, многослойное и сложносочинённое действо, в котором много линий и контекстов. Каждый зритель найдёт своё самое важное. То, как Ксения Кутепова сыграла вечно простуженную учительницу Гальпетру, достойно восхищения.

А её сестра Полина создала незабываемую Царевну-лягушку.

Даже сейчас помню, как у меня подкатывали слёзы к горлу, когда она произносила свои монологи. Мадлен Джабраилова умудрилась сыграть Изабеллу Юрьеву от девочки-школьницы до зрелой женщины. Женский коллектив получил «Золотую Маску», всякий увидевший этот спектакль поймёт почему.
Одна Абсолютно Счастливая Деревня – это простая, но незабываемая и щемящая сердце театральная поэзия.

Я мечтаю снова сходить на этот спектакль. Он не шёл более года из-за декрета Полины Агуреевой. Но с сентября она вернулась в строй и ею опять можно любоваться в Мастерской. Ирина Горбачёва снова удивляет своими метаморфозами, талантливо исполняя партию коровы. Я уже писала в своём посте про Гоголь-центр о важности абстрагирования от личностей, когда ты смотришь на актёра. Не знаю, потому ли, что я смотрела этот спектакль до известий о похождениях бравого солдата Цыганова или по какой-то иной таинственной причине, но как актёр со своим протяжно-простонародным «Па-ли-нааа, ты пойми меня правильнааа» Цыганов мне показался очень убедительным. Но то, что он человек непростой было заметно. И, как мне показалось, именно сложностью и мрачностью он очаровывает определённых женщин. Я его также видела в Безумной из Шайо, там он играл мерзавца в чистом виде. Думается мне, что тонкий знаток человеческих душ Пётр Наумович Фоменко неслучайно звал на такие роли именно Цыганова.
Кстати, Безумная из Шайо, понравился мне менее всего остального. Запомнилась, пожалуй, только Роза Шмуклер.


Театр Фоменко - действительно мастерская, здесь актёры - ремесленники, кузнецы и гончары, которые колдуют над своими изделиями/ролями и делают это первоклассно.
В письме Деду Морозу на Новый Год я обязательно укажу в числе прочего билеты на Рыжего. Кто знает, тот поймёт: на этот спектакль ооочень трудно попасть. Он всегда идёт на малой сцене, и из-за этого количество мест очень ограничено.
Из более реальных планов – обязательно сходить на Бесприданницу.

Я неровно дышу к пению Агуреевой, поэтому очень хочется услышать со сцены романсы в её исполнении.
Кто не слышал, как она поёт, ловите ссылочки:
Буду благодарна, если в комментариях расскажете, что понравилось в Мастерской вам. Уверена, что кто-то смотрел Египетскую марку, Театральный роман, Летние осы кусают нас даже в ноябре и т.п.
Спасибо за внимание!

Что такое театр для меня или почему я люблю Мастерскую Фоменко.
00:56, 24 ноября 2016
Автор: mar_adentro
Комменты 52
9 л
Автор, вы с такой любовью пишете о театре, приятно читать
9 л
Всем в театр, ваше описание очень затронуло.
9 л
Была на спектакле Фоменко "После занавеса", совершено очаровала Полина Кутепова, Евгений Цыганов - ХОРОШ, и Наталия Курдюбова неплоха, как и Никита Тюнин. Но Цыганов и Кутепова актеры экстра класса. Все имхо. Фоменок люблю. Тоже хочу сходить на их спектакли.
9 л
Из перечисленного вами не видела Самое важное и Сон в летнюю ночь, на который всё хочу дойти, но вечно о нем забываю. Видимо, надо и Самое важное посмотреть, очень убедительно вы о нем пишете, прям хоть сейчас всё бросай и беги в театр. Бесприданницу я видела, но вот Полина там поет... никак, имхо. В той же Ликвидации она было чудо как хороша в роли певицы, а здесь просто пение, даже не вспомню, что именно она пела. Но в целом спектакль хороший, я два раза на него ходила, первый был сразу после премьеры и стало понятно, что им нужно еще разыграться, сырой совсем был. А вот Деревню я не оценила, для меня за долгие годы приелись все эти песнопения, хождения туда-сюда в стилизованно крестьянском тряпье и т.д. Пожалуй, больше всего я любила Египетские ночи, жаль, что их больше не играют, если я не ошибаюсь. У фоменок еще были совершенно охрененные дипломные спектакли, когда они (все три набора) учились. Волки и овцы еще первые фоменки играли во время учебы, по сути с этого театр создали. Потом была совершенно невероятная Зимняя сказка с гениальным (не побоюсь этого слова) Епифанцевым. Аркадия, Горячее сердце, Гедда Габлер, Фро... Эх, уронила скупую слезу )) Пойти билеты на что-нибудь к фоменкам купить что ли! Спасибо вам за пост!
9 л
ну у меня среди фоменок Пирогов всегда в любимчиках) и Кутеповы