Фрагменты из книги А.Роднянского "Выходит продюсер"

«Царящая в российском кинобизнесе атмосфера развращает. Отношения здесь имеют больше значения, чем коммерческий потенциал проекта,деньги добываются через связи в государственных структурах».

«В индустриальном масштабе наиболее распространенная форма создания коммерчески успешного кино — прямое копирование удачных западных фильмов. Достаточно заменить, например, «Американский пирог»на «Русские блины» — и можно предлагать их зрителю».

«Телевидение и кино в России — это даже не десятая по значимости для страны отрасль. Медиа, частью которых, конечно,и является кинематограф как один из инструментов влияния на сознание миллионов зрителей, не воспринимается как серьезный бизнес. Газ или нефть — воспринимаются. В США все иначе. Самые богатые люди страны — владельцы интернет-компаний и обязательно медиа. Америка экспортирует эмоции».

О "Левиафане"

Пресс-показ фильма нас очень удивил.Мы действительно были готовы ко всему, но мы совсем не ожидали...смеха. Первые полтора часа аудитория критиков и журналистов, пишущих о кино для главных изданий мира и своих стран,заливалась от хохота. Потом они, конечно, перестали смеяться, а в финале устроили овацию. 

Писатель Борис Акунин сходил на показ в Лондоне и написал потом у себя в фейсбуке: «Зал делился на две части: русскую и английскую. Русские зрители (вроде меня) страдали и кряхтели: все правда, именно так мы и живем, ужас-ужас. Англичане же покатывались со смеху — им, вероятно, казалось, что это гротеск и в реальной жизни ничего подобного не бывает. Какой потешный мэр,какой прикольный суд и какая уморительная прокурорша, а как смешно разговаривают!» Удивительная особенность восприятия культурного продукта, выросшего на иной почве...»

В каждом разговоре, который мы вели в кругу друзей и коллег, нас спрашивали — почему вашим успехом не гордятся в России? Мне кажется, мы так ни разу и не ответили по существу.Но всегда понимали: болезненная реакция дома была связана с состоянием дел в стране. На сегодняшний день в нашем обществе превалирует уверенность, что гордиться можно, только когда о тебе говорят хорошо. Для отечественного зрителя сложилась, быть может, не самая психологически комфортная ситуация.

Понятное дело, значительно приятней, когда красавица Полина Гагарина чудесно поет на сцене главного европейского конкурса нечто трогательное, и все голосуют за нее.Но при этом, опять же, Полина Гагарина вызывает раздражение, когда обнимается с Кончитой Вурст; когда говорит естественные для любого европейца слова о поддержке тех, кто социально слабее, о толерантности. А ведь именно для этого и существуют подобные международные конкурсы и церемонии, будь то «Оскар» или «Евровидение», — для продвижения гуманистических ценностей, способствующих объединению людей, а не разделению на «своих» и «чужих».

О ТВ

В моей жизни были два больших телевизионных проекта — первый украинский независимый телеканал «1+1» и российский СТС. Оба оказались чрезвычайно успешными.Канал «1+1» появился в 1995 и стал реакцией на крупнейшее историческое изменение. Частный, украиноязычный, но воспринимающий Украину скорее как часть Европы, нежели как обломок Советского Союза.

Появилась новая страна. Это был счастливый период невероятных возможностей. Впрочем, тогда жители Украины еще не чувствовали себя гражданами новой страны. Перед всеми нами — теми, кто родился, вырос и жил на Украине — будто лежал белый лист, который требовал написания сути в самых точных словах.

(А.Роднянский с ведущими канала)

Мы должны были ответить на прямые, древние, библейски-старозаветные вопросы: кто мы? откуда мы?куда мы идем? Создавая «1+1», мы попытались дать ответы на эти вопросы.

В эфире «1+1» появилось  знаменитое юмористическое «СВ-шоу», в котором  впервые в качестве ведущего зрители увидели Андрея Данилко (он же Верка Сердючка).

Новая страна должна была заговорить на собственном языке. А у многих украинский ассоциировался с глухой провинцией, с варварским суржиком. В телевизионном эфире украинский язык был языком села,уровень вербальной культуры которой служил основой для анекдотов и сальных шуток. Целое поколение граждан Украины выросло с ощущением, что все модное и столичное говорится и пишется по-русски.

Перейдя на украинский, мы должны были преодолеть представление об украинском ТВ как о чем-то неполноценном, провинциальном. Нам нужно было изменить сам статус украинского в головах соотечественников: из языка провинциалов он должен был стать языком столичных денди. Мы брали людей прямо из института — со второго, третьего курса факультетов журналистики — и быстро выпускали в эфир. Учились они на ходу.

Украинское телевидение в отличие от российского не стало наследником телевидения советского. В России люди в кадре преимущественно остались те же, хотя изменились интонация и содержание программ. А на Украине победила модель частного телевидения, и новые каналы создавались с нуля, привлекая свежих людей, демонстрируя креативность,постоянно находясь в поиске творческих решений.

Мы создали мощную редакторскую группу и чуть ли не круглосуточно они переводили на литературный украинский закупленные нами американские сериалы.  Герои сериалов «Династия», «Мелроуз Плейс», «Беверли Хиллз 90210», «Детектив Нэш Бриджес», совсем не известные тогда нашей теле аудитории, заговорили с ней на живом литературном украинском языке. Сериалы произвели настоящий фурор!

В 1998 году мы совместно с «НТВ-Профит» сняли первый на постсоветском пространстве сериал о нашей тогдашней жизни, с новым героем — молодым, богатым, успешным, представлявшим, как тогда говорили, «новые либеральные ценности» — «День рождения Буржуя» .Разумеется, были в сериале тайны, происки «невидимого» антагониста, мистика, убийства…Но все было свое, современное, очень узнаваемое, что было не просто редкостью — первой попыткой освоения новой жизни в сериальной продукции. Как результат — пустые улицы городов и невероятная по нынешним временам доля аудитории в 60%. В России на НТВ показ «Буржуя» был не таким триумфальным, но тем не менее очень успешным.

После «оранжевой революции» «1+1» постепенно превратился исключительно в бизнес. Жизнь, закончившаяся для меня продажей моей доли в 2008 году. За этот период я превратился из скромного независимого продюсера в постоянного члена украинского списка Forbes,  — более чем неожиданное превращение для киевского молодого человека из интеллигентной семьи.

О канале СТС

История СТС началась в США, в маленьком городке Сосолито, откуда родом основатель компании Story First Communications Питер Герви. Глядя на стремительно меняющуюся страну, Герви задумался над возможностью построить в России телевидение по американскому образцу. Но начал Герви с «Радио “Максимум”», позднее на базе 6-го канала петербургского телевидения появился СТС.

Надо сказать, что попытка «подсадить» российского телезрителя на качественные американские сериалы, пожалуй, так успехом и не увенчалась. Классическое НТВ ставило в прайм-тайм «Секс в большом городе»,«Скорую помощь» и даже «Клан Сопрано», но никогда эти выдающиеся сериалы не давали цифр, сопоставимых, например, с теми, которые показывали «Менты».

Я пришел из телевидения информационного, острого и политически насыщенного. Мне казалось, что можно предложить аудитории разговор обо всем, что по-настоящему волнует огромное количество людей: об успехе, карьере, отдыхе, деньгах, путешествиях, работе,семье, любви... Такого рода разговоры потребовали совершенно другого типа ведущих, и они появились во многом благодаря моему хорошему знакомому — Александру Цекало, тоже родом из Киева.

Ему я предложил возглавить развлекательное вещание: я видел в нем чрезвычайно талантливого продюсера, не нашедшего пока возможности реализоваться. Он познакомил меня с нашими будущими ведущими Сашей Маркво и Тиной Канделаки.  Но Саша не была увлечена телевидением в отличие от Тины, которая явно стремилась стать первой телеведущей страны.

На Московском международном кинофестивале я впервые увидел Федора Бондарчука — роскошного, загорелого, спортивного. И такого необходимого нам для проекта «Кресло», «циничной игры не для слабонервных», как потом его называла пресса.

В результате мы собрали команду из двенадцати человек, которые и стали лицами обновленного СТС: Тина Канделаки, Саша Маркво, Александр Цекало, Федор Бондарчук, Сергей Майоров, Александр Пушной, Татьяна Лазарева, Михаил Шац. Их фотографиями мы завесили всю Москву и всю страну.

В день моего выхода на работу в эфире канала появилось шоу собственного производства под названием «Окна». Меня оно просто пришибло грязными скандалами,подставными героями в кадре и провокационными разборками по ходу. Но зрителям шоу как раз понравилось, и рейтинг его быстро рос, «Окна» стали чудовищно популярны в рекордный срок.

О Сериале «Бедная Настя» 

Для российского телевидения «Бедная Настя» была событием необычным. Впервые русский сериал делался совместно с большой американской студией Columbia Pictures, это первое. Самостоятельно произвести подобный сериал  по тем временам 40 серий в прайм-тайме — было немыслимо. Второе: в России сначала снимали и монтировали и только по окончании производственного процесса запускали сериалы в эфир.

«Бедная Настя», напротив, делалась в интерактивном режиме. Зрительская реакция на каждую новую серию определяла, какими будут следующие. Шаг отставания эфира от съемок составлял всего 15 серий, то есть три недели.Мы и представить себе не могли, что проект окажется популярен настолько,что мы удлиним его втрое и снимем 121 серию. Мы учились у американцев. И многому, надо сказать, научились.

О сериале "Не родись красивой"

Вскоре в эфире СТС появился самый успешный сериал за всю историю канала «Не родись красивой». Самым для меня удивительным был тот факт, что на «Не родись красивой» пришла аудитория, телевизор в принципе не смотревшая и даже его презиравшая. Этот сериал первым затронул ту сферу жизни, которую телевизионные каналы до тех пор обходили стороной: жизнь офиса, субкультуру офиса.

И его «население» — «офисный планктон», настоящий пролетариат нулевых. Мы рассказали сказку, в которой миллионы наших сограждан узнали свою жизнь и себя самих. Назвать сериал успешным было бы несправедливым преуменьшением. Он был просто атомный. Впервые в истории СТС мы регулярно выигрывали борьбу за зрителя у федеральных каналов: 200 серий «Не родись красивой» посмотрел каждый третий российский телезритель.

О фильме "Жара"

После напряжения с завершением и выпуском в прокат «9 роты»
мы с Федором Бондарчуком семьями решили поехать на несколько дней передохнуть из промозглого московского ноября куда-нибудь на солнце. И вот, лежа под этим самым солнцем, мы почти одновременно высказали одну мысль, что неплохо было бы в следующем проекте совместить эти два фактора: героев «9 роты», которых явно полюбил зритель, и…солнце.

На мой вопрос, кто помнит какую-нибудь песенку про лето, которую можно было бы сделать саундтреком к зимнему фильму про солнце, Света Бондарчук, не поднимая головы от шезлонга, молниеносно и безучастно, будто речь шла о вещи совершенно очевидной, ответила: «Чичерина. “Жара”».Итак, теперь мы знали: новый фильм будет про молодых и для молодых,в нем должны действовать персонажи, «навеянные» «9 ротой», в нем должны играть те же актеры, он выйдет в прокат безжалостной нашей зимой, а действие в нем будет разворачиваться в жару. При стоимости в $1 млн «Жара»в прокате собрала $16 млн.

Обычный успех у нас выглядит незамысловато: поскольку люди в кино ходят все больше молодые, для развлечения и за хорошим настроением, подходят к кассам и ориентируются на название и лица в кадре, то и надо создать такой продукт, который отвечал бы их ожиданиям — лучше бы был комедией, не «грузил», длился не больше 95 минут (это с титрами), герои его были бы молоды, а играли их известные медиалица: «Уральские пельмени», участники Comedy Club, кто там у нас еще в телепрограмме?

Ах да, как можно такое забыть — Иван Ургант! Сюжет надо стырить, нет, взять взаймы на время из средней американской комедии. И все. Если соблюдены эти базовые условия, блюдо готово, подается непременно с попкорном и так и называется — попкорн-муви.

Формулы успеха в нашем деле нет, что бы ни говорили циничные наблюдатели, уверенные и в цинизме продюсеров.Я сделал немало ошибок. Скажу больше, я не помню ни одного безошибочного проекта. С первой попытки у меня не получалось никогда и ничего. Но поражение — материал, из которого делается победа, и опускать руки из-за неудач не стоит. У Уинстона Черчилля есть на этот счет замечательное выражение: «Успех — это способность двигаться от неудачи к неудаче, не теряя энтузиазма».

Подпишитесь на наш
Блоги

"Выходит продюсер"

13:25, 21 ноября 2016

Автор: Olivka-oliva

Комменты 96

I

Я смотрела Пушкареву)

Аватар

В 90-ых 1+1 был очень приличным каналом. Единственным в своём роде, что на постсоветском пространстве выдавал качественный продукт. Сколько было интересных передач, закупались свежие фильмы. Дубляж фильмов и сериалов был и правда превосходным. Я хоть и учила в школе украинский, но город был русскоязычным, на украинском говорили только в старой половине города (частный сектор, коренные жители в основной массе старики) и это был суржик. Команда ведущих подобрана была достойная. Вот там где Роднянский с ведущими, справа на фото, в светлом платье и мехах, моя любимая Ганна Безулык)

Аватар

Я как раз думаю читать ее или нет.

Аватар

Нравятся три фильма, а выбрать можно только один(

Y

Многое в словах Роднянского правда, но почему то слегка тянет говнецом.

Подождите...