Контент опубликован пользователем сайта

Про звезд

Интервью с создательницей центра братьев Люмьер. И про выставку тоже

73
Интервью с создательницей центра братьев Люмьер. И про выставку тоже

Директор Центра фотографии им. братьев Люмьер Наталья Григорьева рассказала COLTA.RU о ситуации вокруг выставки «Без смущения» Джока Стерджеса.

— Почему вы решили сейчас показать Стерджеса? В чем была ваша мотивация?

— Я занимаюсь фотографическими проектами последние 16 лет, работы Стерджеса увидела в одном из музеев около 10 лет назад. Они поразили меня своим солнечным светом, хрупкостью красоты, естественностью человеческого тела без прикрас и гламура, который кричит с фэшн-фотографии. Он откровенно показывает отношения внутри семьи — между матерью и детьми, между братьями и сестрами. В жанре фотографического портрета легко считывается отношение модели к художнику. Видимо, доверие и уважение как к художнику у моделей Стерджеса были максимальными, иначе бы работы не были настолько естественны. В таком жанре работают многие авторы — и Салли Манн, и Николай Бахарев, и многие другие, но у Стерджеса помимо композиции и положительной энергии его работ — совершенно уникальный метод печати. Его музейная биография обширна, выпущено множество монографий лучшими мировыми издательствами. Любого фотографического куратора это подкупает, я мечтала сделать его выставку уже давно, вот видите — наконец-то сделала.

— При этом Стерджеса трудно назвать провокатором. Если его в чем и упрекают, то скорее в консерватизме.

— Это зависит от того, с кем вы его сравниваете. Снимки Стерджеса, которые он делал в конце 1980-х — начале 1990-х, нельзя сравнивать с работами современных фотографов. Сегодня фото в этом жанре зачастую сваливаются в провокацию. В работах Джока Стерджеса 1970—1980-х ничего подобного не было. Да, в этом смысле его снимки — классика, которая сегодня воспринимается как консерватизм.

Накануне открытия выставки мы, как всегда, отправили в министерство анонс и несколько фотографий. Они разместили эту информацию на своем сайте.

— В этой истории больше всего удивляет бессубъектность репрессий. Насколько я понимаю, никаких официальных претензий, которые обязывали бы вас закрыть выставку, не было — ни со стороны Минкульта, ни со стороны Генпрокуратуры. Или все же были какие-то звонки, просьбы остановить выставку?

— Мы не подчиняемся Министерству культуры РФ, но уважаем эту организацию и прислушиваемся к ней. Накануне открытия выставки мы, как всегда, отправили в министерство анонс и несколько фотографий. Они разместили эту информацию на своем сайте. Никаких вопросов или претензий с их стороны не было. Честно говоря, я до сих пор не получила никаких официальных претензий или предупреждений относительно нашей выставки от государственных организаций, а уж от этого ведомства тем более. Весь скандал поднялся из-за поста блогера Лены Миро, который был опубликован в ЖЖ. Она написала, что фотографии Джока Стерджеса пропагандируют детскую порнографию, и выложила некоторые откровенные снимки, которые мы не выставляли. Не знаю, принадлежали ли эти снимки Стерджесу или нет, это отдельный анализ. После этого началось все это безумие. Абсурд ситуации в том, что ни детский омбудсмен Анна Кузнецова, ни Елена Мизулина не видели нашей выставки. Весь их праведный гнев — это реакция на пост Миро, о существовании которой, я очень надеюсь, до этой истории и не подозревали. Но пост по своей сути клеветнический и провокационный — он не соответствует действительности.

Наталья Григорьева© Анатолий Струнин

— Вы собираетесь подать судебный иск к Миро?

— Мы обязательно об этом подумаем. Возможно, этим уже занимаются правоохранительные органы и это сделают за нас. По сути, жертвами ее провокации стали не только мы, но и государственные деятели. Просто сейчас трудный момент, который нашей организации нужно пережить. Я впервые в жизни столкнулась с такой ситуацией. Мне начали писать в Фейсбуке незнакомые люди с угрозами и оскорблениями. Не официальные лица, а просто обычные люди, пользователи социальной сети, которые оказались жертвами клеветнического поста Лены Миро. Агрессия и негодование в обществе набирали темпы с огромной скоростью. Нам пришлось закрыть центр в субботу на два часа раньше.

— Какие это были угрозы?

— Они угрожали расправой моим сотрудникам, нашему центру, мне лично, моим детям.

— Участников «Офицеров России» среди них не было?

— Нет. Более того, официальный представитель «Офицеров России», как ни смешно, оказался единственным человеком, готовым приехать в воскресенье к нам в центр и посмотреть выставку. Все остальные государственные деятели, которые с легкостью вывесили оскорбления в наш адрес, видимо, отдыхали в выходные и на выставки время решили не тратить.

Мне начали писать в Фейсбуке незнакомые люди с угрозами и оскорблениями.

— Я все-таки не понимаю главного. Если вы не получали никаких официальных претензий с требованием закрыть выставку, если она не содержит ничего запретного, почему вы решились на ее закрытие? Закон был на вашей стороне. Разве этого недостаточно?

— У меня три выставочных зала площадью 1000 кв.м, которые заполнены культурными ценностями. В одном висит больше сотни работ классиков советской фотографии, в другом — снимки чешского фотографа Виктора Колара. И я за них отвечаю. Я не могла подвергать даже минимальной опасности эти работы. А ситуация развивалась непредсказуемо, и ожидать можно было всего, вплоть до погромов. Меня сейчас многие спрашивают: как ты могла принять такое чудовищное решение? Да, можно было идти до конца, не сдавать позиций, прослыть борцом с несправедливостью и при этом поставить под удар Центр фотографии, его сотрудников, экспонаты, посетителей. На это я пойти не могла и не пойду никогда. Я руковожу этой организацией и отвечаю за все, что в ней происходит. Можно иметь активную гражданскую позицию, но когда за тобой стоят люди и репутация организации, решения должны быть грамотными и разумными. Вы же видели, что здесь начинало происходить во время пресс-конференции.

© Анатолий Струнин

— Вы уже оценили ущерб?

— Нам очень повезло — все работы были защищены стеклом, так что пострадали только рамы и стены, а фотографии остались в сохранности.

— Скандал привлек огромное внимание к вашему центру. Это сказалось на количестве посетителей? Обычно такие истории — лучшая реклама для любого музея.

— Во вторник у нас было два посетителя против обычных 150—250. Какая уж здесь реклама?! Честно говоря, меня шокирует «доброта» конкурентов, никому и в голову не приходит, что чувствуют мои сотрудники и я в ауре таких обвинений. Что только не услышишь…

Выставка «Без смущения» стала событием в культурной жизни Москвы, за две недели работы ее увидели 2500 человек. Это стоило того.

— Вы почувствовали поддержку музейного сообщества?

— Глобально не почувствовала. Видимо, все замерли в тихом шоке.

— Но письма, звонки от коллег наверняка были?

— Со словами поддержки звонили, конечно, близкие друзья и коллеги, естественно, они меня поддержали и поддерживают. Из арт-мира это все мои авторы, с которыми мы работаем 16 лет, журналисты, партнеры, галеристы, западное музейное сообщество. Поймите, у меня нет ни к кому претензий, это моя выставка, и отвечаю за нее только я. Несмотря на все случившееся, я не жалею, что ее сделала. Выставка «Без смущения» стала событием в культурной жизни Москвы, за две недели работы ее увидели 2500 человек. Это стоило того. Даже несмотря на то, что сам Джок Стерджес шокирован этой ситуацией. Он уже немолодой человек, и ему трудно обьяснить тот бред, который сейчас происходит.

— Случившийся скандал не заставил вас пересмотреть выставочный план? Возможно, чтобы обезопасить себя в будущем, имеет смысл отказаться от каких-то потенциально опасных выставок.

— Нет, план верстается на год вперед, и пересматривать его мы не будем. Нужно не планы переверстывать, а менять саму ситуацию, в которой мы оказались по вине человеческой глупости и безнаказанности.

© Анатолий Струнин

— То есть внутренний цензор не включился?

— Нет, конечно. Если бы он включился, я бы тут же сошла с ума. В этом случае мне бы пришлось выбрасывать из выставок советской фотографии всех пионеров в трусах, младенцев и вообще всякий намек на обнаженное тело. Давайте хоть сами не доходить до абсурда.

— Вы говорили, что хотите привезти выставку американского фотографа Салли Манн, работы которой куда более провокационны, чем снимки Стерджеса. Рискнете?

— Теперь уже вряд ли.

Оставьте свой голос:

192
+

Комментарии 

Войдите, чтобы прокомментировать

pioggia-secca
pioggia-secca

Пусть Мизулина и омбудсмен выставки теперь устраивают: все одеты, в позах, исключающих двусмысленность, все модели и фотограф проверены на моральный облик и правильную сексуальную ориентацию - а то ж это пропаганда греха будет - ну и конечно, все православные должны быть. Вот так вот) красота будет!

MrMagpie
MrMagpie

pioggia-secca, ага, а потом можно и до того дойти, что изображать человека - грех. Кафкианские новости какие-то в последнее время. Я тут обзор на мультик "Дети против волшебников" глянула - до сих пор глаза и мозг болят

pioggia-secca
pioggia-secca

MrMagpie, я и не знала о существовании такого... пошла погуглила.
Эээээ....
Давайте ещё детям противостояние России и запада в головы толкать, мало того, что взрослые на этом помешались. Взрослые-то через год-два могут и изменить приоритеты, а у детей же глубже всё откладывается.
Чтоб уж какие-нибудь инопланетяне прилетели что ль, что у нас у всех появились более глобальные противники))

MrMagpie
MrMagpie

pioggia-secca, там вообще феерический бред типа "мы страна, победившая фашизм", а вслед за этим идут абсолютно фашистские тезисы типа "кто не русский - тот не человек". Я считаю себя христианкой, и у меня волосы дыбом от этого встают. Еще там одна анимация тянет на преступление против человечества

pioggia-secca
pioggia-secca

MrMagpie, ну если анимация плохая, тогда можно выдохнуть, дети всё равно это смотреть не будут))) пусть взрослые тешат своё самолюбие любительским творчеством.

MrMagpie
MrMagpie

pioggia-secca, они сатану тешат, а не самолюбие)

Swetach
Swetach

я так понимаю Ваш коммент. сарказм или нет???

pioggia-secca
pioggia-secca

Swetach, сарказм, конечно.

ElBo
ElBo

"Не знаю, принадлежали ли эти снимки Стерджесу или нет, это отдельный анализ"
Так узнайте

Nadya_s_
Nadya_s_

ElBo, а почему она должна это узнавать?!

ElBo
ElBo

Nadya_s_, а почему не должна, ей репутация не важна?

Nadya_s_
Nadya_s_

ElBo, ее репутация в порядке, а вот репутация Миро, Мизулиной и Мединского не очень.

ElBo
ElBo

Nadya_s_, для вас возможно и так.

Bijou
Bijou

ElBo, она эти снимки не выставляла.

ElBo
ElBo

Bijou, ну если считать нормой выставлять работы фотографа, который делает фото промежности детей, то конечно вопросов нет.

Bijou
Bijou

ElBo, ну, если вас интересует исключительно этот аспект его работ, то вам виднее, конечно.

ElBo
ElBo

Bijou, если вас ничего не интересует, то он конечно может оказаться и педофилом, главное искусство.

Bijou
Bijou

ElBo, скажите, вот мне понравились фотографии или картины. Портреты, сккажем, людей. Или детей. Я срочно должна просмотреть все равботы автора, чтобы удостовериться, что он не педофил? А если он, негодяй, кошечек фотографирует, маскируется? Из того, что я видела - грязных или почти грязных фотографий не было. Видела я мало. Искать грязь не захотелось. Вам, видимо, захотелось, и вы нашли, и надеюсь, это было не в журнале Миро.

ElBo
ElBo

Bijou, если бы вы устраивали подобную выставку, то должны были посмотреть все работы фотографа.

Bijou
Bijou

ElBo, а как узнать, что ты посмотрел ВСЕ работы фотографа? Где такой волшебный реестр ведется?

Загрузить еще

Войдите, чтобы прокомментировать

Сейчас на главной

Звезда "Форс-мажоров" Патрик Джей Адамс и звезда "Милых обманщиц" Тройэн Беллисарио поженились
Модная битва: Татьяна Навка против Джиованны Баттальи
Яна Рудковская, Алика Смехова и другие на светской елке
Рождественские коллекции макияжа: часть II
Подражая маме: Мэрайя Кэри вышла на сцену со своими детьми
Белокурая малышка: отец Беллы Хадид опубликовал детское фото модели
Стиляги: Дженнифер Лопес поделилась новым фото детей
Третий этап конкурса "Самые стильные в России-2017" по версии HELLO!: классика
Космос вокруг: Дженнифер Лоуренс и Крис Прэтт на фотоколле фильма "Пассажиры"
Ксения Собчак, Наталья Ионова, Яна Рудковская: выбираем лучший образ церемонии "Женщина года-2016"
Мадонна, Рита Ора, Кеша и другие на церемонии Billboard Women in Music 2016
Анна Нетребко готовится к Рождеству с мужем Юсифом Эйвазовым, сыном и друзьями
Анджелина Джоли впервые появилась на публике после объявления о разводе с Брэдом Питтом
Битва платьев: Наталья Ионова против Даши Малыгиной
Рене Зеллвегер оказалась в суде по вине своего бойфренда Дойла Брэмхолла
Барак Обама и его семья разослали свою последнюю рождественскую открытку из Белого дома
Минутка ретро: уцелевший в страшной катастрофе, или Как Кирк Дуглас получил шанс на вторую жизнь
Дети Филиппа Киркорова и других знаменитостей на открытии океанариума в Москве