МНОГО СПОЙЛЕРОВ! ЭТТЕНШН, как говорится!

Посмотрела я намедни "Великолепную семерку"-2016 и охватила меня тоска и печаль.

Нет, фильм очень бодрый. За 2 часа не было практически никаких "провисаний", спать не хочется.

Более того - собрали в основном хороших и известных актеров.

Кроме того - сам бой за городок выглядел очень эффектно (почти 40 минут непрерывного чукалова).

Но... но это очень слабый фильм. Если бы не легендарное имя, если бы не слава той "Великолепной семерки"-1960, то смотреть двухчасовую историю защиты какого-то богом забытого городка группой наемников было бы совершенно неинтересно.

Но обо всем по порядку.

Начать нужно, наверное, даже не с фильма Джона Стерджеса, а с "Семи самураев" Акиры Куросавы.

Очень часто говорят о том, что оригинальная "Семерка" была "ремейком "Самураев", но это не совсем так.

Несмотря на то, что  сюжет обоих фильмов совпадает практически полностью (но есть отличия! о них - потом), фильмы абсолютно разные по настрою и внутреннему смыслу.

Но опять же - по порядку.

Сюжет "СС"

Акира Куросава снял историю о том, как в 16-м веке некая японская деревня страдает от налетов разбойников. Они появляются после сбора урожая (а сбор урожая в Японии происходит несколько раз в год), забирают этот самый урожай почти полностью, потом исчезают до окончания следующего сбора. Кроме того, в последний налет разбойники забрали с собой женщину из деревни. Словом, становятся все наглее с каждым разом.

Крестьяне понимают, что надо действовать. Так-то они достаточно активные парни, они даже готовы изготовить копья из бамбука и драться (и они это уже делали при определенных обстоятельствах), но... они понимают, что разбойники их все равно одолеют, прыти у крестьян против профессиональных убийц не хватит.

И тогда они по совету старейшины решают нанять несколько ронинов (самураев, лишившихся сюзерена), которых в тот период в Японии было довольно много. Для этой цели в город отправляют небольшую депутацию.

В городе деревенские посланцы становятся свидетелями того, как неприметный на вид пожилой уже самурай, действуя хладнокровно и профессионально, спасает ребенка от рук убийцы и вора в казалось бы безнадежной ситуации. Крестьяне решают обратиться именно к этому самураю, которого зовут мастер Камбэй, так как чувствуют, что именно этот несуетливый человек может им помочь. Лидера в Камбэе так же чувствуют и знатный юноша Кацусиро, и очень мутный тип по имени Кикутиё - бродяга, выдающий себя за самурая. Оба они просятся к Камбэю в ученики, Кацусиро он принимает, а Кикутиё - отказывает.

На предложение крестьян Камбэй хоть и не сразу, но соглашается. После этого он начинает набирать отряд для обороны деревни.

Не буду подробно описывать процесс набора (но за ним стоит понаблюдать), но в итоге отряд будет состоять из:

1. собственно лидера Камбэя - очень мудрого, опытного и сдержанного война, внушающего другим уважение;

2. Кацусиро - новоявленного ученика Камбэя, юноши благородного и несколько восторженного;

3. Горобэя - это позитивный ронин большой силы, зарабатывавший к моменту встречи с Камбэем колкой дров;

4. Ситиродзи - старый боевой товарищи Камбэя;

5. Хайхати - довольно слабый боец, но зато он весел и хитроумен;

6. Кюдзо - чрезвычайно даровитый мечник, лучший боец в отряде, крайне эффективный воин (никаких лишних движений, а враг уже лежит, постриженный в мелкую шелуху);

7. ...и все-таки примкнувший к ним Кикутиё, который сначала просто самовольно тащится за Камбэем и его товарищами, потом к нему привыкают и в конце-концов принимают в отряд.

И вот эта вот компания будет защищать деревню - просто за одну еду.

В ходе подготовки и собственно обороны - будет очень много интересных эпизодов.

Во-первых, выяснится, что крестьяне не очень доверяют своим защитникам. Поэтому он спрятали своих женщин в лесу, опасаясь домогательств со стороны самураев.

Во-вторых, выяснится, что крестьяне наврали насчет своего нищего состояния.

В-третьих, самый знатный член отряда, юноша Кацусиро, влюбится в крестьянскую девушку, причем - взаимно и дело у них зайдет весьма далеко.

В-четвертых, произойдет очень важный эпизод со старухой, у которой разбойники убили всю семью. Когда ты видишь эту старуху в первый раз - ты чуть ли не плачешь от жалости. Но потом эта же несчастная женщина со звериной жестокостью убивает (тяпкой!) захваченного лазутчика разбойников. Вот так вот.

В-пятых, будет обучение крестьян тому,  как надо вести бой.

В-шестых, очень мощная линия с обнаруженным в деревне складом самурайского оружия. Откуда оно взялось? Ответ есть только один: это оружие самураев-одиночек, которых убили сами крестьяне. Однако в силу ряда причин Камбэй и компания останутся в деревне.

В-седьмых, будет разработка тактики обороны деревни по всем правилам воинского искусства: Камбэй придумает ловушку для разбойников, которые в определенном месте, якобы слабоукрепленном, будут прорываться в деревню, но именно там их и будут поджидать самураи и крестьяне, чтобы уничтожить по одному.

В-восьмых, будет сильная сцена с похищенной разбойниками и удерживаемой в качестве наложницы в их лагере женщиной из деревни. Когда ее почти спасли - она узнает среди спасителей - своего мужа и вместо того, чтобы броситься к нему на шею - бросается в горящий сарай и погибает. Потому что даже у крестьянки есть понятие чести и стыда. Она опозорена и ей нет места в этом мире.

В-девятых, много эпизодов собственно сражений с разбойниками, в ходе которых каждый из самураев продемонстрирует свои сильный (и, увы, слабые) стороны.

В-десятых, будет финальное сражение, которое очень эффектно снято под проливным дождем.

В-одиннадцатых, будет финал. Уцелеют только Камбэй и его старый друг Ситиродзи. А так же молодой Кацусиро, которому надо будет принять тот факт, что им с его возлюбленной вместе не быть. Поэтому он уедет вместе со старшими товарищами , а она останется в деревне. Как и четыре могилы с воткнутыми в них мечами...

А крестьяне снова примутся сеять рис и ячмень.

Уровень психологии в "СС"

Что сделало "Самураев" культовым фильмом не только в Японии, но и на Западе? Яркий психологизм происходящего.

Во-первых, самураи четко противопоставлены крестьянам. Но ни те, ни другие не выступают носителями "правды". Просто самураи - это самураи, а крестьяне - это крестьяне. Они не могут пересекаться, у них разные Пути. Крестьяне не доверяют самураям, и, надо сказать, правильно делают. Потому что самураи глубоко презирают крестьян. Причем не за конкретные поступки, а в целом, ведь все, кто не самураи - хуже. А когда выясняется, что крестьяне наврали про то, что бедны, как храмовые мыши, когда выяснилось, что крестьяне заранее подозревали самураев в нечистоплотности и спрятали от них женщин - самураи только укрепляются в своем мнении.

Но потом ронины узнают, что крестьяне не такие уж и храмовые мыши и нападают на одиноких самураев - тут команде Камбэя станет не по себе. Когнитивный диссонанс, понимаешь.

Во-вторых, очень хорошо выписаны все персонажи. Каждый из семьи самураев - очень индивидуальный, очень яркий и очень достоверный.

В-третьих, сюжетная канва фильма построена таким образом, что раскрывает особенности японского общества и участников событий: там нет буквально ни одного проходного сюжетного хода, каждый происходит не просто так, после каждого эпизода ты все глубже проникаешь в суть персонажей и видишь уже не просто "боевичок из жизни средневековой Японии", а глубокую философскую драму.

Философия в "СС"

При всех своих уже вышеперечисленных достоинствах "Самураи" на самом деле еще глубже. Куросава специально создает несколько ситуаций, в которых ясно, что нет в мире добра и зла. Что несчастная старуха может вести себя как зверь, как только перед ней появится безоружный злодей. Что крестьяне, жаждущие защиты, на самом деле готовы обмануть своих защитников. Что мужчина бросает женщину не потому, что он подлец, а потому что у него другой Путь (я не случайно пишу это слово с большой буквы, потому что оно на самом деле вкратце описывает целый комплекс проблем, связанный с кастовым делением в Японии, а так же присущего каждой касте особого мировоззрения). И что разбойники, в общем-то, тоже "просто хотят жить".

Все-таки Куросава - выходец из синтоизма, а не христианства, и это видно: он не впадает в морализаторство, не показывает превосходство одних над другими, он лишь обозначает различие.

Камбэй - недаром такой эффективный воин. Он уже давно понял, что в жизни нет ничего, из-за чего стоило бы суетиться. Суетиться - ронять достоинство. А благородному мужу только и остается, что хранить достоинство и с одинаковым спокойствием принимать и удачу, и беду.

И еще.

Очень важно сказать еще и то, что "Семь самураев" - это фильм, который очень круто снят. Начиная с самой первой сцены, когда на фоне неба вдруг появляются черные силуэты разбойников, до последних кадров, в которых ветер гонит пыль над могилами павших самураев - там определенно есть, на что посмотреть.

И просто отлично сыграли все актеры, занятые в ролях самураев.

Я лично отмечаю трех. Это Такаси Симура, сыгравший Камбэя - он сумел показать настоящего лидера, персонажа сильного и яркого. Но при этом его сила передана исподволь, не напрямую. Он выглядит как усталый воин, он полон пессимизма, но именно в нем чувствуется настоящее мужество, сила и, как ни странно - надежда. Ведь если такой, как Комбэй ведет людей в бой - то повод для надежды есть. 

Исао Кимура, сыгравшего молодого Кацусиро. Он выступает, на самом деле, протагонистом в этой истории, т.к. учится у Камбэя быть самураем и происходящее в деревне с ним и его товарищами формирует его личность и дает понимание Пути.

Наконец - Тосиро Мифуне, исполнивший роль Кикутиё.

Те, кто вообще что-то знают про Куросаву, знают так же, что Мифуне был его любимым актером, много раз игравшим в его постановках. Причем чаще всего, что Куросава, что остальные режиссеры, звали Мифуне на роли сильных и значительных личностей. Многие, думаю, смотрели телефильм "Сёгун" с Ричардом Чамберленом, в котором Мифуне предстал в образе сёгуна Таранаги - ну очень мощный мужик вышел.

Таронага (Тосиро Мифуне в 1980-м году)

Но в "Семи самураях" Куросава дал ему роль полубродяги Кикутиё - суетливого хвастуна, крестьянина, выдающего себя за самурая. И Мифуне исполнил эту роль с блеском, он передал характер своего героя одной пластикой и выражением лица.

В фильме Кикутиё находится между двух сообществ и символизирует разницу между ними. Кикутиё презирает страдающих и пресмыкающихся крестьян, но он так же ненавидит и всесильных самураев, которые вправе убить любого крестьянина, забрать у него имущество, изнасиловать его жену - и это их законное право. Кикутиё выдает себя за самурая, хотя по нему сразу видно, что он "не джентльмен" - примеряет на себя роль, которая ему не по плечу. Но при этом именно Кикутиё позволяет защите деревни состояться, несмотря на вскрывшиеся факты убийств самураев крестьянами.

Все это вместе - сюжет, психологизм. философия, игра актеров и качество картинки - сделали "Семь самураев" культовым фильмом. И его вполне можно пересматривать даже сейчас, когда мы все очень избалованы зрелищами.

И именно поэтому в США очень захотели снять свои "Семь самураев". Именно так появилась "Великолепная семерка".

НО ДЛЯ НАЧАЛА - О ВЕСТЕРНАХ

Вообще - это очень сложный жанр, который требует большого профессионализма и таланта. Свидетельств тому два:

- во-первых, именно из "легкого жанра" вестернов вышла целая плеяда очень даровитых актеров и режиссеров. В пример можно привести Джона Уэйна (который начинал в вестернах без особого успеха, зато в финале карьеры сыграл в "Стальной хватке" так, что не только "Оскара" отхватил, но и задал определенную исполнительскую планку для последующих поколений актеров). Так же Стива Макуина, который стал самым высокооплачиваемым актером в 70-е, но начинал-то в вестернах.  Клинт Иствуд, который сейчас, если по честному, чуть ли не самый мощный режиссер в свои почти 90 (снимает почти каждый год и каждый фильм - прекрасен) - именно в вестернах получил свою славу и создал культовый образ героя-одиночки. И создатель "Однажды в Америке" Серджио Леоне - сделал себе имя именно в вестернах (в спагетти-вестернах, если точно, прозванных так, потому что из экономии их все снимали в Италии, а не в Техасе).

- во-вторых, эстетика вестернов признается безупречной самыми разными режиссерами. От Никиты Михалкова (который снял "истерн" "Свой среди чужих, чужой среди своих" под явным влиянием историй про ковбоев) до Квентина Тарантино, который реверансы вестернам делает постоянно (а два последних фильма - "Джанго Освобожденный" и "Омерзительная восьмерка" вообще напрямую снял по мотивам вестернов).

Что такого сложного и привлекательного в вестерне?

И, главное, почему сюжет из иппонской жизни так хорошо "лег" в основу культового вестерна?

А вот что. Я уже написала, что в фильме Куросавы нет добра и зла. Это связано с мировоззрением автора-синтоиста, который не вешает нравственные ярлыки.

Так вот в вестерне все то же самое - нет добра и зла. А удачный герой вестерна - это "плохой хороший человек". Он явно не примерный мальчик из воскресной школы (совсем как Бен Ган он еще в юности "стал играть в орлянку, связался с плохой компанией и покатился"). Но! Волей или не волей в последний момент он поступает как настоящий рыцарь (или, если хотите - как настоящий самурай).

"Хороший, плохой, злой"

И вот ты уже сочувствуешь этому плохому парню, тому - кому ни при каких обстоятельствах вроде бы сочувствовать нельзя.

Поэтому типичный удачный персонаж вестерна имеет весьма темное прошлое и по его глазам видно, что там у него много эпизодов, за которые никто по головке не погладит.

При этом, кстати, следует особо сказать про  фильмы про индейцев. "Человек по имени конь", "Танцы с волками", "Последний из могикан" и прочий Гойко Митич - их часто относятся к "вестернам", но все-таки эти фильмы сняты на другую тему и их главные герои - индейцы - носители совершенно другой идеологии, и посыл у них другой. Хорошего плохого индейца не существует в природе. Индейцы все либо очень хорошие, либо очень плохие, они проще в плане психологии (ну, на то они и индейцы - чтобы жить в мире с самими собой, это ведь удел бледнолицых - колебаться между двумя полюсами), хотя по-своему интересны.

Ну, и собственно о "Великолепной семерке".

Сюжет "ВС"-1960

Он очень близок к сюжету "Самураев".

Мексиканские крестьяне, бандиты, налетающие на них с завидной регулярностью и отбирающие деньги и урожай, поиск выхода, напутствие старика (в роли мексиканского мудрого старика снялся голливудский актер из России Владимир Соколофф), депутация в город, встреча с несуетливым, но очень конкретным ковбоем Крисом, сольное выступление Криса (точнее - его дуэт с Вином), в ходе которого он предстает перед мексиканцами очень даже подходящим им человеком, очень привлекательное" предложение от крестьян Крису - ввязаться в кровавую авантюру за очень скромное вознаграждение, набор отряда, сомнительный ковбой Чико (который на самом деле крестьянин), подготовка к обороне деревни, спрятанные в лесу женщины, оборона деревни, победа, в живых осталось только трое.

Отряд состоит из 7 человек

1. Крис - лидер, человек без прошлого и будущего. Спокойный, рассудительный, неторопливый. Сыгран Юлом Бриннером. Один из самых узнаваемых героев мирового кинематографа.

2. Вин (или Винс, Винсент) - новый знакомый Криса, очень похож на него, еще более рассудительный (потому что безоговорочно понимает, что Крис - лидер, хотя ничем не уступает ему в боевых качествах). Сыгран секс-символом 60 и 70-х - Стивом МакКуином.

3. Бернардо О'Рейли ("имя у меня мексиканское, фамилия - ирландская... а между ними - я"). Старый знакомый Криса, который подписывается под это предприятие по малопонятным причинам (вроде бы из-за денег, но сразу ясно, что деньги - крошечные, на самом деле он просто не может остаться в стороне). Сыгран невероятно сильным актером Чарльзом Бронсоном.

4. Гарри - отличный боец, который едет за Крисом, потому что убежден, что дело вовсе не в защите деревни, это лишь дымовая завеса, за которой скрывается получение контроля над секретным рудником.

5. Ли - щеголь среди ковбоев, которому надо просто где-то схорониться на время, так как он недавно слегка "наследил", убив человека;

6. Бритт - снайпер и метатель ножей, лучший боец в отряде; 

7. Чико - мексиканский паренек из крестьян, который хочет стать ковбоем, чтобы порвать с ненавистной ему родной средой.

В общем, все действительно очень похоже.  Говорят, что когда в 60-е годы во ВГИКе студенты пытались найти и посмотреть "Семь самураев" - им посоветовали просто пересмотреть "Великолепную семерку", мол, то же самое.

Но на самом деле - то же, да не совсем.

Фильм все-таки значительно отличается от "Самураев", и вот чем.

Во-первых, в "Самураях" нет явного антогониста. Разбойники представлены единой массой, там есть у них вожак, но он мало отличим от остальных.

В "Семерке" же появился явный злодей - им является глава бандитов Кальвера в чумовом исполнении Илая Уоллака.

Кальвера -  плохой ковбой (хотя он не совсем ковбой). Он предельно циничный, предельно жестокий, но при этом харизматичный и обаятельный цинизме мерзавец, подаривший фильму большую часть крылатых выражений.

Собственно, ему принадлежит самая известная фраза: "Если бы господь не хотел, чтобы их стригли - он не создал бы их овцами".

Надо сказать, что диалоги Кальверы (а точнее монологи - он парень самодостаточный, ему слушатели не особо нужны), да и сам его образ - пошли фильму явно на пользу.

Во-вторых, раз уж в истории появилось очевидное ЗЛО, то должно было появиться и явное ДОБРО. И этим "добром" стали - крестьяне. В этом нас убеждают многоголосым хором.

Так Бернардо внушает примкнувшей к нему компании мексиканских мальчишек-обожателей ("Вы наш герой. Мы выбрали вас. Когда вас убьют - мы будем заботиться о вашей могиле и каждый день класть на нее свежие цветы!"), что их отцы-крестьяне вовсе не трусы, а, напротив, истинно мужественные люди, так как держатся за свою землю ("А мне на это никогда смелости не хватало").

Так Крис в диалоге с Чико убеждает последнего, что вовсе не стоит стыдиться своего крестьянского происхождения, ибо быть крестьянином - хорошо.

Наконец, есть эпический диалог между Крисом и Вином, когда они рассуждают, что, мол, можно ведь осесть, сеять кукурузу, завести пару коз жену и детей... Но вовремя себя обрывают, потому что это уж точно не для них.

В-четвертых, а раз крестьяне - это добро, то в фильме они не совершают совсем никаких негодяйств (никаких убитых ковбоев нет), а то, что девушек прячут - ну, так это правильно.

Наконец, что касается психологии.

Если с крестьянами все ясно (они - ДОБРО и все тут), с Кальверой тоже все понятно (он - ЗЛО), то с ковбоями все сложно. С одной стороны, персонаж Криса очень цельный, а с другой - он развивается по ходу действия.

Если в начале он "дерется, потому что хорошо умеет это делать", то в конце - признает (находит в себе мужество на это), что за защиту деревни он взялся из не убитого еще внутреннего благородства.

Мне очень нравится сцена, в которой умирающий Гарри требует от Криса все-таки признаться, что тот действует не ради крестьян, а ради какого-то мифического рудника с серебром. И Крис признается, но именно в этот момент становится ясно - как только он солгал Гарри про серебро, чтобы Гарри мог спокойно умереть, сам Крис как раз осознал, что защищает деревню просто, потому что иначе не может поступить, потому что чувствует в этом нравственную необходимость.

Именно поэтому персонаж Криса и стал культовым. Он такой классический плохой хороший человек, который на самом деле все-таки чуть больше хороший, чем плохой.

В итоге уцелеют так же трое. Крис, Вин и Чико. Последний - решит остаться в деревне с любимой девушкой и вернуться к своим крестьянским корням - пахать, сеять и собирать урожай.

И - повторю - вся мораль "Семерки" очень простая - "Крестьяне побеждают".

А ковбои? Ковбои просто уедут в закат.

Как видите, "Великолепная семерка"-1960-го года, конечно, проще "Семи самураев", но на самом деле - это все равно сложное кино, многоплановое, многоуровневое.

И культовое - по праву.

Наконец, новая "Великолепная семерка".

О позитивных моментах я уже написала: это очень бодрый фильм, снятый с четким пониманием ритма.

Так же в нем играют неплохие актеры.

Так же очень добротно поставлена битва за городишко.

Но... больше в фильме нет ровным счетом ни-че-го.

Просто если изменить название фильма и число участников отряда - т.е. отключить главные ассоциации с "Самураями" и фильмом 1960-го года, это будет какая-то ерунда на палочке.

Но, опять же, по порядку.

О сюжете.

Городок в калифорнийской глубинке, 1878 год. Фермеры (все белые, никаких мексиканцев) фермерствуют на своей земле, по выходным ходят в церковь.

Но их земля понадобилась негодяйскому негодяи по имени Бартоломью Боуг. Но платить за честную цену он не хочет. Он требует, чтобы землю отдали за смешные "20 долларов" на нос. А чтобы фермеры согласились - Боуг начинает запугивать их с помощью разных психологических штучег-дручег (ну, там, многозначительные паузы, захват церкви во время службы, тонкие намеки на то, что пострадают дети...). Но фермеры все равно не согласны.

Тогда Боуг и его присные просто тупо убивают несколько человек (в том числе женщин) и дает срок на то, чтобы все остальные убрались с "его земли".

Однако, самое интересное, что фермеры по-прежнему не согласны отдавать землю. Они моментально кооперируются и отправляются на поиски "великолепной семерки", которые за небольшую денюжку их защитят.

Во главе депутации - вдова убитого красавца-фермера (очень маленькая роль была у Мэта Бомера) - Эмма Каллен. Она молода, активна и очень решительна.

В городе они встречают Сэма Чизома - чернокожего охотника за головами (все, кто смотрел "Омерзительную восьмерку" или "Джанго Освобожденного", или "Стальную хватку" - не надо объяснять, кто такой охотник за головами, остальным же кратко скажу - это тот, который ищет плохих парней, за голову которых назначена награда, убивает их или просто ловит, а по предъявлению мертвого или живого злодея - правительство штата выплачивает ему вознаграждение). То есть, прошу заметить, теперь главный герой и лидер отряда - вроде как не парень с мутным прошлым, а, наоборот, хороший парень. Сразу хороший. И это минус фильму.

Дальше - все, как по нотам: сольное выступление Сэма, представление его, так сказать, в качестве "реального ковбоя" и подходящего для грязной работенки человека. Предложение Сэму - за небольшие в общем-то деньги набрать отряд для защиты города.

- Вы хотите мести? - спрашивает Сэм у Эммы.

- Я хочу справедливости! - отвечает Эмма.

Сэм соглашается. Но вот тут я раскрою карты. Сэм соглашается не просто так. А после того, как узнает, что имя негодяя - Бартоломью Боуг. А у Сэма с этим Боугом - счеты. То есть мести хочет сам Сэм.

Затем он начинает набирать команду. Команде он, правда, не особо говорит про свои счеты с Боугом (считай: ведет людей за чужие деньги решать свои проблемы).

В команду войдут:

1. собственно Сэм Боуг

2. некий Джош Фарадей - картежник, лихой парень, а так же "типа красавчик" (его играет Крис Прат).

3. следопыт Джек Хорн - свирепый такой мужик, заросший бородой по самую макушку (Винсент д'Онофрио)

4. Итан Хоук (на самом деле его героя зовут Гуднайт Робишо, но мне это имя как-то не глянулось - что за Гуднайт? Тоже мне - королева бензоколонки Людмила "Добрый Вечер"). Герой Хоука - ветеран Конфедерации, легендарный снайпер. Однако с ним не все ладно - Хоука преследуют призраки прошлого, ему главное не врагов победить, а собственное надвигающееся безумие;

5. Билли Рокс (Ли Бен Хон) - метатель ножей, ему выпала роль самого эффективного бойца. Он вроде как приятель Доброго Вечера.

6. мексиканский бандит Васкес - его на поход подписал Сэм, шантажируя объявлением о награде за голову Васкеса, мол, либо я тебя пристрелю и получу денег, либо ты поедешь со мной и нам пособишь.

7. наконец - Красный Урожай. Индеец-команчи, который вообще непонятно зачем к ним примкнул, но примкнул. Интернационал, в общем.

Итак - их было семеро.

Команда приезжает в город, где находит нескольких "смотрящих" от Боуга головорезов и примкнувшего к ним шерифа (жалкий человек). Со смотрящими "семерка" быстро разделывается, а шерифа отправляет к Боугу с пожеланием всего наилучшего, мол, "идем на вы" или "Леопольд, выходи, подлый трус".

После этого отряд героев начинает готовить оборону.

Тут в сюжете произошла большая несуразица. При виде решительных парней, которые эффектно положили 20 бандитов за 10 минут, часть жителей (они же фермеры) решает убраться от греха подальше. Удивительно, почему же они не уехали сразу, после того, как Боуг им это предложил, однако стоило в городе появиться людям, которые явно умеют справляться с бандитами - так они и деру дали? Впрочем, возможно, они изначально собирались уехать, согласившись на предложение Боуга, а после явления Чизома сообразили, что Боуг при таком раскладе просто всех убьет в качестве мести за своих парней, и вообще в городе будет бойня, так что ну его, уезжаем.

Так или иначе - момент с бегством части жителей непонятный и выглядит странно.

Ладно, едем (то есть скачем... ковбои же скачут) дальше. Всем ясно, что Боуг сразу, как узнает о произошедшем и получит "привет" от "семерки", явится в городишко, причем приведет с собой как минимум кавалерийский корпус (или сравнимый по численности отряд головорезов), поэтому семерка вместе с оставшимися поселенцами начинает готовить оборону. Тут все, как полагается: ловушки, засады, очень кстати подвернувшийся склад динамита.

Так же среди ковбоев происходят внутрикомандные конфликты и метания (за это отвечает Чизем и мистер Добрый Вечер).

Тем временем Боуг действительно приводит армию.

И начинается МОЧИЛОВО.

- Доброе слово - это хорошо. Но доброе слово и пулемет Гатлинга - это куда лучше!

Реально - поставлено на 5 баллов: 40 минут непрерывной перестрелки, переврывалки, дуэли на ножах, эпических смертей героев, антигероев и фермеров. Бум, тыдыыыыыж!

Наконец, когда, казалось бы, армию Боуга героические обороняющиеся почти раметали - он решил достать из рукава "джокера": и расчехлил пулемет Гатлинга...

И вот тут мне очень хочется поговорить про Боуга.

Этого парня играет замечательный актер Питер Саарсгард, талантливый и разноплановый (он одинаково удачно представляет и положительных, и отрицательных персонажей), но с Боугом у него все очень плохо.

Самое главное для настоящего злодея - внятная мотивация. И вот тут - извините, и кроется провал.

Боуг хочет просто согнать людишек с нужной его земли. Для этого он не остановится не перед чем. Потому что у него есть Цель - он хочет стать как минимум новым Ротшилдом или Рокфеллером.

Однако все это не выдерживает критики.

Для человека, который хочет просто согнать - он слишком увлечен запугиванием. Запугивать имеет смысл лишь для того, чтобы подчинить своей воле и "стричь", как стриг Кальвера. Но Боугу реально надо лишь, чтобы фермеры убрались. Он добивается это неэффективными методами, так как на головорезов он тратит куда больше, чем потратил бы на выкуп земли.

Для человека, который хочет стать миллиардером - он слишком сильно марает руки (умнее было бы держаться в тени, а не лично делать "грязную работу").

Для чувака, который хочет победить "семерку" и жителей городка - он крайне неэффективно ведет бой: пулемет надо было вытаскивать с самого начала, тупо расстрелять город в несколько приемов, поубивать кучу народу, остальных - деморализовать, а потом послать свою армию добить оставшихся.

Боуг - это минус. И когда он говорит "на то и овцы, чтобы я мог их стричь" - это выглядит ни к селу, ни к городу. Так, реверанс Кальвере.

Чем кончится дело? Чизем свершит свою праведную месть и уедет в закат вместе с двумя оставшимися в живых подельниками (уцелеют, конечно, лишь афроамериканец, латиноамериканец и коренной американец). Никто не останется в деревне, любовных линий не будет, лишь Эмма останется рыдать на могиле отомщенного мужа.

Ну, вот, собственно и все.

По-моему, я достаточно долго описывала два предыдущих фильма и особенности хорошего вестерна, чтобы не рассусоливать с выводами.

1. Главный герой прост, как три рубля - он хороший. И это плохо.

2. Мотивы главного героя так же просты, как три рубля - это месть. Простая месть. А не сложный клубок чувств и мотивов как у Криса или Камбэя. Это тоже плохо.

3. Главный злодей - с поставленной задачей не справляется. И в этом вина даже не Питера Саарсгарда, а сценаристов - ему не дали четкой мотивации действий, поэтому следить за Боугом не интересно. И никаких интересных реплик не было. Не оратор, одним словом.

4. "Семерка"-2016 сильно проигрывает в колорите "Семерке"-1960. У них довольно непонятные мотивы, какие-то объяснения им даны - но они слабоваты. Зачем это надо было Року и Доброму Вечеру? А просто делать нечего? А Фарадею? Из-за коня?

Отдельно скажу, что герой Криса Прэта вышел слабоватым - он далеко не такой отвязный, каким ему следовало бы быть. Он и шутит, и вытворяет черте-что, но... нет в нем ничего по-настоящему крутого. Вот если бы в этой роли снялся молодой Брюс Уиллис - тогда да... вот у него с юмором и отвязностью все в полном было бы порядке.

- Да, уж я бы им показал - что такое вестерн! (как бэ говорит нам Брюс - кстати, кадр из фильма "Герой-одиночка", который тоже перепев оригинального фильма Куросавы "Телохранитель", где в свою очередь Тосиро Мифуне сыграл как раз личность сильную... Словом, никуда без японцев на Диком Западе, никуда!).

5. Да, Боуг, типа "зло". Но фермеры - не такое уж и "добро". Они не воплощение мира и созидания, они с самого начала довольно боевитые ребята (просто до приезда "семерки" тупо не обучены драться). 

Словом, в фильме просто нет контраста разных идеологий, мотиваций и эмоций. Смешались в кучу кони, люди, фермеры и ковбои.

О чем история? Да просто, как говорил Саид - "Стреляли!".

Думаю, стоит завершать.

"Великолепная семерка" 2016-го года - это просто эксплуатация старой легенды. Не более. Повторю - уберите название и измените число членов отряда, и будет довольно пустой фильм о какой-то локальной разборке недалеко от Сакраменто. Без единого интересного персонажа.

Ну, собственно, вот и все.

Спокойной ночи. И не стреляйте в пианистов.

Подпишитесь на наш
Блоги

Их было семеро... /разбор полетов после просмотра/

13:00, 26 сентября 2016

Автор: Fiona

Комменты 91

Аватар

у вас отличный пост получился, впрочем, как всегда. мне фильм тоже показался несколько выхолощенным, пустым.

Аватар

Автор, аплодирую стоя! Шикарный разбор трёх фильмов! Полностью согласна по первым двум (новый не смотрела). И еще, у меня устойчивое ощущение, что практически все переснимаемые фильмы сделаны как будто для людей не желающих или не умеющих включать голову и сердце. Всё максимально упрощается, уплощается. Оттенки характеров/мотивов/действий убраны еще на стадии сценария. Зрителю не дают возможности пережить гамму чувств по отношению к героям фильмов. Всё просто как в сказке для самых маленьких - это хороший, это плохой; это чёрное, это белое; это сухое, это мокрое. И только харизма отличного актера может как-то расцветить эту двуцветность. Наверное поэтому сейчас зрителям особенно привлекательны обаятельные мерзавцы :)

Аватар

Автор, аплодирую стоя! Шикарный разбор трёх фильмов! Полностью согласна по первым двум (новый не смотрела). И еще, у меня устойчивое ощущение, что практически все переснимаемые фильмы сделаны как будто для людей не желающих или не умеющих включать голову и сердце. Всё максимально упрощается, уплощается. Оттенки характеров/мотивов/действий убраны еще на стадии сценария. Зрителю не дают возможности пережить гамму чувств по отношению к героям фильмов. Всё просто как в сказке для самых маленьких - это хороший, это плохой; это чёрное, это белое; это сухое, это мокрое. И только харизма отличного актера может как-то расцветить эту двуцветность. Наверное поэтому сейчас зрителям особенно привлекательны обаятельные мерзавцы :)

Аватар

Отличнейший отзыв! Захотелось посмотреть "Семь самураев" :)

P

1887 год негр ОХОТНИК ЗА ГОЛОВАМИ. Ага. Негр, "свободу" которому дали, но относятся так же как к рабу. Да его бы за первуюже попытку навредить "белому человеку". Какие-то личные "древние укры", мол вы нас притесняли, но в своих фантазиях мы о-го-го. Достаточно вспомнить Прислугу и Пересмешника, что бы понять, как к цветным относились даже во второй половине 20 века.

Подождите...