Пабло рано проявил талант к рисованию. Уже с 7 лет он учился у своего отца технике рисования, который сначала поручал ему дописывать лапки голубей на своих картинах. Но однажды, доверив тринадцатилетнему Пабло дописать довольно большой натюрморт, он был настолько поражен техникой сына, что, по легенде, сам бросил заниматься живописью. Всем в доме заправляла мать, истинная испанка, выносливая и неунывающая. Маленький Пабло был ее копией. Он терпеть не мог школу. Аттестат мальчик получил лишь благодаря любезности директора колледжа, который был другом дона Хосе. Родители не слишком переживали, что их сын читает и пишет с трудом. Зато как он рисует! Печаль дона Хосе немного развеивалась, когда он давал сыну уроки живописи. Из Малаги семья переехала в Барселону, где впервые в жизни Пабло выставил на продажу свои картины в скобяной лавке. Он подписывал их фамилией матери – Пикассо, ему так больше нравилось. Покупатели интересовались полотнами, но все испортил болван торговец, сообщив им, что художнику всего четырнадцать лет. Раннее творчество:

Автопортрет, 1896

Портрет матери, 1896

"Первое причастие", 1896 Пабло жил в Мадриде почти впроголодь, но это не мешало молодому художнику с друзьями куролесить по «девочкам». «Я не стал дожидаться разумного возраста, чтобы начать, – вспоминал Пикассо, – если его дожидаться, именно разум может потом помешать». Прогулки по борделям закончились печально – гуляка подхватил нехорошую болезнь. Впрочем, это не отбило у него вкуса к удовольствиям. В Барселоне он часто бывал в больнице Сента-Креу, где лечили проституток. Здесь работал гинекологом его приятель. Облачив Пабло в белый халат, он позволял ему присутствовать на осмотрах. Пациентки принимали Пикассо за ассистента. А тот отправлялся в расположенное рядом с больницей кафе, доставал блокнот и торопливо набрасывал карандашом то, что больше всего запомнилось, – изможденные лица, скованные болью позы, изъязвленную плоть… А вечером – снова к «девочкам». Пикассо мечтал о Монмартре – рае нищих художников, единственном месте на земле, где царит абсолютная свобода. Дон Хосе пробовал отговорить сына. Разве нельзя писать здесь, в Испании? Все напрасно. В октябре 1900 года он проводил Пабло на вокзал. Триста франков – вот все, что удалось собрать в дорогу. Первый период творчества Пикассо принято называть голубым. К "голубому" периоду относят работы, созданные в промежутке между 1901 и 1904 гг. Серо-голубые и сине-зеленые глубокие холодные цвета, цвета печали и уныния, постоянно присутствуют в них. Пикассо называл голубой "цветом всех цветов". Частые сюжеты этих картин - изможденные матери с детьми, бродяги, нищие, слепые.

"Любительница абсента", 1901

"Жизнь", 1903

"Нищий старик с мальчиком", 1903 Фернанда Оливье стала спутницей жизни Пикассо сразу же после того, как он поселился в Париже. Она была молодой зеленоглазой красавицей, с которой Пикассо познакомился около обшарпанного дома на Монмартре, в котором они оба жили. Она была старше его на 4 месяца. Им обоим было по 23 года, но Пикассо всегда говорил, представляя Фернанду друзьям: "Очень красивая девушка. Старая, правда". Она позже говорила о нем, что у Пикассо был "магнетизм, которому я просто не могла сопротивляться".

"Портрет Фернанды Оливье в платке", 1906 Собственно, оказание какого бы то ни было сопротивления было, так или иначе, не в ее стиле. Она очень любила позировать, особенно в наклонном положении, и не особенно возражала, когда не могла выйти из квартиры на протяжении двух месяцев подряд, поскольку у нее не было туфель, а у Пикассо не было денег, чтобы ей их купить. Пикассо все же зарабатывал кое-какие деньги, на которые они кое-как перебивались, а в качестве единственного развлечения они всегда использовали секс. Следующим периодом стал "Розовый", который характеризуется более жизнерадостными тонами - охристыми и розовыми, а также устойчивыми темами изображений - арлекинами, бродячими актерами, акробатами. Очарованный комедиантами, ставшими моделями его картин, он часто посещал цирк Медрано, в это время арлекин - любимый персонаж Пикассо.

"Актер", 1904

"Сидящий на красной скамье Арлекин", 1905

"Мальчик с трубкой", 1905 Знаменитую "Девочку на шаре"относят к переходным картинам между "голубым" и "розовым" периодами. Художник играет на контрасте и балансе форм или линий, тяжести и легкости, устойчивости и неустойчивости.

"Девочка на шаре", 1905 В 1906 году Пикассо работал над портретом Гертруды Стайн. Он переписывал его около восьмидесяти раз и, по воспоминаниям самой Гертруды, в итоге Пикассо сказал ей в ярости: "Я перестал вас видеть, когда смотрю на вас". и оставил работу над портретом. Это был переломный момент в его творчестве и отсюда начался путь Пикассо от изображения конкретных людей к изображению человека как такового и к форме как к самостоятельной структуре.

"Портрет Гертруды Стайн", 1906 Пикассо требовались подтверждения его пути в общем развитии мирового искусства и новые впечатления для обретения новой творческой энергии и открытие наукой того времени целого пласта африканской культуры послужило толчком и для творчества художника. Особенно он интересовался африканской скульптурой и масками, он считал их наделенными магической силой и нашел в них чувственную простоту форм.

"Голова девушки", 1907 В 1907 году появилась знаменитые "Авиньонские девицы". Над ними художник работал больше года - долго и тщательно, как не работал до этого над другими своими картинами. Первая реакция публики - шок. Матисс был в бешенстве. Даже большинство друзей не приняли эту работу. "Такое ощущение, что ты хотел накормить нас паклей или напоить бензином", - говорил художник Жорж Брак, новый друг Пикассо. Скандальная картина, название которой дал поэт А. Сальмон, была первым шагом живописи на пути к кубизму, а многие искусствоведы считают ее отправной точкой современного искусства.

"Авиньонские девицы", 1907 От экспериментов с цветом и передачи настроения Пикассо обратился к анализу формы: сознательная деформация натуры, односторонняя интерпретация системы Сезанна и увлечение африканской скульптурой приводят его к абсолютно новому жанру. Вместе с Жоржем Браком, которого встретил в 1907 году, Пикассо становится родоначальником кубизма — художественного направления, отвергавшего традиции натурализма и изобразительно-познавательную функцию искусства. Время от времени беспокойная жизнь Пикассо требовала смены и натурщицы, и источника вдохновения. Вскоре Пикассо и Фернанда расстались – легко, без слез и обид. Разлучницей оказалась Ева Гуэль по прозвищу Куколка, подруга одного польского художника. Ева была маленькой, стройной и нежной, в отличие от Фернанды, которая была крепкой, здоровой и шумной. Не существует ни одного её портрета кисти Пикассо, поскольку они познакомились в разгар его увлечения кубизмом. Пикассо обессмертил ее другим образом. На нескольких его полотнах есть надпись "радость моя", а на двух полотнах написано: "Я люблю Еву". В 1917 году Пикассо упросил съездить в Рим с Жаном Кокто и труппой "Русский балет". Там он создал занавес для готового балета Дягилева "Парад". Во время ночной прогулки по залитым лунным светом улицам Рима, Пикассо обратил внимание на Ольгу Хохлову, одну из танцовщиц труппы. Ольга была дочерью полковника русской армии. Пикассо понравились ее вкус и манеры, выдававшие в ней человека, получившего воспитание в семье с высоким социальным положением.

"Портрет Ольги с платком", 1917

"Портрет Ольги в мантилье", 1917

"Ольга Пикассо", 1923 Что-то очень испанское и очень буржуазное в его натуре подсказало ему, что он должен остепениться и завести семью. Он свозил Ольгу в Испанию, где представил ее своим родным и друзьям, и нарисовал ее портрет в испанской накидке, после чего женился на ней. При этом молодожены прошли не только через обязательную гражданскую церемонию заключения брака, но и через соответствующий обряд в русской православной церкви.

После этого супруги поселились в шикарно обставленной и богато украшенной парижской квартире. В их спальне стояли две кровати, что оказалось, как выяснилось позже, дурным предзнаменованием.

В это время его полотна очень далеки от кубизма; на них: ясные и понятные формы, светлые тона, правильные лица. Пикассо активно критиковали за смену стиля, как прежде критиковали за кубизм. На эти обвинения он ответил в одном из интервью: "Всякий раз, когда я хочу что-то сказать, я говорю в той манере, в которой, по-моему ощущению это должно быть сказано".

"Детский портрет Поля Пикассо", 1923 Первый сын Пикассо Поль родился у Ольги в семье, которая уже практически начала распадаться. Ольга стала нервной, требовательной и раздражительной. Пикассо отомстил ей, как мог, нарисовав целую серию портретов, на которых были изображены женщины-чудовища со ссохшейся грудью и преувеличенно огромными половыми органами. Его сексуальная неудовлетворенность выразилась в появлении жестких деформированных женских фигур на его полотнах. В январе 1927 года Пабло Пикассо, прогуливаясь в Галерее Лафайет в Париже, встретил очаровательную семнадцатилетнюю блондинку Марию-Терезу Вальтер. С этого случайного знакомства началась связь, определившая важный период в творчестве художника и всю жизнь этой женщины. Мария-Тереза стала любовницей, натурщицей и музой великого мастера. Пикассо тогда был женат на русской балерине Ольге Хохловой, их сыну Пауло было 5 лет. Это, равно как и то, что мадмуазель Вальтер была несовершеннолетней, заставило Пикассо сохранить их роман в тайне. Однако в его творчестве присутствие этой молодой женщины было очевидно.

"Портрет Марии Терезы Вальтер", 1932

"Мария Тереза Вальтер", 1937

"Лежащая обнаженная (Мария Тереза)", 1932 Живой темперамент, мирный и веселый характер Мари позволили ей смириться с ее ролью в жизни Пабло. В июле 1930 г. Пикассо купил замок Буажелу в Нормандии, который служил ему студией, а Марии-Терезе –домом. Там мастер создает ее многочисленные скульптурные изображения. Одно из них – «Женщина с вазой» – сейчас венчает надгробие художника. Одна из картин этого периода – «Обнаженная, зеленые листья и бюст» – была продана на аукционе в марте 2010 года за 106,5 миллионов долларов, установив таким образом новый мировой рекорд по стоимости произведений искусства.

«Обнаженная, зеленые листья и бюст», 1932 После знакомства с Марией-Терезой женские груди на его полотнах вновь стали круглыми и крепкими, рты начали улыбаться, а фигуры, часто по-прежнему деформированные, стали излучать чувственную радость. После рождения Майи отношения между ее матерью и Пикассо осложнились, поскольку появилась и родительская ответственность. Прежние увлечения менялись, и Пикассо вскоре привлекли темные глаза и серьезное выражение лица некой Доры Маар, с которой он познакомился в одном из кафе.

Дора Маар Дора оказалась профессиональным фотографом. Умная, передовых взглядов девушка имела только один недостаток – была до крайности нервна. Чуть что – разражалась слезами. «Я никогда не мог написать ее улыбающейся, – вспоминал мэтр, – для меня она всегда была плачущей женщиной». Он считал, что слезы делают лицо Доры более выразительным. Когда у нее умерла мать и она пришла к художнику за поддержкой, он тотчас заставил ее позировать.

"Дора Маар", 1936

"Бюст Доры Маар", 1936

"Портрет женщины (Дора Маар)", 1943 В годы оккупации Парижа во время Второй мировой Пикассо не переставал писать. Причиной создания известнейшей картины «Герника» Пикассо стала бомбардировка города страны басков — Герники. Во время Гражданской войны в Испании 26 апреля 1937 года легион «Кондор» совершил ночной налёт город, было сброшено несколько авиабомб, что послужило причиной разрушительного пожара, в результате которого была уничтожена значительная часть города и пострадало по разным подсчетам около 200—250 человек.

Крупнее «Герника» представляет сцены смерти, насилия, зверства, страдания и беспомощности, без указания их непосредственных причин. Выбор черно-белой палитры, с одной стороны, передает хронологическую близость к газетной фотографии того времени, с другой — отражает безжизненный характер войны. На фреске изображены страдающие люди, животные, и здания, трансформированные под воздействием насилия и хаоса. В 1940 году через некоторое время после вступления германских войск в Париж Пабло Пикассо вызвали в гестапо. Речь сразу зашла о «Гернике». «Это сделали вы?» — задали мастеру риторический вопрос о картине. «Нет, — ответил он, — это сделали вы». На послевоенном Осеннем салоне он выставил небывалое количество холстов. В том числе картину «Интерьер» с обнаженной женской фигурой. Это была двадцатилетняя Франсуаза Жило, новая муза и натурщица. После войны Пикассо подарил Доре домик на юге Франции. Она не догадалась, что подарок этот – прощальный. Однако пожить в новом доме Доре так и не пришлось – после расставания с возлюбленным она на долгие годы стала пациенткой лечебницы для душевнобольных. С Франсуазой, которая годилась ему во внучки, художник познакомился еще во время немецкой оккупации в 1943 году в ресторане «Каталонец». Франсуаза Жило была моложе Пикассо почти на 40 лет. Ее отношения с ним были гораздо сложнее, чем у любой из ее предшественниц. Когда Франсуазе переставала нравиться роль, которую она играла, Пикассо приписывал ей простейшее лекарство — беременность.

Франсуаза в результате стала матерью двоих детей: у нее родились сын Клод и дочь Палома.

"Франсуаза", 1946 г

"Портрет Франсуазы", 1946

"Франсуаза, Клод и Палома", 1951 Выяснилось все же, что жизнь с Пикассо оказалась слишком тяжела, и через 7 лет Франсуаза забрала обоих детей и уехала. Пикассо был вне себя от гнева. Он заявил: "Ничто не похоже так на пуделя, как другой пудель. То же самое можно сказать и о женщинах". Франсуаза позже вышла замуж за доктора Джонаса Салка. Последней продолжительной связью Пикассо стал его роман с молодой и красивой Жаклин Рок, которая развелась со своим мужем незадолго до их знакомства. Она стала чем-то вроде секретарши и помощницы. После смерти Ольги в 1955 году Пикассо оказался, наконец, свободным от брачных уз человеком. Он женился на Жаклин в 1961 году.

Жаклин была, конечно, не такой чувственной, как Фернанда, не такой нежной, как Ева, не такой грациозной, как Ольга, не такой юной, как Мария-Тереза, и не такой умной, как Дора Маар и не такой талантливой, как Франсуаза. Она, однако, и рассчитывала получить от Пикассо гораздо меньше, чем все ее предшественницы. Она была верной, способной, всегда желающей и прекрасной, как впрочем, и все остальные женщины в жизни Пикассо.

"Жаклин Рок", 1954

"Жаклин со скрещенными руками", 1954

"Бюст Жаклин", 1964 В разные времена и с разной степенью страстности он любил их всех. В его отношениях к ним всегда, впрочем, были и какие-то отголоски гнева и ненависти. Пьер Кабанн, знаток жизни и творчества Пикассо, говорил: "Сексуальные стимулы были основной движущей силой его лирических взлетов, желание, как он сам его видел, было насилием, расчленением, смятением чувств, негодованием, излишеством". В 1942 году Поль Элюар провел анализ почерка Пикассо. В своем заключении о его характере он написал и такую фразу: "Любит страстно и интенсивно и убивает то, что любит". Мария-Тереза покончила с собой спустя четыре года после смерти художника. Паоло спился. Дора Маар так и не вынырнула из омута безумия. Фернанда, Великолепная Фернанда закончила свои дни в бедности. После похорон в ее квартирке обнаружили шкатулку для драгоценностей, в которой ей уже давно было нечего хранить. В ней лежало лишь зеркальце в форме сердца.

8 апреля 1973 года в возрасте 92 лет Пабло Пикассо скончался. Жаклин, убежденная, что никто кроме нее не может осознать эту потерю, не допустила присутствия на похоронах его бывших возлюбленных и их детей. Скорбь ее была безгранична. Окружающим казалось, что Жаклин не сможет вынести горя и умрет. Однако случившаяся вскоре гибель одного из близких друзей Жаклин удивительным образом вернула ее к жизни. Внезапно к ней пришло осознание того, что после смерти люди оказываются в лучшем мире, где нет ни боли, ни слез – объясняла она. Жаклин стала заботливой хозяйкой, хранительницей и распорядительницей огромного творческого наследия Пикассо. Однако эта миссия задержала ее в мире живых только на 13 лет. Накануне большой выставки Пикассо в Мадриде 15 октября 1986 года Жаклин Рок застрелилась. Творчество Пикассо кардинальным образом повлияло на ход развития искусства и культуры всего XX века. А на мировых аукционах до сих пор отыскиваются и выставляются на продажу все новые и новые, пока еще малоизвестные работы прославленного мастера из его огромного наследия.

Собрание картин, рисунков и набросков Пабло Пикассо можно посмотреть здесь.

Подпишитесь на наш
Блоги

Пабло Пикассо

18:10, 12 сентября 2010

Автор: Password

Комменты 12

Аватар

У внуков были и отец и мать и большинство семей в Испании, да в мире жили тяжело, но как-то выживали и учились и работали. Пикассо уже вырастил в достатке одного бездельника, наркомана и безработного бабника, хотя надеялся, что сын станет художником... да и мало ли в мире дедушек и бабушек, не наживших привязонности к внукам и не содержащих их (хотя и деньги он сыну давал на внуков, но не системно каждый месяц... возможно эти деньги можно было растянуть на месяцы, а сын отдавал детям не все, оставлял на развлечения, и дед внуков в хорошую школу устроил) Ах, на новый год он подарил внучке бриллиантовую брошь, когда она сухарями год питалась. Ну вот и ответ на все вопросы, ему до фонаря было все, кроме картин...

Аватар

Пикассо окружали неуверенные в себе и зацикленные на нем женщины. Он был уловом всей их жизни и расставаться с ним было мучительно больно... Лишь мать его двоих детей была уверена в себе и с крепкой психикой, не готова терпеть появившихся других дам - в сторону, еще и при его жизни написала книгу))) остальные девали сопли, стрелялись .. и еще как внук, выпивший кислоту, потому что его не пустили на похороны деда. Опять виноват Он. Пикассо как и любой другой гений не был обычным человеком, его не интересовало ничего, кроме его работы. Точка. Он ходил в одних и тех же кальсонах и комбинезоне, потому что жил в мастерской. А вокруг чего-то ждали, хотели, страдали... и он виноват, что все эти люди выбрали его центром своих жизней! А книга его внучки... читать крайне сложно, они все душили его, и ах, мы жили впроголодь, а он редко своему сыну давал деньги на содержание внуков. А вот прямо таки обязан? Одна стрелялась, другая повесилась, третья так его достала, что не пришел к ней умирающей проститься... и виноват только он... хм

Аватар

спасибо огромное за пост! очень много нового узнала! спаисбо!!!!!

V

Спасибо вам за интереснейший пост - побольше бы таких.

Аватар

огромное спасибо за пост!!!))) было очень интересно ещё узнать о пикассо того, что не знала)

Подождите...