Всем доброго времени суток! Наверное, это первый пост об операторе на Сплетнике. Мы привыкли обсуждать актеров, их внешность, сексуальность и иногда актерскую игру. Еще реже уделяем внимание режиссерам. Как человек "околокиношный" могу с уверенностью сказать, что самые достойные и крутые мужики в кинематографе - это операторы. Это просто альфа-самцы съемочной группы. Я уж молчу про то, что это единственный человек на площадке, который точно понимает, что делает. И еще успевает вселять надежду и уверенность режиссеру. Роман Васьянов начинал ассистентом оператора на "Бригаде", в 2009 году после победы в Каннских львах уехал в Голливуд. Ниже выдержки из его интервью, мне было интересно читать о разнице отечественного и голливудского кинопроизводства.   

Роман Васьянов родился 24 октября 1980 года, в Москве. Оператор. Закончил мастерскую Вадима Ивановича Юсова во ВГИКе. В России снял «Охоту на пиранью», 2006; «Тиски», 2007; «Стиляг», 2008. В США — «Патруль», 2012; «Влюбиться до смерти», 2013; «Ярость», 2104; «Отряд самоубийц», 2016.  Работал с режиссерами Валерием Тодоровским и Дэвидом Эйром, актерами Владимиром Машковым, Оксаной Акиньшиной, Джейком Джилленхолом, Шайа ЛаБафом, Брэдом Питтом. Мечтает поработать с Сокуровым.

О работе в Голливуде

В фильме «Влюбиться до смерти» герой Шайа ЛаБафа по сценарию принимает наркотик. Ну и, в общем, он решил вжиться в образ по-настоящему. Если русский актер выпьет перед съемкой, то текст точно забывает. А ЛаБаф помнил все реплики до единой. В Америке люди умирают на площадке, худеют, толстеют, не моются месяцами, делают все, чтобы быть настоящими в кадре. Это очень здорово.

Когда я впервые пришел во ВГИК, то понял, что вообще ничего не знаю про кино. Все вокруг такие умные, про Тарковского говорят, а я даже не знал, кто он такой. "Терминатора-2" смотрел раза четыре, а Тарковского – никогда. Решил даже свои фотографии не подавать, чтобы не позориться. Начал копить деньги на подготовительные курсы и бывать во ВГИКе почти каждый вечер. И так потихоньку погрузился в мир кино, которого я никогда не видел. Феллини, Эйзенштейн, Антониони, Бертолуччи – я просто почувствовал, что не могу без этого, и если что-то вообще с моей жизнью может произойти хорошее – то вот оно!

Здесь киношколы на втором месте по популярности после юридических, в них идут после средней школы. В LA заходишь в кафе – люди пишут сценарии; садишься в такси – водитель тебе рассказывает историю, что он пишет сценарий. Мне на FB пишут люди: «Вот у меня есть фотоаппарат, давай снимать!» Это круговорот, в котором в 1000 раз происходит больше, чем в России. И это битва, в которой человек понимает, что если он в прокате соберет 100 млн. и получит 5, то его жизнь изменится. Здесь драйв, совмещенный с бизнесом. Поскольку эти истории успеха реально существуют, они мотивируют других. Именно поэтому люди снимают чисто жанровое кино. Нолан снимал «Бэтмана» не потому, что очень этого хотел. Просто для того, чтобы получить возможность снимать «Интерстеллар», ты должен для кого-то заработать миллиард. И после этого с тобой можно иметь дело. Студии смотрят на тебя, как на бизнес-партнера, и говорят: "Ну, теперь для себя, а потом снова для нас". По этой же причине и Дэвид снимал «Отряд самоубийц».

Об отряде самоубийц

Я выдержал экзамен адского производства двухсот-миллионного блокбастера, когда на площадке пять камер, параллельно работают два вторых юнита. «Отряд самоубийц», год жизни. Полученный опыт – бесценен! Но на таких проектах ты, по сути, становишься менеджером, управляющим фабрикой. Это мало относится к операторской работе как к искусству. И твои проблемы в череде других проблем этого огромного движущегося поезда остаются где-то на предпоследнем месте. Мы сняли эту картину – все довольны. Но за два месяца перед выпуском студия проводит тест-показ и решается на досъемку еще одной сцены. В это время я уже на другой картине. Нужно свести всех актеров, на их фоне мой график вообще никак не учитывается! В результате приглашают другого оператора, который свободен в назначенные даты. Я, конечно, могу что-то порекомендовать, но в итоге 5 минут моего фильма снимал другой человек! И здесь это нормальная практика. Зрителю все равно. Кроме меня и коллег-профессионалов это особо и не заметят, но для меня это трагедия! И не потому, что он плохо сделал свою работу, просто это не на 100% мой материал. Это другая ментальность, которая возможна только в Голливуде.

О разнице между Россией и Голливудом

Для того, чтобы здесь начать снимать, ты должен что-то заметное сделать на родине. Плюс России в том, что можно взять 80 съемочных дней и снять фильм «Левиафан». Ни в одной стране мира тебе не дадут 80 дней, чтобы снимать драму с «тремя людьми». В лучшем случае, будет 30 дней с топ звездами. Это значит, что ты не сможешь ждать "режимы", никаких долгих репетиций. Время просто летит, ты не можешь остановиться и подумать... Почему в Европе и в США очень много драм снимают на ручную камеру? Не оттого, что они не знают другого киноязыка, просто мало денег, снимать надо быстро, и они выбирают такое решение. Снимать драмы в Америке очень тяжело! Россия – лучшая страна в мире для того, чтобы начать и создать свой шоурил, многие этого просто не понимают! В Америке же они будут бесконечно бегать с 5D или айфоном. А в России можно снять настоящее визуальное кино, как, например, «Гарпастум» или «Бумажный солдат» – авторское, необычное кино. 

О "Выжившем" Иньярриту 

Ребята из группы, с которой я снимаю, часть из них работали на «Выжившем». Они говорили, что действительно, много смотрели Тарковского, и это их как-то вдохновило. По-моему, Кончаловский сказал, что Тарковский – это отдельная ветвь в кинематографе, и я с этим согласен. Он самодостаточен, его невозможно развить. В нем каждая мелочь важна, нет ничего случайного. И «Выживший» снимался по такому же принципу. Это пример смелости, когда люди плюют на все, в том числе на перерасходы – у них бюджет начинался с 60 млн, закончился на 140. Это очень сложно. И я голосовал в Академии за Эммануэля за «Выжившего».

Двое мексиканских парней смогли послать всю систему "на три буквы", снимать по часу в день с минутой полезного метража. Морозить Ди Каприо, почти обанкротить студию, а потом нахватать Оскаров да еще и фильм окупить!!! Они бросили вызов системе и выиграли. У них нет страха, это настоящая свобода! Меня именно это поражает в этом фильме. 

О будущих планах

Хочу сделать шаг в направлении кинематографа, который полностью выверен, контролируем, как, например, у Юсова с Тарковским, Стораро с КопполаИньярриту с ЛюбецкиКричман со Звягинцевым двигаются в этом направлении. Когда можно абсолютно все выстроить художественно до мелочей в подготовке. Когда фильм воплощается с одним глобальным визуальным решением и все департаменты работают на это решение. В Америке это очень трудно сделать, надо двигаться против системы. Здесь нельзя не снимать, через 15 минут после начала смены надо уже нажать кнопку, иначе у тебя будут проблемы. Другими словами, я сейчас на таком этапе, что мне было бы интересно попробовать что-то совсем другое, и сместить акцент больше на творческую реализацию, скажем так, не жанровое кино. 

Грядущие проекты:

"Bright" с Уиллом Смитом и Джоэлом Эдгертоном, режиссер Дэвид Эйр 

"The Wall" режиссер Даг Лайман

Источники 1 2 3

Подпишитесь на наш
Блоги

Наши в Голливуде. Роман Васьянов

23:27, 4 августа 2016

Автор: Stella-66

Комменты 21

Аватар

Я недавно начала видеть свет в кадре и многие фильмы стали выглядеть абсолютно по-другому! Ничего не знаю, оператор первый после режиссера, кто делает фильм. Иногда даже кажется, что просто первый.

Аватар

отличный пост, спасибо! только про него подумала, когда ходила на отряд, что молодец какой

Аватар

Спасибо, очень интересно. Побольше бы таких постов, об изнанке Голливуда. Не кто кого в какой позе, а про съемочный процесс. Можно даже про финансы =)

O

Почему одни интервью,как это, читаются с таким интересом, а другие - еле осиливаешь ..? Парень так рассказывает, что даже я, человек далекий от кино, заинтересовалась процессом производства!

Аватар

нравится такой типаж. На Яглыча чем-то похож

Подождите...