Несмотря на то, что имя Маурица Эшера (Maurits Cornelis Escher)
известно любому человеку, мало-мальски разбирающемуся
в искусстве, этот художник всегда стоял особняком среди коллег.
Да что там говорить, некоторые искусствоведы даже
сомневаются,стоит ли относить его работы к современной живописи.
И с ними сложно поспорить, ведь за всю свою карьеру Эшер
не написал ни одного живописного полотна. Его волновали
исключительно гравюры, орнаменты и узоры. Он мало интересовался
коллегами-художниками и не общался ни с кем
из них (по крайней мере, не сохранилось никаких тому
свидетельств), что лишь усиливало его позицию аутсайдера среди живописцев.
Но,несмотря ни на что, Эшеру с его мозаичными
узорами, невозможной архитектурой и тиражируемыми, бесконечно
воспроизводимыми рисунками удалось достичь того,о чем многие художники
того времени могли только мечтать. Эшер прославился при жизни и умер
в преклонном возрасте практически признанным гением.
Человек-невидимка
Художник родился 17 июня 1898 года в небольшом голландском городе
Леуварден. Пятый сын Джорджа Арнольда Эшера и его второй супруги Сары
Адрианы был очень болезненным ребенком (который, в конце
концов, вырастет в не менее болезненного взрослого). Слабое
здоровье сначала лишило мальчика полноценного общения с другими
детьми, а позже вынудило отказаться от мечты пойти
по стопам отца и стать архитектором. В возрасте семи
лет, в то самое время, когда большинство его сверстников
гоняли мяч и обзаводились первыми друзьями «на всю жизнь»,
Маурицу пришлось провести целый год вдали от дома и семьи. Родители
отправили мальчика на лечение в маленький приморский городок
Зандворт, который еще недавно был всего лишь рыбацкой
деревушкой.
С детства Эшер обладал одной удивительной особенностью —
он умел становиться невидимым. За эту способность при
необходимости «сливаться
с местностью» (и,к примеру, не попадаться
на глаза учителю) Маурица недолюбливали
и одноклассники,и преподаватели. Обучение в школе давалось ему
с большим трудом, да он никогда особенно
и не стремился учиться хорошо. Мальчик получал плохие оценки даже
по рисованию, которое очень любил и достигал в нем
внушительных успехов. За годы учебы Эшер завалил столько
экзаменов, что даже не смог получить аттестата зрелости.
Но школьное образование при этом каким-то чудом завершил. По всей
видимости,учителям просто хотелось поскорее избавиться от странного
мальчика, способного быть совершенно незаметным и при этом
демонстративно плевавшего на все их нравоучения. Мауриц был этому
только рад. Вообще, складывается такое впечатление, что всю жизнь
он хотел только одного — чтобы все оставили его в покое
и не мешали заниматься тем,чем ему хотелось.
По следам отцов
Настоящие друзья появились к Маурица только в юности. Вместе
с ними он начал делать первые шаги
в искусстве, поначалу — в литературе. Вместе с ними
он в возрасте 24-х лет отправится в Италию, где потом
проживет больше десяти лет. Но сначала Эшеру предстояло поставить крест
на мечте.
Свой первый рисунок Мауриц продемонстрировал родным еще в детстве.
Биографы художника утверждают, что это был квадратный круг. Джордж Эшер
посмотрел на листок и, вероятнее всего, удовлетворенно
подумал, что растит себе достойную смену. Мауриц,по-видимому, был
очень привязан к родителю и пытался впечатлить его любым способом.
Даже одной из первых гравюр Эшера стал портрет его отца. Мальчик мечтал о карьере архитектора и стал брать уроки
по этой специальности в Техническом училище Делфта. Пресловутое
слабое здоровье и здесь стало для него непреодолимым препятствием. Эшер
проучился лишь год, после чего был отчислен. Было очевидно, что
архитектором ему не стать, но Мауриц все же решил
не сдаваться и поступил в Школу архитектуры и декоративных
искусств в Харлеме. Здесь он добился большего успеха,однако
к моменту окончания учебы его мыслями, сердцем и воображением
окончательно и бесповоротно завладела гравюра. Так Маурицу и Джорджу
Эшерам пришлось распрощаться с одной на двоих мечтой.
Еще одним человеком, к которому Эшер испытывал сильную
привязанность, был его наставник Самуэль де Мескита, обучавший
художника литографии в Харлеме. После переезда в Италию Эшер
переписывался с учителем до самой его смерти. В 1944 году вся
семья Мескиты, еврея по происхождению, была арестована
нацистами, и вскоре после этого он погиб в газовой камере
Освенцима. Эшеру удалось сохранить множество работ наставника, которые
он позже отправил в амстердамский музей. У себя он оставил
лишь один эскиз Мескиты с впечатанной в него
жуткой «гравюрой» — следом сапога немецкого солдата. Позже
он создаст собственную гравюру со следами сапог в грязии небом, отраженным в луже.
Покорение мира
Эшера часто намеренно выносят за пределы круга представителей современной
живописи, его принято изображать эдаким сухарем со складом ума
скорее математическим, нежели творческим. Даже удивительно, как
человек, настолько погруженный в любимое дело, умудрился
обзавестись семьей. С Джеттой Уимикер 25-летний Мауриц познакомился
во время путешествия по Италии. Он долго не решался
признаться девушке в своих чувствах, и сделал это буквально
в последний момент. В 1924 году они поженились и поселились
неподалеку от Рима. Эшер и Джетта прожили вместе более 40 лет
и обзавелись тремя сыновьями. Лишь в 1968 году супруга оставит
художника и уедет в родную Швейцарию.
В 20-х годах гравюры Эшера были еще очень далеки
от тех, которые принесли ему мировую известность и рыцарский
титул. В то время большая часть его работ была посвящена нежно
любимой Италии. Поля и холмы, крепости, соборы и узкие
улочки… Казалось, он может рисовать итальянские пейзажи бесконечно.
Но уже в них просматривается безошибочно узнаваемый
стиль, в котором будут выполнены поздние работы Эшера (1, 2, 3, 4, 5).
В Италии художник с семьей прожил до 1935
года, и вынужден был уехать из-за накалившейся политической
обстановки (несмотря на то, что сам Муссолини присутствовал
на крестинах его первенца).
Всю жизнь Эшер много переезжал и путешествовал. И прославился
он в первую очередь благодаря своим пейзажам. Первая персональная
выставка художника состоялась в 1923 году. Большинство его современников
в 25 лет могли об этом только мечтать. И,несмотря
на то, что иногда он испытывал материальные
трудности, популярность его с каждым годом только росла.
Но по-настоящему триумфальное шествие работ Эшера по миру началось
в середине 50-х годов после его первой выставки в США. Сложно
представить, сколько еще художник мог бы сделать, если бы
не слабое здоровье,которое с возрастом причиняло ему все больше
неудобств. За свою жизнь Эшер перенес несколько операций, последние
два года провел в доме для престарелых и скончался от рака
в возрасте 73 лет.
Путеводитель
Рыбы, птицы и ящерицы. Большинство «мозаичных» работ
Эшера, в том числе и знаменитые «Метаморфозы» были написаны им благодаря нескольким путешествиям
в Испанию, в частности, в Альгамбру. Мавританский
стиль и строгие узоры мусульманских мастеров произвели на него
неизгладимое впечатление. Но Эшер быстро отходит от простых
геометрических фигур и начинает «одушевлять» их — на смену
квадратам и шестиугольникам приходят птицы и рептилии — а потом и вовсе«оживляет», заставляя нарисованных
ящериц выходить за пределы рисунка.
Научный подход. В своих работах Эшер использовал разные
приемы, основанные на математических
принципах, и превращал сложные геометрические фигуры
в произведения искусства («Гравитация», 1952). Но наибольшую популярность художник приобрел среди
кристаллографов (в основе этой науки лежит принцип симметрии).
В 1960 году Эшер прочитал в Кембридже лекцию о симметрии
на международной кристаллографической конференции. Некоторые ученые
до сих пор используют его
работы (такие, например, как «День и ночь», 1938) в качестве иллюстраций для своих статей.
Невозможная архитектура. Гравюры, которые прославили Эшера
во всем мире, гдепространство вывернуто наизнанку, где люди поднимаются по лестницам, ведущим вниз, а вода, стекающая с мельничного колеса, течет вверх, объединяют в себе оптические иллюзии, неевклидову геометрию
и приемы имп-арта. Серьезное влияние на художника оказали
невозможные геометрические фигуры, созданные ученым Роджером Пенроузом.
Играя с воображением зрителя, Эшер в каждой гравюре создает
собственный мир невозможного, в котором возможно всё.
Автор: Евгения Сидельникова
источник: artchive.ru
17 июня 1898 года родился Мауриц Корнелис Эшер
16:31, 17 июня 2016
Автор: aloia
Комменты 12
ооо.. с ДР гений бесконечности и симметрии. самый классный - дом с лестницами. у моей мамки сегодня ДР и она тож рисует.
гений конечно. посмотрела представленные вами работы, у эшера кажется куда более известны работы с искривлением геометрии типа ленты мебиуса.
В предыдущем посте про искусство нас принизили-Мы можем не знать ни одной картины Ван Гога, но четко помнить про отрезанное ухо и самоубийство. В этом посте захвалили - Несмотря на то, что имя Маурица Эшера (Maurits Cornelis Escher) известно любому человеку, мало-мальски разбирающемуся в искусстве))) Авторы, спасибо за посты, но не надо крайностей ))