Контент опубликован пользователем сайта

Про звезд

Москва-Кассиопея

16
Москва-Кассиопея

 

Фильмы «Москва - Кассиопея» и «Отроки во вселенной», снятые в 1973 году до сих пор считаются одними из лучших в истории фантастического кино для детей. Спецэффекты в нем удивили даже создателя голливудских блокбастеров Стивена Спилберга, изучавшего опыт комбинированных съемок советских кинематографистов. В одном из интервью он искренне восхищался: «Как это русским в начале 1970-х, когда еще не было компьютерной графики, удалось так мастерски снять невесомость?».

 

Иннокентий Смоктуновский,(28.03.1925 - 03.08.1994), роль - И.О.О. Исполняющий Особые Обязанности

Родился 28 марта 1925 года в селе Татьяновка (ныне Шегарский район, Томская область), став вторым из шестерых детей в семье Михаила Петровича (погиб в 1942 году) и Анны Акимовны (1902-1985) Смоктуновичей. 

Заслуженный артист РСФСР (6.08.1964).
Народный артист РСФСР (1969).
Народный артист СССР (04.11.1974).
Герой Социалистического Труда (8.06.1990).

Участник Великой Отечественной войны, участвовал в сражении на Курской дуге, в форсировании Днепра, освобождении Киева. Был в плену, бежал. Дошёл до Берлина. 
Иннокентий Смоктуновский ушёл из жизни в ночь на 3 августа 1994 года после четвёртого инфаркта, находясь на лечении в подмосковном санатории имени Герцена в городе Кубинка, Одинцовский район, Московская область.
Похоронен актёр на Новодевичьем кладбище в Москве (участок № 10, ряд № 8, место № 12).

В честь И.М. Смоктуновского была названа одна из малых планет (планета № 4926).

Иннокентий Смоктуновский,(28.03.1925 - 03.08.1994), роль - И.О.О. Исполняющий Особые Обязанности Москва-Кассиопея, Отроки во вселенной, тогда

Михаил Ершов, роль - Виктор Середа

Мише Ершову (Виктор Середа) - похоже, космоса хватило на съемках. Профессию себе он выбрал диаметрально противоположенную. Михаил работает в Московском метрополитене.
Миша выделялся среди остальных мальчишек. Взрослые сильно удивлялись его необычному поведению: он относился к роли как вполне профессиональный актер, очень серьезно воспринимал свою работу и был чуть ли не единственным из ребят, для кого съемки в кино не были сопряжены с двойками в школе. Более раскованные и хулиганистые Савин, Григорьев, Басов и Ледогоров часто его доставали, но он на них не обижался.
Миша Ершов попал на съемки совершенно случайно.  
О работе в "Кассиопее" у Миши остались самые теплые впечатления. 
 Конкретные ответы на конкретные вопросы от В Середы (М. Ершова): 
-Попадание в кино было достаточно простым - в 1972 г. на Красной площади состоялся парад пионеров в честь 50-летия пионерской организации. От нашей школы отрядили 3 класса. В составе которых был и я... Там и подошла ко мне тетенька (ассистент режиссера А.И.Беккер) с вопросом " мальчик, не хочешь сняться в кино?" С этого всё и началось.
-Фантастика до съемок ограничивалась знакомством с произведениями С.Лема и т. д.
-Ричард Николаевич - режиссер, совмещавший в себе образование кинорежиссера и педагога Замечательно тонкий по отношению к нам, детишкам, человек. Царство ему небесное, рано ушел(1984г). Рекомендую посмотреть его более ранние фильмы: «Третья ракета» по Василю Быкову и «Переступи порог»
-До начала съемок никто никого не знал. В процессе кино-фото проб варьировался состав экипажа. Одним из вариантов было применение меня (В.Середы) на роль Паши Козелкова и т.д...
-Что касается знакомства с мэтрами нашего кинематографа - то это отдельная песня. В частности - И.М.Смоктуновский угостил меня в момент перерыва апельсином, я об этом припомнил в разговоре с корреспондентом - в результате в статье "Московского комсомольца" прошла фраза о том, как известный актёр угостил изголодавшегося!!! мальчугана апельсином. Отдельного слова заслуживает знакомство с отцом и сыном Меркурьевыми!
По поводу учёбы - в период нахождения в экспедициях - специфический термин, обозначающий отъезд киногруппы на натурные съёмки- ( в нашем случае- Керчь, гора Опук недалеко от Керчи, Ялтинская киностудия) учились мы в местной школе несколько дней. После чего было принято решение о приходе к нам педагогов "на дом"
В результате все были с пятерками за 1-ю и 2-ю четверть К москвичам у украинских педагогов было особое отношение.(2 года подряд, 2 экспедиции) И купались до октября, и ловили черноморских бычков!!
-Что особенно памятно - подняться посреди урока и заявить учителю о необходимости прибыть на съёмки. Им это не нравилось. А меня это заводило.

-Успеваемость в среднем скатилась за время съёмок на 1-2 балла Это неудивительно, т.к. съёмки заканчивались в 12 или час ночи.(утром уч:) в школе, затем 9-часовой рабочий день киногруппы)
-Невесомость- это самая наша большая фишка (как сейчас идёт по сленгу у молодежи) Недавно демонстрировали фильм Стивена Спилберга «Космическая одиссея 2000 (или 2002?»Там есть сюжет прохода стюардессы по круговому коридору, в точности повторяющий проход Паши Козелкова вокруг меня, приклеенного клеем Лба. Но мы- то это сделали на 25 лет раньше американцев!! Честь и хвала Андрею Михайловичу Кириллову (оператор) Константину Загорскому (художнику) и всей нашей киногруппе. Всё было сделано на удивление просто. 2 дюжих мужика из Ялтинской киностудии проворачивали канатами коридор, я был к нему прикреплен намертво (минут на двадцать эта конструкция сломалась, я оказался в верхней точке головой вниз,) а Саша Григорьев (Паша Козелков) просто пробегал по вращающейся конструкции Камера была закреплена в некоей точке коридора и вращалась вместе с ним. Кстати, всем нам досталось- Володю Савина (М.Копаныгина) для эффекта невесомости должны были ввести в коридор на конце ствола некоего подобия пушки, с последующим проворачиванием. Но проворачивать начали до момента попадания фигуры в створ двери. Сашка Григорьев несколько раз падал во вращающемся коридоре и оказывался головою вниз. Когда снимали сцену вылета Лба в мусорном пакете – обломилась балка, на которой мы с ним были закреплены…падали на бетонный пол с высоты 3-4 метров.

 

Дмитрий Иванов

Невесомость в командном отсеке достигнута за счёт того, что (Ялтинская киностудия) командный отсек развернули на 90 градусов, нас подвесили в креслах висеть на несколько часов, камера была снизу. Трос, на котором вводили в кадр Копаныгина, получался в кадре за его спиной (от двери) и поэтому невидим. Простенько, но эффектно.!! Где-то на одном из сайтов в Интернете пришлось прочитать «озарение» одного из почитателей фильма на тему съёмок невесомости… якобы нас в падающем с небес самолёте снимали (типичная имитация невесомости при подготовке космонавтов). Всё было проще!!
-По поводу узнаваемости на улице – есть два воспоминания: в бытность студентом (где-то 3 курс) имел удовольствие быть пионервожатым. Привезли наш фильм в летний кинозал. Детишки (отряд по 10-11 лет) наперебой оборачиваются и говорят о похожести меня самого на себя самого. Я долго молчал, чтобы не вызвать понятно ожидаемую звуковую реакцию (так представлялось). В конце - концов не выдержал и шепотом признался, что это я. Реакция была до удивления неожиданна: «Да пошел ты!» Второй характерный случай связан с посещением киноконцертного зала. Кинотеатр «Юность»
на « Октябрьском поле»..Небольшой, уютненький. Так и представлялось, что по окончании сеанса я выйду неожиданно для вдруг узнавших меня зрителей из-за колонн.
Не тут-то было! В конце «Москвы-Кассиопеи» сюжет связи с Землей смонтировали так, что на вопрос «Витя, вы нас слышите?» мой ответ звучит где-то через минуту (пока гаснет изображение на экране и т.д.) В результате слышу в зале комментарий: «Идиот!» Понятно, что после такого высказывания мне себя демонстрировать не захотелось.


Казалось бы, вполне обеспеченная блестящая кинокарьера у Ершова не сложилась. В силу определенных личных причин он решил оставить кинематограф. Миша закончил обыкновенный технический вуз и сейчас работает в Московском метрополитене, обеспечивая его нормальную жизнедеятельность.

Михаил Ершов, роль - Виктор Середа Москва-Кассиопея, Отроки во вселенной, тогда

Александр Григорьев, роль - Паша Козелков

Одни говорят, что он не выдержал испытания славой, другие, что просто сделал свой выбор. Прослужив в армии, он пропал из поля зрения своих прежних друзей. Однажды Вадим Ледогоров ехал домой с какой-то встречи. Поймал такси, открыл дверцу, и вдруг из машины раздается: "Садись, Лысый!" Шофером такси оказался Саша. Он и по сей день водит машины с шашечками на бортах. Его жалеют, но, кто знает, может быть, профессионально крутить баранку все же лучше, нежели играть в эпизодах.

Александр Григорьев, роль - Паша Козелков Москва-Кассиопея, Отроки во вселенной, тогда

Владимир Савин, роль - Миша Копаныгин

Иногда человек так вживается в роль, что это откладывает отпечаток на его жизнь. Владимир действительно, как в фильме, влюбился в Иру Попову. Они поженились, но что - то не пошло в семейной жизни. Вскоре они расстались. 
Кроме Иры Поповой, он был единственным из всей семерки, кто снимался еще до "Москвы — Кассиопеи". Об их романе с Ирой шушукалась почти вся съемочная группа. Все началось с романтических посиделок на берегу Черного моря, а спустя пять лет закончилось свадьбой. Вова поступил в МГУ на геологический факультет. После расставания с Ирой он закончил Академию внешней торговли по специальности экономист-международник. В настоящее время Володя работает начальником аналитического отдела российского "Красного Креста".

Владимир Савин, роль - Миша Копаныгин Москва-Кассиопея, Отроки во вселенной, тогда

Владимир Басов ( младший), роль - "Лоб", Федя Лобанов

Сын актера и режиссера Владимира Басова и актрисы Натальи Фатеевой. 

В 1991 году окончил ВГИК, курс Сергея Бондарчука. 

Сниматься в кино начал в 70-х годах, играл в таких фильмах, как "Москва - Кассиопея", "Отроки во Вселенной", "Время и семья Конвей", "Чужие здесь не ходят" и др. 

Как режиссер дебютировал в 1993 году фильмом "Бездна. Круг седьмой".

Заслуженный деятель искусств России (2007).

 

Ольга Битюкова, роль - Варвара Кутейщикова

Отец — актёр Борис Битюков (1921-2002). Мать — актриса Юлиана Бугаева.
Первая роль кино — Варвара Кутейщикова в фильме "Москва - Кассиопея" (1974).
После окончания школы предприняла попытку поступить во ВГИК, а после неудачи — в Институт культуры. 
Мечты об актёрской карьере пришлось на время оставить. Поработав в Ленинской библиотеке, Оля получила приглашение на роль. Потом она работала в кино и параллельно выучилась на конструктора одежды, закончив Московский технологический институт лёгкой промышленности, а затем и ГИТИС, ныне РАТИ (1992, мастерская Леонида Топчиева). 
В тяжёлые времена развала отечественного кинематографа работала дилером в одной из известных компаний.
В конце 1990-х годов вернулась к актёрской профессии.

Ольга Битюкова, роль - Варвара Кутейщикова Москва-Кассиопея, Отроки во вселенной, тогда

Надежда Овчарова, роль - Юля Сорокина

Предпочла кинематографу музыку, пела в Академическом Большом хоре радио и телевидения.

Надежда Овчарова, роль - Юля Сорокина Москва-Кассиопея, Отроки во вселенной, тогда

Ирина Савина (в титрах Попова), роль - Катя Панферова

Ире было десять лет, когда ее пригласили сниматься на Киностудии имени М.Горького в фильме режиссера П.Любимова "Новенькая", где она сыграла талантливую и очень своенравную гимнастку с явными признаками "звездной болезни".
Известной её сделала роль Кати Панфёровой в фантастической дилогии «Москва — Кассиопея» и «Отроки во Вселенной». На съёмках этих фильмов она познакомилась с другим юным актёром, Владимиром Савиным. Через несколько лет они поженились, Попова взяла фамилию мужа. Брак продлился недолго.

Участие в съемках фильма повлияло на выбор профессии - Ирина стала актрисой (теперь уже как Ирина Савина). В 1978 году окончила актерское отделение Школы-студии МХАТ. По окончании была принята в труппу Московского театра имени М.Н.Ермоловой, где играет и по сей день.
Одна из самых заметных киноролей - гимназистка Земфиреску в телефильме "Безымянная звезда".

В последнее время, как и большинство наших актёров, занимается озвучаниями западных телесериалов (её голос звучит, например, в "Альфе" и "Симпсонах") и даже участвует в русификации компьютерных игр.
В конце 1980-х вышла замуж за актёра Бориса Быстрова, у супругов родился сын Николай.

Актриса театра имени Ермоловой.

Заслуженная артистка РФ (2001).

Ирина Савина (в титрах Попова), роль - Катя Панферова Москва-Кассиопея, Отроки во вселенной, тогда

 

Василий Меркурьев (06.04.1904 - 12.05.1978), роль - Николай Кириллович Благовидов, академик

Заслуженный артист РСФСР (11.01.1947).
Народный артист РСФСР (13.07.1955).
Народный артист СССР (17.10.1960).

Окончил Ленинградский институт сценических искусств (1926).
Театральную деятельность начал в 1920 году в театре города Острова Псковской губернии. С 1922 года - управляющий в театре города Новоржева.
С 1926 года — артист Ленинградских театров: актёрского мастерства под руководством Л.С. Вивьена - филиала Ленинградского академического театра драмы, окружного театра Красной Армии, Передвижного театра под руководством Л. С. Вивьена, театра им. ЛОСПС.
С 1937 года — актёр и режиссёр Ленинградского академического театра драмы имени А. С. Пушкина.
С 1934 года — преподаватель (с 1950 года — профессор) Ленинградского театрального института (впоследствии ЛГИТМиК; ныне СПГАТИ), где вместе со своей женой Ириной Всеволодовной Мейерхольд (1905—1981) руководил актёрской мастерской. Член ВКП(б) с 1948 года.

Василий Меркурьев — актёр очень яркого дарования, острой характерности. Ему одинаково удаются как комедийные и характерные роли, так и драматические. В 1937 году сыграл свою первую заметную роль — студент-меньшевик в фильме "Возвращение Максима". Сочно, ярко, на грани гротеска играет он в комедиях "Небесный тихоход" (старший лейтенант Туча), "Верные друзья" (академик Нистратов), "Двенадцатая ночь" (Мальволио), драмах "Член правительства" (агроном Сташков), "Звезда" (старшина Аниканов), киноповестях "Серёжа" (дядя Костя), "Обыкновенный человек" (Ладыгин), киносказке "Золушка" (Лесничий). В роли актера Синичкина ("На подмостках сцены" по водевилю Д.Т. Ленского) особенно проявились свойственные Меркурьеву мягкий юмор, обаяние, тёплый лиризм, психологическая тонкость. Мощно и размашисто сыграны Меркурьевым драматические роли в картинах "Повесть о настоящем человеке", "Летят журавли", "Люди на мосту”.

Ушёл из жизни в Ленинграде 12 мая 1978 года в 13 часов дня. Похоронен актёр 16 мая на Литераторских мостках Волковского кладбища.

Василий Меркурьев (06.04.1904 - 12.05.1978), роль - Николай Кириллович Благовидов, академик Москва-Кассиопея, Отроки во вселенной, тогда

Лев Дуров (23.12.1931 - 20.08.2015), роль - Сергей Сергеевич Филатов, академик

Из знаменитой династии русских цирковых артистов — дрессировщиков и клоунов.

Заслуженный артист РСФСР (9.08.1974).
Народный артист РСФСР (4.08.1982).
Народный артист СССР (28.02.1990).

Окончил Школу-студию МХАТ (1954, курс Георгия Авдеевича Герасимова и Сергея Капитоновича Блинникова), Высшие режиссёрские курсы при ГИТИСе (1978).

В 1954-1963 годах — актёр Центрального детского театра.
В 1963-1967 годах — артист театра имени Ленинского комсомола.
С 1967 года — актёр драматического театра на Малой Бронной. В 2003-2007 годах — главный режиссер театра; самостоятельно ставил спектакли с 1977 года.

В 1996 году как художественный руководитель выпустил курс студентов в Школе-студии МХАТ.
В 1999 году в издательстве "Алгоритм" вышла книга Л.К. Дурова "Грешные записки". 

Действительный член Российской академии естественных наук (1996).
Академик Российской академии кинематографических искусств "НИКА".

Супруга: Кириченко Ирина Николаевна (1931—2011), актриса.
Дочь: Дурова Екатерина Львовна (1959), актриса.
Дядя: Садовский, Пров Михайлович (младший) (1874—1947) — актёр, театральный режиссёр, народный артист СССР (1937).

Ушёл из жизни ночью 20 августа 2015 года в Москве. 
Похоронен актёр 24 августа на Новодевичьем кладбище столицы
 

Лев Дуров (23.12.1931 - 20.08.2015), роль - Сергей Сергеевич Филатов, академик Москва-Кассиопея, Отроки во вселенной, тогда

Юрий Медведев (01.04.1920 - 18.07.1991), роль - Василий Анистифорович Огонь-Дугановский, академик

Заслуженный артист РСФСР (20.12.1972).
Народный артист РСФСР (3.07.1981).

В 1942 году окончил Московское городское театральное училище и стал артистом фронтового театра ВТО.
После окончания войны актёр перешёл в труппу Московского театра им.М.Н. Ермоловой, а с 1986 играл на сцене Малого театра СССР.

Умер 18 июля 1991 года в белорусском городе Гродно. 
Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве, участок № 2.

Юрий Медведев (01.04.1920 - 18.07.1991), роль - Василий Анистифорович Огонь-Дугановский, академик Москва-Кассиопея, Отроки во вселенной, тогда

Петр Меркурьев (17.06.1943 - 27.09.2010), роль - Александр Иванович Курочкин, академик

Актёр, музыковед, журналист.
Заслуженный деятель искусств России (15.01.2001).

Родился 17 июня 1943 года в городе Колпашево (Томская область, РСФСР, СССР) в актёрской семье: его отец Василий Меркурьев — народный артист СССР, мать Ирина — дочь знаменитого театрального режиссёра Всеволода Мейерхольда. С ранних лет Пётр проявлял интерес к искусству. 

Учился в музыкальных училищах при Ленинградской и Московской консерваториях. Окончил Харьковский государственный институт искусств. Работал педагогом в детской хоровой школе "Весна" и хоровой студии "Пионерия".

В 1974-1992 годах работал в Союзе композиторов СССР — сперва в должности заместителя председателя, а затем и председателя комиссии по музыкально-эстетическому воспитанию детей и юношества. В перестройку устроился в газету «Музыкальное обозрение», в которой с 1990 года и до конца жизни работал в должности заместителя главного редактора.

Пётр Меркурьев исполнил более 70 ролей в фильмах таких известных кинорежиссёров, как Эльдар Рязанов, Сергей Бондарчук, Карен Шахназаров, Алексей Герман и других.
В кино преимущественно играл роли утончённых интеллигентов, творческих людей, учёных.

Ушёл из жизни утром 27 сентября 2010 года в Москве. Похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища Санкт-Петербурга.

Петр Меркурьев (17.06.1943 - 27.09.2010), роль - Александр Иванович Курочкин, академик Москва-Кассиопея, Отроки во вселенной, тогда

Анатолий Адоскин, роль - Кондратий Пантелеймонович, отец Паши

Заслуженный артист РСФСР (30.09.1981).
Народный артист РФ (9.04.1996).

Детство Анатолия Адоскина прошло во дворе дома, в котором жили артисты МХАТа, Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.

Окончил Студию Завадского при театре им. Моссовета в 1948 году.
После окончания студии приглашен в труппу театра.
В 1961 году перешел в труппу театра «Современник», а в 1965 году был приглашен в театр им. Ленинского комсомола.
В 1968 году вернулся в театр имени Моссовета.
Много лет преподает в Школе-студии МХАТ.

На телевидении и радио выступал с авторскими передачами, посвященными творчеству русских поэтов и писателей: "Что мой Кюхля", "Мой первый друг" (Ив. Пущин), "Мой милый Саша" (Ал. Одоевский), "О, Дельвиг мой", "В. А. Жуковский", "Жил поэт Баратынский", "Последний день Лицея", "Наш доброжелатель Козьма Прутков", "Чудотворец Батюшков", "Дайте, дайте мне Раневскую".

В 2002 году он был выдвинут на соискание национальной премии в области кинематографа "Золотой орел" в номинации "Лучшая мужская роль второго плана" за работу в картине А. Кончаловского "Дом дураков".

 

Вадим Ледогоров, роль - Агапит

Сын актера Игоря Ледогорова.

В 1978 году окончил Школу-студию МХАТа, где занимался у В.Станицына, А.Степановой, С.Пилявской, Е.Евстигнеева.
Играл в театре им.Ермоловой, театре Российской Армии, театре им. Пушкина.

Режиссерское образование получил в ГИТИС (РАТИ) у Эфроса и Арцибашева.
На российском телевидении поставил "Провинциалку" Тургенева, сделал много радиопостановок. 

В апреле 1995 года уехал с семьей в Новую Зеландию. 
Почти год не мог найти работу по своим специальностям - актер и режиссер-постановщик. Рассылал резюме и предлагал свои театральные проекты различным телевизионным и театральным компаниям. Один из этих проектов - "Три сестры" Чехова - заинтересовал менеджера театральной школы института UNITEC. 

За годы работы в Новой Зеландии поставил спектакли "Антигона" Ануя, "Декамерон" Бокаччио, "Двенадцатая ночь" Шекспира, "Голый король" Шварца. 
К 200-летию А.С.Пушкина была поставлена музыкальная литературно-поэтическая композиция, в которой Вадим Ледогоров участвовал и как актер. Также он активно работает на радио "Ярославна", где записал сказку Ершова "Конек-Горбунок".

Вадим Ледогоров, роль - Агапит Москва-Кассиопея, Отроки во вселенной, тогда

Игорь Ледогоров (09.05.1932 - 10.02.2005), роль - инопланетянин

Заслуженный артист РСФСР (29.12.1979).
Народный артист РСФСР (17.07.1989).

С началом войны он вместе с семьёй оказался в эвакуации в Ташкенте. Здесь Игорь впервые соприкоснулся с миром кино, участвовал в массовке знаменитой картины режиссёра Леонида Лукова «Два бойца» (1943).
Окончил Ташкентский политехнический институт (1958), Ташкентский театрально-художественный институт имени А.Н. Островского (1964).

С 1967 года — актёр Ленинградского театра имени Ленинского комсомола.
С 1969 года — актёр Ленинградского театра имени Ленсовета.
С 1971 года — актёр Центрального академического театра Советской Армии. 

В постперестроечное время Игорь Ледогоров, как и многие актёры его поколения, оказался невостребованным. Жил скудно и трудно. В 1997 году уехал в Новую Зеландию — вслед за сыном Вадимом Ледогоровым, который преподавал в местной театральной студии. 
Жил он в Новой Зеландии хорошо. Чистый воздух, покой, прекрасная природа. Жил он в своём доме, рядом любящая жена, сын, невестка, внуки. Когда было вдохновение играл в театре. На английском языке — "Вишнёвый сад" Чехова (Фирс), снялся в нескольких рекламах, последний раз он играл вместе с Вадимом Ледогоровым и Галиной Самойловой (Ледогоровой) в театральном вечере "В гостях у Чехова" (Медведь, Предложение, Неведомые миру слёзы). Это было в 2003 году.

Ушёл из жизни 10 февраля 2005 года в Кэмбридже (Новая Зеландия), там же и похоронен.

Игорь Ледогоров (09.05.1932 - 10.02.2005), роль - инопланетянин Москва-Кассиопея, Отроки во вселенной, тогда

Нелли Витепаш, роль - робот-вершитель

В 1967 году окончила Всесоюзный государственный институт кинематографии (мастерская В.Белокурова).

Была актрисой киностудии им. М.Горького. Мастер дубляжа и озвучания зарубежных фильмов.

Нелли Витепаш, роль - робот-вершитель Москва-Кассиопея, Отроки во вселенной, тогда

По сюжету картины, с планеты Альфа из созвездия Кассиопеи до Земли долетает сигнал бедствия, посланный разумными существами. На Альфу Кассиопеи решено снарядить экспедицию. Так как полёт будет продолжаться много лет, команду формируют из подростков не старше 14 лет, чтобы к его концу, космонавты находились в расцвете жизненных сил. Благодаря вмешательству космического "зайца", корабль оказывается у конечной цели значительно раньше намеченного срока. Вторая серия фильма "Отроки во Вселенной" рассказывает, удалось ли выполнить юным героям возложенную на них миссию. 

Тринадцати-четырнадцати летних подростков, снимавшихся в фильме поставили в жесткие рамки. На все время съемок их никто не освобождал от учебы. Когда выезжали сниматься в Крым, то они должны были ходить в местную школу за несколько километров от базы;
По воспоминаниям Ричарда Викторова, однажды ночью он пошел к морю и совершенно случайно застал там вовсю отрывающихся на ласковой морской волне юных «космонавтов». Эти заплывы едва не стоили им ролей. Лишь под серьезным давлением директора фильма, упиравшего на финансовые трудности замены основных актеров, режиссер сменил гнев на милость и позволил провинившимся деткам продолжить работу.
Зарплата актеров-подростков составляла 100 руб. в месяц

 

Первоначально существовал единый сценарий, без деления на два фильма, но когда объем отснятого материала превысил стандартный хронометраж советского фильма, из Госкино СССР было получено разрешение снять два, поэтому вторая часть дилогии «Отроки во Вселенной» не снималась, как отдельный фильм, а была смонтирована из отснятого материала для фильма «Москва - Кассиопея», так материала получилось достаточно много и вырезать было нечего. В фильмы вошел практически весь отснятый материал
На съемки фильма Ричарду Викторову выделили полтора миллиона рублей, что по тем временам составляло истинно космическую сумму. Правды ради нужно сказать, что в результате социалистической экономии бюджет дилогии был урезан более чем на 600 тысяч рублей

 

Внимательные зрители заметили в Исполняющем Особые Обязанности, которого играл замечательный актер Иннокентий Смоктуновский, намек на работника спецслужб. И.О.О., в отличие от множества современных фильмов, где зрителю навязывается образ работника службы безопасности исключительно в негативном свете, персонаж позитивный и необыкновенно полезный.
Смоктуновского пришлось очень долго уговаривать, прежде чем он дал свое согласие на участие в съемках, а Дуров относился к "Кассиопее" весьма скептически и не верил в ее успех.

 

Именно из-за костюмов «Москва-Кассиопея» и «Отроки во Вселенной» часто путают с фильмом по сценарию Сергея Михалкова «Большое космическое путешествие» (та лента, где героев вместо космоса отправляют под землю и в конце концов они вылезают на свет Божий из водопроводного люка). Кинолента «Большое космическое путешествие» была отснята спустя год после выхода на экраны дилогии. В ней использовались те же самые костюмы и декорации. Неприятную историю удалось замять лишь благодаря Ричарду Викторову, который, питая известное уважение к Сергею Михалкову, спустил скандал на тормозах.

 

Ленинградские фантасты, для которых был устроен специальный показ фильма после завершения работы кинематографистов приняли его в штыки.Они говорили, что это издевательство над научной фантастикой, что в фильмах масса совершенно абсурдных вещей, то есть подходили к этому с точки зрения ученых. Только Борис Стругацкий был наиболее лоялен, он-то ведь понимал, что такое юмористическая фантастика. Конечно, в фильме многое противоречит науке, даже с фантастическими допущениями. Например, роботы, падающие в обморок от задачи «А и Б сидели на трубе…». Это была ирония по отношению к настоящей фантастике

 

Несколько эпизодов с участвовавшим в фильме Львом Дуровым были пересняты заново, потому что он оказался в них слишком похож на Владимира Ленина

 

Очень большую роль в том, что фильм состоялся, сыграл оператор Андрей Кириллов. В «Отроки во Вселенной» есть эпизод, когда роботы меняются головами, - он возник в результате его инициативы. Андрей сказал, что знает, как это сделать, и сценаристы моментально написали текст. Так возник довольно забавный эпизод. Сценарист ведь может придумать многое, но если оператор не понимает, как это сделать на пленке, то ничего не выйдет… Он же придумал, как «сделать» невесомость и многое другое

 

Специалисты-астрономы посоветовали режиссеру изменить название фильма. Дело в том, что некогда в созвездии Кассиопеи произошел взрыв, поэтому теоретически лететь туда было невозможно. В качестве достойной замены ученые предложили киношникам звезду Тау. Однако Викторов настоял на Кассиопее

 

Сценаристы Авенир Зак и Исай Кузнецов очень дружно работали с режиссером, принимая или отвергая какие-либо его предложения по фильму. Была только одна сцена, против которой они очень воевали с Ричардом Викторовым, но в итоге режиссер своего добился. В фильме есть такой эпизод, когда ребята перед полетом приходят на Красную площадь. Сценаристы считали, что этот эпизод какой-то фальшивый и не укладывается в стилистику фильма. Но, возможно именно этот эпизод и помог фильму пройти идеологические кордоны

 

Сцена возле капсулы, когда Варька отказывается улетать с планеты сначала была снята с первого дубля. А через несколько дней пришла информация - брак пленки и сцену пришлось переснимать заново. Но на этот раз было сделано 14 дублей - так тяжело далась повторная съемка актерам;
Но своеобразный рекорд поставил Басов. Свою фразу, - «По-моему, это сделал я»,- ему пришлось говорить 19 дублей

 

Сцены будущего, когда звездолёт «ЗАРЯ» после 27-летнего молчания вышел на связь, снимались в Зеленограде, возле зданий Южной промзоны и Московского института электронной техники (МИЭТ);
 

источники: prazdnichnyymir.ру, otroki.druid.ру, rinatsibagatull.beon.ру

Обновлено 29/05/16 16:00:

Фильмы «Москва-Кассиопея» и «Отроки во Вселенной» пользовались настолько большим успехом у юного зрителя, что и режиссер и сценаристы получали продолжения написанные самими ребятами;
Фильм снимали на студии Горького в самом большом павильоне, а для работы на натуре ездили в Ялту. Что же касается знаменитых инопланетных пейзажей, то их снимали под Керчью на территории находящегося там закрытого военного полигона. Вся земля там была изрыта воронками от снарядов, а чудовищная концентрация соли на почве создавала совершенно фантастический эффект.

О спецэффектах, реквизите и костюмах


Секрет невесомости. Ответ на вопрос о том, как создавалась невесомость в фильме знает инженер-конструктор, ветеран Ялтинской киностудии Валерий Павлотос, которому, собственно, и принадлежит передовая по тому времени идея «невесомости» в кадре. Для воплощения идеи Валерия Павловича на Ялтинской киностудии построили огромную декорацию - 18-метровый «Коридор звездолета». Декорация вращалась вокруг своей оси, как барабан револьвера. Вращение обеспечивали внешние роликовые опоры. И получалось так, что при вращении пол коридора вместе с закрепленной кинокамерой «уезжал» вверх на стену, стена смещалась на потолок и так по кругу. При съемке в кадр забегал первый космонавт и, по сценарию, прилипал ботинком к клею. Он наклонялся, чтобы расшнуровать ботинок, и в этом моменте делалась монтажная перебивка. Мальчика закрепляли корсетом в таком положении. Потом начиналось вращение коридора, и второй мальчик бежал как бы по стене и потолку, но на самом деле все время двигался по горизонтали. При первом дубле в этом моменте - когда мальчишки встречались голова к голове - случился курьез. Забыли о земном притяжении, и у мальчика с приклеенным ботинком, который для зрителя оставался на полу (а был закреплен вниз головой), вдруг волосы встали дыбом! Пришлось ему надевать на голову сеточку. Потом была еще одна перебивка, мальчик освобождал ногу из ботинка и убегал дальше по коридору, когда в отсек «влетал» третий пилот. Он не касался пола и стен, потому что был пристегнут спрятанными под одежду ремнями к стальной трубе и перекрывал ее телом от кинокамеры… Так была сымитирована «невесомость» не для одного человека, как у Кубрика, а сразу для трех!
Впоследствии шведы оборвали все студийные телефоны с просьбами предоставить им раскадровки и планы суперконструкции в которой снималась невесомость.

Обновлено 29/05/16 16:02:

Почему Агапит лысый? Чтобы отличаться от земных детей. Надо было, чтобы он очень отличался. Вот и все. Во всяком случае, таково было объяснение Ричарда Викторова. И никакой идеи с отращиванием волос изначально не было! Этой сцены вообще не было в сценарии. Вадиму Ледогорову, исполнителю роли Агапита, приходилось терпеть насмешки в школе, косые взгляды на улице и носить дурацкую кепку даже летом, потому что лысая мальчишеская голова в то время выглядела несколько странно (вспомните мужские прически тех лет)

 

Обновлено 29/05/16 16:03:

В дилогии снимались четыре актерские династии:
 

Жена режиссера Ричарда Викторова - Надежда Семенцова-Викторова, их дочь Анна Викторова (ныне - режиссер) и сын Николай Викторов (ныне тоже режиссер, выпустивший обновленный вариант фильма своего отца "Через тернии к звездам").

Наталья Фатеева и ее сын, Владимир Басов-младший.

Игорь Ледогоров и его сын Вадим Ледогоров

Оставьте свой голос:

330
+