Контент опубликован пользователем сайта

Про звезд

Теория разбитых окон: как победили преступность в Нью-Йорк

61
Теория разбитых окон: как победили преступность в Нью-Йорк

В 1980-х годах Нью-Йорк представлял собой ад. Там совершалось более 1 500 тяжких преступлений каждый день: 6-7 убийств в сутки. Ночью по улицам ходить было опасно, а в метро рисковано ездить даже днем. Грабители и попрошайки в подземке были обычным делом. Грязные и сырые платформы едва освещались. В вагонах было холодно, под ногами валялся мусор, стены и потолок сплошь покрыты граффити.

Город был в тисках самой свирепой эпидемии преступности в своей истории. Но потом случилось необъяснимое. Достигнув пика к 1990-му году, преступность резко пошла на спад. За ближайшие годы количество убийств снизилось на 2/3, а число тяжких преступлений – наполовину. К концу десятилетия в метро совершалось уже на 75 % меньше преступлений, чем в начале. По какой-то причине десятки тысяч психов и гопников перестали нарушать закон.

Что произошло? Кто нажал волшебный стоп-кран и что это за кран?
Его название – «Теория разбитых окон». Канадский социолог Малкольм Гладуэлл в книге «Переломный момент» рассказывает:
«Разбитые окна» — это детище криминалистов Уилсона и Келлинга. Они утверждали, что преступность — это неизбежный результат отсутствия порядка. Если окно разбито и не застеклено, то проходящие мимо решают, что всем наплевать и никто ни за что не отвечает. Вскоре будут разбиты и другие окна, и чувство безнаказанности распространится на всю улицу, посылая сигнал всей округе. Сигнал, призывающий к более серьезным преступлениям».

Гладуэлл занимается социальными эпидемиями. Он считает, что человек нарушает закон не только (и даже не столько) из-за плохой наследственности или неправильного воспитания. Огромное значение на него оказывает то, что он видит вокруг. Контекст.

Нидерландские социологи подтверждают эту мысль. Они провели серию любопытных экспериментов. Например, такой. С велосипедной стоянки возле магазина убрали урны и на рули велосипедов повесили рекламные листовки. Стали наблюдать – сколько народа бросит флаеры на асфальт, а сколько постесняется. Стена магазина, возле которого припаркованы велосипеды, была идеально чистой.

Листовки бросили на землю 33% велосипедистов.
Затем эксперимент повторили, предварительно размалевав стену бессодержательными рисунками.

Намусорили уже 69 % велосипедистов.
Но вернемся в Нью-Йорк в эпоху дикой преступности. В середине 1980-х в нью-йоркском метрополитене поменялось руководство. Новый директор Дэвид Ганн начал работу с… борьбы против граффити. Нельзя сказать, что вся городская общественность обрадовалась идее. «Парень, займись серьезными вопросами – техническими проблемами, пожарной безопасностью, преступностью… Не трать наши деньги на ерунду!» Но Ганн был настойчив:

«Граффити — это символ краха системы. Если начинать процесс перестройки организации, то первой должна стать победа над граффити. Не выиграв этой битвы, никакие реформы не состоятся. Мы готовы внедрить новые поезда стоимостью в 10 млн. долларов каждый, но если мы не защитим их от вандализма – известно, что получится. Они продержатся один день, а потом их изуродуют».

И Ганн дал команду ощищать вагоны. Маршрут за маршрутом. Состав за составом. Каждый чертов вагон, каждый божий день. «Для нас это было как религиозное действо», — рассказывал он позже.

В конце маршрутов установили моечные пункты. Если вагон приходил с граффити на стенах, рисунки смывались во время разворота, в противном случае вагон вообще выводили из эксплуатации. Грязные вагоны, с которых еще не смыли граффити, ни в коем случае не смешивались с чистыми. Ганн доносил до вандалов четкое послание.

«У нас было депо в Гарлеме, где вагоны стояли ночью, – рассказывал он. – В первую же ночь явились тинейджеры и заляпали стены вагонов белой краской. На следующую ночь, когда краска высохла, они пришли и обвели контуры, а через сутки все это раскрашивали. То есть они трудились 3 ночи. Мы ждали, когда они закончат свою «работу». Потом мы взяли валики и все закрасили. Парни расстроились до слез, но все было закрашено снизу доверху. Это был наш мэссидж для них: «Хотите потратить 3 ночи на то, чтобы обезобразить поезд? Давайте. Но этого никто не увидит»…

В 1990-м году на должность начальника транспортной полиции был нанят Уильям Браттон. Вместо того, чтобы заняться серьезным делом – тяжкими преступлениями, он вплотную взялся за… безбилетников. Почему?

Новый начальник полиции верил – как и проблема граффити, огромное число «зайцев» могло быть сигналом, показателем отсутствия порядка. И это поощряло совершение более тяжких преступлений. В то время 170 тысяч пассажиров пробирались в метро бесплатно. Подростки просто перепрыгивали через турникеты или прорывались силой. И если 2 или 3 человека обманывали систему, окружающие (которые в иных обстоятельствах не стали бы нарушать закон) присоединялись к ним. Они решали, что если кто-то не платит, они тоже не будут. Проблема росла как снежный ком.

Что сделал Браттон? Он выставил возле турникетов по 10 переодетых полицейских. Они выхватывали «зайцев» по одному, надевали на них наручники и выстраивали в цепочку на платформе. Там безбилетники стояли, пока не завершалась «большая ловля». После этого их провожали в полицейский автобус, где обыскивали, снимали отпечатки пальцев и пробивали по базе данных. У многих при себе оказывалось оружие. У других обнаружились проблемы с законом.

«Для копов это стало настоящим Эльдорадо, – рассказывал Браттон. – Каждое задержание было похоже на пакет с поп-корном, в котором лежит сюрприз. Что за игрушка мне сейчас попадется? Пистолет? Нож? Есть разрешение? Ого, да за тобой убийство!.. Довольно быстро плохие парни поумнели, стали оставлять оружие дома и оплачивать проезд».

В 1994 году мэром Нью-Йорка избран Рудольф Джулиани. Он забрал Браттона из транспортного управления и назначил шефом полиции города. Кстати, в Википедии написано, что именно Джулиани впервые применил Теорию разбитых окон. Теперь мы знаем, что это не так. Тем не менее, заслуга мэра несомненна – он дал команду развить стратегию в масштабах всего Нью-Йорка.

Полиция заняла принципиально жесткую позицию по отношению к мелким правонарушителям. Арестовывала каждого, кто пьянствовал и буянил в общественных местах. Кто кидал пустые бутылки. Разрисовывал стены. Прыгал через турникеты, клянчил деньги у водителей за протирку стекол. Если кто-то мочился на улице, он отправлялся прямиком в тюрьму.

Уровень городской преступности стал резко падать – так же быстро, как в подземке. Начальник полиции Браттон и мэр Джулиани объясняют: «Мелкие и незначительные, на первый взгляд, проступки служили сигналом для осуществления тяжких преступлений».

Цепная реакция была остановлена. Насквозь криминальный Нью-Йорк к концу 1990-х годов стал самым безопасным мегаполисом Америки.

Источник:рrointerest.ру

Оставьте свой голос:

1357
+

Комментарии 

Войдите, чтобы прокомментировать

TODey
TODey

В NY победили преступность? Вот это новость!

Malecka
Malecka

TODey, победить - не побелили (возможно ли вообще ее победить в мире), но снизил уровень преступности на зависть многим мегаполисам...

TODey
TODey
Показать комментарий
Malecka
Malecka

TODey, когда снизили в разы, то это все же большое достижение... в Пекине нет такого количества нац. банд, которые и составляют основную часть статистики преступлений в НЙ... к тому же, в Китае полный запрет на огнестрельное оружие... изначально позиции неравные для сравнений...
мы же не разные страны сравниваем, а НЙ 80-х - начала 90-х и нынешний НЙ... сейчас в разы безопаснее...

tutelka
tutelka

TODey, без предвзятости-когда смотришь картинки или ролики о Китае,то видно,что в домах,где живет обычный народ, окна и балконы зарешечены до пятого этажа.Вот с безопасностью как это сопрягается?

LusillaDrake
LusillaDrake

tutelka, да это мифы известные.
Я встречалась с китайским аспирантом в свое время, он мне много каких мифов развенчал относительно китая

Sushi
Sushi

tutelka, я жила и живу в Китае. На 24 этаже, на 2, на 4 - везде решетки. С преступностью это не связано. Какой преступник полезет на 24 этаж через окно? Тем более это далеко не последний этаж. Там легче китайскую дверь вскрыть. Мне сами китайцы говорили, что это чтобы мусор в окна не выбрасывали

tutelka
tutelka

Sushi, все таки можно допустить,что публика,способная выкидывать мусор с двадцатых этажей в благоустроенном городе не будучи ограничена решеткой, способна и на многое другое. Тогда удивляет ,что власть,сумевшая так жестко дисциплинировать и сплотить огромный народ,в этом отношении не справилась.А вообще жаль,что нет возможности послушать о вашей китайской жизни со всеми коллизиями.Всегда интересно,как наш человек вписывается в другой мир-а уж в китайский подавно.Приходится же иногда читать,что Китай-это не просто другая цивилизация ,а другая планета.

LusillaDrake
LusillaDrake

TODey, кто сказал?)))

GulJa3
GulJa3

TODey, Кстати в Японии в середщине 50 годов , практически полностью была побеждена наркомания и торговля наркотиками. В период с 1951 по 1953 год в Китае полностью было искоренено курение опиума, имевшее трехсотлетнюю традицию. А вот нам трудно представить , что такое возможно.

Diogenes
Diogenes
Показать комментарий
babypop369
babypop369

TODey, менталитет другой

ksivalove
ksivalove

TODey, по сравнению с 70-80 - победили. Все абсолютно спокойно пользуются метро (и брокеры с wall st, и подростки из гетто), в манхэттане нет районов уже, где страшно находиться (Гарлем уже, как говорится, далеко не тот)
Естественно, на 100% искоренить преступность в мегаполисе невозможно, но то, что НЙ- безопасный город, это факт

Ann3004
Ann3004
Показать комментарий
ksivalove
ksivalove

Ну вообще-то я живу в нй много лет. Ann3004,
Я ж вам не говорю, что преступности в США нет, откуда вы это взяли?! Я говорю, что по сравнению с 80ми, город очень сильно очистили и обезопасили (о чем собственно и статья!). Если вы так статистикой увлекаетесь, посмотрите на каком месте в США по уровню разбоев и грабежей находится нй

Ann3004
Ann3004
Показать комментарий
ksivalove
ksivalove

Во-первых, при чем здесь Россия? Во-вторых, добавлю к вашему зарождающемуся увлечению статистикой вот такой рейтинг (the Economist для вас авторитетный источник?) - the safest cities in the world. http://safecities.economist.com/whitepapers/safe-cities-index-white-paper/

НЙ в top 10 в мире. Так что не только мне безопасно в метро кататься.
Ann3004,

Ann3004
Ann3004
Показать комментарий
ksivalove
ksivalove

Вопросик.нет - отличный сайт, безусловно! Я смысл спора не особо понимаю, и что вы пытаетесь доказать - тем более. Соберётесь в нй - не бойтесь, отличный город. Ann3004,

Ann3004
Ann3004
Показать комментарий
Загрузить еще

Войдите, чтобы прокомментировать

Сейчас на главной

73-летний Мик Джаггер стал отцом в восьмой раз
Марат Башаров с бывшей и нынешней женой, Михаил Ефремов и другие на презентации сериала "Пьяная фирма"
"Спасатели Малибу:" Дуэйн Джонсон, Зафк Эфрон и другие в первом трейлере
Итоги года от "Яндекс": "Физрук", "Игра престолов" и другие самые запрашиваемые сериалы
Анджелина Джоли просит Брэда Питта помочь найти нового психотерапевта для их детей
Экс-жених Софии Вергары Ник Лоеб снова подал на нее в суд — от имени эмбрионов их детей
48-летняя Кайли Миноуг с 28-летним женихом Джошуа Сассом в лондонском ресторане
Конкурс на SPLETNIK.RU: кто идет на концерт группы "Моя Мишель"
Под мальчика: Холли Берри сделала короткую стрижку
Эмили Ратажковски в смелой съемке рождественского календаря Love
Тренд: Кендалл Дженнер, Кейт Мосс, Мирослава Дума и другие восстанавливают репутацию леопардового пальто
"Викинг": Данила Козловский, Светлана Ходченкова и Александра Бортич в финальном трейлере
Друзья опровергают слухи о разводе Ким Кардашьян и Канье Уэста
Светские все на открытии бутика Christian Louboutin: Айсель Трудел, Екатерина Мухина и другие
Предшественницы Мелании Трамп: Джеки Кеннеди, Мишель Обама и другие первые леди США
Дженнифер Энистон, Кэти Перри, Оливия Манн на премьере фильма "Новогодний корпоратив"
Эллен ДеДженерес поспорила с Натали Портман на тысячу долларов, что у нее родится девочка
Оливия Уайлд, Наоми Уоттс и другие на премьере мини-мюзикла "Щелкунчик"