Я долго не решалась написать о фильме «Чародеи», потому что очень трудно писать о том, что все вокруг знают практически наизусть. Ну чем можно заинтересовать читателя в связи с этим фильмом? Вроде бы, уже все самые интересные истории со съемок рассказаны, о том, как сложились жизни всех, кто участвовал в создании картины, известно. Но написать очень хотелось, потому что если уж рассуждать о том, какие отечественные фильмы можно назвать лучшими, то фильм «Чародеи», несомненно, попадает в этот список. В масштабах всенародной любви ему равных мало.

Тургенев? А, «Каштанка»…

На этот счет хорошо сказал Борис Стругацкий: «Мюзикл получился недурной. Сначала он мне, признаться, не понравился совсем, но посмотревши его пару раз, я к нему попривык и теперь вспоминаю его без отвращения. Кроме того, невозможно не учитывать того простого, но весьма существенного обстоятельства, что на протяжении множества лет этот мюзикл РЕГУЛЯРНО и ЕЖЕГОДНО идет по ТВ под Новый Год. Значит, нравится. Значит, народ его любит. Значит, – есть за что…». Как и положено киношедеврам, фильм «Чародеи» моментально растащили на цитаты, причем большинство из них так прочно вошли в нашу жизнь, что некоторые даже удивляются, что это цитата из книги, а не народная поговорка.

Чего только не придумают, чтобы под праздник с работы уйти. Чародеи!

Научный универсальный институт необыкновенных услуг. НУИНУ.

— Кто поставил этот вопрос?
— А он с другими буквами в кладовке лежал.

— Аленушка, я забыл сказать самое главное: нам квартиру дали.
— Иванушка, дурачок ты мой, что ж ты сразу не сказал!

Этот дуб у нас еще пошумит.

Самое прекрасное — это наши прекрасные женщины. Но они у нас уже есть.

Я лицо самое подходящее: никакого волшебства не знаю, в детстве даже сказок не читал.

— Одну зимнюю шапку можно? Уши мерзнут.
— Дома отогреешь.

— Я замуж выхожу, понимаете, замуж!
— Вот так, скоропостижно?

— Алена Игоревна у себя?
— У себя. Только, кажется, не в себе.

Замечательный у вас институт. Только шумно и коридоров много.

Даром в этом мире ничего никому не дается. Даже дуракам. Это я не про вас.

Кто больше получает, это только бухгалтерия знает.

Ну, скатерть у нас самобранка. Для служебного пользования.

Ванная, так сказать, и прочие удобства — в гостинице за углом.

— Шапка…
— Невидимка?
— До сих пор ищем.

А у нас чуть что не так — нафталин и на вечное хранение.

— Я готов занять место зама по науке, мне это нетрудно.
— Я понимаю, что вам это нетрудно. Вопрос не в вас, а в науке.

«Пожалуйста» у нас в ассортименте.

— Ансамбль «Поморин» слышали?
— Конечно, слышали, мы каждое утро зубы чистим.

Он проходимец и ноги у него кривые.

Считайте меня ведьмой. По должности и по сути.

Женщина всегда стремится стать такой, какой ее хотят видеть.

Очень хорошо. Кровью закреплять не будем. Чернила надежные.

Для того, чтоб проходить через стены, нужны три условия: видеть цель, верить в себя и не замечать препятствий.

Убирайся вон! Пока я не развеяла тебя по ветру!

Так вот вы какие, чародеи, изобретатели волшебной палочки!

Помогите мне, товарищ человек!

У вас не волшебство, а брак сплошной.

Чудеса за наличный расчет.

Каждый заблуждается в меру своих возможностей.

— Отправляйтесь немедленно!
— Куда?
— В парикмахерскую, старый козел!

— Я не знаю, что я сделаю с вами!
— Не знаете, так и не говорите.

К сожалению, в жизни дураки глупее, чем в сказках.



Интересно, сколько советских кинолюбов бросились листать книги братьев Стругацких в поисках произведения «Понедельник начинается в субботу» после выхода фильма «Чародеи»? И хотя в окончательном варианте сценария мало что осталось из книги, кроме названия НИИ ЧАВО и пары персонажей, судьбы произведения Стругацких и фильма переплелись очень тесно: половину советских граждан просмотр фильма привел, в конце концов, в библиотеку или читальный зал, а вторую половину чтение книги привело в кинотеатр.

У нашей Алены Игоревны лицо типическое. Типическое-типическое...

Алена Игоревна получилась такая, какая надо – настоящая обаятельная и современная ведьма. Сейчас кажется, что о другой кандидатуре и речи быть не могло, но утверждение Александры Яковлевой на эту роль проходило не совсем гладко.

Сначала для роли Саниной пригласили Алферову, и этот выбор был более, чем логичен: в то время Ирина Алферова считалась эталоном женской красоты, причем не только на советском телевидении. Но помимо красоты, которой у Алферовой было даже чересчур, Алена Санина должна была иметь во внешности что-то «ведьмовское», «демоническое». Так что ангельская внешность Алферовой здесь была, мягко говоря, неуместна. По этой же причине на роль не взяли Елену Цыплакову (помните очаровашку Кэтти из фильма «Д’Артаньян и три мушкетера»?) и Елену Проклову, во внешности которой демонического тоже мало. Ирина Муравьева, казалось бы, буквально создана для этой роли… Но тут вмешался возраст – актриса оказалась значительно старше своей героини. Константин Бромберг, режиссер фильма, наверное, в первый и последний раз в жизни вынужден был отказать стольким красивым женщинам: Белохвостикова? Нет! Слишком аристократична! Коренева? «Я очень хотел с ней поработать, но на пробах убедился, что она замечательная актриса, правда, к сожалению, не для нас…» – вспоминал режиссер.

А вот Александру Яковлеву утвердили сразу же, но подыскать ей достойного «Иванушку» оказалось делом очень нелегким.

Он проходимец, и ноги у него кривые!

Работая над сценарием, Стругацкий видел только одного «Иванушку» – Альберта Филозова. Почему? Кто их, гениев, разберет… Режиссер больше склонялся к кандидатуре Олега Янковского, но он, как и Ирина Муравьева, оказался слишком взрослым для этой роли. Казалось бы, идеально подходит «Арамис» всея Руси Игорь Старыгин, но рядом с яркой Александрой Яковлевой его утонченная красота несколько терялась. А вот Михаил Боярский, его киношный друг, наоборот, мог своей пышущей красотой перекрыть образ главной героини. Ивар Калныньш был слишком экзотичен для русского Ивана, а при взгляде на мужественное лицо Николая Еременко, всем становилось очевидно, что этот «Иванушка» долго со всеми чародеями чикаться не будет – разнесет НУИНУ и увезет невесту, так что «кина» может не получиться. После многочисленных проб, ссор и споров, на роль наконец-то утвердили… Сергея Проханова. Воодушевленный Проханов блестяще отработал с Александрой Яковлевой первый съемочный день! И всем стало ясно, что на эту роль он категорически не подходит. 

016

Ну, кого еще попробовать? Игоря Костолевского пробовали и в паре с Прокловой, с которой он шикарно смотрелся в кадре, и с его женой Еленой Романовой, но слишком уж академичен он был для легкого новогоднего телевизионного мюзикла. «Иванушка» должен быть более динамичным, авантюрным, что ли. Константин Бромберг как-то признался: «Костолевский – герой-любовник, но не экшн. В нем скорее некая вальяжность, барственность, потому предпочтение отдали динамичному Абдулову, очень понравившемуся Александре Яковлевой; с ним у нее сразу иное действо шло... Правда, Александр был сильно занят, выручило нас то, что «Чародеев» снимали на телецентре ночью». У Александра Абдулова, играющего в театре, посещающего репетиции, а также снимающегося одновременно в четырех картинах кроме «Чародеев», времени на сон не оставалось. Мало того, что Александр Абдулов занят, так его еще и категорически отказывались утверждать телевизионные начальники. Именно поэтому первые съемочные дни проходили без него, хотя снимали сцены с участием главного героя. Так, к примеру, мчащаяся под звуки песни «Три белых коня» и Ванину трубу тройка везла дублера Абдулова, а крупные планы к этому эпизоду снимали гораздо позже.

Конечно, съемочный процесс не обошелся без интересных, забавных и не очень, историй.

Одним из самых ярких символов получившихся «Чародеев» Константин Бромберг назвал пару Ковров-Брыль в исполнении Виторгана-Светина. При взгляде на этих замечательных двоих кажется, что сценарий писался персонально под них. 

Роль Виторгана в фильме могли исполнить Бурков (но его игра нарушала стилистику картины), Ширвиндт (слишком вальяжный), Андрей Миронов (Ковров по сценарию - человек-трудоголик, у которого не остается личного времени. Кто бы поверил, что у Андрея Миронова нет личной жизни?). Также на роль претендовали Ст:)в, Жариков, Ледогоров, Кузнецов, Мартынов, Смехов. - А почему не подошел Вениамин Смехов? - интересовались у режиссера. - У Смехова есть ирония, черты Коврова. Но я даже не могу представить, какой бы получился фильм со Смеховым. Спустя столько лет это уже как бы зацементировалось, что Ковров - Виторган. Действительно есть в нем что-то волшебное, немножко нереальное

018



К нему в партнеры (на роль Брыля) обсуждались кандидатуры Никулина, Лебедева, Мишулина, Штиля, Харитонова, Боярского, Потапова, Анофриева (потому что пел хорошо), Трофимова, Носика. Боярский приезжал на пробы, но признался, что это сильнохарактерная роль не для его амплуа, намекал, что взял бы другуюѕ Штиль - актер интересной фактуры, но на пробах был как бы на равных с Виторганом и не очень взволновал съемочную группу. Приглашать гайдаевского персонажа Никулина ездил я лично. К предложению он отнесся хорошо. Сказал: «Ну что ж, давай попробуем, но я не могу выпадать из моей команды Вицина, Моргунова. Может, найдутся у тебя роли для них?» Но тогда я бы шел по «тропе Гайдая»! А с утверждением Светина получилось так. Светин с Виторганом текст перед пробами повторяли. И вот мы увидели, как они стоят и общаются, как Виторган навис над Светиным, а тот, размахивая руками, поднимает голову, чтобы поймать его взгляд, это было настолько ярко, смешно. Безусловно, они - классическая пара! Они и создали практически всю атмосферу этого волшебного института

019

План по валу! – Вал по плану!

Но для Георгия Вицина роль в картине все же нашлась. Его голосом говорил говорящий кот, который, как выяснилось после монтажа, молчал всю картину и только в финале промурлыкал победное «Урра!» вицинским голосом. Первоначально роль кота была гораздо многословнее, но ее не пощадила цензура.

Она, родимая, вырезала, к примеру, такой искрометный диалог кота и Ивана:

Кот: Ну иди же, поцелуй ее!

Иван: (топчется на месте) Я боюсь…

Кот: Боже мой, ну совершенно утратили естественные инстинкты!

Великий комик плакал, когда узнал, что кота «зарезали», опасаясь того, что зритель проведет параллели между ним и булгаковским Бегемотом. Кстати сказать, на роль кота кандидатуры отбирались не менее жестко: восемнадцать котов всех мастей пробовали на эту звездную роль, в том числе и питомцев Уголка имени Дурова, но выбрали того, который, откушав сметанки, интенсивнее всех облизывался, что было очень похоже на артикулирование.

Интересна также роль Семена Фарады, который буквально «раздул» ее из эпизодической. Вместо того, чтобы ограничиться в кадре четырьмя фразами, Гость с Юга Фарады благополучно потерялся в коридорах института, а также произнес несколько ставших крылатыми фраз: «Боже, как я похудел!»,

«Здесь были люди – я их найду!»,

«Ну кто так строит, кто так строит?» и «Каждый заблуждается в меру своих возможностей».

Сестру главного героя, Вани, Нину Пухову сыграла Аня Гайдаш. «Мои родители к кино никакого отношения не имели, – рассказывала Анна. – Я, как обычно, пришла с подружками в художественную школу во Дворец пионеров, к нам подошла женщина, спросила, хотим ли мы сниматься в кино. Кинопробы мне не удавались. Не хотела говорить текст про то, что я вредная девчонка и плохо учусь, потому что всегда была прилежной ученицей. Но сниматься в кино очень хотелось, и я взяла себя в руки».

006



Идея белого костюма, в котором щеголял Александр Абдулов (шедевральное «Главное, чтобы костюмчик сидел»), заимствована из фильма «Лихорадка субботнего вечера» (1977). В этом фильме такой же костюм достался главному герою в исполнении Джона Траволты

007



Персонаж Шемаханской не имеет книжного прототипа, её образ был создан авторами фильма, как синтез образов средневековых чародеек, и вместе с тем он во многом родствен образу Людмилы Прокофьевны Калугиной (Служебный роман). Фамилия, возможно, взята из пушкинской «Сказки о золотом петушке» («шамаханская царица»)

008

На мой взгляд, совершенно шикарен в фильме Валентин Гафт, который, играя пылкого влюбленного, на самом деле, не мог даже находиться с Александрой Яковлевой на одной съемочной площадке из-за обоюдной антипатии. Специалисты по монтажу совершали настоящие чудеса, соединяя в кадре отснятых по отдельности актеров. Однажды Алена и Сатанев все же встретились в одной студии на озвучивании и помирились, даже обнялись на прощанье, расставаясь как друзья.

Первым на роль Сатанеева режиссеру приглянулся Евгений Евстигнеев, но он не смог играть из-за болезни. Претендент Гафт пришел к режиссеру с готовой ролью. Он говорил, что вся любовь Сатанеева бюрократична, то есть он должен ухаживать за Аленой, думая о собственной карьере, и потрясающе изобразил этого персонажа! Правда, на съемках между Гафтом и Яковлевой возникали трения, но это даже помогало. По сценарию героиня заколдована и ведет женскую игру с раздражающим ее Сатанеевым. Внутренняя робость актрисы в работе с легендарным актером помогала передать конфликт в отношениях их героев

017

«Для Шемаханской - Васильевой искали зама по науке, этакого вальяжного чародея, супермага Киврина, всесильного и одновременно беззащитного, - вспоминает режиссер Константин Бромберг. - Пробовали Николая Гринько, Олега Басилашвили, Александра Попова, но они «уступили» место зама Валерию Золотухину, немного неуклюжему, очкастому, забавному. Он словно обратил глаза зрачками внутрь и это состояние смог протянуть через всю роль!»

014

Очень яркой и типажной получилась директор НУИНУ Шемаханская в исполнении Екатерины Васильевой. 

На роль претендовали и Алиса Фрейндлих, и Наталья Гундарева, и Маргарита Терехова, и у каждой из них могла бы получиться шикарная доктор волшебных наук, но именно Васильева подарила нам ту самую Шемаханскую с жестким и бездонно романтичным взглядом, которую мы полюбили. 

А может, колданешь их с глаз долой подальше, пока никто не видит?

На съемках волшебного фильма не обошлось без волшебства.

В произведении Стругацких «Понедельник начинается в субботу» здание научно-исследовательского института Чародейства и Волшебства представляло собой низенькое приземистое здание, которое изнутри оказывалось многоэтажным современным строением. В сценарии этот момент упустили, но здание телецентра Останкино, в котором происходили съемки, проявило себя с прямо-таки мистической стороны.

Заплутав в многочисленных коридорах Останкино, режиссер Бромберг неожиданно для всех наткнулся на восьмипролетную мраморную лестницу. «По проекту она должна была находиться за стеклянной стеной, быть на всеобщем обозрении и выводить на улицу. Однако во время спешной стройки (центр строился к Олимпиаде-80) про лестницу все забыли и «спрятали» ее вглубь здания как нефункциональную. Мистика в том, что я ее обнаружил! Мало того, в подвале под лестницей оказался замурованным бульдозер, который тоже забыли. Позже его разобрали и вытащили по частям, но не весь – иначе пришлось бы ломать стену» – рассказывал режиссер.

Банкетный зал, где происходила финальная сцена фильма, — суздальский гостинично-туристический комплекс «Турцентр».

Ресторан-Суздаль



Дом, где жила Алена, снимали в городе Пущино. В фильме есть эпизод — когда Алёна летает на метле, она облетела здание «НУИНУ», и его показали снаружи. Хотя выглядит это здание как гостиница «Союз» с двухскатной крышей, однако в реальности гостиница «Союз» двухскатной крыши не имеет. Были выполнены комбинированные съёмки: взяли здание гостиницы «Союз» и наверх «затащили» здание ГТК «Турцентр». Надо сказать, гибрид получился весьма удачным

002 2



Эффектную сцену проезда тройки лошадей по зимнему лесу решили снять в московском Ботаническом саду, что удачно дополнило легендарный музыкальный эпизод «Три белых коня»

003

Он также любил рассказывать о посещении места съемки настоящим НЛО. Этот случай подтверждал и Семен Фарада, который первым увидел объект.

Непредставительный какой-то, хлипкий! – Так он же музыкант, а не грузчик!

Своим успехом этот замечательный советский телемюзикл, несомненно, обязан песням, которые, однажды прозвучав с экрана в 1982 году, стали хитами, не утрачивающими своей популярности до сих пор. «Три белых коня», «Снежинка», «Ведьма-речка»…

Евгений Крылатов, работавший над музыкой для «Чародеев», кажется, создал идеально новогодние песни, которые наполняют душу зимним настроением и предвкушением новогодних чудес. Не многие знают, что в фильме звучат голоса Ирины Отиевой, Ольги Рождественской, Леонида Серебренникова и Ларисы Долиной, но многие песни поют сами актеры – Александр Абдулов, Михаил Светин, Эммануил Виторган. До сих пор на устах и, более того, разошлись на цитаты, песни «Про костюмчик» («Главное, чтобы костюмчик сидел»), «Серенада» («Ей хватит, одной интонации хватит, чтоб пламя до неба разжечь»), «Колыбельная вагонного», «Подойду я к зеркалу», «Загадка женщины» и замечательная песня «Представь себе», которая стала настоящим гимном всех влюбленных восьмидесятых.

Все эти замечательные песни были написаны на стихи Леонида Дербенева, который был настолько поглощен созданием текстов к песням, что переделывал их помногу раз, оттачивая каждую фразу. Однажды, обсуждая с режиссером очередное четверостишие, Дербенев дошел до самого Белорусского вокзала в тапочках и без куртки по дождливой осенней погоде.

Тут без высшего образования до всего своим умом доходишь!

Конечно, сказать, что фильм «Чародеи» пользовался и пользуется успехом у телезрителя – ничего не сказать. Армия поклонников фильма растет не по дням, а по часам. Но есть и те, кому фильм категорически не нравится. Часть из них являются поклонниками творчества Стругацких, а потому считают, что столь вольное обращение с «нетленкой» непростительно. Остальные же просто считают кино низкопробным, бульварным, не заслуживающим внимания вообще. Я очень люблю этот фильм. В нем играют замечательные актеры, большинства из которых – Александра Абдулова, Романа Филиппова, Евгения Весника, Георгия Вицина, Семена Фарады – уже с нами нет. В фильме романтичный и легкий сюжет, который помогает каждому зрителю понять, что даже сказку порой нужно создавать исключительно своими руками, своими чувствами, своей душой, а иначе никакой волшебник не поможет. В фильме звучит замечательная музыка, песни, у которых гениальные тексты и потрясающий чистый вокал.

Я люблю этот фильм, потому что после его просмотра начинаешь верить, что с двенадцатым ударом часов в новогоднюю ночь, если на твоей ладони не растает снежинка, то самые сокровенные желания обязательно исполнятся. И от этого на душе становится легко и здорово.


РS: Продолжение киносказки Бромберг обсуждал еще с Абдуловым. А пять лет назад телекомпания НТВ даже приступила вплотную к подготовке съемок «Чародеи-2». 
Тогда были живы еще участники первой картины - Светин, Золотухин. По сценарию директор Шемаханская заколдовывает волшебной палочкой весь коллектив института НУИНУ. И они просыпаются уже в наше время.

Ура, но очередной кризис не дал осуществиться столь блестящим планам. 
- Конечно, в моем возрасте нелегко осуществлять такие проекты, но я надежды на съемку «Чародеев-2» не утратил, - заявил легендарный киномастер. - Дело в том, что я нашел американских инвесторов.  Они согласились, что русские, на которых я укажу, тоже будут играть. Гафт обязательно. Виторган. Хотелось бы Яковлеву...Да, там, конечно будет и молодая актриса, но Яковлеву тоже очень хотелось бы уговорить.

И каков сюжет нового фильма?
- Он по-настоящему фантастический, учитывая сегодняшние реалии. США и Россия объединяются в одну страну. И вместе противостоят инопланетянам с помощью волшебства и, конечно, одерживают победу. На вопрос: «Кто заменит героя Абдулова?» - режиссер отвечать отказался.

Но по информации из его ближнего окружения, роль хотят предложить (угадайте кому?) -вуаля!


Даниле Козловскому!!!
 


     

Подпишитесь на наш
Блоги

Один из лучших новогодних фильмов? Конечно "Чародеи"!

11:03, 5 января 2016

Автор: elena_dokuchaewa

Комменты 40

Аватар

Впервые целиком этот фильм я посмотрела три года назад. И ничего не поняла - почему он стал легендарным.. Из-за авторов книги?

Аватар

Ирина Муравьева??? Филозов?? лол, не дай бог)))

Аватар

Прекрасный пост!Новогодний и информативно-концентрированный,получила наслаждение огромное и отчего то вспомнилась не та Яковлева, а сегодняшняя, которая является замом управляющего аэропортом Пулково совсем не номинально , такая решительная, бескомпромиссная женщина, привыкшая вкалывать по 15 часов в день в день и которая даже отдаленно не напоминает ту Александру в роли Алены, как нежная фиалка не напоминает основательный гладиолус

Аватар

Спасибо за прекрасный пост!

S

хороший фильм... и пост хороший, спасибо

Подождите...