Материал большой, поэтому поделила пост на две части. С первой вы уже ознакомились ))

К слову, еще раз хотела бы проинформировать, что текст писала не я, к сожалению, не знаю первоначальный источник, поэтому и не пишу об этом ничего.

Итак, поехали!

Лошадей для съемок картины дали местные колхозы. Ежедневно под руководством военного консультанта картины генерал-лейтенанта Николая Осликовского проходили тренировки. Вырабатывалась настоящая посадка, актеры должны были научиться рубить шашкой, колоть пикой, скакать галопом. 
 В казачью среду как родной вписался Петр Глебов. Он с местными жителями охотился, рыбачил, ходил на сенокос, а вечером во время ужина пел задушевные песни, отправлялся в ночное на лошадях. И вскоре его уже нельзя было отличить от настоящих донских казаков. Местные жители о нем говорили: наш станичник и приняли сначала его, а потом его роль безоговорочно. 
Петр Глебов Элине Быстрицкой очень не понравился. Он не похож был на ее представление о Григории Мелехове и вообще она считала его неудачником: двадцать лет играть в театре и ничего не добиться! Смотрела на него сверху вниз, никакого расположения не чувствовала и даже в сценах любви оставалась равнодушной. Но потихоньку все изменилось. Она увидела, что это глубокий и масштабный актер. Окончательно она его приняла после сцены, когда Григорий рубит австрийского солдата. Глебов сыграл глубоко и мощно. А потом они с Быстрицкой начали чувствовать друг друга. Он был деликатным и чутким партнером. Правда, когда в кадре они играли сцены любви, актриса просила положить между ними валик из скатанного одеяла. 

Местные жители очень серьезно подошли к тому, что снимается фильм о казачьей жизни. Они пооткрывали свои сундуки, пропахшие нафталином, достали свои старые костюмы и платья, украшения. И всем этим разрешали пользоваться во время съемок. Даже предметы утвари отдавали, те предметы обихода, которые не сможет достоверно воспроизвести ни один художник. А эти детали, которые наполняли фильм атмосферой, были очень важны для режиссера. Ведь сколько, например, рассказала о характере и судьбе Пантелея Мелехова одна лишь серьга в левом ухе. 
Когда снимали встречу Натальи и Аксиньи, Герасимов все забраковал из-за того, что Наталья выглядела очень опрятно. А ведь дорога, которую она по сюжету должна была проделать ради этой встречи, довольно длинная и грязная! И юбку Натальи специально запылили, задекорировали как бы приставшим репейником, и только тогда все стало выглядеть по-настоящему. 
Сцена объяснения Степана и Аксиньи долго получалась слишком наигранной, искусственной. Режиссер предложил здесь Быстрицкой в свою игру добавить легкую полуулыбку. И все сразу изменилось: улыбка в сочетании с бешеными глазами Степана обострила столкновение. Они сыграли эту сцену так мощно, что когда работа закончилась, Элина Авраамовна села и расплакалась.
 А когда снимали кадры скачущей конницы, обошлись без настоящего коня. К автомобилю приделали деревянную конструкцию, которая повторяла спину лошади. В кузове машины находился оператор Владимир Рапопорт, а его помощницу с облегченной камерой привязывали веревкой к крылу переднего колеса и ехали со скоростью 60-70 км в час. Это дало возможность показать лицо Мелехова в бою на фоне других всадников и бойцов. 
Переломный в судьбе Мелехова момент, когда в конце второй серии он рубит шашкой матросов. Один из них, как раз тот, который перед смертью смотрит на происходящие из-за плетня - еще никому неизвестный студент ВГИКа Василий Шукшин. 
Таких масштабных картин тогда еще не снимали. Восемьдесят больших ролей и не менее четырехсот статистов были задействованы в массовке. Но главное, что каждая роль выразительна, остается в памяти, как есаул Калмыков, которого мощно сыграл Михаил Глузский.
 А с какой тщательностью подбирались актеры, можно судить по тому, как Мишатка, сын Мелехова, похож на Петра Глебова. Похож и внешностью, и по характеру. Но самое интересное, когда у него спросили фамилию, все были удивлены, что у этого семилетнего мальчика фамилия оказалась Мелехов.

Вначале зрители увидели первую и вторую серии, а через год вышла третья. 
У такой масштабной картины было несколько премьер. Первым зрителем естественно был Шолохов. Осенью 1957 года он приехал в маленький просмотровый зал киностудии имени Горького, сел на второй ряд и тут же задымил сигаретой, хотя курить в кинозале не разрешалось. Ну кто сделает замечание классику? Киногруппа разместилась у него за спиной. И когда показ закончился, все смотрели на его спину и на гору окурков в пепельнице, а вот понравилось или нет было непонятно. И когда Михаил Александрович развернул лицо, оказалось, что все его глаза были заплаканы. Он потом много благодарил Герасимова и киногруппу, за то, что они с таким мастерством 1500 страниц литературной эпопеи уложили в пять часов экранного времени, за два с половиной года (год и восемь месяцев из них длились только одни съемки) смогли сделать то, на что он потратил 15 лет, что этот фильм, как он писал, «идет в одной дышловой упряжке с его романом».
Потом был показ для зрителей. Группа представила картину со сцены и перешла на балкон в кинозале, на котором все увидели актрису Нонну Мордюкову. Она-то не знала, что съемочная группа придет именно сюда, наоборот, хотела, чтобы ее никто не заметил. Ведь она, донская казачка, была уверена, что Герасимов пригласит на роль Аксиньи ее, свою ученицу. Но между ними произошел разлад и роль досталась Быстрицкой. До конца жизни Нонна Викторовна считала это несправедливым, а вот фильм ее захватил, и когда она смотрела его первый раз, отступили все обиды, осталось только мощное эпохальное кино о казачьем мире, который был разрушен событиями двадцатого века. 
 Петр Глебов подсчитал, что «Тихий Дон» получил 19 международных наград, а в родной стране его орденами и госпремиями обходили. Выдвигали и награждали другие фильмы, других режиссеров. А вот по-настоящему народным и любимым стал именно «Тихий Дон» Сергея Герасимова. Через десятилетия он востребован зрителями, в то время как многие киноленты, обошедшие его с наградами, уже забылись. 
Но самую весомую оценку должны были дать сами казаки. Если бы они не приняли картину - вся работа оказалось бы просто напрасными усилиями. И вот настал день, когда в станицу Вешенскую, в которой жил Михаил Шолохов, привезли последнюю третью серию. Слух об этом быстро разошелся по Дону. Казаки ехали верхом, плыли на лодках, чтобы посмотреть фильм. Его крутили без остановок трое суток подряд в маленьком клубе рядом с домом Шолохова. В один из показов многие заметили в кинозале женщину в годах, одетую в казачье платье, которую привел на показ сам писатель. Сразу после финальных титров она незаметно покинула зал. Казаки шептались, что это и была та самая настоящая Аксинья, с которой автор «Тихого Дона» написал этот образ. Элины Быстрицкой в этот день в станице Вешенская не было. Она приболела. Но через несколько дней в подарок ей оттуда попросили передать настоящий казачий платок.
 Чуть позже Элина Быстрицкая получила письмо за подписью тридцати старейших казаков Дона с просьбой сменить фамилию Быстрицкая на Донская. Она была удостоена звания полковника казачьих войск, а Петру Глебову командование Войска Донского присвоило звание почетного генерал-майора с правом ношение формы и оружия.
 

Элина Быстрицкая во время съемок

Момент съемки, в центре у камеры С.А.Герасимов.

Элина Быстрицкая и режиссер Сергей Герасимов на съемках фильма «Тихий Дон», 1956 г.

Со съёмок "Тихого Дона". 1957 год

Небольшое видео напоследок

Иллюстрация к роману 'Тихий Дон'. Художник О. Верейский

Одно из первых изданий романа 'Тихий Дон'. 1929 г

Автор этих иллюстраций скорее всего Сергей Корольков

Иллюстрации Ю. Реброва

Бронзовые скульптуры литературных героев романа Михаила Шолохова Тихий Дон на набережной в станице Вешенской. Проект памятника создан в 1957 году, но был установлен лишь в 1983 году на набережной Ростова-на-Дону. В 1995 году скульптура была перенесена в Вешенскую, где происходили события с героями.

Скульптура «Григорий и Аксинья в лодке» в Ростове-на-Дону

24 мая 1994 года у северного въезда в Ростов-на-Дону и на насыпном холме около хутора Кружилинский были установлены две одинаковые скульптуры всадника. В конечном итоге скульптуру стали называть памятник Казакам Тихого Дона.

Памятник в белой Калитве )))

Источники: Из личного архива Марины Поленковой. 

togdazine.ру

kulturologia.ру

sholokhov.ру

forum.ladoshki.ch

Как и обещала, дальше сделаю пост об актерах и актрисах, на это, правда много времени потребуется, но пост сделаю обязательно ))

Подпишитесь на наш
Блоги

"Тихий Дон" Сергея Герасимова. Часть II

13:07, 4 января 2016

Автор: Fidasha

Комменты 32

Аватар

К сожалению Войну и Мир я так до конца и не дочитала, чуть-чуть осталось. А Тихий Дон пошел только так. То что многие пропускают, например описание природы и т.п., мне очень понравилось. Другого такого произведения не могу назвать. И фильм очень красивый. Актеры- лучше найти нельзя, мужчины и женщины, всех люблю. Хочется встать и аплодировать - Верю! Новую версию не смотрела и однозначно не буду, не воспринимаю. Мне этого фильма достаточно.

Аватар

Где то пришлось читать,что Глебов на съемках ухаживал как раз за Кириенко.А вот история валика из одеяла озадачила.Либо Глебов был просто..просто ух, и в кадре ,перед камерой Быстрицкая могла лишиться невинности,либо Элина Аврамовна большая ханжа

Аватар

Браво!

G

Мне не нравится Тихий Дон. Не из-за того, что плохое произведение. А из-за того, что Шолохов передал чью-то жизненную драму до того ярко, достоверно, что становится больно читать. А в жизни итак слишком много боли... Но он несомненно великий талант. Его вклад незаменим

Аватар

спасибо) интересно

Подождите...