Контент опубликован пользователем сайта

Про звезд

"Тихий Дон" Сергея Герасимова. Часть II

32
"Тихий Дон" Сергея Герасимова. Часть II

Материал большой, поэтому поделила пост на две части. С первой вы уже ознакомились ))

К слову, еще раз хотела бы проинформировать, что текст писала не я, к сожалению, не знаю первоначальный источник, поэтому и не пишу об этом ничего.

Итак, поехали!

Лошадей для съемок картины дали местные колхозы. Ежедневно под руководством военного консультанта картины генерал-лейтенанта Николая Осликовского проходили тренировки. Вырабатывалась настоящая посадка, актеры должны были научиться рубить шашкой, колоть пикой, скакать галопом. 
 В казачью среду как родной вписался Петр Глебов. Он с местными жителями охотился, рыбачил, ходил на сенокос, а вечером во время ужина пел задушевные песни, отправлялся в ночное на лошадях. И вскоре его уже нельзя было отличить от настоящих донских казаков. Местные жители о нем говорили: наш станичник и приняли сначала его, а потом его роль безоговорочно. 
Петр Глебов Элине Быстрицкой очень не понравился. Он не похож был на ее представление о Григории Мелехове и вообще она считала его неудачником: двадцать лет играть в театре и ничего не добиться! Смотрела на него сверху вниз, никакого расположения не чувствовала и даже в сценах любви оставалась равнодушной. Но потихоньку все изменилось. Она увидела, что это глубокий и масштабный актер. Окончательно она его приняла после сцены, когда Григорий рубит австрийского солдата. Глебов сыграл глубоко и мощно. А потом они с Быстрицкой начали чувствовать друг друга. Он был деликатным и чутким партнером. Правда, когда в кадре они играли сцены любви, актриса просила положить между ними валик из скатанного одеяла. 

Местные жители очень серьезно подошли к тому, что снимается фильм о казачьей жизни. Они пооткрывали свои сундуки, пропахшие нафталином, достали свои старые костюмы и платья, украшения. И всем этим разрешали пользоваться во время съемок. Даже предметы утвари отдавали, те предметы обихода, которые не сможет достоверно воспроизвести ни один художник. А эти детали, которые наполняли фильм атмосферой, были очень важны для режиссера. Ведь сколько, например, рассказала о характере и судьбе Пантелея Мелехова одна лишь серьга в левом ухе. 
Когда снимали встречу Натальи и Аксиньи, Герасимов все забраковал из-за того, что Наталья выглядела очень опрятно. А ведь дорога, которую она по сюжету должна была проделать ради этой встречи, довольно длинная и грязная! И юбку Натальи специально запылили, задекорировали как бы приставшим репейником, и только тогда все стало выглядеть по-настоящему. 
Сцена объяснения Степана и Аксиньи долго получалась слишком наигранной, искусственной. Режиссер предложил здесь Быстрицкой в свою игру добавить легкую полуулыбку. И все сразу изменилось: улыбка в сочетании с бешеными глазами Степана обострила столкновение. Они сыграли эту сцену так мощно, что когда работа закончилась, Элина Авраамовна села и расплакалась.
 А когда снимали кадры скачущей конницы, обошлись без настоящего коня. К автомобилю приделали деревянную конструкцию, которая повторяла спину лошади. В кузове машины находился оператор Владимир Рапопорт, а его помощницу с облегченной камерой привязывали веревкой к крылу переднего колеса и ехали со скоростью 60-70 км в час. Это дало возможность показать лицо Мелехова в бою на фоне других всадников и бойцов. 
Переломный в судьбе Мелехова момент, когда в конце второй серии он рубит шашкой матросов. Один из них, как раз тот, который перед смертью смотрит на происходящие из-за плетня - еще никому неизвестный студент ВГИКа Василий Шукшин. 
Таких масштабных картин тогда еще не снимали. Восемьдесят больших ролей и не менее четырехсот статистов были задействованы в массовке. Но главное, что каждая роль выразительна, остается в памяти, как есаул Калмыков, которого мощно сыграл Михаил Глузский.
 А с какой тщательностью подбирались актеры, можно судить по тому, как Мишатка, сын Мелехова, похож на Петра Глебова. Похож и внешностью, и по характеру. Но самое интересное, когда у него спросили фамилию, все были удивлены, что у этого семилетнего мальчика фамилия оказалась Мелехов.

Вначале зрители увидели первую и вторую серии, а через год вышла третья. 
У такой масштабной картины было несколько премьер. Первым зрителем естественно был Шолохов. Осенью 1957 года он приехал в маленький просмотровый зал киностудии имени Горького, сел на второй ряд и тут же задымил сигаретой, хотя курить в кинозале не разрешалось. Ну кто сделает замечание классику? Киногруппа разместилась у него за спиной. И когда показ закончился, все смотрели на его спину и на гору окурков в пепельнице, а вот понравилось или нет было непонятно. И когда Михаил Александрович развернул лицо, оказалось, что все его глаза были заплаканы. Он потом много благодарил Герасимова и киногруппу, за то, что они с таким мастерством 1500 страниц литературной эпопеи уложили в пять часов экранного времени, за два с половиной года (год и восемь месяцев из них длились только одни съемки) смогли сделать то, на что он потратил 15 лет, что этот фильм, как он писал, «идет в одной дышловой упряжке с его романом».
Потом был показ для зрителей. Группа представила картину со сцены и перешла на балкон в кинозале, на котором все увидели актрису Нонну Мордюкову. Она-то не знала, что съемочная группа придет именно сюда, наоборот, хотела, чтобы ее никто не заметил. Ведь она, донская казачка, была уверена, что Герасимов пригласит на роль Аксиньи ее, свою ученицу. Но между ними произошел разлад и роль досталась Быстрицкой. До конца жизни Нонна Викторовна считала это несправедливым, а вот фильм ее захватил, и когда она смотрела его первый раз, отступили все обиды, осталось только мощное эпохальное кино о казачьем мире, который был разрушен событиями двадцатого века. 
 Петр Глебов подсчитал, что «Тихий Дон» получил 19 международных наград, а в родной стране его орденами и госпремиями обходили. Выдвигали и награждали другие фильмы, других режиссеров. А вот по-настоящему народным и любимым стал именно «Тихий Дон» Сергея Герасимова. Через десятилетия он востребован зрителями, в то время как многие киноленты, обошедшие его с наградами, уже забылись. 
Но самую весомую оценку должны были дать сами казаки. Если бы они не приняли картину - вся работа оказалось бы просто напрасными усилиями. И вот настал день, когда в станицу Вешенскую, в которой жил Михаил Шолохов, привезли последнюю третью серию. Слух об этом быстро разошелся по Дону. Казаки ехали верхом, плыли на лодках, чтобы посмотреть фильм. Его крутили без остановок трое суток подряд в маленьком клубе рядом с домом Шолохова. В один из показов многие заметили в кинозале женщину в годах, одетую в казачье платье, которую привел на показ сам писатель. Сразу после финальных титров она незаметно покинула зал. Казаки шептались, что это и была та самая настоящая Аксинья, с которой автор «Тихого Дона» написал этот образ. Элины Быстрицкой в этот день в станице Вешенская не было. Она приболела. Но через несколько дней в подарок ей оттуда попросили передать настоящий казачий платок.
 Чуть позже Элина Быстрицкая получила письмо за подписью тридцати старейших казаков Дона с просьбой сменить фамилию Быстрицкая на Донская. Она была удостоена звания полковника казачьих войск, а Петру Глебову командование Войска Донского присвоило звание почетного генерал-майора с правом ношение формы и оружия.
 

Элина Быстрицкая во время съемок

Момент съемки, в центре у камеры С.А.Герасимов.

Элина Быстрицкая и режиссер Сергей Герасимов на съемках фильма «Тихий Дон», 1956 г.

Со съёмок "Тихого Дона". 1957 год

Небольшое видео напоследок

Иллюстрация к роману 'Тихий Дон'. Художник О. Верейский

Одно из первых изданий романа 'Тихий Дон'. 1929 г

Автор этих иллюстраций скорее всего Сергей Корольков

Иллюстрации Ю. Реброва

Бронзовые скульптуры литературных героев романа Михаила Шолохова Тихий Дон на набережной в станице Вешенской. Проект памятника создан в 1957 году, но был установлен лишь в 1983 году на набережной Ростова-на-Дону. В 1995 году скульптура была перенесена в Вешенскую, где происходили события с героями.


Скульптура «Григорий и Аксинья в лодке» в Ростове-на-Дону

24 мая 1994 года у северного въезда в Ростов-на-Дону и на насыпном холме около хутора Кружилинский были установлены две одинаковые скульптуры всадника. В конечном итоге скульптуру стали называть памятник Казакам Тихого Дона.

Памятник в белой Калитве )))

Источники: Из личного архива Марины Поленковой. 

togdazine.ру

kulturologia.ру

sholokhov.ру

forum.ladoshki.ch

Как и обещала, дальше сделаю пост об актерах и актрисах, на это, правда много времени потребуется, но пост сделаю обязательно ))

Оставьте свой голос:

562
+

Комментарии 

Войдите, чтобы прокомментировать

Michelle_Harrison
Michelle_Harrison
Показать комментарий
Fidasha
Fidasha

Michelle_Harrison, честно говоря, я с вами не согласна. Мордюкова задвинула бы всех, а Быстрицкая хорошо вписалась. Я не представляю Мордюкову в этой роли.

tff2013
tff2013

Fidasha, Мордюкова получилась бы грубая, не увлекся бы ей парень 19-20 лёт. Ни нежности, ни женственности.

Fidasha
Fidasha

tff2013, Да, она такая монументальная )

aniuszka
aniuszka

tff2013, а Глебов как-раз парень 19-20 лет.)) Как-раз бы подошли друг другу.

tff2013
tff2013

aniuszka, но это была бы другая история.

Fidasha
Fidasha

aniuszka, Что есть то есть, актеры взрослые, но все равно с Быстрицкой они хорошо смотрятся вместе.

rosa-mimoza
rosa-mimoza

Michelle_Harrison, Мордюкова? ну, мало ли кто о чем мечтал в жизни. Нонна, объективно говоря, не яркая красавица, все же и грубая во всех своих ролях была

Klacha
Klacha

Хороший фильм получился у Герасимова. Выверенный до последнего кадра. Но четко понимаешь, что это красивый советский лубок. Такая наглядная партийная агитация, к настоящей истории казачества никакого отношения не имеющая.

elena_dokuchaewa
elena_dokuchaewa

Klacha, если бы бы лубок, не имеющий отношения к казачеству, казаки бы его не приняли.Они тоже не дураки

Klacha
Klacha

elena_dokuchaewa, Ну так как я понимаю фильм консультировали "советские казаки", которые не метались в выборе между "красными и белыми", а однозначно воевали за власть советов. И попробуй они его не принять... ГУЛАГ, конечно, уже постепенно ликвидировали, но оппозицию как-то не приветствовал товарищ Хрущев. :)
Фильм имеет большУю художественную ценность, но отражает свою эпоху в соответствии с методом социалистического реализма.

elena_dokuchaewa
elena_dokuchaewa

Klacha, вы плохо знаете историю казачества.
Казаки сначала вообще революцию не приняли, за это их советская власть и не любила. За время гражданской революции жизнь их помотала из одного лагеря в другой. Именно эта трагедия и показана в произведении. Границы размыты. ГУЛАГ не ГУЛАГ, выбор делали именно сердцем. Читайте, читайте, изучайте нашу историю.Это безумно интересно.
Не надо мыслить штампами, это ведь так банально

elena_dokuchaewa
elena_dokuchaewa

Klacha, мой прадедушка казак, правда очень рано умер. Именно в гражданскую революцию

Klacha
Klacha

elena_dokuchaewa, А что такое "гражданская революция"? В каком учебнике прочитать можно, поучиться? :)

lirushka
lirushka

Klacha, ой, ёмаё, ну читать вот это - "лубок" - аж бесит)) Про урсуляковский сериал "Тихий Дон"- лубок, про герасимовский "Тихий Дон" - опять лубок... Что вы имеете в виду под этим понятием "лубок", хоть напишите, а то так клеймо сходу, без аргументов и фактов, наклеить больно горазды... Ощущение такое от такого мнения - что сами не понимаете, что хотите этим сказать: вот прочли где-то у кого-то и давай вторить...

Klacha
Klacha

lirushka, Фильм снят в годы советской власти, в первые годы правления Хрущева.
В силу главенствования однопартийной системы и марксистской идеологии, Герасимов находился в рамках исключительно метода соцреализма. Поэтому отразить реальности эпохи гражданской войны он просто не мог. Герасимову, как впрочем и любому другому представителю творческой интеллигенции, разрешалось показывать эпоху только с одной- большевистской позиции. Именно это я и назвала "советским лубком". Но фильм однозначно талантливый, актерские работы глубокие. Золотой фонд советской школы кинематографии.
Роман же поднимает несоизмеримо больше социальных и т. д. проблем. Поэтому, спустя много лет вызывает у режиссеров желание экранизировать его, взглянуть с другого ракурса. Кстати, фильм Урсуляка совсем даже неплох. Это его взгляд. Но он однозначно в творчестве более свободен, чем был Герасимов.

fiona0209
fiona0209

Klacha, прежде чем говорить о фильме лубок, ответьте на вопрос,Нобелевку ему за лубок выдали, как вы считаете? А , раз фильм Шолохов одобрил , уж он то , знает о чем он хотел сказать в своей книге или не? Для меня очень интересно другое, Шолохов закончил свой эпохальный роман, когда ему было 27 лет, а начал в 20! Это по настоящему удивительно, как в такие младые годы он так смог почувствовать эпоху. Гений!

Klacha
Klacha

fiona0209, Отвечаю на вопрос. :) "Нобелевку" фильм Герасимова нмкогда не получал. Премию получил роман Шолохова. Поэтому роман, несомненно, глубже, интереснее, неоднозначнее фильма. Если бы это было не так, то никогда самая влиятельная западная премия его бы не отметила. Шолохову удалось показать обе стороны гражданского конфликта, перелом эпохи, крушение надежд и становление новой страны. з это и премия, что сумел избежать тотальной идеологизации.
У Герасимова такой возможности не было. Что совсем не уменьшает художественной ценности его фильма.

fiona0209
fiona0209

Klacha, вы меня простите, но вот я не люблю подобных разъяснений, словно для дурочки, вы же не можете не понимать, что я не это имела ввиду, а то что фильм, снятый по роману , получившему мировое признание, полностью устроил автора! Про зрителя я вообще не говорю, но вы поймите, в то время, когда снимался фильм, многие фильмы отправлялись на полку по разным причинам, а уж такая, как разногласия именитого автора и режиссера могли стать таковыми. Шолохов то фильм одобрил, более того, проникся. На первый взгляд кажется, что, идеологически он выдержан , как бы в советском духе , но я недавно по диагонали пересматривала его и знаете, я не могу сказать, что там Герасимов поддерживает советскую власть, я этого не увидела, я увидела несчастных людей, вырванных из жизненного пространства и потерявших опору. Имхо

Klacha
Klacha

fiona0209, Разногласия автора романа и режиссера для приемной комиссии Госкино СССР пшик и более ничего.Если только они не носили идеологического характера. Фильмы отправлялись "на полку" за несоответствие методу соцреализма. Герасимову и Шолохову удалось найти золотую середину. За что им честь и хвала.

Загрузить еще

Войдите, чтобы прокомментировать

Сейчас на главной

Звезда "Форс-мажоров" Патрик Джей Адамс и звезда "Милых обманщиц" Тройэн Беллисарио поженились
Модная битва: Татьяна Навка против Джиованны Баттальи
Яна Рудковская, Алика Смехова и другие на светской елке
Рождественские коллекции макияжа: часть II
Подражая маме: Мэрайя Кэри вышла на сцену со своими детьми
Белокурая малышка: отец Беллы Хадид опубликовал детское фото модели
Стиляги: Дженнифер Лопес поделилась новым фото детей
Третий этап конкурса "Самые стильные в России-2017" по версии HELLO!: классика
Космос вокруг: Дженнифер Лоуренс и Крис Прэтт на фотоколле фильма "Пассажиры"
Ксения Собчак, Наталья Ионова, Яна Рудковская: выбираем лучший образ церемонии "Женщина года-2016"
Мадонна, Рита Ора, Кеша и другие на церемонии Billboard Women in Music 2016
Анна Нетребко готовится к Рождеству с мужем Юсифом Эйвазовым, сыном и друзьями
Анджелина Джоли впервые появилась на публике после объявления о разводе с Брэдом Питтом
Битва платьев: Наталья Ионова против Даши Малыгиной
Рене Зеллвегер оказалась в суде по вине своего бойфренда Дойла Брэмхолла
Барак Обама и его семья разослали свою последнюю рождественскую открытку из Белого дома
Минутка ретро: уцелевший в страшной катастрофе, или Как Кирк Дуглас получил шанс на вторую жизнь
Дети Филиппа Киркорова и других знаменитостей на открытии океанариума в Москве