Контент опубликован пользователем сайта

Про звезд

Аристократия такая аристократия

92
Аристократия такая аристократия

 

Это интервью г-н Андрей Маруденко дал loyalroyal.ми- интернет-проекту, описывающем себя следующим образом: 

"Neoаристократы

В онлайн издании на ваших глазах ведется исследование и переосмысление аристократического менталитета, накопленного многовековой историей быта мировых элит. Главная амбиция проекта: очистить исторически сложившийся портрет аристократа от сомнительных черт, продиктованных несовершенством человеческой натуры, склонной с злоупотреблению властью, и воскресить в нем качества, скрытые (а для кого-то очевидные) в первом корне греческого термина «Аристократия»: ἀριστεύς / аристос — «лучший».

Теперь к вопросу о том, что есть лучшее.

Благодаря моей личной слабости к аллитерации я вывела простую для памяти формулу аристократических достоинств, состоящую не шутки ради из восьми «С»: Сила. Самосознание. Сострадание. Созидание. Скромность. Стиль. Служение. Совершенство".

Предлагаю оценить полет мысли.

В конце - мои ремарки.

О вкусе и том, как отличить принца крови от самозванца

Создатель клуба Aurora Expertum Club, автор книги «Хранители наследия» — цикла бесед с современными носителями русских аристократических фамилий, член совета администраторов в Парижской Русской Консерватории имени Сергея Васильевича Рахманинова и, как он сам себя загадочно называет, «естествоиспытатель бытия» рассказал LoyalRoyal.me о том, как отличить настоящего принца крови от самозванца. 

Андрей Михайлович, что по-вашему значит вкус и какое ему отведено место в аристократическом мироощущении? 

А.М. Несколько лет назад мы c Андреем Новиковым-Ланским выпустили книгу "Хранители наследия", в которой собрали наши интервью с русскими аристократами. В одном из них князь Никита Дмитриевич Лобанов-Ростовский говорит, что наличие вкуса отличает аристократа об буржуа. Безусловно, вкус — это аристократическое качество, ведь одна из функций аристократии заключается в том, чтобы отбирать лучшее и наиболее ценное с точки зрения культуры и передавать это другим поколениям. Почему до нас дошли картины Рафаэля и Леонардо? Потому что их ценность была понята аристократией, и их передавали из поколения в поколение. Если бы у правящего класса того времени отсутствовал вкус, то нам бы досталось от них по историческому наследству творчество условного портретиста Шилова, прототипы которого есть в любое время. В этом смысле большевики были правы, особенно начиная с Хрущева, когда относились к вкусу и эстетике, как к классово чуждым для общества рабочих и крестьян явлениям.

 

Есть расхожее выражение: «О вкусах не спорят», на которое я обычно отвечаю: «Люди со вкусом о вкусах не спорят». Поясните же, почему спорить о вкусах неуместно!?

А.М. Да, сейчас можно часто это услышать, но вопрос в том, есть ли там этот вкус? Это ведь не личные предпочтения, это чувство меры, соотнесенность с традицией, с образцами, это способность к тонким различиям, способность улавливать тонкие вибрации.

Как вы считаете, вкус можно развить?

А.М. Я думаю, что можно. Не всем, конечно, но тем, кто по своей природе способен к тонким различиям вкус развивать можно и нужно. В одном из интервью Ирина Антонова, тогда еще директор Пушкинского музея, говорила, что когда она училась, им настоятельно рекомендовали смотреть, смотреть, смотреть картины. После такой насмотренности ты вдруг начинаешь видеть различия и понимать что хорошо, а что плохо. Так во всем. Сначала вы просто отличаете Баха от Бетховена, а потом понимаете различия интерпретаций у одного исполнителя в разное время.

Конечно самый простой путь формирования вкуса — это семья. Но здесь важно, что, скажем, у аристократов вкус целостный, он представляет собой одно из базовых качеств личности и распространяется на все сферы, а интеллигенция имеет дело с различиями только в рамках своей специализации. Скажем, есть вкус в литературе, в чем-то еще, чем занимается интеллигент, а в быту и во всем остальном у него царит эстетический мрак. Но высшая социальная прослойка интеллигенции, если можно отнести её к интеллигенции — богема, — безусловно, отличается вкусом.

Любопытное противопоставление интеллигенции аристократии. В чем еще их различия?

А.М. Это разные миры. Но могу сказать, что еще одно отличие аристократа от интеллигента в том, что интеллигент судит мир через категории морали, а аристократ через призму приличий. Аристократ при этом не навязчив, просто в другой раз с вами не станут общаться, интеллигент же обычно навязывает свое отношение к миру, полагая себя его центром.

Вы очень кстати упомянули богему, потому что я часто сталкивалась с тем, что «богемное» и «аристократическое» многие воспринимают как синонимы.

А.М. С точки зрения социологии это, разумеется, совсем разные группы. Но стилистически они могут быть похожи, так как и у одних и у других есть вкус и возможности этот вкус проявлять. Они и в принципе довольно близки между собой. Другое дело, что богема более свободна стилистически, будучи средой творческой, а аристократия живет в мире консервативных традиций и более строгих стилистических норм.

Семейство фон Турн и Таксис одобряет

А что касается различий между буржуазным чувством стиля и аристократическим? Возьмем, например, гардеробы двух этих сословий, близких друг к другу по имущественным признакам, но далеких ментально.

А.М. Различия во всем. Отношение к роскоши разное. Аристократический вкус строже и аскетичнее. Буржуазия, напротив, предпочитает роскошь выставлять на показ. Весь рынок дорогих украшений живет за счет буржуазии. Для аристократа новое означает, что у тебя нет истории. Я поясню на примере. В Лондоне есть клуб White’s, это самый респектабельный и закрытый мужской клуб на улице Сен Джеймс, членами которого являются джентльмены из высшего английского общества, которое очень классовое само по себе. Кстати, несмотря на огромную русскую диаспору Лондона, в White’s всего один русский человек — князь Никита Лобанов-Ростовский, то есть деньги там не решают вопросов членства. При этом внутреннее убранство клуба отнюдь не самое шикарное — напротив. Буржуазные же клубы, принимающие представителей третьего сословия — торговцев и коммерсантов, которых по правилам не принимают в White’s — имеют куда более богатый интерьер.

Кроме того правила дресс-кода непреложны в аристократической среде. Мужчина из аристократического сословия не может появиться на публике без галстука, например, или небритым — это моветон. При этом сама одежда не обязательно должна быть очень дорогой, главное опять же — вкус, чувство меры. Буржуазные дамы и господа не всегда знают меру. Однако часть буржуазии тянется к аристократическим образцам. Не все, конечно, ибо современная массовая культура предлагает множество более неформальных вариантов. Это зависит и от общества, например, если в Англии аристократия является правящим классом, то она задает ориентир, а в демократиях такого нет. Но знаете как отличить вставшего на этот путь неофита? Он постоянно проговаривает вслух социальное уравнение, которое аристократ решает мгновенно в уме. То есть вам будут постоянно объяснять почему то или иное событие прилично или неприлично, постоянно вы будете слышать оценки реальности и алгоритм этих оценок, это утомительно. Аристократ же смотрит на мир, делает выводы и вежливо улыбается, он регулирует свой социальный мир посредством дистанции. Зачем вам говорить об арифметике, если вы давно защитили докторскую по математике. Но надо понимать, что все наши рассуждения мало относятся к современному российскому обществу: в России все проще — все уровни, к сожалению, пронизывает шансон-культура, она и является реальной скрепой.

Как отличить аристократа от просто элегантного человека с хорошими манерами?

А.М. Я думаю, прежде всего, по расслабленности, естественности, отсутствию напряжения. Тело выдает вас. Если вы с детства в этой среде, то вы будете расслаблены, для вас все естественно. Пока наши дамы сидят на приеме с каменными лицами, потому что именно так они представляют себе высший свет — драматическим и высокомерно-напряженным, — герцогиня Кастро уже на танцполе. Но элегантные люди есть и вне аристократической среды, конечно же, как и люди со вкусом, здесь прямого соответствия нет. Когда-то в Англии аристократические манеры спустили вниз по социальной лестнице и получили феномен дендизма, противостоящего пошлости современного им мира — людей не высшего света с хорошими манерами и чувством стиля.

На каких примерах в вашем сознании сложилась эта социальная парадигма?

А.М. Из наблюдений. Мне посчастливилось общаться с самыми яркими представителями русской аристократии за границей и близко наблюдать представителей европейских аристократических семей. А интеллигенция нас окружает с рождения, как вы заметили.

Баба Лиза бдит

Какое еще одно яркое качество вы наблюдали в этих кругах?

А.М. Иронию. А также одинаково ровное отношение к людям всех сословий, будь то прачка или королева.

Но ирония граничит с сарказмом и в неумеренных дозах может ранить. Можно ли сказать что душевный комфорт собеседника все же для аристократа важнее, чем ирония как таковая?

А.М. Чувство меры никто не отменял, а у аристократов чувство меры и чувство дистанции довольно развито.

Вернемся к мере всего — чувству вкуса. Не считаете ли, что его попросили покинуть мир современного искусства. 

А.М. Скажем так, в современном искусстве есть смысл, который имеет гораздо большее значение, чем эстетическая ценность произведения. Грубо говоря, важнее становится та зеленая тетрадочка, которая лежит рядом с инсталляцией и объясняет её суть, смысл художественного жеста, который выходит на первый план. Поэтому вы можете не уметь писать, но быть очень популярны и продаваемы. Другое дело, что за смыслы несет эта тетрадочка. Как правило, там нет особенной глубины, и порой все довольно примитивно. Не Лао Цзы. Но такова мода.

Занимает другое: поклонение современному искусству похоже на религию и её апологеты довольно нетерпимы. Когда вы говорите, что удивлены миллионной стоимостью испачканной мелом школьной доски, они идут на вас крестовым походом. Однажды неглупый человек доказывал мне в фейсбуке, что для меня унитаз — это всего лишь унитаз, а кучка дерьма в качестве инсталляции — это всего лишь кучка дерьма, и я не понимаю глубины заключенных туда тайн. Но что поделать, если эти тайны мне не интересны? Человечество накопило множество куда более глубоких тайн.

С этой странной нетерпимостью и я сталкивалась.

А.М. Что-то, что называется «современным искусством» эксплуатирует интеллектуальное тщеславие умных, но не мудрых людей. Оно предлагает им интеллектуальную игру вокруг очевидного и примитивного, повышая статус этих предметов с помощью этой зеленой тетрадочки и гарантирует рост самооценки апологета. Кроме того, всё это копирует технологии классической секты, где вам объясняют, что вы избранный, вам доступны некие тайны, которые недоступны профанам. Ваша самооценка растет: вам доступно недоступное массам, вы не толпа, вы — избранный. Разве это не привлекательно? Людям приятно тешить собственное эго. Тем более, что язык зеленой тетрадочки действительно непонятен широким массам. На этом и стоит современное искусство. И когда вы удивляетесь разрисованной школьной доске, посвященный в тайны растет в собственных глазах, ибо он-то знает, что это не просто доска! А вы, он надеется на это, не знаете.

Но есть еще и те, кто держит этот рынок и формирует стоимость. Я думаю, что они свободны от сектантских настроений, которые удачно эксплуатируют. Не удивлюсь, если для себя они покупают Рембрандта и Гойя. Интересно было бы побывать в гостях дома у Чарльза Саатчи, например.

Это владелец лондонской галереи Саатчи?

А.М. Да, одна из ключевых фигур на рынке современного искусства, он подписывает путевки в жизнь.

Развитый вкус в формировании окружения тоже необходим не правда ли? По каким признакам вы выбираете себе компанию и собеседников?

А.М. Знаете, с людьми всё же всё по-другому. Это ведь не мебель и не автомобиль  Роллс-Ройс, который хорош уже тем, что красив. В людях я ценю глубину, если говорить об узком круге. Интересно, когда в них есть что-то, чего нет во мне, это привлекает. Эстетика здесь значения не имеет. Нельзя забывать, что иногда судьба выбирает за нас, ибо жизнь мудрее нас самих. А если говорить о социальном окружении, то, конечно, интересно общаться с людьми твоего круга, то есть с теми, с кем есть общие интересы, общая частота вибраций. Нравятся люди, разбирающиеся в оттенках вкуса, будь то английские ботинки, постановки Большого театра, русский ампир или пуэр фабрики Пу Вень. Когда интерес этот не профессиональный, а основанный на вкусе к разным сторонам жизни. А женщина, имеющая тонкий вкус? Такие наперечет, каждая — подарок судьбы. Почему-то иметь вкус к вещам повседневным считается у нас чем-то элитарным, требующим больших затрат, но ведь это не так, это всего лишь оправдание собственного дурновкусия. К тому же, чем больше человек различает в быту оттенков, тем сложнее ему скатиться в черно-белую картину мира. Неплохо иметь интерес хотя бы к вкусовым оттенкам гречневой каши, не обязательно всем разбираться в рубинах из Бирмы, что, впрочем, тоже не лишнее.

Аристократия внемлет г-ну Маруденко

Ну, а самое смешное даже не в комичности проекта "лоял-роял" и даже не интервью, самый интересный вопрос, а кто, собственно, г-н Маруденко такой?

А вот кто.

Место рождения - г. Великий Новгород.

Окончил Новгородский государственный университет. 

Занимается консалтингом, социологическими исследованиями.

В 2006 г. стал одним из создателей портала "Новые хроники".

На II федеральном съезде "Молодой Гвардии Единой России" избран в состав Политсовета. В 2008 году на III съезде переизбран.

В 2007 г. работал в федеральном молодежном избирательном штабе "Единой России".

В 2007-2008 гг. - руководитель Экспертного клуба МГЕР.

В 2009 г. стал одним из учредителем клуба Aurora Expertum. 

Т.е. парень работал у Василия Якименко, а теперь проводит беседы с современными носителями русских аристократических фамилий.

Считаю, что это - прекрасно. Стоило погорбатиться в МГЕРе, чтобы заработать на красивую жизнь.

Как не вспомнить тут других любителей ОРЕСТОКРАТИИ?

Например, Екатерину Пескову (отрывок из знаменитой статьи в журнале "Татлер"):

В Париже Катя, сама из дворянского рода Шлегель («А что? Графиня Шлегель — звучит!» — шутит она, подумывая восстановить свой дворянский статус), вписалась в круг русской эмиграции — четвертого поколения тех, кто был заброшен сюда революцией: Шереметьевы, Уваровы, Оболенские, Трубецкие. Люди, говорящие на забытом языке: «как изволили почивать?» — для филолога Песковой бальзам на душу. У них в крови такие элементарные вещи, как открыть дверь или встать, когда входит дама. У них не принято говорить о деньгах. Более того, в силу природной интеллигентности и неприспособляемости они не умеют зарабатывать. Не заплатили за оказанную услугу? Позвонить и напомнить — моветон. Наша аристократия в Париже — закрытый круг: они женятся друг на друге и неохотно пускают чужаков. Хотя им всегда так не хватало русского воздуха.

http://static.tatler.ru/resize_cache_imm/iblock/46f/ff92/660x490_Quality100_46f594a0a402ed1e1ab0511a86b19a7f.jpg

Аристократка - Катрин де Пескофф

Или Фрола Буримского? Любителя "клиентов голубых кровей", не пустившего недостаточно "кровастую" Боню на показ своей покровительницы.

Вот откуда эта тяга "к благородным у девушки простой"?

Мало быть богатым. Важно еще и об аристократии порассуждать.

И хотя вроде как сами проговариваются, что аристократом стать нельзя, можно только родиться и быть воспитанным с младых ногтей, что не приобрести вот эту вот "расслабленность" в сознательном возрасте - но ведь все равно "как бэ" дается понять, что графам и маркизам они люди - не чужие, нет, не чужие.

Один вопрос: почему же "аристократическую тему" так любят именно те, кто крутились около бюджета

Оставьте свой голос:

756
+

Комментарии 

Войдите, чтобы прокомментировать

yulia76
yulia76

Мамочки, аристократы нас окружают!
И круг постепенно сужается...
Зы. Как хорошо, что я не аристократ(ка?). Мне намного проше жить, чем тонким Песковым-Шлегелям и голубокровным Бздюк-Буримским...

JG
JG

yulia76, занимательная такая арифметика - в Российской империи сколько % населения в дворянах ходили? 2-3, ну пусть 5? А через 100 лет куда ни плюнь - в Рюриковича попадешь.

yulia76
yulia76

JG, и в Гедиминовича ;)

Anitra
Anitra

JG, ну вообще то потомственная аристократия и дворянство не одно и тоже. как помнится, на дворянство можно было подать заявление и за определенные заслуги его получить.

JG
JG

Anitra, ну ок, пусть так. Сути-то не меняет.

Anitra
Anitra

JG, ну да, ушлый народ пользуясь тем, что данный пласт утерян безвозвратно, но есть большая ностальжи по теме, начинает чо то там изображать. меня тут забавляет историк моды Васильев))) классический мещанин во дворянстве

qweewq
qweewq

Anitra, иногда готовлю на кухне и фоном смотрю Модный приговор, фрик Васильев при его прикидах и манерных ужимках развеселит кого угодно, но и на том спасибо!

Anitra
Anitra

qweewq, я Васильева смотрю в других педерачках -он горазд выступать , Модный приговор это суть издевательство над человеком и меняют там плохо я считаю

Awaynice
Awaynice

JG, а после революции сбежали кто куда мог. Кто не сбежал, те свои корни зарыли и не вспоминали, от греха подальше.
А сейчас действительно постоянно натыкаешься на "потомков", что вот "у меня бабушка-дед были голубых кровей". Причем жили всё при Советах, не сбежали. Но ни усадеб, ни драгоценностей, ни титулов что-то не всплывает.
Напоминают мне своими рассказами всеми любимую Эмилию Вишневскую...

Lisle
Lisle

JG, 0,7%

Dududusya
Dududusya

JG, более того, знаю
Парнишку, который сменил условную фамилию Петров на Меншиков. А почему? А вот потому- полупрямой потомок Самого! Сан Данилыча. Его жена на все смешки отвечала - ну а что, у него коленки острые аристократические. :)

Angel_in_heaven
Angel_in_heaven

Из песни слов не выкинешь:
И в тот же час из общего болота
Поперли, скинув лапти, господа,
Теперь они в порядке и в почете
Гребут лаве из мутного пруда.

Я не ищу наследственные связи,
Но хочется спросить в кругу друзей:
"Я понимаю, что из грязи в князи,
Но где взять столько грязи на князей?" (Аристократия помойки)

_555555_
_555555_

да уж, еще один искусственный аристократ объявился( ни стыда, ни совести

JG
JG

Как там говорил один литературный персонаж? "Мулы в лошадиной сбруе".

Angel_in_heaven
Angel_in_heaven

А вот что действительно удивило. Вчера в новостях показали, что Путин подписал указ, которым к своему 100-летию российское гражданство получит Ирина фон Дрейер. Она писала прошение Путину. И она счастлива, что у нее теперь будет российской паспорт. Вот где аристократия настоящая и вот где парадокс жизни).

Fiona
Fiona

Angel_in_heaven, слушайте, ну это другое, конечно. жить-то она ведь не переехала в Россию после 91-го года? может, и правильно, кстати, что не переехала (ей ведь 76 лет было, не тот возраст, чтобы пускаться в приключение "переехать в постсоветскую Россию").
но на фоне тусующих на бюджете граждан, ищущих видов на жительство и гражданства той самой "загнивающей Европы" и "презренных Штатов" - выглядит неплохо.

Angel_in_heaven
Angel_in_heaven

Fiona, я тоже об этом подумала, конечно. Но постсоветская Россия была, мягко скажем, не самым лучшим местом для переезда после Франции, да и мы не знаем всех нюансов ее жизни. А потом, мне кажется, это символично, что именно в таком почтенном возрасте она решилась на это. Понимает же бабушка, что жить ей осталось немного, вот и потянуло к родной земле.

Fiona
Fiona

Angel_in_heaven, к гражданству, скорее. символический жест.
но, повторю, на фоне остальных смотрится симпатишно

djemmillyana
djemmillyana

Angel_in_heaven, с такой фамилией))) да дочь белого генерала разве аристократка?

Angel_in_heaven
Angel_in_heaven

djemmillyana, отец происходил из дворян, Владимир Николаевич фон Дрейер. Разве дворяне не вели аристократический образ жизни? Для меня кровь Ирины фон Дрейер действительно голубая в отличие от такой "илиты", как Фролы Буримские и сотоварищи).

Загрузить еще

Войдите, чтобы прокомментировать

Сейчас на главной

Фанаты Леди Гаги после ее выступления заговорили о том, что певица сделала пластическую операцию
Приемная дочь Мадонны завоевала четыре медали на соревнованиях по спортивной гимнастике
Рената Литвинова в Лондоне: встреча с Диной Корзун, новая шляпка и другие приключения
Во всей красе: обнаженный Том Харди в новогоднем номере Esquire
Instagram недели: американец и его кот творят странные вещи
Конкурс на SPLETNIK.RU: выиграйте билеты на концерт группы "Моя Мишель"
СМИ: Анастасия Стоцкая ждет второго ребенка
Любовь по-французски: Марион Котийяр и Гийом Кане в Париже
Кендалл Дженнер в видеоролике журнала Love помогает скрасить ожидание праздника
Сиенна Миллер, Вин Дизель и другие гости Юрия и Юлии Мильнер на вручении научной премии
Готовимся к главной ночи года вместе с "Эконика": новогодняя коллекция обуви и аксессуаров
Учимся держать ракетку: Алла Пугачева опубликовала забавное видео с дочерью Лизой
Что у вас в бардачке: Инна Маликова о своей машине
Змея-искусительница: Кайли Дженнер в объективе Терри Ричардсона
Кристина Орбакайте, Валерия Гай Германика и другие на бьюти-девичнике
Дженнифер Энистон на шоу Saturday Night Live: "Пора забыть о сериале "Друзья!"
Том Круз и Рассел Кроу пытаются остановить пробудившееся зло в первом трейлере блокбастера "Мумия"
Джей Зи отпраздновал 47-летие в компании Бейонсе, Келли Роуленд и Тины Ноулз на закрытом ужине в Лос-Анджелесе