Наверное, это неправильно - брать только какую-то одну сторону явления и описывать ее. Но если говорить о Михалкове (а он все-таки - явление), то, пожалуй, это единственный способ говорить о нем в день его рождения.

Зачем устраивать очередной разбор жизненных ошибок юбиляра? В любой другой день я и сама про это накатала бы немаленький пост.

Но именно сегодня я хочу вспомнить его "светлую сторону" - потому что он несомненный талант, и он успел реализовать свой потенциал еще до того, как "темная сторона" стала затягивать его.

Итак!

Роль: Коля из "Я шагаю по Москве"

Когда фильм вышел - Никите Михалкову еще не исполнилось и 18 лет. Это была его не первая актерская работа в кино, но именно после этой роли он проснулся знаменитым.

История одного дня из жизни приехавшего в Москву из Сибири начинающего писателя Володи и москвича Коли - работающего на строительстве метрополитена - такая незатейливая, но очень светлая. За этот один день два только что познакомившихся молодых человека успели подружиться, поругаться, попасть в несколько смешных, романтических и даже почти криминальных историй.

Один из лучших фильмов Георгия Данелии, оставляющий невообразимо светлое впечатление - о Москве, о молодости, о жизни.

В этом фильме Михалков в первый раз сыграл с Евгением Ст:)вым, который стал его другом по жизни и одним из любимейших актеров.

И, конечно...

Роли: Князь Нелидов  из "Дворянского гнезда" и ротмистр Минский из "Станционного смотрителя"

Это два с одной стороны очень разных фильма, снятых очень разными режиссерами ("Гнездо" снял Андрон Михалков-Кончаловский, а "Смотрителя" - Сергей Соловьев), но их объединяет одно: очень трепетное чувство непоправимости того, что упущено - и эпохи "дворянских гнезд", и возможности вернуть тех, кого мы любим, а иногда - хотя бы попросить прощение.

В обоих фильмах Михалков блестяще воплотил образ "дворянина и офицера".

князь Нелидов

 

ротмистр Минский

Роль: Алексей Устюжанин из "Сибириады"

Снова роль в фильме брата. Трагическая и искренняя история Алексея и Таи - одна из лучших линий "Сибириады". И опять же - ощущение грусти от того, что "не сбылось".

Взрослую Таю сыграла Людмила Гурченко, с которой у Михалкова завязались и дружеские, и хорошие рабочие отношения.

Фильм и роль: "Свой среди чужих. Чужой среди своих", атаман Брылов

Первая большая работа как режиссера. Полноценный "истерн". История боевых друзей-красноармейцев, прекрасные образы "настоящих мужчин", созданные Шакуровым, Богатыревым, Солонициным, Пороховщиковым. Ярчайшие работы самого Михалкова, Константина Райкина, Кайдановского.

Герой Богатырева, заподозренный в похищении эшелона с золотом,  принадлежащим партии и народу, вынужден отправиться в опасное путешествие-расследование. Его цель - не только найти пропавший эшелон, но еще и восстановить свое имя в глазах своих друзей.

Роль у самого Михалкова неглавная, но вполне яркая - шикарный подлец атаман Брылов.

И бессмертная музыка Эдуарда Артемьева.

Фильм и роль: "Раба любви", буфетчик Иван

Удивительно тонкая и пронзительная картина о крахе иллюзорного мира красавицы-кинозвезды Ольги Вознесенской, за которой безошибочно угадывается Вера Холодная.

Изумительная Елена Соловей и иронично-грустный Родион Нахапетов, комичный и самовлюбленный Евгений Ст:)в, безумный начальник контрразведки Константин Григорьев ("Ах, кабы не вы, Ольга Николаевна, хлопнул бы я всю эту шушеру к чертям собачьим..."), Александр Калягин ("Есть хочется. Худеть хочется. Все хочется!")...

Изумительная атмосфера и музыка.

У Михалкова небольшая роль буфетчика Ивана.

Кстати, фильм он стал снимать "случайно" - изначально режиссером ленты о Вере Холодной был Рустам Хамдамов, но материал не понравился руководству Госкино и падающее знамя поднял Михалков. В итоге он полностью переписал сценарий и снял совершенно другой фильм... Единственное, что осталось от Хамдамова - Елена Соловей в роли идеально женщины-мечты.

И, да - "Вы звери, господа!"

Фильм: "Полеты во сне и наяву"

Горькая и правдивая история о кризисе среднего возраста, осознании непоправимости совершенных ошибок, утраты любви и дружбы.

Первая работа с Олегом Меньшиковым.

Блестящий актерский состав - Янковский, Гурченко, Адабашьян, Табаков, Меньшиков, сам Михалков.

Фильм: "Неоконченная пьеса для механического пианино"

Это опять история одного дня (а так же ночи и рассвета) на даче генеральской вдовы - смешная и грустная зарисовка "последних дней" русского дворянства и русской же интеллигенции. Герои смешны, наивны, иногда комичны, иногда - благородны... И просто искренни и трогательны.

Соловец, Калягин, Табаков, Ромашин, Богатырев... Все звезды.

И, что особенно интересно, если внимательно смотреть - можно увидеть, что интонацию всем задает именно Михалков. Да, все замечательные артисты - но я лично физически ощущаю Михалкова за каждой репликой.

Фильм: "Несколько дней из жизни И.И.Обломова"

Экранизация русской классики - романа Гончарова "Обломов". Поэтическая история об Иване Ильиче, разумном немце Штольце и женщине-мечте Ольге Ильинской.

Последняя работа в кино замечательного Андрея Попова.

Все те же - любимые актеры.

Ну,  кто еще мог так снять "обломовщину", чтобы мы ее полюбили?

Фильм: "Пять вечеров"

Экранизация пьесы Володина о попытке найти когда-то потерянное счастье, о встрече Ильина и Тамары, о любви, об одиночестве...

Прекрасные работы Любшина и Гурченко.

Один из моих любимых фильмов.

Фильм и роль: "Родня", официант в ресторане

По моему мнению - это вершина того, что сделал Михалков как режиссер.

История "простой русской бабы", приехавшей из деревни к своей "городской" и "современной" дочери, и вмешавшейся, как ураган, в жизнь и дочери, и внучки, и зятя, и бывшего мужа... и многих других людей.

Совершенно потрясающая работа Мордюковой. 

Впрочем, каждая роль - маленький шедевр.

Да ты хоть понимаешь, что одинокая женщина - это не-при-лич-но!

"Танцевать, теща! Танцевать!"

Сам Михалков исполнил крошечную роль официанта в ресторане - на пару с Адабашьяном. Цель, как признавался Михалков позднее, была простая: создать двух ярких жуликов-хмырей. Чтобы придать образам официантов дополнительной "краски" и Михалков, и Адабашьян придумали своим героям по "фишке": Адабашьян надел туфли на высокой платформе и создал гротескный образ пройдохи, стесняющегося своего низкого роста. А Михалков просто налепил кусочек пластыря на лицо - мол, порезался, когда брился - и его официант вышел совершеннейшим хмырем и пижоном.

Язвительный и трогательный Кирилл... Такой циничный в начале и такой открытый и искренний в конце, когда он обреет голову перед уходом в армию.

Ну, и - роль-шедевр. Федя Стуков в образе Иришки.

Когда в финале Мария и Нина находят друг-друга на вокзале, я не могу сдержать слез. А потом, глядя на Иришку, выкидывающую ведро ("Бабушка, ведрато нет!") - неизменно хохочу.

"Ира, я тебя как человека прошу!"

Финал...

Совершенно эпическая роль - сэр Генри Баскервиль из "Приключений Шерлока Холмса и Доктора Ватсона"

Роль исполнена с большим талантом и юмором. На съемках с Михалковым работали его любимые друзья-артисты: Евгений Ст:)в, Светлана Крючкова, Александр Адабашьян. Он сам снимал их много раз.

Любимейший момент! *и хотя из "Аббатства Даунтон" мы знаем, что завтрак в английских "дворянских гнездах" не подают, а сервируют "буфет" - эта сцена останется в наших сердцах навсегда!*

И еще.

Пьяные сэры...

Роль: Проводник Андрей из "Вокзала для двоих"

Небольшая, но яркая роль антагониста в пронзительном фильме о нежданной, невозможной, но удивительной и настоящей любви двух абсолютно неподходящих друг-другу людей - столичного музыканта Платона и провинциальной официантки из привокзального ресторана Веры.

Михалков сыграл полную противоположность Платону - напористого, наглого, циничного, насквозь материального и практичного любовника Веры. Эта роль обогатила нас несколькими блестящими цитатами ("Сама, сама, сама!")

Роль: Сергей Сергеевич "Барин Приехал" Паратов из "Жестокого романса"

Великолепная роль. Точное, яркое, витальное исполнение. В такого Паратова были влюблены все женщины Советского Союза. Михалков был признан лучшим актером года по опросам журнала "Советский экран" (а это 30 лет назад было синонимом всенародной славы).


Помню, что читала где-то, что школьники в своих сочинениях после выхода "Жестокого романса" описывали Паратова-Михалкова как "идеального героя", что вызывало огромные "опасения" и "возмущения" у поборников социалистической морали. Ну, куда же это годится, переживали завучи и председатели родительских комитетов, ведь это же аморальный человек, материалист, соблазнитель и погубитель Ларисы Огудаловой!

Но на мам и учителей никто не обращал внимание. Он пел про шмеля, танцевал с цыганами, шикарно одевался, но не боялся запачкать шикарное белое пальто, подавая даме экипаж, гонял на пароходе "Ласточка" (практически олигарх с яхтой!), без промаха бил - что в часы из пистолета, что по яблоку кулаком... И, конечно, Лариса должна была потерять голову.

Фильм: "Урга. Территория любви"

Не очень известный, но замечательный фильм. То ли сказка, то ли притча о молодой монгольской семье, живущей в степи. У них трое детей и больше им не надо, поэтому Пагма посылает мужа в город за презервативами... По дороге Гомбо встречает русского шофера Сергея (потрясающий Гостюхин) и в результате возвращается домой без презервативов, но с телевизором, кепкой и велосипедом, и втыкает около дома - ургу, шест с петлей на конце, старинный знак, означающий, что здесь и сейчас будут создавать еще одну жизнь.

Это действительно очень сильный фильм, получивший несколько призов, но, к сожалению, не очень известный.

Фильм и роль: Комдив Сергей Котов из "Утомленных солнцем"

Замечательнейшая работа актера и режиссера (а это очень трудно - сыграть роль на таком уровне, когда ты еще и дирижируешь всем кино-оркестром).

История о том, что за каждый грех придет расплата, потому что прошлое может нежданно нагрянуть в самый солнечный и жаркий день прекрасного лета...

Неповторимые сцены с женой Марусей (Ингеборга Дапкунайте), с "дядей Митяем" (Олег Меньшиков) и дочерью Надей (Надежда Михалкова).

Когда он получит "Оскар", то в своей благодарственной речи скажет про дочку - "Это первый случай, когда у меня не было никаких проблем с актрисой".

и 

Сегодня читала в фейсбуке пост-посвящение Михалкову, написала его коллега по оргкомитету и кинокритик Татьяна Павлова

"А потом, в 1994-м, в Канне, после просмотра «Утомленных солнцем», когда зал полчаса хлопал ему стоя, Никита отказал в интервью всем (боясь сглазу), и дал больше интервью только мне (я тогда делала программу для питерского 5 канала), и после этого длинного интервью мы все дружно отправились на прием по случаю показа. И там все – русские и немцы, французы и итальянцы, в общем, всевсевсе, ликовали, поздравляли, рвали его на части, уверяя, что Пальмовая ветвь у него в кармане. И он был таким тогда молодым и счастливым, таким веселым и заводным, что буквально каждый отходил от него влюбленным.
Но в предпоследний день появился Тарантино, и всё рухнуло.
Никита был черным с утра. Он уже тогда, после пресс-показа, кажется, всё уже понял…
И потом, почти год спустя, после присуждения ему «Оскара», этот удар он всё равно из себя не избыл…"

Роль: Авторитет "Михалыч" из "Жмурок"

Пожалуй, это последняя его роль, про которую без натяжки можно сказать, что - шедевр.

"Карачун тебе, Церетели!"

Фильм: "12"

Если честно - это самое спорное его произведение из включенных мной в список его безусловных заслуг.

Фильм с совершенно дикой итоговой моралью, явно заказной, снятый с прицелом "подмаслить" руководству страны и республики Чечня... полностью недостоверный с точки зрения сюжета... но совершенно потрясающий с точки зрения актерской игры.

Каждая роль - настоящий шедевр. Это "показательный прокат", каждый из персонажей сыгран достоверно, ясно, мастерски, от души.

И за актерскую игру (которой дирижировал Михалков - чья роль, удивительно, самая слабая) - фильм можно назвать почти шедевром.

Дрим-тим.

Я не буду заканчивать пост рассуждениями о том, когда Михалков "кончился". Может быть - еще не кончился, кстати.

В конце-концов, у него сегодня день рождения и в этот день не хочется его пинать.

Наоборот, мне хочется сказать ему "спасибо!" за все те фильмы и роли, которые сделали мою жизнь лучше и интереснее.

ПС Не включила в список Пожарского в "Статском советнике". На мой взгляд это повторение Паратова и, кроме того, большой промах Филиппа Янковского и самого Михалкова. Пожарского зовут Глеб Георгиевич. Это не "Барин приехал", это "Вор должен сидеть в тюрьме!" - это Жиглов. По-моему, яснее намекнуть на то, каким должен быть Пожарский - нельзя. Однако режиссер решил позвать на эту роль именно "барина в бобровой шубе", что испортило все дело.

Любите кино!

Подпишитесь на наш
Блоги

Чтобы помнили... Лучшие роли и фильмы Никиты Михалкова

04:15, 21 октября 2015

Автор: Fiona

Комменты 81

Аватар

Великолепный пост! Согласна с вами на 100%.

Аватар

Автор, спасибо, мне очень нравятся ранние фильмы Михалкова. ССЧЧСС пересматривала раз 50, наверное. Он все же очень талантливый человек, еще один его талант - собирать команду единомышленников. Лебешева, Адабашьяна, Артемьева, актеров ключевых - все они помогали создавать эти шедевры. Что еще меня поражает в Михалкове - он очень самоироничен, даже сейчас, последнее что я с ним видела - то ли Прожектор Пэрисхилтон, то ли Ургант Вечерний уж, в общем, он очень живой и быстро схватывает шутки, и эта его самоирония прекрасно видна в его ролях, но как это уживается иногда у него с имперскими замашками - вот это просто поразительно.

Аватар

Спасибо за пост!!! В свое время я просто обожала Михалкова - обольстительный негодяй, так кажется, назвал его Андрон Кончаловский. И это правда)))) Он очень талантливый актер и режиссер, настоящий мужик.Думаю, мало кто мог устоять перед его обаянием. Самые любимые фильмы его "Свой среди чужих..." и "Обломов". Любимая актерская работа - Паратов. С Днем РОждения и творческого долголетия!!! Все-таки таких режиссеров и актеров у нас единицы!!!

Аватар

Потрясающий режиссер. Современные работы его боюсь смотреть. Столько негатива, да и разочароваться боюсь. А вот старые его фильмы все, ВСЕ люблю. "Родня", безусловно один из самых любимых. Такой бабский фильм, по-хорошему, по-доброму бабский. Вроде всего три героини, но столько вариантов, столько тут линий, столько в них намешано. Жизнь такая богатая, эмоции такие настоящие. Нет правильных и простых, все такие живые и трепетные. Мужчины все такие разные. Вообще в этом фильме много жизни и любви! А самое главное, что много семьи в нем. Несмотря на все эти передряги бытовые любовь и главные ценности сохраняются. Я прям реву, когда смотрю его и смеюсь... А фраза "Да ты хоть понимаешь, что одинокая женщина - это не-при-лич-но!" - у нас с подругой постоянно в обиходе )) Конечно и другие фильмы шедевральны. "Свой среди чужих... ". У него там тоже роль маленькая, но яркая. А сам фильм, а какой подбор актеров! Все просто невероятного таланта. Ах, как мне не хватает сейчас таких наших фильмов. Режиссеры окунаются в арт-хаус, тогда как простые человеческие отношения можно снять не пытаясь копать глубоко, усыпляя зрителя. Кстати, подумалось, что в этом плане наверное можно акцентировать внимание на сериале "Бригада". Пусть он и стал уже чем-то неприличным сейчас, но отношения настоящей крепкой дружбы, веры в нее, поддержки во всем не просто на словах, а на деле в нем показаны как раз на близком к "Свой среди чужих... " уровню. Просто люди другие, время другое, но ценности те же. На самом деле о Михалкове, как о режиссере отличных фильмов можно говорить долго! Люблю его и ценю то, что он сделал для кинематографа СССР и для меня, как для зрителя!

Аватар

Михалков, конечно, невероятно талантливый человек. Со своими заскоками, но как же быть талантливым и мощной личностью и без заскоков? А "Солнечный удар" мне скорее понравился, чем нет. Конечно, идея с поршнями - ошибка. Да и такая уже прямолинейная символьность напрягает. Но это - как раз черта Михалкова. Она и в "Родне" присутствует, и в других его фильмах. А то, что он убежденный монархист, так он этого и не скрывает последние 20 лет))) А сам фильм "С.у." - и картинка красивая, и эмоциональность точная, и совпадение с настроем Бунина есть. Считаю, что не все так плохо.

Подождите...