Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты
Добрый день, сплетницы! Я долго думала, как создать пост про
Ивана Васильева и Наталью Осипову, и как бы ни составляла план, у меня не
получалось это сделать без повествования о том времени, когда две звезды
начинали свой путь к успеху. Во многом, не исключая упорства и трудолюбия, они
обязаны художественному руководителю балета Большого театра Алексею Осиповичу
Ратманскому. А его период был богат на скандалы и недопонимания с мастодонтами
Большой сцены. Потому, чтобы узнать больше о Ване и Наташе, необходимо немного
проникнуться той атмосферой, в которой они оба начинали.

(Наталья Осипова/Иван Васильев)
К предыдущему посту были написаны комментарии, подытожив которые, можно
выделить основную мысль: "Все это есть в открытом доступе!".
Я не буду спорить и, безусловно, правы те, кто так считает.
Но мой пост был рассчитан, в первую очередь, на тех, кто не
увлекается балетом, а, если и увлекается, то не читает обзоры, балетные форумы
двух театров, "холивары", которые несомненно возникают между группами
"Большого" и "Мариинского", а также тех, кто не вдается в детали и не тратил
свое время на поиск информации, архивных записей и статей. То есть, создавая
тот пост, как и этот, я ставила перед собой задачу, прежде всего, поделиться
тем, что вычитывала ранее, о чем слышала и о чем мне интересно говорить.
Конечно, истинных балетоманов я мало чем смогу удивить, а вот "околобалетных"
и просто любознательных личностей, которым будет занимательно и любопытно
прочесть что-то новое - не сомневаюсь. Потому, прошу Вас не расстраиваться,
если то, что Вы прочтете сейчас не станет для сверхновостью, но, уверена, что
найдутся те, кто прочтет об этом впервые.
Поехали!

В 2004 году Алексея Осиповича Ратманского (далее -
"Ратманский" или "АО") приглашают на
должность художественного руководителя балета Большого театра. Под
руководством Ратманского поставили два десятка балетов, из них - два новых, а
именитые зарубежные мастера давали в Большом "мастер-классы", делясь опытом и
приобщая артистов к особенностям главных мировых школ. В период Ратманского
омолодился состав труппы и радикально обновился список ньюсмейкеров — прим и
премьеров. И, действительно, АО, как худрук, продвинул
Наталью Осипову, Екатерину Крысанову, Анну Никулину, Андрея Меркурьева,
Ивана Васильева, Вячеслава Лопатина
и других. Наталья Осипова, отзываясь о своем наставнике, в интервью
"Российской газете" сказала следующее: "Мне, девочке из корд:)eта, Алексей Ратманский дал тогда огромный шанс
<...> Ратманский поверил в меня и дал танцевать большие роли".

Благодарность Натальи можно понять: не смотря на то, что корд:)ет - это постоянный заработок, особенно на зарубежных гастролях (как известно, ведущую солистку в случае болезни, травмы или ссоры с худруком всегда можно заменить и не брать за границу, тогда как корд:)eт поедет всегда), большая часть амбициозных артисток, приходя в труппу, боятся пожизненно застрять в корд:)eте. И, прошу не судить меня строго, т.к это лишь мое мнение, не пришел бы на должность худрука столь "европеизированный" молодой мужчина как Ратманский, который хотел с самого начала набрать "свою" команду, а не пытаться найти общий язык со знающими себе цену примами, а пришел бы какой-нибудь любитель классики и ненавистник современного балета, то путь Наташи хотя бы до солистки был бы крайне тернист и долог. Не сомневаюсь, что рано или поздно она достигла бы своей вершины, но не так стремительно, как получилось это при АО.

(Наталья Осипова)
О себе же как о танцовщике Ратманский отзывался более чем критично:
"...Я бы никогда не стал ведущим танцовщиком. <...> Я был несколько
тяжеловесен, моя техника не была блестящей. Помню, как мой педагог в первом
классе училища говорил, что попа - трудно точно перевести это слово на
английский - у меня отклячивалась, как у груши..."
("New York Times")

(Алексей Ратманский)

Конфликт № 1.
После ухода Ратманского многие отмечали, что основной просчет АО был связан с
артистической политикой.
Худруку удалось создать свою команду - молодую, мобильную,
артистичную, но не удалось договориться со звездным корпусом Большого.

Одной из первых, кто открыто выступил против Ратманского была
Надежда Грачева, народная артистка, лауреат Государственной
премии России, которая поведала прессе в апреле 2006 года о неприятном
высказывании худрука: "Театр в вас не нуждается…". Кроме
того, Грачева крайне резко оценила и деятельность АО в том же интервью: "Мне
бы очень хотелось танцевать в Большом театре. Но здесь сегодня ведётся
совершенно непонятная политика. Ставятся одноактные балеты… Я не против них.
Они имеют место быть. Но не в таком количестве. Всё-таки это АКАДЕМИЧЕСКИЙ
Большой театр, здесь должны идти классические постановки. Но нынешний
художественный руководитель балета их, скажем мягко, недолюбливает.
Но если худруку не нравится классика, зачем было приходить и руководить
этим театром?!"

(Надежда Грачева)
Как пишут на форумах, за некоторое время до этого Ратманский в ультимативной форме
В общем, Надежда отказалась, но и Жизель после того разговора не танцевала.

(Надежда Грачева/Николай Цискаридзе)
Правда, 19 мая 2006 года на творческом вечере в ГЦТМ им.Бахрушина АС опроверг
фразу Грачевой о ее ненужности театру:
"Я, к сожалению, должен констатировать, что эту фразу за меня сочинила
Надежда Грачева. <...> Это, наверное, еще одна иллюстрация того, что люди слышат то, что
они хотят или ждут. <...> Как вы все прекрасно понимаете, это очень
трудный момент. Но когда приезжает хореограф, он идет в зал и выбирает тех, с
кем он хочет работать. Я тоже хореограф, и когда я ставлю балет, я выбираю тех
людей, которые, как я представляю, сделают то, что я хочу."

(Алексей Ратманский)
Не смотря на сезон 2006/2007, когда Грачева не принимала участия ни в одной
постановке, сезон 2007/2008 стал для нее все-таки более удачным, принеся ей 7
спектаклей. Но без "шпилек", как известно, не бывает и в 2007 году Ратманский
в интервью вполне прозрачно намекнул-тире-ответил, что ему очень важно, что
продолжают танцевать балерины старшего поколения, такие как:
Надежда Грачева и Галина Степаненко, потому что молодым есть у кого учиться
(пора на покой, пенсионеры).

(Галина Степаненко)
Конфликт № 2.
В прошлом посте многие сплетницы подвергли сомнению умственные способности
балерины Захаровой (припомнив приме "Школу Злословия"), а я,
например, в неприятном удивлении от Марии Александровой.
Начнем с того же Ратманского.

(Мария Александрова)
В 2009 году МА дала большое интервью газете "Известия", в
котором довольно-таки зло отзывалась о бывшем худруке Большого театра:
"Знаете, Алексей Ратманский очень долго вбивал нам в голову, что балет -
наша работа. Все были с идеей, что мы творцы, а он эту идею убивал. И это
вызывало возмущение."

(Мария Александрова
В общем, не любила Мария Ратманского. Но конфликт № 2

(Диана Вишнева)
Огорчились балерины и ведущие солистки Большого— придется им поделиться с
Вишневой спектаклями. Видано ли дело! И направились восемь (а по некоторым
данным и девять) прекраснейших дам во главе со
Светланой Захаровой прямо к Иксанову с петицией - позже
иронично названной ballet five o'clock tea. Надо сказать,
успешно прошедшим: Вишневой в тот год "отказали" в контракте с Большим.

(Светлана Захарова)
А позже Мария Александрова прокомментировала данную ситуацию так:
"Журналист: Вы абсолютно честны по отношению к коллегам?
МА: Да, я никогда не занимала ничьего места.
Ж: И никогда не участвовали в интригах?
МА: Нет. Но если спрашивали мое мнение, я всегда его
высказывала.
Ж: Когда петербургская балерина Диана Вишнева захотела стать
примой Большого, вы в компании коллег пришли к Иксанову с протестом. Зачем?
МА: Это был тот случай, когда спросили мое мнение. И это не
интрига, а элементарное умение взаимодействовать с людьми, с которыми
работаешь.
Ж: Насколько я помню, Вишнева не претендовала на многое.
Кажется, хотела станцевать "Сон в летнюю ночь". Стоила ли игра свеч?
МА: Никаких игр не было. Хотелось, чтобы в труппе были
нормальные отношения, чтобы люди, которые приезжают со стороны, тебя уважали.
А здесь, на мой взгляд, человек ставил себе задачей не присутствие в Большом
театре, а удовлетворение своих личных амбиций - ну, скажем, быть ближе к
президенту.
Ж: Нормальное желание для примы-балерины. Так всегда было в
русском императорском театре.
МА: Значит, я ненормальная балерина."

(Мария Александрова)
Относительно же мотивации Светланы Захаровой, то существует
следующее мнение (кто-то согласится, а кто-то и нет): Захарова пришла в
Большой из Мариинского театра, где ей отводилась третья роль после Вишнёвой и
Лопаткиной, а, перейдя в Большой театр, она стала первой и единственной. Так
кому хочется опять почувствовать себя "второй"?

(Светлана Захарова)
Из хорошего надо добавить, что Александрова
не водит дружбы с "клакерами" (она и еще
Светлана Лунькина). "Клакеры" - это наемные "хлопальщики" в
театре. Вот Вы слышали, как в Михайловском работают "клакеры", когда на сцену
выходит Иван Васильев? Так это не простые фанаты, обожающие своего кумира
(хотя, может, "клакеры" и без ума от тех, кому необходимо аплодировать и
кричать "Браво!"), а те самые, кому Владимир Кехман, директор Михайловского
театра и Новосибирского театра оперы и балета, платит. Так вот в связи с
отсутствием той самой "дружбы" сокрушительное «Браво!» никогда не сопровождает
даже самые успешные вращения Марии Александровой.

(Владимир Кехман)
Я начала с того, что она крайне зло отзывалась о Ратманском, хотя, в общем и
целом, её не сильно задвигали (в отличие от той же Светланы Захаровой и
Николая Цискаридзе), если сравнивать её период
ДО-Ратманского, когда "зажимали" в партиях сильнее. Но АО
везде ставил свою любимицу - Наталью Осипову и, как написал
один из критиков (я заранее прошу прощения у всех любительниц Наташи, но не
могу не процитировать):
"Александрову задвигают за Осипову, которая несравнимо уступает ей (Марии)
в уме и актерской харизме, при этом являясь ее прямой конкуренткой по
репертуарной линии. В отличие от Александровой, Осиповой дают станцевать то,
на что Александрова до сих пор рассчитывать не может, например, Жизель."

(Мария Александрова
Так как Мария может любить Ратманского? А, никак!

Как было понятно из первого поста, Николай очень хотел занять пост
художественного руководителя Большого театра, но г-н Иксанов методично, из
года в год, игнорировал его требования и назначал тех, к кому "душа лежала"
(ну или из своих соображений выгоды). А Николай отличается крайней
эмоциональностью, поэтому интервью в период Ратманского раздавал много.

(Николай Цискаридзе)
Из них в 2007 году мы и узнали, что деятельность Ратманского - это "пир во время чумы". Неизвестно, что именно послужило толчком, но первым в прессе засветился АО
в 2006 году, сказав буквально следующее:
"К сожалению, Волочкова с Цискаридзе известны не своими достижениями в
танцах, а скандалами."
Крайне опрометчивое заявление для художественного руководителя, от которого он
поспешил откреститься, заметив, что его неправильно поняли. Но следом
последовало интервью Николая, в котором он позволил себе сказать, что
балет "Светлый ручей" хороший, но не может составлять основу репертуара
Большого театра.

(“Светлый ручей”, 2011
Отступление

(“Светлый ручей”, 1935)
После интервью Цискаридзе логично, что
обиженный за свое детище Ратманский снял Николая с постановки. Что еще больше
разозлило талантливого танцора: "Хочу сказать такую деталь: когда 18-летним
мальчиком я впервые вошел в кабинет Григоровича, Юрий Николаевич встал и со
мной поздоровался. Когда бы я ни пришел к Иксанову, он встает.
Это Большой театр, здесь каждый занимает свою иерархическую
ступень.
А когда я вошел к Ратманскому, то увидел человека, который сидел, развалившись
в кресле. "Вы забрали у меня спектакль?" - спросил я. "Да, забрал". - "Ну,
наверное, надо было мне об этом сообщить". - "Ну вот я вам и сообщаю". Тогда я
открыл дверь в коридор, встал в проеме и сказал все, что я о нем думаю, на
русском языке, доступном всем. Вот с этого дня у нас началось бодание. Правда,
потом он вызвал меня, извинился, сказал, что он поступил, наверное,
неправильно. "Вам интересно, - спросил он, - почему я это сделал?" "Нет,
хозяин - барин".

(Николай Цискаридзе/Мария Александрова)
Вслед за этим последовал ответ Ратманского: "Я думаю, уверенность в себе вообще очень помогает в жизни. Это
хорошо." (о Цискаридзе)
А Николай, тем временем, продолжил развивать тему некомпетентности Ратманского
как художественного руководителя, заявив, что он
не должен допускать несвежие ленточки на балетных туфлях.

Как бы то ни было, а пикировка велась не только в прессе, но и в стенах
Большого. Еще до публичных "разоблачений"
Цискаридзе, Лунькина, Захарова, Гуданов пришли к Иксанову и
потребовали расторжения контракта с Ратманским, но тот не пошел на уступки.

(Алексей Ратманский)
Закончилось все предсказуемо: разругавшись со "старой" и
"звездной" гвардией, столкнувшись с откровенным саботажем, еще в 2007 году АО
принял решение не продлевать контракт с Большим театром, который истекал 31
декабря 2008 года. Ну или Большой театр решил не продлевать контракт с
Ратманским.

(Алексей Ратманский)
Теперь немного о позиции Николая к любимцам публики
Ивану Васильеву и Наталье Осиповой. Не знаю, как Цискаридзе
относится к Наташе, но то, что Ивана он недолюбливает - это факт. В одном из
комментариев к предыдущему посту я писала о том, что была на творческом вечере
Николая. Помимо всего прочего он затронул тему образования, точнее -
абсолютной безграмотности молодых артистов балета: "Станцуют свою партию,
подходишь к ним, спрашиваешь, о чем постановка - никто не читал, ничего не
знают, приходится насильно заставляет в академии читать классическую
литературу под угрозой отчисления. Родители негодуют, ученики - тоже". Так это
я к чему: мало того, что Васильев - протеже Ратманского, так он еще и крайне
глуп. Вот уж не знаю, что больше бесит Цискаридзе: то, что глупый Васильев
собирает полные залы и купается в лучах славы, или то, что о балете "Спартак"
он судил по фильму "Гладиатор" Ридли Скотта. И я сейчас не шучу, если что,
даже в интервью Вани об этом читала. Он в общем-то и не стыдится этого.

(Иван Васильев)
И напоследок, здесь ни цитат, ни подтверждений из прессы не будет, ибо это мне
рассказала моя знакомая балерина, а она, может, и сама придумала, но я
все-равно делюсь:
Ставшую примой в 2005 (при АО), Светлану Лунькину немного
"задвигали" ради Наташи Осиповой. Что, в принципе, из вышенаписанного даже на
сплетню не тянет, ибо логично! Как-то АО сказал ей, что
она уже удивить никого не способна, а вот Наташа - да. Хотя,
возможно, Ратманский так ей припоминал интервью, в котором Лунькина
пожаловалась
на слишком скучные постановки Большого театра.


(Светлана Лунькина)
Однако в обновленной, премьерной "Сильфиде", в постановке
Йохана Кобборга (коллега Ратманского по датской сцене,
которого пригласили "освежить" московскую классическую версию) роль Сильфиды
досталась Наталье Осиповой, а Светлану Лунькину поставили
лишь в третий состав. То же произошло и в 2011 году (Ратманский уже не являлся
художественным руководителем балета), когда накануне премьеры постановки
"Утраченные иллюзии" Лунькина была заменена на Осипову.

(Наталья Осипова)
А Мария Виноградова, она же Мэри Ви, которая жена Ивана
Васильева, была любовницей Сергея Филина (женатого, надо
сказать) ну и пробилась "через тернии к звездам", точнее к званию "ведущей
солистки".

(Мария Виноградова)
Сам же Ратманский, поговаривают,
мстительный, хитрый и злопамятный, а интеллигентом лишь
"прикидывается".

"Здесь, в Большом, больше ценят жесткость, иначе норовят плюнуть в
спину."
(Татьяна Ратманская, 2007 г.)
Спасибо за внимание!

Скандалы и интриги Большого театра
11:33, 4 сентября 2015
Автор: lightminded
Комменты 193
10 л
Боже, как всё запутано. Я от балета всегда была далека, и единственная, кто смог меня зацепить - это Осипова, причём о балете я тогда не знала вообще ничего. Потом видела уже постановки с другими балеринами, когда начала приобщаться к высокому искусству, но Осипова всё равно казалась мне чуть ли не гениальной. А она, оказывается, чья-то протеже. Далека я всё-таки от балета А по поводу комментариев "Все это есть в открытом доступе!" - так у нас тут 90% постов - копипаста, и что теперь? Или салатницы позавидовали количеству плюсов к посту?
10 л
Ух ты!!!Спасибо за пост,я далека от балета,но читать про балетные интриги очень даже интересно) несколько раз видела Цискаридзе в МГЮА)))Он там,как и я,получал второе высшее образование,и вот значит,в разгар сессии толпимся мы все у деканата и в этой же толпе с нами в очереди,как все,стоит Николай)))Его,конечно все узнали и хотели без очереди пропустить,но он отказался!
10 л
Дорогая автор, а вы будете писать продолжение истории? Я вот с интересом бы причитала про Изумрудовну, самый большой гвоздь в $аднице Большого театра
10 л
Надо показывать Ваш пост девочкам, которые мечтают стать балеринами. Я бы своей дочке не пожелала оказаться в таком окружении
10 л
интересно, есть ли хоть пара человек в мире балета, кто не был бы рассчетлив, хитер, мстителен и злопамятен, имея при этом большие амбиции, пусть даже не в карьере танцовщика, так худрука?