Режиссер Сергей Урсуляк экранизирует роман Михаила Шолохова «Тихий Дон». Съемки уже идут, телефильм будет готов к 110-летию Шолохова, которое празднуют в 2015-м. В сериале будет 10 серий.
В октябре 2012 года, отвечая на вопросы «Ленты.ру», Сергей Урсуляк заявлял, что если бы у него была свобода выбирать проект, с помощью которого можно было бы оздоровить российское общество и телевидение, он снял бы именно «Тихий Дон»: «Я считаю, что это по-настоящему великий роман двадцатого века».
Эпопею Шолохова экранизировали уже трижды: в 1931 году немой фильм сняли Ольга Преображенская и Иван Правов, в 1958 году вышла трехсерийная экранизация Сергея Герасимова. В начале 1990-х свою версию «Тихого Дона» снял Сергей Бондарчук; после смерти режиссера материал домонтировал его сын Федор, сериал вышел на экраны в 2006 году. Первый фильм вряд ли кто знает, второй – считается каноническим, третий демонстрировался по нашему ТВ, но был очень прохладно принят аудиторией, несмотря на имя режиссера.
Я прочитала «Тихий Дон» где-то на первом курсе, следуя списку обязательного чтения на лето. И роман произвел на меня неожиданно большое впечатление. Он довольно объемный, но читается легко, язык очень яркий и живой, героям быстро начинаешь сопереживать и – главное – действительно погружаешься в то смутное и страшное время, где все по-своему правы и виноваты.
Для меня по-настоящему не идеальна ни одна экранизация, т.к. книгу надо читать, в фильмы очень многое не попадает. Но герасимовская действительно ближе всего к книге именно за счет очень ярких главных героев – брутальный Петр Глебов (разве что в идеале он должен быть бы помоложе) и красавицы Элина Быстрицкая, Зинаида Кириенко, Людмила Хитяева – там все очень хороши!
Фильм Бондарчука я пыталась смотреть. Но сильное отторжение вызывал Мелехов в исполнении Руперта Эверетта, хотя в других ролях этот актер мне нравится. Он сам оценивает себя трезво: «Когда меня пригласили сниматься по роману Шолохова, я очень удивился: мне казалось, что я не очень подхожу на роль Григория Мелехова, русского казака. Я был ошеломлен. У нас нет ничего общего. Я был, вероятно, самым странным выбором для этой роли. Я понимаю, что эта роль — мечта для любого актёра, но это в то же время и кошмарная роль. Прочитав роман, причем не один раз, я все равно смог приблизиться к этой роли очень ограниченно». Плохо также обстоит дело с Аксиньей, хотя актриса Дельфин Форест очень привлекательная женщина, но она играет какую-то другую героиню, не Аксинью. На ее фоне немного лучше выглядит Наталья в исполнении Алены Бондарчук (хотя на мой взгляд Наталья должна быть моложе и красивее, сорри) и особенно хороша Андрейченко в роли Дарьи (ей тоже надо быть помоложе, но ведь ее роль!) Впрочем, с провальными главными героями второстепенные персонажи картину спасти не могут.
И наконец нас ждет новая экранизация. Я на самом деле люблю режиссера
Урсуляка, его фильм «Русский рэгтайм» пересматривала много раз, да и его
работы в сериальном жанре мне тоже нравятся, он определенно не халтурщик и
очень ответственно подходит к материалу. Но кастинг нового «Тихого Дона»
сразу вызывает вопросы. Не буду приводить полный список актеров, назову
основных:
Евгений Ткачук - Григорий Мелехов
Полина Чернышова - Аксинья
Анастасия Веденская - Дарья
Дарья Урсуляк – Наталья
Честно говоря, никого из этих актеров я не знаю совсем, поэтому полезла
искать, почему Урсуляк сделал такой выбор, и нашла довольно свежее интервью
изданию «Трибуна», отрывки из которого отвечают на многие мои вопросы.
– Как вы оцениваете фильм Сергея Герасимова «Тихий Дон»?
– Я смотрел его довольно давно и считаю замечательной картиной конца
пятидесятых годов. То, что я называю время создания этой ленты, вовсе не
минус, просто обозначение эстетики, представлений о том, как это должно быть,
имея в виду сыгравших там актеров, расставленные режиссером акценты, сюжетные
линии и так далее. Сегодняшние представления обо всем об этом, безусловно,
другие.
– А какое впечатление произвел на вас фильм Сергея Бондарчука?
– На этот счет ничего сказать не могу, потому что я его не видел.
– Какие смыслы важны для вас в этом романе?
– Самое важное для меня в этой истории – это право человека на свободный
выбор, на жизнь без вмешательства в нее даже с самыми благими намерениями.
Людям надо дать возможность жить так, как они хотят. Не надо улучшать чужую
жизнь. Не надо очаровываться ложными идеями и разрушать то, что сделано
хорошо. Именно про это я и снимаю картину, потому что мне не интересна борьба
красных с белыми, не интересна правота Николая II или генерала Каледина. Мне
интересно посмотреть, как в 1912 году жило сообщество людей, которое было
по-человечески счастливо или несчастливо, а через десять лет там оказалась
пустошь, потому что пришли люди, которые решили улучшить их жизнь, – вот и
все.
– Согласитесь, что на роль Григория Мелехова идеально подошел бы Владимир
Машков, будь он моложе?
– Володя Машков действительно был бы замечательный вариант, если бы я снимал
это хотя бы лет двадцать назад.
– Почему вы решили на эту роль взять Евгения Ткачука?
– Потому что, по моему мнению, он наиболее подходит к этой роли. И работая с
Ткачуком, актером превосходного темперамента, я вижу очень много общего у него
с Володей. Это та же самоотверженность, та же легкость в переходе от серьеза к
юмору, то же погружение в роль. Ткачук – потрясающий артист, и, я считаю, если
он будет правильно развиваться, то вырастет в выдающегося мастера. Я не говорю
о том, что у нас получится, – я говорю о процессе. Конечно, неизбежно будут
сравнивать: похож Ткачук или не похож на Григория Мелехова, хотя это не
реальный человек, а литературный, то есть это все достаточно условно. Похож –
это когда у артиста есть своя – природная – горбинка на носу. Но это глупо.
Тогда надо снимать в Грузии или в Израиле. Горбинку можно приклеить. Ее
приклеивали на нос Петру Глебову, то же происходит и у нас. Или взять красоту
Аксиньи. Представления о красоте имеют особенность меняться, и в начале XIX
века или в XX веке эти представления были одни, сейчас совсем другие. Мне
кажется, что исполнители ролей в этом фильме должны быть, прежде всего: а)
хорошими артистами, б) не испачканы участием в «желтом» гламуре и не нести за
собой шлейф всеобщего сегодняшнего кошмара, в) хотеть это сыграть. А главное –
в них должна быть глубина чувств. И я предпочту это качество отсутствию так
называемого мастерства. Именно поэтому я позволил себе взять большое
количество студентов и буквально вчерашних выпускников, не обремененных опытом
актерского ремесла. Это, конечно, имеет свои проблемы, но они искренни и свою
неумелость компенсируют отдачей, что, мне кажется, должно дать какой-то
эффект. Понимаете, мы все знаем, какая должна быть Аксинья и как она должна
любить Григория. Но когда ты подступаешь к этому, как говорится, предметно,
тут возникает вопрос, потому что это особая вещь. Кстати сказать, это касается
не только Аксиньи и Григория, но и Натальи, Петра, Кошевого – да всех
персонажей, кого ни возьми.
– На роль Аксиньи вы взяли вначале студентку, а теперь выпускницу
Щукинского театрального училища актрису Полину Чернышову. Чем она вас
покорила?
– Полина хорошая актриса с редким нутром, очень глубоких чувств. Это будет ее
дебют.
– Вам не кажется, что неплохо начинать свою актерскую карьеру с такой
роли?
– Нет, на мой взгляд, это очень опасно, потому что все хотят увидеть Элину
Быстрицкую, а в этой картине ее нет. Таких зрителей ждет разочарование, потому
что Полина Чернышова в роли Аксиньи им никогда не понравится. А если
попытаться поверить этой актрисе, тогда все будет хорошо. Мы же очень зашорены
однажды увиденным, и нам непременно надо, чтобы опять были Глебов, Быстрицкая,
Кириенко. Но я же не клонирую выдающихся артистов.
– Но сравнение ваших актеров с герасимовскими все же неизбежно. По крайней
мере, обычный зритель, сидя у экрана, не станет думать о том, как изменилось
представление о женской красоте и так далее.
– Вы знаете, меня не очень беспокоит, о чем зрители будут думать, глядя на
наших актеров. Я уже сказал, что зрителю
только надо поверить в актеров, которые там играют.
– Вы наконец-то обратили внимание на свою младшую дочь Дарью Урсуляк,
которая играет здесь Наталью, но почему до этого ни ее, ни старшую –
Александру вы никогда не снимали?
Здесь я тоже не предполагал снимать ни Дашу, ни Сашу, потому что не считаю,
что для них это было бы правильным – ведь как они ни сыграй, все равно скажут,
что в этом заслуга отца-режиссера. На эту роль пробовалось много актрис, а
однажды так случилось, что партнер пришел, а Наталья не пришла. Даша в это
время пробовалась в соседней комнате у другого режиссера, и я попросил ее
просто подыграть. И она подыграла неожиданно хорошо. И тогда у меня с ней
состоялся серьезный разговор: я сказал, что готов назначить ее на эту роль, но
все же не советую участвовать в фильме, и что это будет ее выбор, и она должна
понимать, что ждет ее после этого: никто не оценит ее работу, даже если она
будет хорошая. Но она сделала свой выбор и имеет право это играть, потому что
я видел ее и в Театре имени Евгения Вахтангова, и в «Сатириконе» – весьма
достойные роли... А как получится в итоге – посмотрим.
И еще в тему – отрывок из свежего интервью Элины Быстрицкой:
- Сегодня Сергей Урсуляк снимает новую экранизацию романа Шолохова «Тихий
Дон», в которой снимается ваш любимый партнер по сцене Малого театра Александр
Потапов. Правда, Александр Сергеевич в одном интервью сказал о том, что «не
понимает – зачем нужна еще одна экранизация, когда есть великая картина Сергея
Герасимова?» Что думаете вы о попытке Сергее Урсуляка?
- Единственное, что я могу сказать об этом: Сергей Урсуляк взялся за очень
трудное дело, и поэтому следует пожелать и режиссеру, и артистам много сил и
таланта. Для меня роль Аксиньи была самой сложной в жизни.
А теперь давайте посмотрим на главного героя и героинь. Я привожу только
четырех, хотя там персонажей намного больше, но – честно - для меня они
основные.
На всякий случай уточняю – у каждого персонажа первая фото – фильм Герасимова,
вторая – Бондарчука – третья – актер, который играет в версии Урсуляка.
Григорий Мелехов
Аксинья
Наталья
Дарья
Обновлено 16/09/14 22:12:
Спасибо Pinokalada, дополняю пост фото со съемок нового фильма.
Григорий
Аксинья
Наталья
Дарья
ИМХО - Наталья совсем плохо( Аксинья выглядит слишком современно.
Тихий Дон: скоро выходит новая версия
23:33, 16 сентября 2014
Автор: Misa
Комменты 96
Ткачук - идеальный, на мой взгляд Гриша Мелехов....с нетерпением жду 29-го...обязательно буду смотреть этот фильм, также, как и все предыдущие.
ОБОЖЕ Я В СЛЕЗАХ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Я казачка по маме. Я в слезах. Я В СЛЕЗАХ.
Гришке каблуки оденут? Евгений замечательный актер но его рост совсем не казачий
Ткачук великолепен! Один из многообещающих молодых актеров. С интересом жду премьеры.
Лучше бы актеры были испачканы "гламуром", но были бы более известными, харизматичными и яркими. Казачки из этих девушек - как Мелихов из Руперта. В этом случае немного возраста, драмы и опыта в глазах пошли бы только на пользу.