Режиссер Сергей Урсуляк экранизирует роман Михаила Шолохова «Тихий Дон». Съемки уже идут, телефильм будет готов к 110-летию Шолохова, которое празднуют в 2015-м. В сериале будет 10 серий.

В октябре 2012 года, отвечая на вопросы «Ленты.ру», Сергей Урсуляк заявлял, что если бы у него была свобода выбирать проект, с помощью которого можно было бы оздоровить российское общество и телевидение, он снял бы именно «Тихий Дон»: «Я считаю, что это по-настоящему великий роман двадцатого века».

Эпопею Шолохова экранизировали уже трижды: в 1931 году немой фильм сняли Ольга Преображенская и Иван Правов, в 1958 году вышла трехсерийная экранизация Сергея Герасимова. В начале 1990-х свою версию «Тихого Дона» снял Сергей Бондарчук; после смерти режиссера материал домонтировал его сын Федор, сериал вышел на экраны в 2006 году. Первый фильм вряд ли кто знает, второй – считается каноническим, третий демонстрировался по нашему ТВ, но был очень прохладно принят аудиторией, несмотря на имя режиссера.

Я прочитала «Тихий Дон» где-то на первом курсе, следуя списку обязательного чтения на лето. И роман произвел на меня неожиданно большое впечатление. Он довольно объемный, но читается легко, язык очень яркий и живой, героям быстро начинаешь сопереживать и – главное – действительно погружаешься в то смутное и страшное время, где все по-своему правы и виноваты.

Для меня по-настоящему не идеальна ни одна экранизация, т.к. книгу надо читать, в фильмы очень многое не попадает. Но герасимовская действительно ближе всего к книге именно за счет очень ярких главных героев – брутальный Петр Глебов (разве что в идеале он должен быть бы помоложе) и красавицы Элина Быстрицкая, Зинаида Кириенко, Людмила Хитяева – там все очень хороши!

Фильм Бондарчука я пыталась смотреть. Но сильное отторжение вызывал Мелехов в исполнении Руперта Эверетта, хотя в других ролях этот актер мне нравится. Он сам оценивает себя трезво: «Когда меня пригласили сниматься по роману Шолохова, я очень удивился: мне казалось, что я не очень подхожу на роль Григория Мелехова, русского казака. Я был ошеломлен. У нас нет ничего общего. Я был, вероятно, самым странным выбором для этой роли. Я понимаю, что эта роль — мечта для любого актёра, но это в то же время и кошмарная роль. Прочитав роман, причем не один раз, я все равно смог приблизиться к этой роли очень ограниченно». Плохо также обстоит дело с Аксиньей, хотя актриса Дельфин Форест очень привлекательная женщина, но она играет какую-то другую героиню, не Аксинью. На ее фоне немного лучше выглядит Наталья в исполнении Алены Бондарчук (хотя на мой взгляд Наталья должна быть моложе и красивее, сорри)  и особенно хороша Андрейченко в роли Дарьи (ей тоже надо быть помоложе, но ведь ее роль!)  Впрочем, с провальными главными героями  второстепенные персонажи картину спасти не могут.

И наконец нас ждет новая экранизация. Я на самом деле люблю режиссера Урсуляка, его фильм «Русский рэгтайм» пересматривала много раз, да и его работы в сериальном жанре мне тоже нравятся, он определенно не халтурщик и очень ответственно подходит к материалу. Но кастинг нового «Тихого Дона»  сразу вызывает вопросы. Не буду приводить полный список актеров, назову основных:
Евгений Ткачук - Григорий Мелехов
Полина Чернышова - Аксинья
Анастасия Веденская -  Дарья
Дарья Урсуляк – Наталья
Честно говоря, никого из этих актеров я не знаю совсем, поэтому полезла искать, почему Урсуляк сделал такой выбор, и нашла довольно свежее интервью изданию «Трибуна», отрывки из которого отвечают на многие мои вопросы.

– Как вы оцениваете фильм Сергея Герасимова «Тихий Дон»?
– Я смотрел его довольно давно и считаю замечательной картиной конца пятидесятых годов. То, что я называю время создания этой ленты, вовсе не минус, просто обозначение эстетики, представлений о том, как это должно быть, имея в виду сыгравших там актеров, расставленные режиссером акценты, сюжетные линии и так далее. Сегодняшние представления обо всем об этом, безусловно, другие.
– А какое впечатление произвел на вас фильм Сергея Бондарчука?
– На этот счет ничего сказать не могу, потому что я его не видел.
– Какие смыслы важны для вас в этом романе?
– Самое важное для меня в этой истории – это право человека на свободный выбор, на жизнь без вмешательства в нее даже с самыми благими намерениями. Людям надо дать возможность жить так, как они хотят. Не надо улучшать чужую жизнь. Не надо очаровываться ложными идеями и разрушать то, что сделано хорошо. Именно про это я и снимаю картину, потому что мне не интересна борьба красных с белыми, не интересна правота Николая II или генерала Каледина. Мне интересно посмотреть, как в 1912 году жило сообщество людей, которое было по-человечески счастливо или несчастливо, а через десять лет там оказалась пустошь, потому что пришли люди, которые решили улучшить их жизнь, – вот и все.
– Согласитесь, что на роль Григория Мелехова идеально подошел бы Владимир Машков, будь он моложе?
– Володя Машков действительно был бы замечательный вариант, если бы я снимал это хотя бы лет двадцать назад.
– Почему вы решили на эту роль взять Евгения Ткачука?
– Потому что, по моему мнению, он наиболее подходит к этой роли. И работая с Ткачуком, актером превосходного темперамента, я вижу очень много общего у него с Володей. Это та же самоотверженность, та же легкость в переходе от серьеза к юмору, то же погружение в роль. Ткачук – потрясающий артист, и, я считаю, если он будет правильно развиваться, то вырастет в выдающегося мастера. Я не говорю о том, что у нас получится, – я говорю о процессе. Конечно, неизбежно будут сравнивать: похож Ткачук или не похож на Григория Мелехова, хотя это не реальный человек, а литературный, то есть это все достаточно условно. Похож – это когда у артиста есть своя – природная – горбинка на носу. Но это глупо. Тогда надо снимать в Грузии или в Израиле. Горбинку можно приклеить. Ее приклеивали на нос Петру Глебову, то же происходит и у нас. Или взять красоту Аксиньи. Представления о красоте имеют особенность меняться, и в начале XIX века или в XX веке эти представления были одни, сейчас совсем другие. Мне кажется, что исполнители ролей в этом фильме должны быть, прежде всего: а) хорошими артистами, б) не испачканы участием в «желтом» гламуре и не нести за собой шлейф всеобщего сегодняшнего кошмара, в) хотеть это сыграть. А главное – в них должна быть глубина чувств. И я предпочту это качество отсутствию так называемого мастерства. Именно поэтому я позволил себе взять большое количество студентов и буквально вчерашних выпускников, не обремененных опытом актерского ремесла. Это, конечно, имеет свои проблемы, но они искренни и свою неумелость компенсируют отдачей, что, мне кажется, должно дать какой-то эффект. Понимаете, мы все знаем, какая должна быть Аксинья и как она должна любить Григория. Но когда ты подступаешь к этому, как говорится, предметно, тут возникает вопрос, потому что это особая вещь. Кстати сказать, это касается не только Аксиньи и Григория, но и Натальи, Петра, Кошевого – да всех персонажей, кого ни возьми.
– На роль Аксиньи вы взяли вначале студентку, а теперь выпускницу Щукинского театрального училища актрису Полину Чернышову. Чем она вас покорила?
– Полина хорошая актриса с редким нутром, очень глубоких чувств. Это будет ее дебют.
– Вам не кажется, что неплохо начинать свою актерскую карьеру с такой роли?
– Нет, на мой взгляд, это очень опасно, потому что все хотят увидеть Элину Быстрицкую, а в этой картине ее нет. Таких зрителей ждет разочарование, потому что Полина Чернышова в роли Аксиньи им никогда не понравится. А если попытаться поверить этой актрисе, тогда все будет хорошо. Мы же очень зашорены однажды увиденным, и нам непременно надо, чтобы опять были Глебов, Быстрицкая, Кириенко. Но я же не клонирую выдающихся артистов.
– Но сравнение ваших актеров с герасимовскими все же неизбежно. По крайней мере, обычный зритель, сидя у экрана, не станет думать о том, как изменилось представление о женской красоте и так далее.
– Вы знаете, меня не очень беспокоит, о чем зрители будут думать, глядя на наших актеров. Я уже сказал, что зрителю
только надо поверить в актеров, которые там играют.
– Вы наконец-то обратили внимание на свою младшую дочь Дарью Урсуляк, которая играет здесь Наталью, но почему до этого ни ее, ни старшую – Александру вы никогда не снимали?
Здесь я тоже не предполагал снимать ни Дашу, ни Сашу, потому что не считаю, что для них это было бы правильным – ведь как они ни сыграй, все равно скажут, что в этом заслуга отца-режиссера. На эту роль пробовалось много актрис, а однажды так случилось, что партнер пришел, а Наталья не пришла. Даша в это время пробовалась в соседней комнате у другого режиссера, и я попросил ее просто подыграть. И она подыграла неожиданно хорошо. И тогда у меня с ней состоялся серьезный разговор: я сказал, что готов назначить ее на эту роль, но все же не советую участвовать в фильме, и что это будет ее выбор, и она должна понимать, что ждет ее после этого: никто не оценит ее работу, даже если она будет хорошая. Но она сделала свой выбор и имеет право это играть, потому что я видел ее и в Театре имени Евгения Вахтангова, и в «Сатириконе» – весьма достойные роли... А как получится в итоге – посмотрим.

И еще в тему – отрывок из свежего интервью Элины Быстрицкой:
- Сегодня Сергей Урсуляк снимает новую экранизацию романа Шолохова «Тихий Дон», в которой снимается ваш любимый партнер по сцене Малого театра Александр Потапов. Правда, Александр Сергеевич в одном интервью сказал о том, что «не понимает – зачем нужна еще одна экранизация, когда есть великая картина Сергея Герасимова?» Что думаете вы о попытке Сергее Урсуляка?
- Единственное, что я могу сказать об этом: Сергей Урсуляк взялся за очень трудное дело, и поэтому следует пожелать и режиссеру, и артистам много сил и таланта. Для меня роль Аксиньи была самой сложной в жизни.

А теперь давайте посмотрим на главного героя и героинь. Я привожу только четырех, хотя там персонажей намного больше, но – честно - для меня они основные.
На всякий случай уточняю – у каждого персонажа первая фото – фильм Герасимова, вторая – Бондарчука – третья – актер, который играет в версии Урсуляка.

Григорий Мелехов




 

Аксинья




 

Наталья



Дарья




 

Обновлено 16/09/14 22:12:

Спасибо Pinokalada, дополняю пост фото со съемок нового фильма.

Григорий

Аксинья

Наталья

Дарья

ИМХО - Наталья совсем плохо( Аксинья выглядит слишком современно.

Подпишитесь на наш
Блоги

Тихий Дон: скоро выходит новая версия

23:33, 16 сентября 2014

Автор: Misa

Комменты 96

A

Ткачук - идеальный, на мой взгляд Гриша Мелехов....с нетерпением жду 29-го...обязательно буду смотреть этот фильм, также, как и все предыдущие.

Аватар

ОБОЖЕ Я В СЛЕЗАХ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Я казачка по маме. Я в слезах. Я В СЛЕЗАХ.

Аватар

Гришке каблуки оденут? Евгений замечательный актер но его рост совсем не казачий

Аватар

Ткачук великолепен! Один из многообещающих молодых актеров. С интересом жду премьеры.

Аватар

Лучше бы актеры были испачканы "гламуром", но были бы более известными, харизматичными и яркими. Казачки из этих девушек - как Мелихов из Руперта. В этом случае немного возраста, драмы и опыта в глазах пошли бы только на пользу.

Подождите...