Когда я училась в начальной школе, я была твердо уверена, что в стране все равны, потому что именно это нам лицемерно вдалбливали учебники, где было написано, что в СССР есть рабочие, крестьяне, интеллигенция (прослойка, не класс) – и все, господ у нас нет. Как раз к концу начальной школы я поняла, что все не совсем так. Классовые различия как были до революции, так и прекрасно продолжали оставаться после нее, их даже особенно не скрывали.
Номенклатурно-партийная элита, академики, известные актеры-писатели и т.п.,
руководители крупных предприятий, институтов и так далее – все они жили не
так, как средний советский гражданин. Даже обычные граждане делились,
например, на инженеров и заводских работяг. И с точки зрения богатые – бедные
тоже. Были, конечно, социальные лифты. Одаренный сын рабочего вполне мог
выучиться и стать профессором. Красивая крестьянка могла выйти замуж за сына
доктора наук или за самого доктора наук (радость семьи по этому поводу оставим
за скобками). Мезальянсы сильно не поощрялись, конечно, и зачастую были
обречены на провал, но дети рабочих и ученых вполне могли учиться в одной
школе и дружить. Снобизм в интеллигентных семьях считался неприличным, но это
не значит, что его не было.
Интересно, что, несмотря на то, что у нас вроде как все равны были, тема
классовых различий часто поднималась в кино. Более того, иногда она вообще
становилась основой сюжета. Мне показалось интересным вспомнить несколько
ярких примеров (в хронологическом порядке). Наверняка были и еще фильмы, где
это всплывало так или иначе, но пока не могу вспомнить. Если вспомню или
напомните – дополню пост!
«Весна на Заречной улице» (1956 год)
Молодая учительница приезжает в город, где вся жизнь кипит вокруг
металлургического комбината, чтобы преподавать в вечерней школе, где как раз
учатся работники этого комбината. Один из работяг, ударник труда, начинает за
ней ухаживать.
Здесь тоже основная интрига фильма в том, что юная учительница, что
называется, «из образованных», поэтому поначалу ее ухаживания рабочего весьма
смущают. Там есть очень наивная по нынешним временам сцена, когда она слушает
по радио классическую музыку с таким одухотворенным видом. И простой работяга
тоже начинает тянуться к прекрасному (хотя, очевидно, у Саши Савченко
изначально были такие задатки, в отличие от тамошних отрицательных
персонажей), а учительница понимает, что он не просто у печи стоит, но еще и
способен на рационализаторские идеи
«Приходите завтра» (1963 год)
Девушка из глухой сибирской деревни Фрося Бурлакова приезжает в Москву, чтобы
поступить в Институт имени Гнесиных и стать певицей. Она останавливается у
скульптора Николая Васильевича, которому шесть лет назад был приятелем её
школьный завхоз. Совершенно незнакомая с жизнью больших городов, Фрося своей
провинциальностью и непосредственностью забавляет и самого Николая
Васильевича, и его подругу Наташу, и домработницу.
В общем, значительная часть фильма построена на противопоставлении
по-деревенски простодушной малообразованной Фроси и рафинированного
скульптора, у которого даже домработница есть. Естественно, основная идея
фильма в том, что Фрося хоть и не читала Гегеля, но все равно порядочна и
неглупа. А скульптор, наоборот, закостенел в своем величии.
«Москва слезам не верит» (1979 год)
Сюжет все знают: три подруги приезжают покорять Москву, за 20 лет у каждой
жизнь складывается по-своему.
Здесь эта тема всплывает несколько раз.
Во-первых, конечно, это первый роман Кати, когда она заселяется в высотку на
площади Восстания, выдает себя за профессорскую дочь и начинает встречаться с
молодым оператором на ТВ. Конечно, довольно сложно себе представить, чтобы
молодой человек совсем не заметил разницы между привычными ему профессорскими
дочками и работницей завода Катей. По идее это должно было проявиться не
только в месте жительства, но по фильму он вроде как ни о чем не догадывался,
пока она сама все не рассказала. Ну и все помнят блестящую сцену знакомства
Кати с потенциальной свекровью «Я рыбу не ем, у меня на нее аллергия».
Отвратительная маманя – вся из себя интеллигентная, мучает младшего сына с
фортепьяно, как и положено, а также с застольным этикетом (при этом спокойно
предлагает наивной героине денег на аборт). И ее натуральный кошмар в качестве
потенциальной невестки – лимитчица из деревни.
А далее наоборот - сама Катя, прекрасный пример социального лифта - от
простой наладчицы выросшая до директора завода, знакомится в электричке с
мужчиной, который оказывается не совсем простым, но слесарем. Живущим притом в
коммуналке. Хотя, конечно, режиссер потом сам признавался, что не просто
так взял на роль слесаря Алексея Баталова, у которого на лице и в голосе
чувствуется не первое поколение не совсем слесарей. И, наверное, поэтому Катю
разница их социального положения не смущает, хотя сложно поверить, что потом у
них не будет проблем, ведь герою Баталова категорически не нравится, что
Екатерина зарабатывает существенно больше него.
«Курьер» (1986 г.)
Иван не поступил в институт и идет работать курьером. Он случайно знакомится с
дочерью профессора, которая хочет с помощью романа с совершенно не подходящим
молодым человеком эпатировать родителей. И у нее это получается - папаша в
исполнении Олега Басилашвили (везет ему на такие роли) совершенно не в
восторге от того, что его дочь начинает встречаться с парнем с повадками
выпускника заборостроительного ПТУ.
Этот фильм в свое время имел широкий резонанс, а исполнитель главной роли стал
на короткое время практически кинозвездой. Я помню, что моя подруга ходила на
него в кино и была очень недовольна, т.к. ожидала фильма про любовь, а там
любви никакой и нет, это был, скорее, фильм про «такая-сякая молодежь».
Это только то, что я сразу вспомнила. Наверняка таких фильмов
больше. Например, более-менее подходит еще фильм "Вокзал для двоих", но я
не уверена. И в современном кино эта тема тоже никуда не делась – из
последнего приходит на ум сразу фильм «Стиляги» и, конечно,
мой любимый фильм Дуни Смирновой «Кококо».
Обновлено 30/08/14 18:55:
"Покровские ворота" (1982 год)
Как я могла забыть любимый фильм???
Понятно, что здесь эта тема проходит по касательной, но она всплывает и не раз. Во-первых, в трио Маргарита Павловна - Хоботов - Савва Игнатьевич, поскольку Савва - слесарь, а Хоботовы - филологи-переводчики. Это шикарно обыграно во время совместного обеда с четой их коллег, когда Савву понесло с темой про штихеля.
И - во-вторых - Хоботов начинает встречаться с юной медсестрой, которой по уровню образованности до него очень сильно далеко.
Обновлено 30/08/14 19:02:
"Любовь с привилегиями" (1989)
К сожалению, сама я фильм не смотрела, но по описанию он очень в тему.
Действие фильма происходит во времена Перестройки. Будучи на отдыхе в закрытом санатории, высокопоставленный пенсионер, бывший заместитель Председателя Совета Министров СССР Константин Гаврилович Кожемякин, представитель партийной верхушки СССР (Вячеслав Тихонов), знакомится с Ириной (Любовь Полищук), женщиной гораздо моложе его, рядовой сотрудницей этого санатория. Между ними разгорается любовь и Кожемякин делает Ирине предложение. Кожемякин увозит Ирину с собой в Москву, где они вступают в брак.
Ирина попадает в круг советской элиты, наполненный высокопоставленными соседями, качеством обслуживания, заморскими диковинками, доступом к дефициту и иным привилегиям. Константин никак не даёт понять ей что она «из другого круга» (хотя и не советует приглашать ей своего зятя на общую встречу, мотивируя это тем что они «не поймут друг друга, это иная сфера общения» с его детьми), ведя себя с ней на равных.
Обновлено 30/08/14 19:07:
"Карнавал" (1981)
Цитирую из комментариев: в "Карнавале" еще эта тема проходит, в отношениях Нины с Никитой и с Жозефиной Викторовной (в последнем примере так вообще звучит как имя нарицательное для тех, кто не понял глубины той пропасти, которая лежит между Ниной и Жозефиной:))
Обновлено 30/08/14 19:12:
"Маленькая Вера" (1988)
Не люблю этот чернушный фильм, но сюда он подходит, ибо главный конфликт фильма вертится как раз вокруг несходства взглядов и воспитания: веселый парень-студент начинает жить с девушкой из семьи водителя КАМАЗа, где мама такая хабалка с перманентом и папаня-работяга, простой как мычание. Ну и ничем хорошим это не кончится...
Обновлено 30/08/14 19:23:
Любимый фильм Сплетника - "Любовь и голуби" (1984)
подтверждает, что эта тема была очень интересна Владимиру Меньшову. Деревенский парень Василий на курорте знакомится с одинокой дамой по имени Раиса Захаровна (Людмила Гурченко), любительницей эзотерики и мистики, женщиной городской и интеллигентной.
Не думаю, что будет спойлером сообщить, что в итоге Василий все же возвращается к своей деревенской супруге, устав от закидонов Раисы. Свое, оно как-то роднее и понятнее.
Обновлено 30/08/14 22:25:
"Блондинка за углом" (1984)
Герой Андрея Миронова - астрофизик, который работает грузчиком, влюбляется в ушлую продавщицу в исполнении Татьяны Догилевой (если подумать, то в отличии от Басилашвили, который постоянно играл интеллигентов, Догилева зато наоборот - то спортсменку в "Покровских воротах изображала", то медсестру в "Забытой мелодии для флейты", то тут - продавщицу).
Про классовые различия: гусь свинье не товарищ
20:06, 30 августа 2014
Автор: Misa
Комменты 155
быть профессорскими детьми - это было зачетно. Еще был один фильм, название не помню, в главной роли Гундарева, она мама с 2 детьми и без мужа, и она с дочкой заглядывают в гости к героине Немоляевой и ее дочери, они там какие-то блатные, и помню Немоляева им отдает целый торт, который не съели, а Гундарева отнекивается, мол типа дефицит это, а та ей берите, берите. То ли этот торт гости не съели, но что-то типа такого было.
Я бы еще вспомнила фильм с Натальей Гундаревой "сладкая женщина"
Девочки, абстрагируясь от темы: какие фильмы все чудесные!
Супер! Все смотрела и в тему есть еще один с Папановым в гл.роли и Адентовой, где он женится на более молодой, а она такая пробивная, спецом искала себе мужа уровнем выше и проч, и проч. Хорошая драма. Другое видение истории героини Муравьевой из "Москва слезам не верит"
Сериал "Моя прекрасная няня" вообще полностью крутится вокруг этого различия- образованный и богатый герой Жигунова (такая уже тямтя-лямтя, пентюх, так и хочется пенделя дать) и нянька Вика, простая как земля, и до кучи ее маман в исполнении Полищук, прекрасном исполнении я бы сказала.