Контент опубликован пользователем сайта

Про кино

Про классовые различия: гусь свинье не товарищ

155
Про классовые различия: гусь свинье не товарищ

Когда я училась в начальной школе, я была твердо уверена, что в стране все равны, потому что именно это нам лицемерно вдалбливали учебники, где было написано, что в СССР есть рабочие, крестьяне, интеллигенция (прослойка, не класс) – и все, господ у нас нет. Как раз к концу начальной школы я поняла, что все не совсем так. Классовые различия как были до революции, так и прекрасно продолжали оставаться после нее, их даже особенно не скрывали.

Номенклатурно-партийная элита, академики, известные актеры-писатели и т.п., руководители крупных предприятий, институтов и так далее – все они жили не так, как средний советский гражданин. Даже обычные граждане делились, например, на инженеров и заводских работяг. И с точки зрения богатые – бедные тоже. Были, конечно, социальные лифты. Одаренный сын рабочего вполне мог выучиться и стать профессором. Красивая крестьянка могла выйти замуж за сына доктора наук или за самого доктора наук (радость семьи по этому поводу оставим за скобками). Мезальянсы сильно не поощрялись, конечно, и зачастую были обречены на провал, но дети рабочих и ученых вполне могли учиться в одной школе и дружить. Снобизм в интеллигентных семьях считался неприличным, но это не значит, что его не было.
Интересно, что, несмотря на то, что у нас вроде как все равны были, тема классовых различий часто поднималась в кино. Более того, иногда она вообще становилась основой сюжета. Мне показалось интересным вспомнить несколько ярких примеров (в хронологическом порядке). Наверняка были и еще фильмы, где это всплывало так или иначе, но пока не могу вспомнить. Если вспомню или напомните – дополню пост!

«Весна на Заречной улице» (1956 год)

Молодая учительница приезжает в город, где вся жизнь кипит вокруг металлургического комбината, чтобы преподавать в вечерней школе, где как раз учатся работники этого комбината. Один из работяг, ударник труда, начинает за ней ухаживать.

Здесь тоже основная интрига фильма в том, что юная учительница, что называется, «из образованных», поэтому поначалу ее ухаживания рабочего весьма смущают. Там есть очень наивная по нынешним временам сцена, когда она слушает по радио классическую музыку с таким одухотворенным видом. И простой работяга тоже начинает тянуться к прекрасному (хотя, очевидно, у Саши Савченко изначально были такие задатки, в отличие от тамошних отрицательных персонажей), а учительница понимает, что он не просто у печи стоит, но еще и способен на рационализаторские идеи 

«Приходите завтра» (1963 год)

Девушка из глухой сибирской деревни Фрося Бурлакова приезжает в Москву, чтобы поступить в Институт имени Гнесиных и стать певицей. Она останавливается у скульптора Николая Васильевича, которому шесть лет назад был приятелем её школьный завхоз. Совершенно незнакомая с жизнью больших городов, Фрося своей провинциальностью и непосредственностью забавляет и самого Николая Васильевича, и его подругу Наташу, и домработницу.

В общем, значительная часть фильма построена на противопоставлении по-деревенски простодушной малообразованной Фроси и рафинированного скульптора, у которого даже домработница есть. Естественно, основная идея фильма в том, что Фрося хоть и не читала Гегеля, но все равно порядочна и неглупа. А скульптор, наоборот, закостенел в своем величии.

 «Москва слезам не верит» (1979 год)

Сюжет все знают: три подруги приезжают покорять Москву, за 20 лет у каждой жизнь складывается по-своему.
Здесь эта тема всплывает несколько раз.
Во-первых, конечно, это первый роман Кати, когда она заселяется в высотку на площади Восстания, выдает себя за профессорскую дочь и начинает встречаться с молодым оператором на ТВ. Конечно, довольно сложно себе представить, чтобы молодой человек совсем не заметил разницы между привычными ему профессорскими дочками и работницей завода Катей. По идее это должно было проявиться не только в месте жительства, но по фильму он вроде как ни о чем не догадывался, пока она сама все не рассказала. Ну и все помнят блестящую сцену знакомства Кати с потенциальной свекровью «Я рыбу не ем, у меня на нее аллергия». Отвратительная маманя – вся из себя интеллигентная, мучает младшего сына с фортепьяно, как и положено, а также с застольным этикетом (при этом спокойно предлагает наивной героине денег на аборт). И ее натуральный кошмар в качестве потенциальной невестки – лимитчица из деревни.

А далее наоборот - сама Катя, прекрасный пример социального лифта - от простой наладчицы выросшая до директора завода, знакомится в электричке с мужчиной, который оказывается не совсем простым, но слесарем. Живущим притом в коммуналке. Хотя, конечно, режиссер потом сам признавался, что не просто так взял на роль слесаря Алексея Баталова, у которого на лице и в голосе чувствуется не первое поколение не совсем слесарей. И, наверное, поэтому Катю разница их социального положения не смущает, хотя сложно поверить, что потом у них не будет проблем, ведь герою Баталова категорически не нравится, что Екатерина зарабатывает существенно больше него.

«Курьер»  (1986 г.)
Иван не поступил в институт и идет работать курьером. Он случайно знакомится с дочерью профессора, которая хочет с помощью романа с совершенно не подходящим молодым человеком эпатировать родителей. И у нее это получается - папаша в исполнении Олега Басилашвили (везет ему на такие роли) совершенно не в восторге от того, что его дочь начинает встречаться с парнем с повадками выпускника заборостроительного ПТУ.

Этот фильм в свое время имел широкий резонанс, а исполнитель главной роли стал на короткое время практически кинозвездой. Я помню, что моя подруга ходила на него в кино и была очень недовольна, т.к. ожидала фильма про любовь, а там любви никакой и нет, это был, скорее,  фильм про «такая-сякая молодежь».

Это только то, что я сразу вспомнила. Наверняка таких фильмов больше. Например, более-менее подходит еще фильм "Вокзал для двоих", но я не уверена. И в современном кино эта тема тоже никуда не делась – из последнего приходит на ум сразу фильм «Стиляги» и, конечно, мой любимый фильм Дуни Смирновой «Кококо».
 

Обновлено 30/08/14 18:55:

"Покровские ворота" (1982 год)

Как я могла забыть любимый фильм???

Понятно, что здесь эта тема проходит по касательной, но она всплывает и не раз. Во-первых, в трио Маргарита Павловна - Хоботов - Савва Игнатьевич, поскольку Савва - слесарь, а Хоботовы - филологи-переводчики. Это шикарно обыграно во время совместного обеда с четой их коллег, когда Савву понесло с темой про штихеля.

И - во-вторых - Хоботов начинает встречаться с юной медсестрой, которой по уровню образованности до него очень сильно далеко.

 

Обновлено 30/08/14 19:02:

"Любовь с привилегиями" (1989)

К сожалению, сама я фильм не смотрела, но по описанию он очень в тему.

Действие фильма происходит во времена Перестройки. Будучи на отдыхе в закрытом санатории, высокопоставленный пенсионер, бывший заместитель Председателя Совета Министров СССР Константин Гаврилович Кожемякин, представитель партийной верхушки СССР (Вячеслав Тихонов), знакомится с Ириной (Любовь Полищук), женщиной гораздо моложе его, рядовой сотрудницей этого санатория. Между ними разгорается любовь и Кожемякин делает Ирине предложение. Кожемякин увозит Ирину с собой в Москву, где они вступают в брак.

Ирина попадает в круг советской элиты, наполненный высокопоставленными соседями, качеством обслуживания, заморскими диковинками, доступом к дефициту и иным привилегиям. Константин никак не даёт понять ей что она «из другого круга» (хотя и не советует приглашать ей своего зятя на общую встречу, мотивируя это тем что они «не поймут друг друга, это иная сфера общения» с его детьми), ведя себя с ней на равных.

Обновлено 30/08/14 19:07:

"Карнавал" (1981)

Цитирую из комментариев: в "Карнавале" еще эта тема проходит, в отношениях Нины с Никитой и с Жозефиной Викторовной (в последнем примере так вообще звучит как имя нарицательное для тех, кто не понял глубины той пропасти, которая лежит между Ниной и Жозефиной:))

Обновлено 30/08/14 19:12:

"Маленькая Вера" (1988)

Не люблю этот чернушный фильм, но сюда он подходит, ибо главный конфликт фильма вертится как раз вокруг несходства взглядов и воспитания: веселый парень-студент начинает жить с девушкой из семьи водителя КАМАЗа, где мама такая хабалка с перманентом и папаня-работяга, простой как мычание. Ну и ничем хорошим это не кончится...

Обновлено 30/08/14 19:23:

Любимый фильм Сплетника - "Любовь и голуби" (1984)

подтверждает, что эта тема была очень интересна Владимиру Меньшову. Деревенский парень Василий на курорте знакомится с одинокой дамой по имени Раиса Захаровна (Людмила Гурченко), любительницей эзотерики и мистики, женщиной городской и интеллигентной.

Не думаю, что будет спойлером сообщить, что в итоге Василий все же возвращается к своей деревенской супруге, устав от закидонов Раисы. Свое, оно как-то роднее и понятнее.

 

 

Обновлено 30/08/14 22:25:

"Блондинка за углом" (1984)

Герой Андрея Миронова - астрофизик, который работает грузчиком, влюбляется в ушлую продавщицу в исполнении Татьяны Догилевой (если подумать, то в отличии от Басилашвили, который постоянно играл интеллигентов, Догилева зато наоборот - то спортсменку в "Покровских воротах изображала", то медсестру в "Забытой мелодии для флейты", то тут - продавщицу).

Оставьте свой голос:

1531
+

Комментарии 

Войдите, чтобы прокомментировать

Gopi
Gopi

в качестве примера упомяну индийские касты, есть 4 основные касты, по-русски, сверху вниз, это священники, воины, торговцы, рабочие. учителя, ученые причисляются к высшей касте - священникам. браки между двумя первыми и двумя последними - крайне неблагоприятные и очень редкие, и к этому никто не стремится. поэтому и разводов в разы меньше. и что самое интересное, там не принято стремится попасть из одной касты в другую, они конечно хотят получить более высокое рождение в след.жизни, делая разные аскезы для улучшения кармы. а искусственное смешение каст, уравниловка так сказать, приводит к огромным проблемам и в принципе невозможна

Misa
Misa

Gopi, Да, индийские касты - это идея, так сказать, доведенная до абсурда.

Gopi
Gopi

Misa, ну да, если учесть. что певцы и артисты - это низшая каста, а западный мир - это один сплошной фан-клуб

Gopi
Gopi

Gopi, а учителя - высшая каста, зарабатывают копейки и авторитет уже не тот

IceIce
IceIce

Расслоение налицо

flow
flow

IceIce, да всегда это было. И подозреваю, будет. Советская уравниловка - такая утопия в действии, которая, естественно, провалилась. Просто народу необходимо было во что-то верить, ведь религию загнобили - вот и навыдумывали идеи, культ личности, портреты вождей вместо икон, свято почитаемые дни рождения этих вождей итд.

Misa
Misa

flow, Ну, отсутствие классовых различий было прописано в трудах Ленина и Сталина, так что нужно было делать вид.

flow
flow

flow, даа :) Наверное, зрители удивлялись, когда узнавали, что Тихонов из простой семьи, учился на токаря :)

flow
flow

flow, ой, не туда :) Это коммент про Тихонова был.

tutelka
tutelka

IceIce, ну так это только у нас,в тоталитаризьме.А вот в самом знаменитом фильме всех времен и народов,мною горячо нелюбимом-Красотка- все нормуль.Молодой,красивый,сверхбогатый и образованный герой не находит ничего лучшего для души, кроме подзаборной шлюшки в ботфортах,копящей деньги на универ.
Весь мир в восторге,верит сразу и навеки в нежные чувства,тем более ботфорты сняли,волосы завязали в пучок и одели синее платье в горошек а-ля героиня из Заречной улицы.Одно мучает-может,все таки не совсем для души?-а тоже,как все эти высоколобые,женящиеся на студентках,продавщицах,балеринах,медсестрах и далее без остановок...а потом рождаются дети,умные как папа и красивые как мама(и наоборот)-и жизнь течет дальше,слоеная или нет,все равно...

Misa
Misa

tutelka, Красотка - тоже лубок, там все так условно, что я не знаю, кто может верить в то, что такое бывает) Но, с друго

Misa
Misa

tutelka, тьфу, отправилось
С другой стороны, героиня Робертс все же небезнадежна, вот если бы там была совсем узколобая вульгарная шлюха, тогда - да - все было бы совсем грустно.

firewhiskey
firewhiskey

Misa, Красотка, конечно, очень наивный фильм, но я, не будучи этакой инженю, все же считаю, что такое случается, может быть в одном случае на миллион. Образ шлюхи как вульгарной, глупой и неотесанной девицы - это тоже шаблон. Шлюхи ведь тоже бывают разными, и разные обстоятельства толкают их на эту дорожку. Даже если девушка недостаточно образованна, она может быть по-житейски неглупой и остроумной. Иногда выход из привычного круга как глоток свежего воздуха, а иногда возвращаться обратно не хочется.

Lizbeth
Lizbeth

firewhiskey, да уж, девушка, которая еще вчера за 15 долларов обслуживала дальнобойщиков, это прелесть какой "глоток свежего воздуха". Ну и конечно, ее именно суровые обстоятельства выкинули на панель, а не за кассу универмага, например о_О Более вредного фильма для подростков, чем Красотка, представить себе трудно ((

firewhiskey
firewhiskey

Lizbeth, я сейчас не оправдывала ее. Но нельзя же все время мыслить стереотипами. Проститутки тоже люди. И если так смотреть, то больше половины фильмов по тем или иным причинам, являются вредными для подростков, причем гораздо более вредными, чем та же красотка. Что же им теперь до 18 лет мульитки им показывать. Просто нужно иметь голову на плечах и нормальное воспитание. А если этого нет, то от какого-то фильма хуже не станет. Жизнь полна соблазнов и все прочее в этом духе.

Lizbeth
Lizbeth

firewhiskey, а по мне так надо смотреть конкретный сюжет, а не дорисовывать большую картину. Если фильм про конкретную проститутку с определенной историей, то зачем заморачиваться на тему: ах, не все такие, ах, они тоже люди. Никто с этим не спорит, но предметно обсуждать можно только конкретный сюжет фильма и его героиню :) И нет, я не помню других фильмов, в которых так бы тружениц панели воспевали успешно.

firewhiskey
firewhiskey

Lizbeth, мы тут вроде обсуждали классовые различия на примере фильмов, так что тема была шире, чем просто обсуждение фильма Красотка. Так что я позволила себе не сосредотачиваться на определенной истории, а высказать свое мнение о том, случается ли такое в жизни. Я никого не принуждаю к своему мнению, но да, считаю, что "ах, не все такие и ах, они тоже люди". Продавать свое тело или нет - личное дело каждого, и я не собираюсь судить людей по этому принципу.

Fiona
Fiona

Misa, ну, да: сцена с оперой ведь не просто так была придумана. Расплакалась на "Травиате" - значит, с чувствами.
По мне так "Красотка" - вполне реалистична до последних 5 минут, пока Гир не передумал ехать в аэропорт и не поехал к ней с серьезными намерениями.
Если кто помнит, то он ей в последнее утро предлагал снять квартиру и обеспечить, т.е. вполне себе деловой вариант, соответствующий его представлениям о его месте в обществе, и о месте в обществе - Вивьен.
А вот кто там по-настоящему отвратителен - так это Филипп Стакки и его жена, которые крутились около миллионеров и вели себя куда как большие снобы, чем Эдвард Льюис или этот Эдваод Морс (у которого Льюис компанию отжимал). Вот Морс и его внук как раз вели себя с Вивьен достойно, хотя по ее поведению в ресторане было видно, что она "из простых.

flow
flow

Интересная тема.
Фильм про разный уровень образованности есть ещё "Дело было в Пенькове", например. В "Девчатах" тоже народ был - сборная солянка. Но ни там, ни там прям классовых столкновений не припомню.

Misa
Misa

flow, Про этот фильм я тоже вспомнила:-) Там разлучница - учительница, и это вроде как подливает масла в огонь, согласна. Но меня всегда в нем смущало то, что Тихонов совсем не похож на тракториста

Загрузить еще

Войдите, чтобы прокомментировать

Сейчас на главной

Шик и блеск: новогодняя коллекция Bella Potemkina
Влюбленные в Лондоне: Софи Тернер и Джо Джонас на свидании
Опыт редакции и блогеров SPLETNIK.RU: патчи для области вокруг глаз
Елочка, гори: Полина Гагарина и Дмитрий Исхаков уже готовы к празднованию Нового года
Любовное настроение: Меган Маркл носит ожерелье с инициалами принца Гарри
Люди в черном: Джада Пинкетт-Смит и Уиллоу Смит на показе Chanel Metiers d’Art
Хакеры опубликовали в Сети фото обнаженной звезды сериала "Игра престолов" Мэйси Уильямс
11-летний Круз Бекхэм дебютировал на радио со своим первым синглом
Мэрайя Кэри приехала на зажжение огней в Empire State Building с новым бойфрендом Брайаном Танакой
Не боится перемен: Кэти Холмс отрезала челку
Приоделись: восковые копии Елизаветы II, Кейт Миддлтон, принцев Гарри и Уильяма в рождественских свитерах
Эмма Стоун и Райан Гослинг на премьере музыкального фильма "Ла-Ла Ленд"
Битва платьев: Гвинет Пэлтроу против Карли Клосс
Роковая блондинка: Белла Хадид в провокационной фотосессии журнала Paper
Уличный стиль знаменитости: горчичный образ Виктории Бекхэм в Нью-Йорке
Детский архив будущей звезды: редкие кадры 10-летней Бейонсе продаются за 3,8 миллиона долларов
Наталья Водянова приняла участие в конференции TechCrunch Disrupt в Лондоне
Круз Бекхэм подписал контракт с менеджером Джастина Бибера и собирается стать популярным певцом