Когда я училась в начальной школе, я была твердо уверена, что в стране все равны, потому что именно это нам лицемерно вдалбливали учебники, где было написано, что в СССР есть рабочие, крестьяне, интеллигенция (прослойка, не класс) – и все, господ у нас нет. Как раз к концу начальной школы я поняла, что все не совсем так. Классовые различия как были до революции, так и прекрасно продолжали оставаться после нее, их даже особенно не скрывали.

Номенклатурно-партийная элита, академики, известные актеры-писатели и т.п., руководители крупных предприятий, институтов и так далее – все они жили не так, как средний советский гражданин. Даже обычные граждане делились, например, на инженеров и заводских работяг. И с точки зрения богатые – бедные тоже. Были, конечно, социальные лифты. Одаренный сын рабочего вполне мог выучиться и стать профессором. Красивая крестьянка могла выйти замуж за сына доктора наук или за самого доктора наук (радость семьи по этому поводу оставим за скобками). Мезальянсы сильно не поощрялись, конечно, и зачастую были обречены на провал, но дети рабочих и ученых вполне могли учиться в одной школе и дружить. Снобизм в интеллигентных семьях считался неприличным, но это не значит, что его не было.
Интересно, что, несмотря на то, что у нас вроде как все равны были, тема классовых различий часто поднималась в кино. Более того, иногда она вообще становилась основой сюжета. Мне показалось интересным вспомнить несколько ярких примеров (в хронологическом порядке). Наверняка были и еще фильмы, где это всплывало так или иначе, но пока не могу вспомнить. Если вспомню или напомните – дополню пост!

«Весна на Заречной улице» (1956 год)

Молодая учительница приезжает в город, где вся жизнь кипит вокруг металлургического комбината, чтобы преподавать в вечерней школе, где как раз учатся работники этого комбината. Один из работяг, ударник труда, начинает за ней ухаживать.


Здесь тоже основная интрига фильма в том, что юная учительница, что называется, «из образованных», поэтому поначалу ее ухаживания рабочего весьма смущают. Там есть очень наивная по нынешним временам сцена, когда она слушает по радио классическую музыку с таким одухотворенным видом. И простой работяга тоже начинает тянуться к прекрасному (хотя, очевидно, у Саши Савченко изначально были такие задатки, в отличие от тамошних отрицательных персонажей), а учительница понимает, что он не просто у печи стоит, но еще и способен на рационализаторские идеи 

«Приходите завтра» (1963 год)

Девушка из глухой сибирской деревни Фрося Бурлакова приезжает в Москву, чтобы поступить в Институт имени Гнесиных и стать певицей. Она останавливается у скульптора Николая Васильевича, которому шесть лет назад был приятелем её школьный завхоз. Совершенно незнакомая с жизнью больших городов, Фрося своей провинциальностью и непосредственностью забавляет и самого Николая Васильевича, и его подругу Наташу, и домработницу.


В общем, значительная часть фильма построена на противопоставлении по-деревенски простодушной малообразованной Фроси и рафинированного скульптора, у которого даже домработница есть. Естественно, основная идея фильма в том, что Фрося хоть и не читала Гегеля, но все равно порядочна и неглупа. А скульптор, наоборот, закостенел в своем величии.

 «Москва слезам не верит» (1979 год)

Сюжет все знают: три подруги приезжают покорять Москву, за 20 лет у каждой жизнь складывается по-своему.
Здесь эта тема всплывает несколько раз.
Во-первых, конечно, это первый роман Кати, когда она заселяется в высотку на площади Восстания, выдает себя за профессорскую дочь и начинает встречаться с молодым оператором на ТВ. Конечно, довольно сложно себе представить, чтобы молодой человек совсем не заметил разницы между привычными ему профессорскими дочками и работницей завода Катей. По идее это должно было проявиться не только в месте жительства, но по фильму он вроде как ни о чем не догадывался, пока она сама все не рассказала. Ну и все помнят блестящую сцену знакомства Кати с потенциальной свекровью «Я рыбу не ем, у меня на нее аллергия». Отвратительная маманя – вся из себя интеллигентная, мучает младшего сына с фортепьяно, как и положено, а также с застольным этикетом (при этом спокойно предлагает наивной героине денег на аборт). И ее натуральный кошмар в качестве потенциальной невестки – лимитчица из деревни.



А далее наоборот - сама Катя, прекрасный пример социального лифта - от простой наладчицы выросшая до директора завода, знакомится в электричке с мужчиной, который оказывается не совсем простым, но слесарем. Живущим притом в коммуналке. Хотя, конечно, режиссер потом сам признавался, что не просто так взял на роль слесаря Алексея Баталова, у которого на лице и в голосе чувствуется не первое поколение не совсем слесарей. И, наверное, поэтому Катю разница их социального положения не смущает, хотя сложно поверить, что потом у них не будет проблем, ведь герою Баталова категорически не нравится, что Екатерина зарабатывает существенно больше него.

«Курьер»  (1986 г.)
Иван не поступил в институт и идет работать курьером. Он случайно знакомится с дочерью профессора, которая хочет с помощью романа с совершенно не подходящим молодым человеком эпатировать родителей. И у нее это получается - папаша в исполнении Олега Басилашвили (везет ему на такие роли) совершенно не в восторге от того, что его дочь начинает встречаться с парнем с повадками выпускника заборостроительного ПТУ.


Этот фильм в свое время имел широкий резонанс, а исполнитель главной роли стал на короткое время практически кинозвездой. Я помню, что моя подруга ходила на него в кино и была очень недовольна, т.к. ожидала фильма про любовь, а там любви никакой и нет, это был, скорее,  фильм про «такая-сякая молодежь».

Это только то, что я сразу вспомнила. Наверняка таких фильмов больше. Например, более-менее подходит еще фильм "Вокзал для двоих", но я не уверена. И в современном кино эта тема тоже никуда не делась – из последнего приходит на ум сразу фильм «Стиляги» и, конечно, мой любимый фильм Дуни Смирновой «Кококо».
 

Обновлено 30/08/14 18:55:

"Покровские ворота" (1982 год)

Как я могла забыть любимый фильм???

Понятно, что здесь эта тема проходит по касательной, но она всплывает и не раз. Во-первых, в трио Маргарита Павловна - Хоботов - Савва Игнатьевич, поскольку Савва - слесарь, а Хоботовы - филологи-переводчики. Это шикарно обыграно во время совместного обеда с четой их коллег, когда Савву понесло с темой про штихеля.

И - во-вторых - Хоботов начинает встречаться с юной медсестрой, которой по уровню образованности до него очень сильно далеко.

Обновлено 30/08/14 19:02:

"Любовь с привилегиями" (1989)

К сожалению, сама я фильм не смотрела, но по описанию он очень в тему.

Действие фильма происходит во времена Перестройки. Будучи на отдыхе в закрытом санатории, высокопоставленный пенсионер, бывший заместитель Председателя Совета Министров СССР Константин Гаврилович Кожемякин, представитель партийной верхушки СССР (Вячеслав Тихонов), знакомится с Ириной (Любовь Полищук), женщиной гораздо моложе его, рядовой сотрудницей этого санатория. Между ними разгорается любовь и Кожемякин делает Ирине предложение. Кожемякин увозит Ирину с собой в Москву, где они вступают в брак.

Ирина попадает в круг советской элиты, наполненный высокопоставленными соседями, качеством обслуживания, заморскими диковинками, доступом к дефициту и иным привилегиям. Константин никак не даёт понять ей что она «из другого круга» (хотя и не советует приглашать ей своего зятя на общую встречу, мотивируя это тем что они «не поймут друг друга, это иная сфера общения» с его детьми), ведя себя с ней на равных.

Обновлено 30/08/14 19:07:

"Карнавал" (1981)

Цитирую из комментариев: в "Карнавале" еще эта тема проходит, в отношениях Нины с Никитой и с Жозефиной Викторовной (в последнем примере так вообще звучит как имя нарицательное для тех, кто не понял глубины той пропасти, которая лежит между Ниной и Жозефиной:))

Обновлено 30/08/14 19:12:

"Маленькая Вера" (1988)

Не люблю этот чернушный фильм, но сюда он подходит, ибо главный конфликт фильма вертится как раз вокруг несходства взглядов и воспитания: веселый парень-студент начинает жить с девушкой из семьи водителя КАМАЗа, где мама такая хабалка с перманентом и папаня-работяга, простой как мычание. Ну и ничем хорошим это не кончится...

Обновлено 30/08/14 19:23:

Любимый фильм Сплетника - "Любовь и голуби" (1984)

подтверждает, что эта тема была очень интересна Владимиру Меньшову. Деревенский парень Василий на курорте знакомится с одинокой дамой по имени Раиса Захаровна (Людмила Гурченко), любительницей эзотерики и мистики, женщиной городской и интеллигентной.

Не думаю, что будет спойлером сообщить, что в итоге Василий все же возвращается к своей деревенской супруге, устав от закидонов Раисы. Свое, оно как-то роднее и понятнее.

Обновлено 30/08/14 22:25:

"Блондинка за углом" (1984)

Герой Андрея Миронова - астрофизик, который работает грузчиком, влюбляется в ушлую продавщицу в исполнении Татьяны Догилевой (если подумать, то в отличии от Басилашвили, который постоянно играл интеллигентов, Догилева зато наоборот - то спортсменку в "Покровских воротах изображала", то медсестру в "Забытой мелодии для флейты", то тут - продавщицу).

Подпишитесь на наш
Блоги

Про классовые различия: гусь свинье не товарищ

20:06, 30 августа 2014

Автор: Misa

Комменты 155

Аватар

быть профессорскими детьми - это было зачетно. Еще был один фильм, название не помню, в главной роли Гундарева, она мама с 2 детьми и без мужа, и она с дочкой заглядывают в гости к героине Немоляевой и ее дочери, они там какие-то блатные, и помню Немоляева им отдает целый торт, который не съели, а Гундарева отнекивается, мол типа дефицит это, а та ей берите, берите. То ли этот торт гости не съели, но что-то типа такого было.

Аватар

Я бы еще вспомнила фильм с Натальей Гундаревой "сладкая женщина"

Аватар

Девочки, абстрагируясь от темы: какие фильмы все чудесные!

Аватар

Супер! Все смотрела и в тему есть еще один с Папановым в гл.роли и Адентовой, где он женится на более молодой, а она такая пробивная, спецом искала себе мужа уровнем выше и проч, и проч. Хорошая драма. Другое видение истории героини Муравьевой из "Москва слезам не верит"

Аватар

Сериал "Моя прекрасная няня" вообще полностью крутится вокруг этого различия- образованный и богатый герой Жигунова (такая уже тямтя-лямтя, пентюх, так и хочется пенделя дать) и нянька Вика, простая как земля, и до кучи ее маман в исполнении Полищук, прекрасном исполнении я бы сказала.

Подождите...