Контент опубликован пользователем сайта

Про кино

Разбор фильма. Что думают психологи...

138
Разбор фильма. Что думают психологи...

Наткнулась на эту статью и не могла не поделиться...

Водила ребенка на этот фильм и сама посмотрела с большим удовольствием, но когда прочитала рассуждения психолога Жанны Тачмамедовой, задумалась...

Ну почему она пытается перевернуть все с ног на голову? почему в красивой истории о любви  "психолог" увидела извращение?

Может это я не права? Может я не вижу очевидного? Не знаю.... 

Привожу ее рассуждения в немного сокращенном виде.

Кто захочет почитать полную версию, может сделать это на сайте "Родительское Всероссийское Сопротивление."

" Взрослой аудитории фильм понравился.  Но поскольку на  расклеенных буквально на каждом столбе рекламных плакатах фильма написано "12+", то это значит, что фильм будут смотреть и дети. А потому экспертный коллектив РВС решил подвергнуть анализу и оценке эту весьма любопытную картину.   Нас интересовало, насколько полезным или вредным является этот фильм для детей указанной возрастной категории. 

     Авторы тщательно потрудились над тем, чтобы изменить классическую сказку. Вопрос в том, ЗАЧЕМ они это сделали? Что они хотели донести детям? Давайте сравним две версии сказки – традиционную и «новую», от создателей фильма. Возможно, тогда мы поймем, что именно они хотели сказать зрителю.

    В классической сказке родители любят девочку. Искренне переживают за ее судьбу. В фильме вроде бы сначала показывается, что папа очень беспокоится о судьбе дочери, он даже готов унизиться ради нее, он бросается умолять Малефисенту не причинять зла девочке. Но потом  отсылает ее жить в лес, к чужим людям (вернее, сказочным существам), забывает про нее на 16 лет, и при первой встрече даже не узнает ее.

Затем, впервые увидев дочь после долгих лет, он сухо приветствует ее и отправляет в башню, где ее запирают. Ну, а в конце вероломный папа ( а нам очень ярко показывают, какой он мерзавец)  так и вовсе становится врагом девочки, которая помогает колдунье его уничтожить. 


     Итак, какой образ родителей представлен детям?  Родители - существа холодные, равнодушные, подлые, слабые. И, в общем, они не очень настоящие, ведь не они вырастили девочку.  Очевидно, что мы имеем дело с трансформацией образа отца и матери. 

     Авторы фильма здесь играют на свойственном подросткам желании бросить родителям вызов, усомниться в их авторитете, пересмотреть свои отношения с ними, вырваться из-под их опеки. Но такой пересмотр отношений не дается детям бесплатно. Подростковый период совершенно справедливо называют «кризисным». Детям важно удерживать, пусть и на периферии сознания, положительный образ родителей, которые всегда готовы защитить и прийти на помощь в этот непростой для подростков период.   Фильм же положительный образ родителей просто уничтожает.  Родители без всякой рефлексии и объяснений выставляются мерзавцами и ничтожествами.  Будет ли это способствовать более гладкому прохождению кризиса подросткового возраста? Совсем наоборот. 

В фильме есть и еще один образ, претерпевающий трансформацию – образ зла. Главная героиня фильма, Малефисента, в классической сказке  - ведьма, злодейка. Она живет на болоте, с разнообразной малоприятной нечистью. Она сама неприятна. Она – воплощение зла. В классических сказках зло всегда представлено малоприятно. Со злом в сказках всегда борятся. И добро всегда побеждает. А кто побеждает в фильме? Зачем  авторы предлагают детям с их еще не до конца сформировавшимся нравственным стрежнем пересмотреть  фундаментальные нравственные понятия?


 Это – сказка, а сказка ВСЕГДА поучает, это особенность жанра. Не бывает не-поучительных сказок. И всю эту превращенную схему отношений  добра и зла в фильме выделили не мы. Она предлагается авторами фильма, более того, предлагается со всей очевидностью: рассуждения о добре и зле идут на протяжении всей картины. Само имя Малефисента переводится как "несущая зло". Как создатели всякой сказки (еще раз указываем на особенности жанра), авторы «Малефисенты» хотят вложить детям в голову свое понимание добра и зла.  Каково же оно?

Зло в фильме представлено очень привлекательно. Болото  - прекрасное, сияющее яркими красками место. Его обитатели   - милые, добрые симпатичные существа. Авторы  пытаются вложить детям в голову идею толерантности к злу, т.е. к подлости, жестокости, предательству и т.д.? Логическая операция по нивелированию понятия зла  выглядит примерно так:
1 шаг.  В злом начале всегда есть что-то доброе, следовательно, не такое уж оно и зло;
2 шаг. Из понятия «Это не совсем зло» со временем, но неизбежно вытекает вывод «это совсем не зло», подкрепленный еще и тем, что злые дела зло творит потому, что у него есть на то веские причины – (с Малефисентой в фильме очень несправедливо поступили);
3. А потому давайте будем терпимее к злу (т.е не будем с ним бороться), поймем, пожалеем и оправдаем его. И даже полюбим. Оно ведь еще и так обаятельно. 

    Переведем теперь это на язык реальности, представим себе, как оно должно выглядеть в жизни, а не в красивой сказке-перевертыше. Расскажем, например, красивую и грустную историю о  человеке, насилующем детей. Главный упор сделаем на том, что он вообще-то любящий сын, ухаживающий за своей больной мамой. Да и вообще, он очень несчастен, и детей насилует потому, что у него было тяжелое детство. Слишком сильно, зритель (пока) не поверит, а мы – передергиваем?

Попытка авторов фильма  внушить детям, что абсолютного зла в мире нет, не сделает детей счастливее. А вот способствовать  личностной незрелости и слабости - будет. 


    Еще одна  любопытная характеристика фильма: мир людей представлен  безрадостным и уродливым.   Это всячески подчеркивается. Жители болота постоянно презрительно-брезгливо отзываются о людях. Словно бы подростку, стоящему на пороге взрослого реального мира, говорят: «реальный мир убог и уродлив, не иди туда, оставайся в прекрасном мире иллюзий». 


       Помимо рассуждений о добре и зле, авторы поднимают тему любви. Это – следующий подлежащий трансформации образ. Главный вопрос, который вызывает это чувство, состоит в том, подлинна она или неподлинна. 
    О любви детям в классической сказке рассказывается. Собственно, сама сказка «Спящая красавица» как раз и посвящена настоящей любви, побеждающей зло. О том, как авторы фильма разрушили любовь между детьми и родителями, мы писали выше. Давайте теперь остановимся на том, как они разрушают мир любви между мужчиной и женщиной.

 «Любви не существует», - говорят несколько раз герои фильма. И подтверждают эту мысль весьма специфически представленной любовной линией. Принц, который должен спасти принцессу силой своей любви, показан очень блеклым, невнятным, пассивным персонажем. Его в бессознательном состоянии притащили к постели принцессы и практически силой заставили ее поцеловать. Очевидно, что над идеей любви между мужчиной и женщиной авторы фильма открыто глумятся, обесценивают ее.

Принцесса, конечно  же, не просыпается от его поцелуя. Ведь подлинная любовь есть только у Малефисенты - мифического темного рогатого существа женского пола. И это – не тот образ любви, транслируемый классическими сказками, образ, в котором самое главное - не красота принцессы и страсть принца. Самое главное – то, что любовь побеждает смерть. И любовь в сказке – это животворящая сила, разрушающая даже то, что способно уничтожить все остальное – разрушающая смерть. Вот о чем говорят сказки. А в обсуждаемом нами фильме утверждается, что любовь как таковая есть только у Малефисенты – то есть любовь, уже не опровергающая смерть, а соединенная с нею. Ведь именно Малефисента  - фигура, принесшая смерть. 


   
Авроре любовь к мужчине не светит, ведь «настоящая» любовь в фильме есть только между двумя женщинами. Других вариантов в фильме не предлагается: все персонажи мужского пола в мире этой сказки выставлены либо слабыми и неумными, либо мерзавцами.  Какова сущность такой единственной "настоящей" любви? Речь идет о гомосексуальной любви?  А может, создатели намекают на то, что Малефисента, которая, якобы, вырастила девочку, представляет материнскую фигуру?  Но  подлинная материнская любовь выглядит совсем не так.

В фильме же  две женщины соединяются в весьма странном союзе, в котором для мужчин места нет. Малефисента   - «самая могущественная волшебница», -  говорят авторы фильма. Такое архаическое представление о матери как о существе, обладающем огромной  силой  и могуществом, является весьма инфантильным.  Подобное отношение к родителям присуще детям очень раннего  возраста. Чем старше дети, чем более зрелыми они становится, тем более реалистичные и человеческие качества обретают образы родителей. А описанная в фильме модель отношений мать-дети  в подростковом возрасте является достаточно патологичной. 


     Так куда же тянет детей фильм, показывая  в качестве главных отношений, в качестве модели «настоящей любви»  то ли гомосексуальные отношения, то ли  архаичные, инфантильные и зависимые, крайне нездоровые отношения с могущественной матерью? Что называется, каждый может выбрать по вкусу, но увы, третьего не дано.  Со всей ответственностью можем сказать, что будь это первый вариант или второй, выбор делается не в пользу здорового прогрессивного личностного развития. Зачем же вообще нужен весь этот каскад трансформаций? Образ отца, образ матери, образ любви, образ самого мира – все это подлежит трансформации. Какому обществу должен соответствовать носитель этих измененных понятий? Ведь сказка – на то она и сказка – всегда остается носителем Традиции, вопрос лишь в том, какова будет эта традиция." 

Жанна Тачмамедова, клинический психолог, детский психолог.  Дарья Алексеева, филолог. РВС, Санкт-Петербург. 

 

P.S.  Мне очень интересно ваше мнение по поводу этой статьи. Мне интересно, а почему этот психолог не задумывается о сказке "Мальчик с пальчик", где родителям надоело кормить своих детей и они отвели их в лес и бросили там. Или о сказке "Крошечка-Ховрошечка"? Где добрые сестры убили свою сестру, закопали ее в саду, а она проросла яблонькой...

Почему именно "Малефисента" бызвала такие д:)ты?

Оставьте свой голос:

816
+

Комментарии 

Войдите, чтобы прокомментировать

rooletka
rooletka

обо всем этом имело бы смысл говорить, если бы возрастнойт ценз стоял 0+, а не 12+. У 13-летних к родителям обычно сто-о-олько претензий, что детская сказка мало на что может повлиять :)

rooletka
rooletka

И насчет гомосексуальности - задолбали эти выступающие. Самим бы им провериться.
Напомню, что в фильме Аврора восхищена не мамашей, а крестной. Женщиной чужой, красивой и загадочной. Вполне в духе подростка выбрать себе такого кумира.

angelika
angelika

rooletka, В советское время мы восхищались космонавтами. А сейчас детей учат восхищаться выдуманными злыми персонажами.

maria_Iv
maria_Iv

angelika, Малефисента не злая в фильме. Фильм начинается с того, что добрая девочка правит в волшебном мире и прощает людского мальчишку за воровство, начинает с ним дружить и влюбляется, а он предает ее и ее народ ради трона. А спустя несколько лет пришла и заколдовала принцессу, а потом 16 лет оберегала ее от смерти и невзгод и полюбила. Она пыталась снять свое заклятие, но не вышло. За весь фильм она не сделала ничего плохого. Последние фильмы Диснея мне импонируют, здесь и в Холодном сердце они ставят любовь между м и ж на второй план, показывая, что в жизни есть и другие важные отношения. А сравнение в статье с педофилом - это крайность. Повторяюсь, Малефисента не сделала ничего плохого, она просто стала мрачной, сидела на своем болоте и никого не трогала

moi5kopeek
moi5kopeek

все-таки придется посмотреть фильм )) дети все равно выберут того, кто им нравится. помню, как меня бесила Настенька в Морозко в детстве, еще советская Золушка тоже ))

Good_Mood
Good_Mood

moi5kopeek, да потому что слишком отмороженные, до неправдоподобности положительные

moi5kopeek
moi5kopeek

Good_Mood, честно говоря и без фильмов они меня раздражали. понимала мораль сказок так: "тебя унижают, а ты не сопротивляйся, быть кроткой - это хорошо." это дико возмущало, все-таки меня родители совсем в другом ключе воспитывали ))

zinochka
zinochka

moi5kopeek, "Тепло ли тебе дЕвица, тепло ли тебе с красными?")))

Svt
Svt

moi5kopeek, особенно голосок Настенькин! Так злилась на Мороза, что он её не жахнул как следует. А для меня Малифисента получилась фильмом о раскаянии и о материнской любви. Ну, и тема, что чужой ребёнок может стать родным, тоже, по-моему, раскрыта.

Elenika13
Elenika13

moi5kopeek, тоже терпеть их не могла ))) насколько фальшивой казалась наша Золушка, что даже не удивилась, узнав, что ей под 40 было, и в перерывах она курила Беломор. А как же мне нравился чешский аналог - Три орешка для Золушки ))) Вот где и хулиганства в меру, и романтики. И несмотря на непослушного сына, как-то понимаешь, что там и с родителями отношения нормальные :-)

angelika
angelika
Показать комментарий
moi5kopeek
moi5kopeek

angelika, так я еще не посмотрела же ))

Rita_Starling
Rita_Starling

Конечно и в Красной шапочке можно при желании найти сексуальный подтекст, но эта психолог не так уж и неправа.

Rita_Starling
Rita_Starling

Rita_Starling, а все приведенные доводы имеют под собой основание только в том случае, если подросток проведет параллели между чертами характера и поведением героев с тем же самым у родителей и друзей. Если таковых не обнаружится, то сказка останется просто сказкой.

angelika
angelika

Rita_Starling, сказка - ложь, да в ней Намек. Добру молодцу УРОК

zinochka
zinochka

Rita_Starling, Ну Юнга из мадам Жанны не получилось)))
Хотя видать его "Феноменология духа в сказках" какое-то особое впечатление на ее разум все ж произвела...)))

pioggia-secca
pioggia-secca

Rita_Starling, в Красной Шапочке не то что можно, в Красной Шапочке изначально был сексуальный подтекст. Это потом ее изменили под детскую сказку, и то непонятно, чему особо хорошему она учит... кроме как через лес в одиночку не ходить.

Но насчет "Малефисенты" я согласна с тем, что образ отца слишком они изменили. Никакой логики нет в его поведении вообще. Просто слишком всё завертели вокруг Джоли - и по-моему как раз взрослому зрителю это более очевидно, чем ребенку.

А Дисней не в первый раз уже рушит стереотипы в общем-то... Просто потому что всем надоела предсказуемая история "принцесса ждет принца".

angelika
angelika
Показать комментарий
Yama
Yama

Rita_Starling, я вообще с ней во многом согласна. мне весь фильм было очень жалко саму Малефисенту. бедная только и делала, что страдала от того, что любила и привязывалась, вообще не увидела ее плохой, но как-то уж слишком с ней жестоко.

farangesa
farangesa

Rita_Starling, Я ВАС УМОЛЯЮ! ОКОнчание сказки про лесу, петушка и зайчика непомнить? Про то, что петушок убил лису, и стал с с зайчиком жить вместе? Нет ли в этом пропоганды гомоескуализма?

Загрузить еще

Войдите, чтобы прокомментировать

Сейчас на главной

Наталья Водянова приняла участие в конференции TechCrunch Disrupt в Лондоне
Круз Бекхэм подписал контракт с менеджером Джастина Бибера и собирается стать популярным певцом
Седовласый Федор Бондарчук в новом трейлере фильма "Дед Мороз. Битва Магов"
Кара Делевинь, Джейден Смит, Лили-Роуз Депп и другие на шоу Chanel Metiers d’Art
Grammy-2017: Бейонсе, Рианна и Канье Уэст среди номинантов музыкальной премии
Лили-Роуз Депп дебютировала на подиуме на показе Chanel
Ирина Шейк снялась в новой чувственной рекламной кампании
Twitter подвел итоги года: "Игра престолов", Кэти Перри, Ким Кардашьян и другие популярные темы и звезды
Принц Гарри снова прилетел в Канаду, чтобы встретиться с Меган Маркл
Как поддерживают форму модели Victoria's Secret: любимые тренировки Адрианы Лимы, Джиджи Хадид и не только
Басков, Михалков, Малахов и другие в клипе Тимати и Григория Лепса "Дай мне уйти" про скандальный развод
Эмили Ратажковски: "Я знаю, что своей карьерой я обязана внешности"
Forbes назвал самых высокооплачиваемых YouTube-блогеров
10 образов с красной дорожки The Fashion Awards-2016: выбираем лучший
Марк Уолберг и Оптимус Прайм в трейлере блокбастера Майкла Бэя "Трансформеры 5: Последний Рыцарь"
Travel-колонка Регины Тодоренко для SPLETNIK.RU: в поисках экстрима — от прыжков в бездну до селфи у кратера действующего вулкана
Мишель Обама в платье Gucci затмила всех гостей на Kennedy Center Honors
Мадонна в тизере нового выпуска "Караоке на колесах": горячие хиты, тверк и все о поцелуе с Майклом Джексоном