Симона Шанжё (Анн Голон) вместе с родителями жила в Версале (пригород Парижа).

Здесь в королевски садах и парках прошла ее юность. Эти фонтаны и скульптуры до сих пор помнят маленькую хрупкую девушку то с этюдником, то с блокнотиком. Симона постоянно что-то рисовала, записывала, сочиняла, представляла себя в парадных залах,  в отражении королевских зеркал. "Мечтательница" - называли ее.

В 19 лет Симона совершила свой первый отчаянный поступок. Одна на велосипеде через всю оккупированную немцами Францию отправилась на юг, туда, где была еще свобода. Она проезжала по 50 км в день, делая зарисовки. Ей встречались очень красивые места. Встречались все эти замки, опустевшие из-за оккупации. Тогда она и увидела впервые Пуату, в который просто влюбилась. Потом именно в болотистую местность Пуату она поселит свою Анжелику.

Симона благополучно добралась да Испании, а затем вернулась в Версаль. Пережила оккупацию и стала журналисткой, организовала свой журнал "Франция 49", писала сценарии и книги под псевдонимом Монжуэль Дантер. В 26 лет успешная журналистка Симона Шанжё бросила очередной вызов Парижу, променяла его на Конго. "Достойный"выбор для молодой француженки. Свой поступок она потом объяснит, что, будучи журналисткой, хотела увидеть мир. Ей попросту хотелось сбежать, сменить обстановку, посмотреть, как живут люди, про которых она писала в своих книгах. 

Вскоре Симона отправилась в горы брать интервью у владельца местного цементного завода. Ему было 44 года, на 18 лет старше ее. Он не был красавцем. Геолог, занимался то ли поиском брильянтов, то ли золота, и все средства направлял на вооружения армии мятежного генерала Де Голля.

Это был Всеволод Голубинов. Их роман был страстным и взаимным, она поженились. Всеволод родился в Бухаре, вырос в Иране, где его отец, Сергей Петрович Голубинов, служил царским консулом. Когда началась революция, он учился в гимназии в Севостополе. Пытался поступить в белую армию, потом в 16-летнем возрасте бежал во Францию. В 20 лет Голубинов стал самым молодым доктором наук во Франции. Получил 8 магистарских степеней. Изучал математику, минералогию, физику, химию, владел 15-тью языками. Как и будущий герой его романа, однажды он был приговорен к смертной казне. 

Объездил весь мир, работал в Азии, Африке, был богат. И потерял все это в один миг, когда они с Симоной решили вернуться во Францию. В Париже заказчик отказался оплатить его геологические разработки, на работу не брали, денег не было. Они поселились втроем с маленьким сыном в крошечной комнатке в Версале недалеко от парка, и стали думать, как жить дальше. И вдруг в один прекрасный день или вечер любовь сама подсказала им путь. Они действительно любили друг друга, а это в современном мире уже сказка, в которую попадают избранные. А если к тому же эту сказку описать?! Да и еще поселить своих героев не в послевоенный Версаль, в печальный и заброшенный, а в Версаль времен его рассвета, когда мир освещал "король солнца" Людовик XIV.

На следующий день Симона и Всеволод отправились в городскую библиотеку Версаля в поисках старых никому неизвестных документов. В нее они и приходили работать, чтобы найти подробные описания эпохи XVII века, которая была благополучно забыта. То были счастливые годы, когда они вместе обсуждали исторические вопросы. Это было незабываемое сотрудничество.

"Анжелика" - в XVII веке это имя было распространенным. Анжелики были везде, при королевском дворе и среди простолюдинок. Только позже Симона сообразила, что имя это связано с ангелами. Тогда же она предположила, что другие дети могли прозвать эту девочку Маркизой Ангелов.

Наконец роман "Анжелика, маркиза ангелов" был завершен и опубликован во Франции под именами Анн и Серж Голон в 1957 году. Анжелика, словно Джин из бутылки, вырвалась на свободу и стала жить независимо от своих авторов. Теперь каждый читатель в конце 50-тых рисовал в своем воображении свою Анжелику, своего Жоффрея. К Анн и Серж Голон пришла популярность, а с ней и деньги. Жизнь потихоньку налаживалась.

В начале 60-тых кинематографический мир понял, что Анжелика и Жоффрей должны обрести конкретные лица узнаваемых актеров и сохранить их на пленке на долгие годы.

Начали работать сценаристы. А Симона и Всеволод оказались в этой ситуации лишними, потому что грядущее кино сулило совсем иные деньги. Всего два раза они побывали на сьемках. Декораторы и костюмеры иногда обращались к ним за советом, но что касалось актеров, они не имели права с ними общаться, так как фильм должен был стать самостоятельным произведением. 

Но кто сыграет главных героев?

Роберу Оссейну уже было за 30. Он был известен и востребован, играл преимущественно злодеев, бандитов и преступников. Пока его друг, режиссер и сценарист, Роже Вадим не разглядел в нем соблазнителя.

Робер Оссейн, сын иммигрантов из бывшей Российской империи (отец из Самарканда, мать из Киева), родился в Париже. Настоящая фамилия Робера - Гусейнов, а первая жена актриса Марина Влади (Полякова) родила ему двух сыновей - Игоря и Петра.

А самым близким другом долгие годы оставался режиссер Роже Вадим (Племянников), который принимал деятельное участие в съемках Анжелики. Он и посоветовал режиссеру фильма Бернару Бордери  пригласить Робера на роль Жоффрея.

Оссейн прочел книгу и отказался играть Пейрака из-за хромой ноги и шрамов графа. Но продюсер  заверил актера, что он может сам выбрать костюм, шрам, что он вообще свободен делать своего героя таким, каким он захочет.

Анжелику выбирали долго. Роль зеленоглазой красавицы предназначалась главной блондинке Франции - Бриджит Бардо. Но она на то время была занята в съемках другого фильма и очень устала от костюмированной роли. В результате - Бриджит Бардо не захотела снова работать в корсете и от роли Анжелики отказалась, о чем потом жалела.  

Среди претенденток на Анжелику были сразу три пассии Роже Вадима. В итоге пробовались все кино-красотки того времени.

Победила Марина Влади. Но за несколько недель до начала съемок ее переманил к себе Гадар. От безысходности продюсер и режиссер решили посмотреть и темноволосых актрис. На пробы пришла брюнетка Мишель Мерсье.

На пробах режиссер относился к Мерсье как к дебютантке. Он постоянно поучал ее: "Сделай молоденькую девочку. Сделай маленькую девочку. Мы ей сделаем хвостики", - и все время кривлялся. А потом вдруг вскрикивал: "Да нет же, ты - роковая женщина, играй роковую женщину!" В конце концов все это взбесило Мерсье, и она, сбросив свой златокудрый парик, сбежала с площадки.

А на следующий день продюсер  позвонил ей и сказал, что это ярость, и это именно то, что им нужно в Анжелике. "Вы Анжелика!"

В романе Анн и Серж Голон было много откровенных описаний и фильм задумывался отнюдь не пуританским. О красоте любви не только говорили, ее стремились также показать.

Но Мишель проявила характер еще до начала съемок и внесла в контракт отдельный пункт, запрещающий снимать откровенные сцены, а на пикантной части своего тела наклеила красный скотч, и оператор был вынужден снимать тело строго до обозначенного места.

А самое интересное начиналось в тот момент, когда героине Мерсье требовалось принять ванную. Актриса выдворяла со съемочной площадки всех кроме режиссера с оператором. 

Продюсер был вне себя от ярости, но поделать ничего не мог. Однажды он даже прибег к хитрости - распустил слухи о том, что грудь у Мерсье действительно похожа на яблочки, только очень маленькие и печеные. Мишель фыркала, но доказать всему миру обратное не спешила.

Робер Оссейн признался позже, что мужская часть съемочной группы во главе с законным мужем, графом де Пейраком, укрывалась за декорациями и подглядывали за шоу под названием "Анжелика раздевается". При одном из дублей Робер со своим братом даже уволокли подальше от ванной золотые туфельки, чтобы подольше полюбоваться запретным плодом.

 А самая запоминающаяся эротическая сцена фильма родилась в фантазии Роже Вадима спонтанно, прямо на съемочной площадке. Это была сцена с античной скульптурой. И это была полная импровизация. Жоффрей говорил: "Ей три тысячи лет, но она юная. Вечно юная, как истинная любовь". В оригинале эта фраза звучит чуть по-другому.

Кстати Робер Оссейн на 12 лет старше Мишель Мерсье и между ними такая же разница в возрасте, как между книжными Жоффреем и Анжеликой.

Гардероб Анжелики в каждой серии содержал от сорока до полусотни костюмов. После каждого фильма Мерсье оставляла себе на память одно или два платья.

Некоторые костюмы в фильмах  повторялись. 

Глаза героини по книге были зелеными. Природный же цвет глаз актрисы оказался светло-карим. Однако за счет макияжа этого несоответствие гримерам удалось оставить незаметным.

Секрет таинственно мерцающей кожи Анжелики кроется в специальном составе, которым Мишель покрывали с головы до пят. Если бы ночью ей вздумалось прогуляться нагишом, она светилась бы не хуже собаки Баскервилей.

Робер Оссейн периодически забывал смывать шрам после съемок и пугал своей внешностью официанток в ресторанах, каждый раз рассказывая новую историю увечья - схватка с крокодилом в водах Амазонки, драка с опасным преступником и даже происки инопланетян.

В перерывах между съемками Робер Оссейн постоянно катался на велосипеде! Многие шутили, что и на премьеру фильма он приедет на нем.

Жан Рошфор (Дегре) увлекся на съемках верховой ездой. В перерывах между дублями он практиковался. Нередко помощники режиссера по всем окрестностям гонялись за всадником на авто, чтобы вернуть его обратно в кадр.

Жан-Клод Паскаль (Осман Ферраджи) также знаменит как певец. На конкурсе песни Евровидение в 1961 году, представляя Люксембург, он победил, исполнив композицию "Nous Les Amoureux".

Жан-Клод Паскаль в роли де Гиша ("Анжелика, маркиза ангелов") и в роли Османа Фераджи ("Анжелика и султан").

​Также мало кто знает, что Джулиано Джемма (Николя) еще и известный скульптор. В перерывах между съемками он обучался в лучших студиях Флоренции и Рима. У него постоянно проходят выставки в крупных городах Италии.

С актёром Жаком Тожа (Людовика XIV) Мишель Мерсье связывала дружба, и по признанию самой актрисы, Тожа был одним из лучших друзей в её жизни.

Следует также упомянуть Жана-Луи Трентиньяна (поэт Клод), который закрутил роман с Бриджит Бардо на съемках фильма "И Бог создал женщину". Этот роман наделал немало шума в прессе и в конце концов привел к разводу режиссера Роже Вадима и Бардо.

Первые две серии фильма «Маркиза ангелов» и «Великолепная Анжелика» снимались параллельно. Утром Мерсье - двадцатипятилетняя вдова, "борющаяся за выживание". Вечером же неутомимая актриса - семнадцатилетняя Маркиза ангелов. 

Также как и две первые, две последние части "Неукротимая Анжелика" и "Анжелика и султан" снимались одновременно. 

Вышел первый рекламный снимок к фильму "Анжелика"(студия Фрэнсиса Кона).

Премьера фильма "Анжелика, маркиза ангелов" состоялась в кабаре «Мулен Руж» 8 декабря 1964 года. Знаменитая Коко Шанель, приглашённая на показ, аплодировала стоя.

После съёмок первых двух серий Мишель Мерсье почувствовала себя до такой степени опустошённой, что режиссёр подумывал о приглашении для последующей работы Урсулы Андресс или Клаудии Кардинале, так как они казались ему "посвежее".

В съемках фильмов приняли участие такие страны, как Италия, Франция, ФРГ, Тунис. Французскую съемочную группу "Анжелика и султан" принимал сам первый президент Туниса Хабиб Бургиба, а роль султала исполнил известный тунисский актер Али Бен Айед.   

Другой "восточный" мужчина фильма - Сами Фрей (Бактериари-Бей)  на самом деле сын польских евреев. Настоящее имя актера - Самуэль. Он пережил войну, будучи ребенком. Мать забрали нацисты, но она успела сказать сыну, когда за ними пришли, чтобы он спряталася то ли в сундуке, то ли в какой-то коробке - и тем самым спасла ему жизнь. Маму маленький Сами больше не видел... Во Францию бежал вместе с выжившей бабушкой.

Мишель Мерсье писала в мемуарах, что на съёмках "Анжелики" он держался несколько особняком, но в общем отзывалась о нем уважительно. "Красивый и серьезный". Его называли "черным ангелом французского кино". О личной жизни Фрея почти ничего неизвестно, разве что о том, что в свое время у него был роман с Бриджит Бардо, начавшийся на съемках фильма "Истина". Примечательно,  в своих мемуарах Бардо, по моим ощущениям, сожалела только о двух мужчинах в своей жизни, с которыми рассталась в силу своего непостоянства: Трентиньяне (другой персонаж "Анжелики", о котором я уже упоминала) и о Фрее. "Это был очень скрытный человек. Он был очень сдержан, даже замкнут, так сказать, соблюдал дистанцию и смотрел на все ироничным, слегка насмешливым взглядом. В перерывах между сценами он читал Брехта, разговаривал мало, не откровенничал. Это был актер в самом глубоком смысле слова", - вспоминала ББ.

"Я все-таки любила Сами наперекор всему, и он меня тоже. Он навсегда останется для меня символом любви — любви глубокой и разрушительной, как все слишком абсолютное. Мы родились под одним знаком — Весов, и наша неуравновешенность увлекала нас в бездну всеотрицания, где мы терялись, отчаянно цепляясь друг за друга. Мы оба слишком остро чувствовали, слишком ясно видели и поэтому жили как будто с содранной кожей. Мы почти нигде не бывали, жили затворниками, нам хотелось как можно дольше побыть вместе, запастись друг другом впрок, чтобы легче было смириться с мыслью, что очередные съемки, гастроли, моя и его работа снова разлучат нас."

Но вернемся к нашим героям. Столь ожидаемый всеми роман Мишель Мерсье с Робером Оссейном так и не состоялся...

...хотя пара Робер Оссейн/Мишель Мерсье появлялась на экране аж целых семь раз: четыре раза в "Анжелике", и еще трижды в фильмах "Вторая истина", "Гром небесный", "Веревка и кольт".

Еще одним эстетическим вкладом Роже Вадима в картину по праву можно считать музыку. Именно в его работах впервые зазвучали творения Мишеля Мань. Он же и привел композитора в "Анжелику".

Для интересующихся: в чешском мюзикле "Анжелика" использована та же музыка, что и в фильме, написанная Мишелем Мань. 

В фильме отсутствуют многие снятые сцены.

А концовка  изначально задумывалась совсем другой. Жоффрей и Анжелика плывут на корабле, он дает ей телескоп со словами: " У меня для тебя есть сюрприз". По мере приближения к берегу, она ясно видит на берегу сыновей, которые незаконно выехали из Франции, семи и восьми лет. Анжелика счастлива: она нашла мужа и сыновей, это компенсация за ее бой с жизнью. На берегу Анжелика обнимает детей, семья садится в лодку, но неожиданно на нее дан залп и лодку отбрасывает на сотню метров от берега. В ужасе Анжелика кричит, так как понимает, что попала в ловушку. Королевский полицейский Дегре все это время следил за детьми, а сейчас прятался за скалой. Анжелику похищают и связывают ей руки, в то время как Рескатор с сыновьями доплывают до корабля. Концовка с намеком на продолжение истории, так как планировались съемки 6 части.

В 1997 г. хотели возродить Анжелику. Повзрослевшая на тридцать лет Маркиза ангелов вслед за взрослыми сыновьями отправится в Новый Свет бороться с интригами. Съемки повисли в воздухе из-за нерешительности графа де Пейрака – Робера Оссейна.

В 2013 на киноэкраны вышла новая версия приключений Анжелики. Будет ли она такой же "насыщенной приключениями" - покажет время. Но это уже совсем другая история...

Подпишитесь на наш
Блоги

Приключения Анжелики

05:13, 2 февраля 2014

Автор: Volshebnitsa

Комменты 56

S

Автору огромная благодарность - пост шикарный, обожаю фильм, актёры - лучшие, никто не заменит, музыка - шедевр! Была удивлена таким количеством "русских корней", даже гордость берёт!) Ещё бы десяток очепяток и справить... "Король солнца, время рассвета, к смертной казне, магистарских степеней"...и тогда вообще всё супер!

Аватар

Мегапост! СПАСИБО

J

Спасибо за пост:)

Аватар

Спасибо, за пост!!! насладилась, прекрасный Оссейн, жаль, что 6 часть не состоялась

Аватар

Я Анжелику ненавижу. Ага. Осилила в детстве заюзанную до дыр, передающуюся по спискам первую книжку.Ээээ.."Маркиза ангелов" , да. Все. Более не смогла. В исполнении корововзорой Мерсье эта история стала совершенно невыносимой. Меня поражала редкая способность этой дамы губить порядочных мужиков и типа любя мужа-переходить из постели в постель. Сори.

Подождите...