Просматривая фильмы для российской программы в очередной раз убедилась, что наше, русское кино, слава Богу, в большинстве своем создано не для жевания поп-корна, а для хоть какой-то работы мысли. И, несмотря на засилье всяких там новомодных ремиксов, глуповатых комиксов и соплежевательных истерий, с помпой представляемых широкой публике, еще снимаются фильмы, которые затрагивают и ум, и сердце, и душу.  Причем, это совсем не обязательно заумные и занудные арт-хаусы, разобраться в которых сложно без специального искусствоведческого образования. Наоборот, я постаралась выбрать простые, понятные, добрые и душевные фильмы.

Настройщик. 2004

В этом фильме очень много юмора. И не просто много, он весь пронизан юмором. Тонким, мягким, минорным юмором, иногда переходящим в убийственную иронию, иногда – в жесткий сарказм. Но, ни в коем случае, не в цинизм и не в чернуху.

История, рассказанная в фильме, известна любому школьнику. Это печальная трагедия о бедном юноше Родионе Раскольникове (Георгий Делиев) и богатой старухе-проценщице (Алла Демидова). Вот только движет современным Раскольниковым-Андрюшенькой-Делиевом не низменная жажда денег, а возвышенное чувство. Он банально влюблен в холодную и капризную красавицу Лину (Рената Литвинова). Чтобы удержать это избалованное и привлекательное небесное создание, ему элементарно нужны деньги. А где взять денег небогатому и стареющему еврею-музыканту в жестких условиях дикого, но развивающегося капитализма?

Ну, не старушек же грабить, в конце концов? А почему бы и нет? Вот, кстати, две подходящие старушки: Алена Ивановна и Лизавета Ивановна. Ой, простите, Анна Сергеевна (Алла Демидова) и ее подруга Люба (Нина Русланова). Они обе ну просто неприлично богаты. Как и почему, не важно. Но ведь это такая несправедливость, что эти две старые клуши живут в роскоши и богатстве и иногда даже понятия не имеют, сколько у них денег, а наш бедненький Андрюшенька вынужден жить вместе со своей возлюбленной на каком-то занюханном чердаке. А вдруг упорхнет эта его возлюбленная к кому-нибудь другому, кто побогаче. Что тогда будет?

Вот такая простая история о современном преступлении и наказании. И все действительно могло быть примитивно просто, если бы ее рассказывал кто-нибудь другой, а не Кира Муратова. Кстати, Кира Муратова, Георгий Делиев и Одесса – вот три основные причины, почему я выбрала этот фильм. Кира рассказывает эту историю весьма своеобразно. Мои родные, которые занимались своими повседневными делами и изредка прислушивались, чем там занята мама, все время меня переспрашивали: «Ты что, повторяешь один и тот же эпизод?» Нет, просто так смонтирован материал, что некоторые эпизоды и фразы повторяются несколько раз. Поэтому и метраж картины получился такой внушительный. Но я понимаю Киру, как режиссера, которая при монтаже оставляла несколько различных дублей какой-нибудь сцены. Ну, как, скажите на милость, можно отказаться от повторения нежной и ласкающей слух влюбленного мужчины фразы: «Я поживу у тебя еще немного» в исполнении ангелоподобной Ренаты.

А как прервать монолог Анны Сергеевны (Алла Демидова), когда она сидит перед зеркалом и напрямую общается с нами, зрителями. Ощущения – непередаваемые. Вы словно находитесь в театре, в гримерке великой актрисы, когда она готовится к выходу. Она что-то говорит, о чем-то рассуждает, не имеет значения о чем. Вы просто не можете оторваться от ее лица в зеркале и мечтаете, чтобы этот эпизод никогда не закончился. А совершенно шедевральная сцена, когда Рената кормит в кафе бродяжку. Можно бесконечно смотреть, как она ее подзывает, как разговаривает с ней, как подкладывает в тарелку еду. Видно же, что в этой сцене Кира оставила несколько дублей, так и не сумев выбрать самый-самый. Да и как выбрать, если бесподобная Рената такое вытворяет. Конечно же, эти повторения могут показаться бессмысленными и затягивающими фильм. Но, в конце концов, узнать финал можно, промотав фильм. А Кира (и мы вместе с ней) получает от своего рассказа удовольствие. И для каждого, кто ее слушает, она найдет именно тот момент, от которого перехватит дыхание.

Фильм нарочито театральный. Каждый его персонаж, включая туалетного смотрителя или простую продавщицу, говорит возвышено-поэтично. Настоящие театральные примадонны Алла Демидова и Рената Литвинова в такой обстановке, как рыбы в воде. Но Георгий Делиев реально удивил и восхитил. Он совершенно завораживающе балансирует на тонкой грани между комедией и трагедией.

Как же мне хватало цвета в сценах с Ниной Руслановой! Все ее неистовая энергия и буйство буквально перехлестывали через экран и расцвечивали историю какими-то невообразимыми красками и образами. Особенно хотелось оценить ее свадебное безумие и пышное великолепие. Ослепляющая энергичность Нины просто выбивается из черно-белого измерения основной идеи. Она – живая, теплая и настоящая. Она – единственный персонаж в фильме, который не играет по установленным правилам. И поэтому, она – цветная. Причем, ее цвета – это переливающаяся радуга экзотической жар-птицы.

Честно говоря, я так и не поняла, почему Кира отказалась от цвета. То ли из соображений экономии, то ли это какой-то режиссерский ход. Кто понял, объясните. Но черно-белое изображение, в итоге, не раздражает (просто вызывает вопросы). Опять же, оставляет место для воображения. Но образы прочерчены настолько точно и идеально, а история – настолько прозрачна, что остается только следовать за автором до конца, ожидая, как на Новый Год, необычного, но приятного сюрприза. И хотя Кира – не Дед Мороз, сюрприз обязательно будет. Кстати, и Дед будет. А еще будет несравненная и офигительно прекрасная, трогательная и пронзительная Алла Демидова, которая всех уделает одним жестом.

Небесный суд. 2012

Алена Званцова художественно и наглядно показывает, что ожидает любого человека, покидающего наш бренный мир. И хотя всем давно известно, что там каждый пройдет через обязательную процедуру, определяющую дальнейшее существование, детали этой процедуры постоянно вызывают интерес и не раз становились вдохновением для создания различных произведений искусства. У Алены этот процесс показан настолько заманчиво и привлекательно, что, в конечном итоге, становится уже не так важно окончательное распределение. Уже одно участие в этом увлекательном шоу стоит того, чтобы умереть. Да и как иначе. Ведь главным обвинителем на этом процессе будет лично Константин Хабенский, а его оппонентом, т.е защитником судимого умершего – Михаил Пореченков. Они – главные персонажи этого шоу, а вовсе не тот бедолага, судьба которого определяется. И наблюдать за их совместной работой по определению дальнейшего местоположения – праздник для ума, сердца, глаз и ушей.

"Небесный суд" очень напоминает сон, когда реальность и вымысел переплетаются, и уже не понимаешь, то ли ты грезишь наяву, то ли крепко спишь. Фильм представляет два измерения. Реальность и так называемый загробный мир. Реальность отражена полноцветьем образов, а потусторонний мир каждому видится по-своему, как во сне. Для кого-то он черно-белый, для кого-то цветной. Зритель видит некий компилированный образ, преимущественно черно-белый с яркими завораживающими цветовыми пятнами. Как, например, ярко-красная помада или платье изысканной Ингеборги Дапкунайте и ее сверкающие золотистые волосы или же попугайский костюм коварного шутника синьора Аморе.

Перед глазами несчастного умершего разворачивается головокружительный калейдоскоп событий, а его персональная жизнь является сценарием этого шоу, результатом которого станет окончательный вердикт небесных судей. И, может, заключение судей порадует далеко не каждого, но само участие в этом процессе оставит неизгладимые впечатления надолго. А Вы хотели бы поучаствовать?

Русская игра. 2007

Просматривая «Русскую игру», все время не могла поверить, что этот фильм снят в начале 21 века. Настолько он не отличим от фильмов, снимавшихся в 60 – 90 годах прошлого века в эпоху благоговения перед классикой. Сейчас ведь как, даже если снимаешь фильм по классическому произведению, обязательно нужно добавить влияние современности в каком-либо проявлении. А здесь у нас чистая, рафинированная, добротная, театральная экранизация классического, всем известного произведения, наполненная истинным русским духом и русским стилем. Поэтому фильм может понравиться тем, кто отчаянно ностальгирует по всему старорусскому. А еще его можно рекомендовать в качестве наглядного пособия зарубежным кинематографистам, которые задумываются об экранизации русской классики, чтобы прониклись подлинностью. К примеру, если бы Джо Райт в свое время, перед тем как снимать «Анну Каренину», посмотрел подобный фильм, может, он поменял бы Толстого на Шекспира.

Итак, основой сюжета стала пьеса Николая Васильевича Гоголя «Игроки». Все остальное – настоящая театральная постановка с участием великолепных русских актеров, признанных виртуозов актерского мастерства. Сергей Гармаш, Сергей Маковецкий и Андрей Мерзликин очень профессионально делают то, чему их учили великие учителя, и что до них уже было проделано не раз и не два. В их компанию легко вписался итальянец Джулиано Ди Капуа, тоже, очевидно, заразившийся русским безумием и неистовой страстью.

К сожалению, ничего большего и ничего нового я в фильме не увидела. И мне, как зрителю, все-таки очень не хватило какого-то современного подтекста. Вот оно, влияние интернета и современной действительности, когда повсюду ищешь какие-то тайные намеки и иносказания. А простота классика кажется уже пресной и наивной.

Луна-Одесса. 2007

Еще один фильм про Одессу. И снова комедия. Легкая и ненавязчивая. Но, в то же время, такая же нелепая, как и сама идея сюжета. Очень много одесского колорита и одесского юмора в том виде, каким его представляют приезжие и отдыхающие, но не имеющего ничего общего с настоящей Одессой.

За одесский юмор в фильме отвечали знойная красавица Янина Соколовская и более опытный Валерий Прохоров. Их «юмористические» словесные перепалки, наполненные коронными одесскими фразочками, было забавно слушать. А на Янину еще и приятно смотреть.

Главной мачо всея Россия Андрей Палыч, т.е. Григорий Антипенко, по-моему, так и понял, какого героя ему играть, плохого еврейского мальчика или хорошего еврейского мальчика. И в результате, еврейский мальчик не получился совсем. Но больше всех разочаровал Станислав Дужников. Видно было, что роль ему совсем не нравится, он ее не понимает и поэтому не хочет, или не может играть.

И все же я не пожалела потраченного на этот фильм времени, потому что разочарования от тех актеров, от которых чего-то ожидала, с лихвой компенсировались фееричной героиней, которая, фактически, и сделала весь этот фильм. Василиса Фролова – единственная из всего актерского состава непрофессиональная актриса. Может быть, именно по этой причине она очень ответственно отнеслась и к съемкам, и к сюжету, несмотря на его нелепость. Ведь рассуждения о том, что она похожа на Уму Турман, ей самой уже надоели до чертиков. Но она обыгрывает это с легкостью, иронией, изяществом и даже с некоторым стебом. И при этом, она настолько естественная, живая и настоящая, что на нее хочется смотреть, не отрываясь. А еще очень понравился Василисин английский. Уж не знаю, какой там у нее акцент, нью-йоркский или харьковский, но говорит она по-английски очень красиво.

Смешарики. Начало. 2011

Именно из-за этого фильма я выбрала на заключительный месяц фестиваля Россию. В нем есть все необходимые атрибуты, чтобы быть настоящей гордостью российского кинематографа. Тем более приятно, что фильм – детский. Его создателям очень хочется сказать «ОГРОМНОЕ СПАСИБО» от лица всех родителей постсоветского пространства.

«Смешарики. Начало» – полнометражная серия любимого всеми девчонками и мальчишками сериала. Как и его предшественники, миниатюрные истории, он тоже рассказывает одну историю из жизни забавных и известных персонажей. Конечно же, история эта намного длиннее и более насыщена разнообразными событиями, но так же, как и во всех сериях, каждый ее кадр, каждый эпизод наполнен любовью, счастьем, радостью, восторгом.

Кроме того, этот фильм стал первым шагом для окончательного перехода всего сериала в мир 3D анимации. Многие скептики раскритиковали этот шаг, назвав его неуместным и неуверенным, но, с точки зрения эволюции и дальнейшего развития, он был жизненно необходим. Чтобы сериал не заканчивался (а мы ведь этого никак не хотим), и его герои должны идти вперед, и качество картинки должно соответствовать. Но оставим технические подробности тем, кто в них разбирается, и поговорим о тех приятных моментах, которые являются непременным атрибутом всех смешариковских историй.

Конечно же, сами истории. Они замечательные, и удивительным образом сочетают в себе и философскую мудрость (!), и мягкую иронию, и искрометную радость, и, естественно, ненавязчивое поучение, т.е. позитивную мораль. Несмотря на полнометражность, история, рассказанная в фильме, смотрится легко и непринужденно, временами перехватывая дыхание, временами сжимая сердце, временами вызывая легкую, понимающую усмешку. И, может, откровенно смешных эпизодов с доступным и простым для понимания юмором не так уж и много, но зато очень много иносказательных фраз и тонких пародий практически на весь окружающий нас мир.

Главные герои знакомы нам уже давно. В фильме они все есть. И озвучивают их по-прежнему любимые актеры с самыми прекрасными голосами. Можно часами слушать волшебный бархатный баритон Сергея Мардаря, который озвучивает Карыча и Совунью, а также исполняет большинство песен и в фильме, и в сериале. А голос Антона Виноградова, который озвучивает Кроша, это просто уникальное сокровище. Чтобы говорить, как Крош, он очень сильно меняет свой настоящий голос, но иногда можно расслышать его невероятный, завораживающий тембр.

И если уж говорить о звуковом оформлении фильма, то нельзя не сказать о музыке, которая постоянно звучит и в кадре, и за кадром. Специально для фильма было записано очень много новых песен. Композиторы Марина Ланда и Сергей Васильев создали роскошные композиции, которые, по праву, стали еще одним главным героем фильма. И так приятно, что на заключительных титрах идет ставшая уже визитной карточкой сериала песня «От винта» в исполнении Сергея Мардаря. Это так трогательно и мило, как и детские рисунки, которые эту песню сопровождают.

Бонус.

В качестве бонуса я очень хочу представить сериалы про «Смешариков». Это и старые серии, и «Новые приключения», и «Пин-Код». Эти небольшие истории не только очень красочные и веселые, но и весьма познавательные. Особенно, нобелевский цикл «Пин-Кода». Конечно же, если ребенок еще очень мал, он вряд ли поймет некоторые научные моменты. Но мой школьник с большим интересом узнал и о законе Бернулли, и о нано-технологиях, и о генномодифицированных продуктах, и об условно-безусловных рефлексах. И что самое главное, не только узнал, но понял и даже запомнил. И теперь с умным видом удивляет учителей, произнося фразы типа «кванто-волновые корреляции континуума», причем, не только произнося, но и объясняя, что все это значит. Ну, а о том, что «Смешарики» в ненавязчивой форме учат любви, дружбе, взаимопониманию и взаимоуважению уже было сказано не один раз. И при этом, во всех этих мультиках совсем нет глупого, «туалетного» юмора, которым сейчас наполнены практически все медиа-продукты массового потребления. Зато много доброго смеха, мудрой иронии и глубокого смысла.

Подпишитесь на наш
Блоги

Spletnik Film Festival: Россия

14:41, 29 октября 2013

Автор: Anna-Maria

Комменты 27

Аватар

Видела только "Небесный суд", не ожидала, что понравиться, но понравился. Постер к Луна-Одесса" ужасть))))

M

Смотрела "Небесный суд". Актеры там просто купаются в материале. И "Настройщик" смотрела , но оба фильма смотрела давно, а Вы так здорово описали их, может пересмотреть? Спасибо.

Аватар

А чем отличается фильм "Небесный суд" от мини-сериала? На КП два профиля есть. У фильма хронометраж меньше, значит, там просто одно заседание показывают, а в мини-сериале два, так? Или в фильме что-то другое? "Смешарики" никогда не смотрел, буду знакомиться вместе с малышней))

Аватар

"Небесный суд" смотрела, классный фильм, очень понравился, а вообще спасибо за новые идеи для просмотра!))

Аватар

какой ужас. я ни одного не смотрела! хотя Настройщика давно планирую.

Подождите...