25 декабря 1979 года на экраны Центрального телевидения вышла первая серия фильма  «Д'Артаньян и три мушкетёра». Эта картина по сей день остается в списке самых любимых советских кинолент. Песни Максима Дунаевского из этой ленты стали почти народными, а актеры-мушкетеры — кумирами.

Но мало кто знает, сколько заэкранных приключений выпало на долю режиссера и исполнителей главных ролей... Тридцать лет назад театральный режиссер Александр Товстоногов  вместе с Марком Розовским, Юрием Ряшенцевым и Максимом Дунаевским подарили еще одну сценическую жизнь легендарному роману Дюма «Три мушкетёра». Товстоногов осуществил постановку этой пьесы в московском ТЮЗе. Один из спектаклей посмотрел высокий чин из Госкино и, весьма впечатлившись, дал «добро» на кинематографическую жизнь истории о доблестных мушкетерах. Заявка на съемки фильма была отправлена в Одессу. Режиссером стал  Георгий Юнгвальд-Хилькевич, который роман знал почти наизусть. Дунаевский впоследствии переписал музыку, а тексты песен Юрия Ряшенцева остались нетронутыми. Юнгвальд-Хилькевич сразу решил на роль Людовика пригласить Олега Табакова, а на роль Анны Австрийской — Алису Фрейндлих. Режиссер был уверен, что эти актеры — залог успеха картины. Перед Табаковым поставили задачу сыграть человека маленького роста, который хочет казаться выше. 

Разночтений не возникло только у этих двух героев - Людовика XIII  и его жены. Но вот прочие персонажи могли сменить свое обличье полностью за день до начала съемок.

Спустя тридцать лет после премьеры первых «Мушкетеров» вообразить, что русским Д'Артаньяном мог оказаться не Боярский, также подозрительно с точки зрения мировой гармонии, как разлучить Семен Семеновича Горбункова с Юрием Никулиным, а Штирлица — с Вячеславом Тихоновым. Но в параллельном мире, где в 1977-м результаты проб оказались немножко другими, сейчас показывают тот же самый фильм, но с другими титрами — Симонова, Соловей, Абдулов, Ливанов, Костолевский. Список странный, но именно так мог выглядеть наш главный куртуазный фильм. Боярский, кстати, тоже здесь играет. Но не Д'Артаньяна, а Рошфора.

Д'Артаньян: Абдулов vs Боярский

Главной точкой расхождения во всей этой истории остается, конечно же, роль гасконца, которого вместо утвержденного Александра Абдулова сыграл Михаил Боярский.  Михаила Боярского пригласили пробоваться на роли Рошфора, Атоса, Арамиса — на выбор. Когда же его нарядили в мушкетерский костюм и он зашел в павильон, там воцарилась восхищенная тишина. Так Боярский стал Д'Артаньяном,  но поверить, что актер изначально не метил на роль гасконца невозможно. Абдулов
 был очень расстроен тем фактом, что его жену, Ирину Алфёрову, утвердили на роль Констанции, а ему отказали от главной роли. Ведь об этой роли Александр мечтал очень давно, даже учился и добился высокого спортивного разряда в фехтовании. Но все же в роли Д'Артаньяна Михаил Боярский был убедительнее.

Огромный успех фильма является стопроцентной заслугой Михаила Боярского. Большой успех картины держится на его голосе и мощной энергетике.  Актер решительно отказался от дублеров, хотя в фильме было полным-полно сложных трюков. Он отважно прыгал с высоты пятнадцать метров, а затем радостно бежал наверх и повторял прыжок. Так он хотел заработать на пирушку (за каскадерский трюк платили 50 рублей), но зря старался — оплачивался только первый прыжок. Во время фехтования с Борисом Клюевым (Рошфором) Боярский так вошел в роль, что, схватив зубами его шпагу, сломал зуб. А в другой раз шпага противника попала ему в верхнее небо, не дойдя до мозга каких-то пару сантиметров. Актера увезли в больницу, но молодость взяла свое — через несколько дней Боярский, не долечившись, примчался на съемки. 

Атос: Ливанов vs Смехов

На роль Атоса единственным утверждённым кандидатом был Василий Ливанов, однако он, по каким-то таинственным причинам, самоустранился, и Хилькевичу пришлось искать замену в «Театре на Таганке». Увидев в Театре на Таганке, дававшем "Мастера и Маргариту", Вениамина Смехова в роли Воланда, раздосадованный режиссер, не раздумывая, предложил ему стать Атосом.  Смехов согласился и так он стал Атосом.

Миледи: Соловей vs Терехова

В роли Миледи режиссер видел актрису Елену Соловей. Однако к началу съемок она оказалась беременной, и постановщик в отчаянии позвонил Маргарите Тереховой: «Ритка, спасай!» Но в Госкино в приказном порядке на роль утвердили Светлану Пенкину. Услышав это, Хилькевич отказался от фильма, запил и уехал в Ленинград. От Пенкиной ему все-таки удалось отбиться, и Терехова приехала на пробы. Актрису одели в шифоновую блузочку (без бюстгальтера) и начали снимать. С этими пробами режиссер поехал в Москву утверждать Терехову на роль. «Хотя так делать нельзя, это очень красиво, — сказал кто-то из госчиновников. — Если хотите — снимайте. Терехова хороша».

Некоторые зрители до сих пор уверены, что Терехова играла в парике, настолько эффектны ее золотые локоны. На самом же деле ее каждое утро просто завивали (и в итоге сожгли ей волосы). Чтобы во всем походить на свою героиню, актриса ночами не спала — хотела выглядеть уставшей, ведь по сценарию Миледи проводила ночи в седле.

Констанция Бонасье: Симонова vs Алферова

Констанцией режиссер видел Евгению Симонову и под неё персонально была написана эта роль и сшиты костюмы по её фигуре.  Но Ирину Алферову, хорошо сыгравшую в «Хождении по мукам» (1977), телевизионное руководство утвердило на роль Констанции Бонасье вопреки режиссерской воле Хилькевича. 

Когда Юнгвальд-Хилькевич снимал картину, он и не скрывал, что терпеть не может «Констанцию» и утверждал, что Алферову ему навязали влиятельные люди из Госкино. В актрисе ему не нравились ни улыбка, ни движения, ни голос, и на площадке он ее просто игнорировал. По мнению Хилькевича, Алферовой не свойственна французская легкость, у нее глубоко славянский тип и ей не хватало музыкальности, а Симонова была бы более изысканно лукавой, хитрой и ускользающей. К Ирине на съемочной площадке изначально относились прохладно. Для актрисы не шили костюмы, не ставили свет, не репетировали. Когда нужно было снимать ее сцену, на площадку не пускали никого из партнеров, а ей говорили: «Вот стул, на котором сидела Фрейндлих, обращайся мысленно к нему». Режиссер даже не дал Алферовой из-за ее «грубоватого тембра» озвучить свою героиню, её озвучивала Анастасия Вертинская.  Но, не глядя на трудности и унижения на съёмочной площадке, Ирина отлично справилась с ролью и народ полюбил Алферову именно за Констанцию.

На роль Портоса претендовал Георгий Мартиросян, но утвердили Валентина Смирнитского, который пробовался со сломанной ногой и все переживал, снимут ли гипс до начала работы. Поначалу его «уплотняли» для съемок, а потом он и сам растолстел до нужной формы. Игоря Старыгина на роль Арамиса утвердили с ходу. В роли Бэкингема должен был сниматься Игорь Костолевский, но он отказался, когда забраковали Евгению Симонову. Потом на эту роль пригласили Алексея Кузнецова.

Благородная четверка имела обыкновение резвиться от души. С утра артисты наряжались в мушкетерские доспехи и в таком виде ходили в ресторан, столовую, на рынок. И даже спали в камзолах и плащах. Мушкетерское застолье.

По многочисленным свидетельствам очевидцев и самих актеров, отношения между ними и образ жизни на съемках во многом напоминали сюжет картины. Попойки и активное общение с поклонницами практически не прекращались.

Так где же где создатели фильма «Д'Артаньян и три мушкетера» нашли в СССР Францию XVII века?

Натуру для приключений Атоса, Портоса, Арамиса и примкнувшего к ним Д'Артаньяна щедро предоставила Западная Украина, преимущественно Львовская область, где, к счастью, массово уцелели подходящие фильму архитектурные памятники. Типичные галицийские пейзажи появляются уже в первых же кадрах картины.

Основные места съемок находились в самом Львове, который был успешно выдан советскому телезрителю за Париж, и в расположенном в 44 км к юго-востоку от него небольшом селе Свирж Перемышлянского района Львовской области. Там сохранился замок середины XVII века, то есть вполне соответствующий эпохе, в которой разворачивалось действие картины. Свиржский замок появляется в кадре неоднократно и в самых разных ролях. Впервые же — в сцене прощания Д'Артаньяна с собственным отцом как родовое гнездо отправляющегося на покорение столицы гасконца. Михаил Боярский в элегантном берете запрыгивает на удивительного цвета лошадь на фоне лестницы Верхнего замкового двора.

Вот она же на современной фотографии. Фильм снимался в апреле — августе 1978 года, и за прошедшие 35 лет лестница немного заросла, сохранив тем не менее характерные декоративные вазы.

Прямо из гасконского Свиржа 18-летний Д'Артаньян в исполнении 28-летнего Боярского отправляется в Париж, то есть Львов, проселочными украинскими дорогами. Туда же в роскошной карете мчится и Миледи, причем опять на фоне все того же Свиржского замка.

Впервые замок упоминается в 1530 году как владение семьи Свиржских.  В советское время уже после съемок прославившего его фильма архитектурный памятник намеревались сделать важной туристической достопримечательностью, для чего даже возвели на его территории стилизованный под замковую архитектуру гостиничный корпус. Проект, однако, не удался, и замок, по сути, заброшен до сих пор, он отчаянно нуждается в реставрации.

В следующем эпизоде Д'Артаньян по дороге в Париж впервые знакомится с графом Рошфором и гвардейцами кардинала. По сюжету встреча, естественно, закончившаяся дракой, происходит в городке Менг на Луаре, недалеко от Орлеана. Менг съемочная группа нашла во Львове во дворе бернардинского монастыря.

Так стены монастыря бернардинцев выглядят в настоящее время. Справа видна апсида монастырского костела, который сейчас занимает греко-католическая церковь св. Андрея.

В следующем эпизоде Д'Артаньян отправляется устраиваться на службу в отряд королевских мушкетеров. В резиденции их капитана де Тревиля легко опознается роскошный дворец Потоцких на львовской улице Коперника, 15.

В резиденции их капитана де Тревиля легко опознается роскошный дворец Потоцких на львовской улице Коперника, 15. И хотя здание было построено только в 1880 году, проект был выполнен французским архитектором Людовиком де Верни и явно стилизован под родную архитектору дворцовую архитектуру. Так что и здесь создатели картины были, в принципе, корректны в выборе натуры для съемок. Во время них во дворце размещался Дворец бракосочетаний, сейчас это Львовская галерея искусств.

Вполне возможно, что и интерьерные съемки особняка де Тревиля проводились здесь же, ведь дворец Потоцких как раз был отреставрирован в 1973—74 годах.

 Покидая резиденцию де Тревиля (дворец Потоцких), мушкетеры выходят почему-то из ворот собора св. Юра, главной греко-католической святыни всей Украины.

Вот эта брама, правда, уже без собственно металлических ворот, справа на фоне грандиозного барочного собора 1770 года, одной из самых известных львовских достопримечательностей.

На соборном же крыльце, расположенном в нескольких километрах от дворца Потоцких, продолжается сюжет фильма.

То же крыльцо в настоящее время.

Тройная дуэль Д'Артаньяна с Атосом, Портосом и Арамисом у монастыря Дешо. Наверное, самый известный «мушкетерский» адрес Львова — двор Армянского собора на одноименной Армянской улице в Старом городе. Характерная аркада собора видна слева.

Армянский кафедральный собор был построен армянской же диаспорой в месте своего компактного проживания в городе еще в 1370 году, являясь, таким образом, одним из древнейших зданий Львова. Открытая аркада-галерея у южной стены собора, в «Трех мушкетерах» показанная подробно, была возведена еще в 1437-м. Во время съемок фильма в комплексе зданий располагалось хранилище Львовского музея имени В.И. Ленина. Соборная аркада  на современном снимке:

Первое исполнение самой известной песни мюзикла «Пора-пора-порадуемся на своем веку» происходит на фоне портала еще одного важного львовского храма — Доминиканского костела в Старом городе.

Грандиозное здание было построено в 1749 году, и во время съемок картины его занимал музей истории религии и атеизма. Сейчас костел за малочисленностью римо-католической общины передан греко-католикам, как, впрочем, и большинство других львовских культовых построек.

Правда, уже в следующий момент друзья пока-пока-покачивают перьями на шляпах в Одессе (!) на Военном спуске.

Интерьерные эпизоды дворца кардинала Ришелье снимались во львовском Доме ученых, бывшем дворянском казино, расположенном на ул. Листопадового Чина, 6, и построенном в 1898 году по проекту венских архитекторов Фердинанда Фельнера и Германа Гельмера.

Прекрасно отреставрированные интерьеры и эпическая лестница сделали это здание любимцем советских кинематографистов. Так выглядит его уличный фасад, также мелькающий в «Трех мушкетерах».

Очередное исполнение «Пора-пора-порадуемся» происходит уже за пределами Старого города, на ул. Грушевского, на фоне ворот костела св. Николая.

Наконец, двор покидает Париж и выбирается на пикник на природу. Природу нашли у знакомого уже Свиржского замка, чья панорама и демонстрируется зрителю.

А друзья тем временем отправляются для спасения королевы за ее подвесками в Лондон. Снимать в Советском Союзе еще и Лондон, за которым пришлось бы ехать, как обычно, куда-нибудь в Прибалтику, было накладно, поэтому режиссер ограничился лишь неким «замком Бэкингема». Свободный замок подобрали, конечно, вновь на Львовщине, и это оказался знаменитый Олеско, вероятно, самая известная достопримечательность области.

Сооружение, построенное в XVII веке, где в 1629 году родился последний великий король Речи Посполитой Ян III Собесский, неоднократно появлялось в советском кино, в том числе, например, и в фильме «Дикая охота короля Стаха» . В «Трех мушкетерах» же замок снят со стороны парка. Вот его современный вид.

Засветился в этом кино и второй из знаменитейших дворцов Львовщины — Подгорецкий, построенный в 13 километрах от Олеско, в соседнем Бродовском районе. Тут он играет роль парижской Ратуши, где будто бы проходит бал с Марлезонским балетом. Именно сюда мчится Д'Артаньян с подвесками королевы, расстраивая коварные планы кардинала и Миледи.

Прекрасное ренессансное здание было возведено в 1635—40 годах по проекту итальянца Андреа дель Аква. Во время съемок фильма тут размещался туберкулезный санаторий, но натура была слишком живописной, чтобы этого испугаться.

Интерьеры же «Ратуши» в туберкулезном санатории снимать не решились. Их нашли уже в Одессе, в  Оперном театре, построенном в 1887 году по проекту уже упоминавшихся выше венских архитекторов Фельнера и Гельмера, авторов Дома ученых во Львове (дворца Ришелье). В фильме лишь фигурирует парадная лестница театра, ведущая к ложам бельэтажа. Именно тут объявляют ту самую «Вторую часть Марлезонского балета», вошедшую в народный фольклор.

И вновь зовут галицийские дороги, на этот раз в Бетюнский кармелитский монастырь, где королевой была спрятана возлюбленная Д'Артаньяна.

Монастырей в Западной Украине сохранилось много, есть даже кармелитские, но съемочная группа решила не плодить лишние сущности и воспользоваться услугами все того же Свиржского замка. В качестве Бетюнского монастыря Свиржский замок выступает со стороны центрального подъезда и моста через ров.

Здесь мало что изменилось.

Здесь же, в Свирже, снимался и эпизод в трактире, где Миледи пыталась заодно отравить и Д'Артаньяна. Трактиром выступала старая мельница, расположенная у озера по соседству с замком.

За 35 лет трактир-мельница слегка пообтрепался, но по-прежнему стоит там же.

Наконец, заканчивается картина осадой Ла-Рошели. За этот портовый французский город, набитый гугенотами, в «Трех мушкетерах» отдувается Хотинская крепость в Черновицкой области Украины.

Этот мощный замок, известнейшая достопримечательность Украины, был построен в конце XV века стараниями молдавского господаря Стефана III Великого — Хотин с 1375 года пребывал в составе Молдавского княжества. Владельцев крепость меняла регулярно, став  местом разборок Молдавии, Валахии, Речи Посполитой, Османской империи, казаков.

Именно Хотин использовал режиссер Юнгвальд-Хилькевич для масштабных батальных сцен, разворачивающихся, впрочем, без участия главных героев картины.

Внешнее кольцо крепостных укреплений. В кадр попал даже Днестр.

Но и в этой сцене не обошлось без Свиржского замка. Именно там, а не возле Хотинской крепости, был снят завтрак четырех мушкетеров в бастионе Сен-Жерве. В роли бастиона, где отчаянные друзья успешно отбивались от превосходящих сил гугенотского противника, выступила отдельно стоящая полуразрушенная оборонительная башня Свиржского замка. Так она выглядела в пиротехническом дыму в фильме в 1978 году.

А так сейчас, обжитая семейством индеек.

Вид изнутри башни. Мушкетеры завтракают, пьют вино (говорят, вино в бутылках у актеров было настоящее, и съемки эпизода прошли как по маслу), отстреливаются от неприятеля и поют свою знаменитую «На войне как на войне», после чего под аплодисменты и финальные титры возвращаются в свой лагерь. Все приключения когда-нибудь заканчиваются.

Увы, многочисленные продолжения картины, снятые в начале 1990-х и в 2008 году, не имели даже капли того успеха, который выпал на первый фильм. Популярность его велика настолько, что даже во Львове, городе, и так переполненном туристическими достопримечательностями, существует отдельный маршрут «Львов мушкетерский». По местам боевой славы героев по-прежнему любимого фильма миллионов.

Источник: http://realt.onliner.by/2013/01/25/mushketery

Обновлено 10/08/13 13:43:

Фотопробы на д"Артаньяна:

Александр Абдулов

Виссарион Какабадзе

Виктор Ланберг

Андрей Садчиков

Владимир Высоцкий

Подпишитесь на наш
Блоги

Где и как снимали советские кинохиты

14:44, 10 августа 2013

Автор: aniase

Комменты 76

Аватар

Да уж, читала про то, как если какая-то влюбленная в Д, Артаньяна (Боярского) девчушка пробивалась к нему, то ее имели все мушкетеры, включая Рошфора. И вобще они поимели практически все молодое женское население Львова. Надеюсь, что родились красивые и смышленые ребятишки. На самом деле жалко, как бездарно и уничижительно использовали самую красивую актрису 80-годов, Ирину Алферову. Да, у нее было такого таланта, как например у Алисы Фрейндлих. Но и такая красота не всем дается. Я в молодые годы увлекалась историе кино, я читала книгу Стенли Кубрика, как он снимал Грету Гарбо. Она по его словам , не умела играть вообще, и он просто просил ее очень долго и внимательно смотеть в одну точку, без всякого смысла. Так появился фильм Королева-Кристина, где все критики отметили глубочайшую игру Гарбо, трагический и всепрощающий взгляд. Я думаю, если бы наши режиссеры меньше пили и думали о сексе, а больше уделяли внимание концепции фильма, они могли бы сделать из Алферовой интерсную актрису. Просто мстили по мужски. Ее взгляд достаточно красив, чтобы выразить все-что угодно, просто не было нормального мастера. Нельзя было пускать в расход такую красоту

Аватар

я планирую экскурсию во львов в конце августа. надеюсь не сорвется поездка

Аватар

спасибо! просто праздник!)) очень интересно, где снимали сцену с балладой Атоса?

Аватар

Мой муж видел, как снимали этот чудесный фильм. А я тока родилась тем летом ;)) Один из любимейших фильмов детства! Спасибо за пост. Через две недели буду гулять по Львову и по "маршруту мушкетёров" в том числе.

Аватар

Светлану Пенкину тоже можно было взять на роль милледи..она несказанно хороша внешне..

Подождите...